Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Школа России
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Дягина Надежда Николаевна

Рабочая программа с пояснительной запиской и тематическим планированием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx54.55 КБ
Файл tem._pl.docx68.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  бюджетное учреждение

  «Баевская начальная общеобразовательная школа»

«РАССМОТРЕНО»                           «СОГЛАСОВАНО»                                    «УТВЕРЖДАЮ»

ШМО учителей начальных              Координатор по введению                       Директор МОБУ «Баевская

классов и Советом школы по           ФГОС НОО                                               начальная              

введению ФГОС НОО                                                                                          общеобразовательная школа»

____________Н.Н. Дягина               ____________С.Н. Шаляева                     ____________С.Н. Кулакова

Протокол №1 от 29.08.2013 г.                               30.08.2013 г                          Приказ №____от 02.09.2013 г.

Рабочая программа

учебного курса  

«Литературное чтение»

УМК «Школа России»

 3 класс

        на 2013-2014 учебный год

Составитель:  учитель начальных классов

     Дягина Н.Н.

                                   

Баево

2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Данная рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основана на программе по предметной линии учебников Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В., Виноградской Л.А., Бойкиной М.В.  и обеспечена учебником для общеобразовательных учреждений «Литературное чтение. 3 класс  (М.: просвещение).

Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

    Программа адресована учащимся 3 класса общеобразовательных школ. Курс «Литературное чтение» призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства.

Цели обучения

Изучение курса «Литературное чтение» направлено на достижение следующих целей:

  1. овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;
  2. развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического от ношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  3. воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

           Программа "Литературное чтение" имеет два основных направления:

  1. знакомство с лучшими литературными произведениями, разбор и анализ которых строится по законам искусства;
  2. формирование грамотного читателя, который умеет правильно и выразительно читать, понимать и переживать содержание прочитанного.

Отсюда вытекают два основных принципа построения программы - коммуникативно-речевой и литературно-художественный.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование у них всех видов речевой деятельности, и прежде всего на развитие навыка чтения: от чтения вслух (громко-речевой его формы) до чтения про себя.

Литературно-художественный принцип позволяет реализовать на уроках чтения основные литературные функции: эстетические, познавательные и нравственные, которые создают прочную основу для глубокого изучения и понимания литературного произведения как искусства слова, формирует заинтересованного читателя с широким кругозором, содействует нравственно-эстетическому и общему развитию младших школьников.

Основные задачи:

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

  1. развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  2. учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  3. формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно - ассоциативное мышление;
  4. развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  5. формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  6. обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  7. формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  8. обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  9. расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  10. обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
  11. работать с различными типами текстов;
  12. создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Для углубления читательского опыта детей в программу введены некоторые произведения, повторяющиеся затем в программе средней школы.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в 3 классе  является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотно го читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Рабочая программа предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.

Художественно - эстетический принцип определяет  стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается  к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление межпредметных связей с другими видами искусства.

Литературоведческий принцип в его  преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности.

Литературоведческий принцип находит свое выражение в программе в том, что она охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни.

Программа курса четко ориентирована на формирование и развитие у обучающихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого  как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением ребенка воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому тексту.

    Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:

  1. Методическими рекомендациями по преподаванию учебных предметов в 2013-2014 учебном году, разработанные авторским коллективом Мордовского республиканского института образования.
  2. Письмо Минобрнауки России от 8 октября 2010 г. № ИК-1497/19 «О введении третьего часа физической культуры».
  3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 г. № МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ».
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год» (зарегистрирован в Минюсте России от 30 января 2013 г. № 26755).
  5. Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (в редакции приказов Министерства образования и науки от 20 августа 2008 г. №241, от 30 августа 2010 г. №889).
  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).
  7. Приказ Министерства образования РФ от 3 июня 2011 г. №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования,  утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 г. №1312»)
  8. Приказ Минобрнауки РФ от 26.ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (зарегистрировано в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., рег. № 22540).
  9. Программы «Школа России» для  начальных классов по литературному чтению и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном образовательном стандарте общего образования (№ 1089 от 05.03.2004 г.);
  10. Федерального базисного учебного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ министерства образования и науки РФ №1312 от 09.03.2004 г.);
  11. Федеральный государственного стандарт начального общего образования (приложение к приказу Минобрнауки России от 6.10.2009 г. №373).
  12. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  13. Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год (приказ №2080 от 24.12.10 г. Зарегистрирован Минюстом России 10 февраля 2011 г., регистрационный №19776).

Место предмета в базисном учебном плане

На изучение литературного чтения в 3 классе отводится 136 часов, 4 часа в неделю.

Ценностные ориентиры содержания курса

Формирование у школьников способности воспринимать красоту природы, человека и предметного мира, созданного им, и потребности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру

Приобщение детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха, наблюдение над звукописью, звукоподражанием

Воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости на произведение, его художественные особенности

Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка

Наблюдение над ритмичностью стихотворной речи, над изобразительностью и выразительностью слова в художественном тексте. В зависимости от подготовки детей в классе учитель может постепенно вводить термины: сравнение, эпитет, метафора, олицетворение

Результаты освоения курса

Личностные результаты:

  1. формирование гордости за свою Родину, ее историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
  2. формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3. воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  4. развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  5. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;  
  6. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  7. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
  8. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
  9. наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
  6. активное использование речевых средств для решения коммуникативных познавательных задач;
  7. использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  8. овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  9. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;        
  10. готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  11. умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное  поведение и поведение окружающих;
  12. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
  3. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий;
  4. использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  5. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
  6. умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно—следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
  7. умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста пo аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать  отзыв на прочитанное произведение;
  8. развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.

Коррекция программы

В  авторскую программу изменения не внесены.

Тематическое планирование по курсу  «Литературное чтение»

 

Наименование

 разделов и тем

Всего

часов

Из них

Теорет.

обучение

экскурсии

проверочные

работы

Проекты

Введение. Знакомство с учебником.

 1

1

1

Самое великое чудо на свете

4

3

1

2

Устное народное творчество

14

12

1

1

3

Поэтическая тетрадь 1

11

8

1

1

1

4

Великие русские писатели

24

23

1

5

Поэтическая тетрадь 2

6

5

1

6

Литературные сказки

8

6

1

1

7

Были-небылицы

10

9

1

8

Поэтическая тетрадь 1

6

5

1

9

Люби живое

16

15

1

10

Поэтическая тетрадь 2

8

7

1

11

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

12

11

1

12

По страницам детских журналов

8

7

1

13

Зарубежная литература

8

7

1

Итого

136

119

2

13

2

Содержание учебного предмета.

(136 часов)

Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс прочтения доступных по объему и жанру произведений, осмысления цели чтения и выбора вида чтения (ознакомительное, просмотровое, выборочное); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений - логического и др., соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения: участвовать в диалоге (задавать вопросы по тексту и отвечать на них); создавать монолог (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания); воплощать свои жизненные впечатления в словесном образе, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Чтение

3

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста.

Темп чтения - не менее 60 - 70 слов в минуту. 

  Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста.

Темп чтения - не менее 70 - 80 слов в минуту. 

Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке), написание отзыва.

Основные разделы.

Самое великое чудо на свете (4ч)

      Рукописные книги древней Руси.
      Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество (14ч)

      Русские народные песни.
      Докучные сказки.
      Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

Поэтическая тетрадь (11ч)

      1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. З. Суриков. «Детство», «Зима».

Великие русские писатели (24ч)

      1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». 

Поэтическая тетрадь  (6ч)

      1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».

Литературные сказки (8ч)

      1. Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

Были и небылицы (10 ч)

      1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон».

Поэтическая тетрадь (6 ч)

      1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».

Люби живое(16ч)

      1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»; 6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; 7. В. П. Астафьев. «Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь  (8ч)

      1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».

Собирай по ягодке — наберешь кузовок (12ч)

      1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».

По страницам детских журналов (8ч)

      1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».

Зарубежная литература (8 ч)

      «Храбрый Персей».
      Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок».

Планируемые результаты освоения программы

 «САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ»  (4 ч)

 знать:

- структуру учебника;

- приёмы ориентирования в       учебнике;

-историю создания книг;

-отличия рукописной и печатной книги.

уметь:

- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, аннотации, иллюстрация);

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

«УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» (14 ч)

знать:

виды сказок и их структуру;

различные произведения устного народного творчества;

уметь:

приводить примеры произведений фольклора

 (пословицы, загадки, сказки);

читать осознанно текст;

 определять тему, главную мысль произведения;

пересказывать текст.

«ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1»  (11 ч)

знать:

- названия, основное содержание изученных литературных произведений;

- имена, фамилии их авторов;

 - основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;

 - изобразительные художественные средства: сравнения, эпитеты.

уметь:

-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

 - находить  в тексте слова и выражения для изображения

действующих лиц, природы и описания событий;

 - понимать образные выражения, используемые в произведениях.

«ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ» (24 ч)

знать:

- названия, основное содержание изученных литературных произведений;

- имена, фамилии их авторов;

 уметь:

- заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов;

- выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

 - читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);  

-определять тему и главную мысль произведения;

-пересказывать текст;

- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

 -аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения.

«ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2»  (6 ч)

знать:

- названия, основное содержание изученных литературных произведений;

- имена, фамилии их авторов;

 - основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;

 - изобразительные художественные средства.

 уметь:

-отвечать на вопросы по содержанию произведения;

-характеризовать выразительные средства;

-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

- заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов;

- выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).

«ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ» (8 ч) 

знать:

-названия, основное содержание изученных литературных произведений;

- отличие литературной сказки от фольклорной;

- имена, фамилии их авторов;

уметь:

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- оценивать события, героев произведения;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему;

- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня),

 сказки народные и литературные;

- восстанавливать  авторский  текст по опорным словам;

- соотносить пословицы с характеристикой  героя произведения 

«БЫЛИ – НЕБЫЛИЦЫ» (10 ч)

знать:

-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

- отличие литературной сказки от фольклорной;

уметь:

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой

 на авторский текст;

- оценивать события, героев произведения

-воспринимать на слух и понимать художественные произведения

 разных жанров;

-передавать их содержание по вопросам;

- уметь различать жанры художественных произведений.

«ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1»   (6 ч)

знать:

- названия, основное содержание изученных литературных произведений;

- имена, фамилии их авторов;

 - основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;

 - изобразительные художественные средства.

 уметь:

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

 - читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

-читать стихотворные произведения наизусть.

«ЛЮБИ ЖИВОЕ»  (16 ч)

знать:

-основное содержание текста, их авторов;

 - стили текстов, их различия.

уметь:

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

- уметь пересказывать текст;

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему.

«ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2» (8 ч)

знать:

-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

- имена, фамилии их авторов;

 - основные литературоведческие понятия: ритм, рифма;

 - изобразительные художественные средства.

уметь:

-  читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

- выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).

«СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЕШЬ КУЗОВОК» (12 ч)

знать:

-названия, основное содержание изученных литературных  произведений, их авторов

- понимать эмоционально-нравственных переживания героев  произведений;

уметь:

-участвовать в диалоге при обсуждении произведения;

-строить небольшие монологические высказывания: рассказ о своих впечатлениях по прочитанному произведению (о героях, событиях)

- участвовать в литературных играх (инсценирование);

-оценивать события, героев произведения;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событии).

«ПО СТРАНИЦАМ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ» (8 ч)

знать:

-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

- названия нескольких детских периодических изданий;

- отличие журналов от книги.

уметь:

- читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

-читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

-создавать небольшие письменные ответы на поставленный вопрос по прочитанному произведению;

- ориентироваться  в журналах.

«ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (8 ч)

знать:

-названия, основное содержание изученных литературных

 произведений, их авторов.

уметь:

-самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение);

- инсценировать и пересказывать полюбившиеся эпизоды;

-проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении и инсценировании зарубежной литературы;

- создавать письменные ответы на поставленные вопросы;

-выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы;

-четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

3 класса:

В результате изучения литературного чтения учащийся должен

       

           знать/понимать

•        названия, основное содержание изученных   литературных произведений, их авторов;

         уметь

•        читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета   скорости); определять тему и главную мысль произведения;

•        пересказывать текст;

•        делить текст на смысловые части, составлять его простой   план;

•        составлять небольшое монологическое высказывание с опорой   на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

•        читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

•        создавать небольшой устный текст на заданную тему;

•        приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

•         различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать   сказки народные и литературные;

  • различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный   лист, иллюстрация, аннотация);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и      повседневной жизни   для:

•        самостоятельного чтения книг;

•        высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

•        самостоятельного выбора и определения содержания книги по   ее элементам;

•        работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).    

Материально-техническое обеспечение

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Примечания

Книгопечатная продукция

Горецкий В.Г., Канакина В.П. и др. Сборник рабочих программ. 1-4 классы.

Учебники

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. Учебник. 3  класс. В 2 ч. Ч. 1.

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. Учебник. 3  класс. В 2 ч. Ч. 2.

Рабочие тетради и пособия

Виноградская Л.А., Бойкина М.В.  Литературное чтение.  Рабочая тетрадь. 3 класс. 

Методическое пособие

Кутявина С.В. и др. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М.: ВАКО, 2013.

Кутявина С.В. КИМы. Литературное чтение. 

Печатные пособия

Комплект «Портреты поэтов и писателей»

Толковый словарь.

Детские книги разных типов из круга детского чтения.

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.

 Аудиоцентр.

Процессор.

Принтер лазерный.

Принтер лазерный цветной.

Сканер.

Фотокамера цифровая.

Мультимедийный проектор.

Экранно-звуковые пособия

Электронное приложение к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. 3  класс.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: В 2-х дисках: CD-ROM. – М.: «Кирилл и Мефодий», 2006.

Интернет-ресурсы: материалы сайтов:

  • Виртуальный музей литературных героев.

Писатели и литературные произведения: Лев Толстой и «Ясная Поляна», Крылов Иван Андреевич, Пушкин Александр Сергеевич, Толстой Лев Николаевич.

Оборудование класса

Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстрационного материала.

Список литературы по реализации программы

  1. Горбачева Э.З. Титкова Т.В. Открытые уроки: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2011.
  2. Горовая В. И., Дробот Н. И., Кулагина Л. И, Лаврентьева Т. К. Конспекты уроков по внеклассному  чтению:  1  – 4  классы. М.: ВЛАДОС, 2005
  3. Кутявина С.В. Контрольно-измерительные материалы «Литературное чтение». 3 класс.- М.: ВАКО, 2013.
  4. Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники  чтения  в начальной  школе. – М.: Дом педагогики, 2005
  5. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1997.
  6. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2008.
  7. Сабельникова С.И. Сборник текстов для проверки навыков чтения. 3 класс.- М.: ВАКО, 2012.
  8. Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2004
  9. Я иду на урок в начальную  школу:  Чтение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004
  10.  


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование курса «Литературное чтение»

п/п

Тема урока

Тип урока

Кол-во

часов

Характеристика деятельности

Виды

самостояте

льной

работы

Дата проведения

П

Ф

Введение. Знакомство с учебником.

комбинированный

1

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.

Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Пользоваться словарём в конце учебника.

Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника.

03.09

1.Самое великое чудо на свете - (4 часа)

1.1

Знакомство с названием раздела

комбинированный

1

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу по теме, используя условные обозначения.

Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы.

Находить необходимую информацию в книге.

Обобщать полученную информацию по истории создания книги.

Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. 

Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом.

Читать возможные аннотации на книги.

Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя).

Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации.

Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

5.09

1.2

Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения

комбинированный

1

6.09

5.09

1.3

Первопечатник Иван Федоров

комбинированный

1

9.09

6.09

1.4

Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений

Урок-путешествие.

Проверка знаний.

1

Контролирующий

Тест 1

10.09

2.Устное народное творчество – (14 часов)

2.1

Знакомство с названием раздела.

комбинированный

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры.

Воспроизводить наизусть текст русских народных песен.

Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности.

Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения.

Называть виды прикладного искусства.

12.09

2.2

Русские народные песни.

комбинированный

1

13.09

2.3

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок

комбинированный

1

Творческий

(сочинить

докучную сказку)

16.09

2.4

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка

Урок-путешествие

1

17.09

СКАЗКИ

2.5

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

комбинированный

2

Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно).

Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов.

Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. 

Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события.

Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним.

Делить текст на части.

Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке.

Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев.

Называть основные черты характера героев.

Характеризовать героев произведения.

Сравнивать героев произведения, героев разных сказок.

Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги.

 Придумывать свои сказочные истории.

Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства.

Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. 

Договариваться друг с другом, выражать свою позицию.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

19.09

2.6

20.09

2.7

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

комбинированный

3

23.09

2.8

24.09

2.9

26.09

2.10

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

комбинированный

2

27.09

2.11

Творческий

(найти сведения о жизни и творчестве художников)

30.09

2.12

Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин

комбинированный

1

Творческий

(сочинить

сказку)

01.10

2.13

КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»)

Урок-игра

1

03.10

2.14

ПРОЕКТ

 «Сочиняем волшебную сказку».

Оценка достижений

Проверка знаний

1

Контролирующий

Тест 2

Творческий

(подготовить проект)

04.10

3.Поэтическая тетрадь 1 – (11 часов)

3.1

Знакомство с названием раздела.

комбинированный

1

Прогнозировать содержание раздела. 

Читать выразительно стихи, передавая настроение автора.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Определять различные средства выразительности.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). 

Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.

07.10

3.2

ПРОЕКТ

 «Как научиться читать стихи» (на основе научно- популярной статьи Я. Смоленского)

комбинированный

1

Творческий

(подготовить проект)

08.10

3.3

Ф. Тютчев «Весенняя гроза»

комбинированный

1

10.10

3.4

Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья»

Экскурсия

1

творческий

11.10

3.5

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»

комбинированный

1

14.10

3.6

И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно...»

комбинированный

1

15.10

3.7

И. Никитин «Встреча зимы»

комбинированный

1

17.10

3.8

И. Суриков «Детство»

комбинированный

1

18.10

3.9

И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

комбинированный

1

21.10

3.10

Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»)

Урок-путешествие

1

22.10

3.11

Оценка достижений.

Проверка знаний

1

Контролирующий

Проверочная работа 2

24.10

4.Великие русские писатели – (24 часов)

4.1

Знакомство с названием раздела.

комбинированный

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. 

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. 

Различать лирическое и прозаическое произведения.

Называть отличительные особенности стихотворного текста. 

Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём.

Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения).

Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях.

Знать особенности литературной сказки.

Определять нравственный смысл литературной сказки.

Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. 

Давать характеристику героев литературной сказки.

Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. 

Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. 

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. 

Представлять героев басни.

Характеризовать героев басни на основе их поступков.

Инсценировать басню.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 

Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл.

25.10

4.2

А. С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина»

комбинированный

1

28.10

4.3

А. С. Пушкин.  Лирические стихотворения.

комбинированный

1

29.10

4.4

А. С. Пушкин.  «Зимнее утро».

комбинированный

1

31.10

4.5

А. С. Пушкин.  «Зимний вечер».

комбинированный

1

01.11

4.6

А. С. Пушкин.  «Сказка о царе Салтане…».

комбинированный

4

11.11

4.7

комбинированный

12.11

4.8

комбинированный

Творческий

(проиллюстрировать прочитанную часть)

14.11

4.9

комбинированный

Контролирующий

Тест 4

15.11

4.10

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным  текстом.

комбинированный

1

18.11

4.11

И.Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.

комбинированный

1

Творческий

(подготовить сообщение о И.А. Крылове)

19.11

4.12

И. Крылов «Мартышка и Очки»

комбинированный

1

21.11

4.13

И. Крылов «Зеркало и Обезьяна»

комбинированный

1

22.11

4.14

И. Крылов «Ворона и Лисица»

комбинированный

 1

25.11

4.15

М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи

комбинированный

1

Творческий

(подготовить сообщение о М. Лермонтове)

26.11

4.16

М. Лермонтов «Горные вершины...», «На севере диком стоит одиноко...»

комбинированный

1

Творческий

(проиллюстрировать стихотворение)

28.11

4.17

М. Лермонтов «Утес», «Осень»

комбинированный

1

29.11

4.18

Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения

комбинированный

1

Творческий

(подготовить сообщение о Л.Н. Толстом)

02.12

4.19

Л. Толстой «Акула»

комбинированный

1

03.12

4.20

Л. Толстой «Прыжок»

комбинированный

1

Творческий

(проиллюстрировать понравившийся эпизод)

05.12

4.21

Л. Толстой «Лев и собачка»

комбинированный

1

Творческий

(найти определение слов)

09.12

4.22

Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов

комбинированный

1

10.12

4.23

Оценка достижений

Проверка знаний

1

Контролирующий

Тест 5

12.12

4.24

Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»)

Урок обобщения

1

Контролирующий

Тест 6

13.12

5. Поэтическая тетрадь 2 – (6 часов)

5.1

Знакомство с названием раздела

комбинированный

1

        Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. 

Читать стихотворение, выражая авторское настроение.

Сравнивать текст-описание и текст-повествование.

Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения.

Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении.

Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении.

Создавать словесные картины по тексту стихотворения.

Находить среди стихотворений произведение с использованием текста- повествования.

Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения

16.12

5.2

Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором...»

комбинированный

1

17.12

5.3

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

комбинированный

1

19.12

5.4

К. Бальмонт «Золотое слово»

комбинированный

1

20.12

5.5

И. Бунин. Выразительное чтение стихотворений

комбинированный

1

23.12

5.6

Развивающий час (урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2»). Оценка достижений

Урок обобщения.

Проверка знаний.

1

Контролирующий

Проверочная работа 4

24.12

6. Литературные сказки – (8 часов)

6.1

Знакомство с названием раздела

комбинированный

1

Прогнозировать содержание раздела. 

Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение.

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки.

Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки.

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках.

Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки.

Определять авторское отношение к изображаемому.

Читать сказку в лицах.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

26.12

6.2

Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» (присказка)

комбинированный

1

27.12

6.3

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

комбинированный

1

6.4

В. Гаршин «Лягушка-путешественница»

комбинированный

2

6.5

комбинированный

Творческий

(придумать сказку к поговорке)

6.6

В. Одоевский «Мороз Иванович»

комбинированный

2

6.7

комбинированный

6.8

Оценка достижений. Контрольная работа. КВН (обобщающий урок по I части учебника)

Урок -обобщение.

Проверка знаний.

1

Контролирующий

Контрольная работа

7. Были-небылицы – (10 час)

7.1

Знакомство с названием раздела

комбинированный

1

Прогнозировать содержание раздела. 

Определять особенности сказки и рассказа.

Различать вымышленные события и реальные.

Определять нравственный смысл поступков героя.

Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях.

Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте.

Составлять план для краткого и полного пересказов.

Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно.

Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. 

Рассказывать о прочитанных книгах.

Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории.

Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль.

Читать сказку выразительно по ролям.

7.2

М. Горький «Случай с Евсейкой»

комбинированный

2

Творческий

(нарисовать иллюстрацию к отрывку)

7.3

комбинированный

Творческий

(придумать

продолжение сказки)

7.4

К. Паустовский «Растрепанный воробей»

комбинированный

3

Творческий

(найти

материал о творчестве

К. Паустовского)

7.5

комбинированный

7.6

комбинированный

7.7

А. Куприн «Слон»

комбинированный

3

7.8

комбинированный

7.9

комбинированный

Творческий

(придумать невероятную историю с обычными вещами)

7.10

Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений

Урок-путешествие.

Проверка знаний.

1

Контролирующий

Тест 9

8. Поэтическая тетрадь 1 – (6 часов)

8.1

Знакомство с названием раздела. С. Черный «Что ты тискаешь утенка?..»

комбинированный

1

Прогнозировать содержание раздела. 

Читать стихотворение, отражая настроение.

Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения.

Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему.

Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно.

Объяснять смысл выражений с опорой на текст.

Определять авторское отношение к изображаемому.

Придумывать стихотворные тексты.

Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения.

Творческий

(нарисовать иллюстрацию к стихотворению)

8.2

С. Черный «Воробей», «Слон»

комбинированный

1

8.3

А. Блок «Ветхая избушка»

комбинированный

1

8.4

А. Блок «Сны», «Ворона»

комбинированный

1

8.5

С.Есении «Черемуха»

комбинированный

1

8.6

Урок - викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений

Урок-игра.

Проверка знаний

1

Контролирующий

Проверочная работа  7

9. Люби живое – (16 часов)

9.1

Знакомство с названием раздела

комбинированный

1

Прогнозировать содержание раздела. 

Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Читать и воспринимать на слух произведения.

Определять жанр произведения.

Понимать нравственный смысл рассказов.

Определять основную мысль рассказа.

Составлять план произведения.

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. 

Пересказывать произведение на основе плана.

Придумывать свои рассказы о животных.

Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения.

9.2

М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок — «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста

комбинированный

1

Творческий

(придумать рассказ о том, как были в лесу летом)

9.3

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

комбинированный

2

9.4

комбинированный

Творческий

(придумать продолжение)

9.5

В. Белов «Малька провинилась»

комбинированный

1

9.6

В. Белов «Еще раз про Мальку»

комбинированный

1

Творческий

(придумать историю про Мальку)

9.7

В. Бианки «Мышонок Пик»

комбинированный

2

9.8

9.9

Б. Житков «Про обезьянку»

комбинированный

3

9.10

Творческий

(нарисовать иллюстрацию к отрывкам)

9.11

Комбинированный.

Проверка знаний.

Контролирующий

Тест 11

9.12

В. Дуров «Наша Жучка»

комбинированный

1

9.13

В. Астафьев «Капалуха»

комбинированный

1

9.14

В. Драгунский «Он живой и светится...»

комбинированный

1

9.15

Урок-конференция «Земля — наш дом родной» (обобщающий урок по разделу «Люби живое»)

Урок-конференция

1

9.16

Оценка достижений

Проверка знаний

1

Контролирующий

Тест 12

10. Поэтическая тетрадь 2 – (8 часов)

10.1

Знакомство с названием раздела

комбинированный

1

Прогнозировать содержание раздела. 

Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения.

Читать и воспринимать на слух лирические тексты.

Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому.

Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение.

Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения.

Сочинять стихотворения.

Участвовать в творческих проектах.

Заучивать стихи наизусть.

Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения.

10.2

С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…»

комбинированный

1

10.3

А. Барто «Разлука»

комбинированный

1

10.4

А. Барто «В театре»

комбинированный

1

10.5

С. Михалков «Если», «Рисунок».

комбинированный

1

10.6

Е. Благинина «Кукушка», «Котенок».

комбинированный

1

10.7

«Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»)

Урок-игра

1

10.8

Оценка достижений

Проверка знаний

1

Контролирующий

Проверочная работа 8

11. Собирай по ягодке – наберёшь кузовок – (12 часов)

11.1

Знакомство с названием раздела

комбинированный

1

Прогнозировать содержание раздела. 

Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме.

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия стихотворения.

Соотносить пословицу с содержанием произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста.

Придумывать свои вопросы к текстам.

Наблюдать за особенностями речи героев.

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям.

Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Творческий

(подготовить рассказ о своём друге)

11.2

Б.Шергин «Собирай по ягодке — наберешь кузовок». Особенность заголовка произведения

комбинированный

1

Творческий

(составить рассказ о бабушке, написать синквейн)

11.3

А. Платонов. «Цветок на земле»

комбинированный

2

11.4

11.5

Л. Платонов «Еще мама»

комбинированный

2

11.6

комбинированный

Творческий

(придумать продолжение рассказа)

11.7

М. Зощенко «Золотые слова»

комбинированный

1

11.8

М. Зощенко «Великие путешественники»

комбинированный

1

11.9

Н. Носов «Федина задача»

комбинированный

1

11.10

Н. Носов «Телефон»

комбинированный

1

11.11

В. Драгунский «Друг детства»

комбинированный

1

11.12

Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке — наберешь кузовок». Оценка достижений

Урок-конкурс.

Проверка знаний

1

Контролирующий

Тест 14

12. По страницам детских журналов – (8 часов)

12.1

Знакомство с названием раздела

комбинированный

1

Прогнозировать содержание раздела. 

Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности).

Выбирать для себя необходимый и интересный журнал.

Определять тему для чтения.

Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме.

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.

Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания.

Использовать приём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе разговорной речи».

Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию.

Находить необходимую информацию в журнале.

Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. 

Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

12.2

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

комбинированный

1

12.3

Ю. Ермолаев «Проговорился»

комбинированный

1

Творческий

(найти

материал о писателе Ю. Ермолаеве)

12.4

Ю. Ермолаев «Воспитатели»

комбинированный

1

12.5

Г. Остер «Вредные советы»

комбинированный

1

Творческий

(сочинить вредный совет)

12.6

Г. Остер «Как получаются легенды»

комбинированный

1

12.7

Р. Сеф «Веселые стихи»

комбинированный

1

Творческий

(сочинить веселый стих)

12.8

Читательская конференция «По страницам детских журналов» (обобщающий урок). Оценка достижений

Урок-конференция.

Проверка знаний.

1

Контролирующий

Тест 15

13. Зарубежная литература – (8 часов)

13.1

Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции.

комбинированный

1

Прогнозировать содержание раздела. 

Планировать работу на уроке. 

Читать и воспринимать на слух художественное произведение. 

Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.

Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя).

Пересказывать выборочно произведение.

Сравнивать сказки разных народов.

Сочинять свои сказки.

Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). 

Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом.

Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

13.2

Мифы Древней Греции.

комбинированный

2

Творческий

(нарисовать иллюстрацию к эпизоду)

13.3

комбинированный

13.4

 Г. Андерсен. Гадкий утенок.

Оценка достижений

комбинированный

3

13.5

комбинированный

Творческий

(составить вопросы

по сказке)

13.6

Комбинированный.

Проверка знаний

Контролирующий

Контрольная работа

13.7

Развивающий час по теме «Зарубежная литература». «Брейн-ринг» (обобщающий урок за курс 3 класса).

Урок -конкурс

2

Контролирующий

Тест 16

13.8

Урок -игра

ИТОГО

136


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и восп...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"  2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....

Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...

Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....