Тема урока: Жить – Родине служить. Согласный звук [й,]. Буква Йй (с.34-37).
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Зайцева Наталья Викторовна
Тема урока: Жить – Родине служить. Согласный звук [й,]. Буква Йй (с.34-37). Школа России. Азбука Горецкий. Технологическая карта урока . Цель урока: знакомство с новой буквой и звуком, который она обозначает. Задачи урока: • познакомиться со звуком [й’] и буквой й • учиться отличать звук [й’] и букву, которая его обозначает, от других звуков и букв русского языка; • учиться читать слоги, слова с новой буквой; • развивать речь обучающихся; • формировать умения слушать, слышать друг друга, вступать в диалог, сотрудничать в парах и группах. Оборудование: • разрезные карточки; • знаки-фишки согласных и гласных звуков; • предметы для работы в группах (й • карточки для проверки работы в группах; • тексты для работы в парах; • компьютерная презентация. Открытый урок разработала и провела учитель I категории МБОУ СОШ №1 РК, г. Кемь Зайцева Наталья Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_bukva_y.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Жить – Родине служить. Согласный звук [й,]. Буква Йй (с.34-37).

Цель урока: знакомство с новой буквой и звуком, который она обозначает.

Задачи урока:

  • познакомиться со звуком [й’] и буквой й
  • учиться отличать звук [й’] и букву, которая его обозначает, от других звуков и букв русского языка;
  • учиться читать слоги, слова с новой буквой;
  • развивать речь обучающихся;
  • формировать умения слушать, слышать друг друга, вступать в диалог, сотрудничать в парах и группах.

Оборудование:

  • разрезные карточки;
  • знаки-фишки согласных и гласных звуков;
  • предметы для работы в группах (й
  • карточки для проверки работы в группах;
  • тексты для работы в парах;
  • компьютерная презентация.

Открытый урок разработала и провела  учитель I категории МБОУ СОШ №1 РК, г. Кемь  Зайцева Наталья Викторовна

Этапы урока

Содержание деятельности

Формирование УУД

Приложение

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I Орг. момент.

-Сегодня у нас на уроке много гостей, которых мы очень рады видеть.



- Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?


Слайд 1.


- Почему  смайлик радуется хорошему дню?


У: Чтобы солнце улыбнулось,

У:  Чтобы время не тянулось,

У:  На уроке чтоб не спать,

У:  На уроке не молчать,

      Всем работать,   отвечать!


- Мы начинаем урок

На вас надеюсь я, друзья!

Мы хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

-Сегодня мы продолжим наше путешествие по стране Звуков и Букв. Но, чтобы совершить новые для нас открытия, нам, как настоящим путешественникам в пути, понадобятся наблюдательность, внимание, умение работать в парах и группах, полученные ранее знания тоже будут нужны.

Ребёнок настраивается на урок, на ситуацию, предложенную учителем.



Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок





- Ему весело трудиться, потому что рядом его друзья


Д:  Улыбнёмся  поскорей.


Д:  Позовём своих друзей.


Д:  Будем думать и решать!

Личностные:

-осознание себя как ученика.





Осознание себя как

ученика.

Умение приготовить все необходимое к уроку.

Стремление выполнить работу.







Коммуникативные:

- умение слушать и слышать.


II Повторение

-Предлагаю сыграть в игру «Верные – неверные» утверждения.

-Верно ли, что звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем?

-Верно ли, что все согласные парные?

-Какие согласные вы знаете непарные?

-Почему они непарные?

-Верно ли, что буквы А, О, У, Ы, Э указывают на твёрдость стоящего перед ними согласного?

-А что же вы тогда скажете о буквах И, Е, Ё, Ю, Я?

Дети знаками показывают согласны с утверждением или нет.

Отвечают на вопросы.



- Верно (+).



- Неверно (-).


- Далее ученик отвечает, остальные дети знаками показывают, согласны с ответом одноклассника или нет.


- Верно.

- Обозначают мягкость предшествующего согласного.

Личностные:

-Самооценка.

Познавательные:

-Осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные:

-Умение слушать и слышать.

-Вступать в диалог.

-Владеть вербальными и невербальными средствами речи.

-Умение полно и точно выражать свои мысли.


III Работа в группах. Формулирование учащимися темы и задачей урока.

-Мы отправляемся в путь. Сейчас вам предстоит работа в группах по следующему плану:

1) Узнать, кто спрятался в чудо-мешочке, отгадав загадку.

2) Составить звуковую схему слова-отгадки.


Загадка для 1 группы:

Летает над калиткой
Птица,
Но на калитку
Не садится.

Загадка для 2 группы:


Стоит кошка

О четырех ножках.


Загадка для 3 группы:


Нагнут меня ребятки –

И дождь пойдет на грядки.


Загадка для 4 группы:


Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.

Загадка для 5 группы:


Он  – хороший,

Он – не злой.

Зря кричишь ты: "Ой-ой-ой!",

Он слегка, конечно, жжет,

Но быстрее заживет

смазанная ранка.


Загадка для 6  группы:

Закипит-исходит паром,

И свистит и пышет жаром

Крышкой брякает. Стучит.

_Эй. Сними меня!-кричит


- По карточке-проверке узнайте верно ли вы составили схему слов-отгадок.


- Произнесём слова-отгадки, поработаем учёными, внимательно слушаем и ищем незнакомый звук.






- Какой звук есть во всех словах

- Кто может охарактеризовать его?




- Как вы думаете, есть ли твёрдая пара у звука [й']? Глухая?



- Что же можно сказать о звуке [й]?

- Послушайте строки


 Букву «Й» зовут «И кратким»,

«Й» как И в твоей тетрадке.

Чтоб не путать «Й» и»И»

, Сверху галочку пиши.

Ты ей шапку подари-

Станет краткой буква «И»

-Подумайте, какую учебную задачу мы будем решать сегодня на уроке?

Дети читают и отгадывают загадки. Вынимают из мешочков предметы, проверяя правильно ли узнали отгадку. Составляют звуковую схему слов-отгадок.








(Чайка.)




Скамейка)


-



(Лейка)


-





(Трамвай)

-




Йод






Чайник





- Дети в группах проверяют выполнение задания.




- Каждая группа по очереди хором называет свою отгадку, остальные дети внимательно слушают





- Звук [й’]


- Звук [й’] – согласный, мягкий, непарный, звонкий, непарный.


- Нет.



- Нет.



- Это звук-одиночка.




- Слушая внимательно стихотворение, дети узнают правильное название буквы «именинницы».


1) Познакомиться с буквой «й» и звуком, который она обозначает.

2) Учиться отличать звук [й] и букву «й» от других звуков и букв.

3) Читать слоги, слова с новой буквой.

Личностные:

-Самооценка.

-Смыслообразова-

ние (интерес к новому, стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу).

Регулятивные:

- Постановка учебной задачи.

-Определение последовательности действий.

-Контроль (сличение способа действия и его результата).

-Коррекция.

-Оценка (осознание того, что усвоено).

-Саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий).

Познавательные:

-Поиск и выделение необходимой информации.

-Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

-Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности.

-Смысловое чтение.

-Знаково-символические действия (моделирование).

-Логические (анализ с целью выделения сущ. и несущ. признаков, доказательство).

Коммуникативные:

Умение слушать и слышать:

-Вступать в диалог.

-Владеть вербальными и невербальными средствами речи.

-Участие в коллективном обсуждении проблем.

-Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

-Сотрудничество с группой сверстников.

-Понимание возможности различных точек зрения на предмет.

-Уважение к другой точке зрения.

-Учёт разных мнений и умение выразить своё.

-Умение договариваться и находить общее решение.

-Умение убеждать и уступать.

-Способность сохранять доброжелательность в ситуации конфликта интересов.

-Адекватно реагировать на высказывания сверстников.



















































Картинки и схемы слов-отгадок на слайде появляются поочерёдно после того, как группа вслух произнесла своё слово.



























Окончив групповую работу, дети  берутся за руки и поднимают их вверх.

Игру «Чудесный мешочек» можно проводить по-другому.

Описание игры:

Учитель помещает в мешочек игрушку или предметную картинку и набор букв и слогов, из которых можно составить слово название игрушки или предмета, изображённого на предметной картинке. Спросив, кто спрятался в мешочке, учитель выдаёт набор букв и слогов. Ученик составляет слово и, проверяя себя, достаёт из мешочка игрушку или предметную картинку. Может быть и такой вариант: класс делится на группы. Каждая получает мешочек. Победителем будет та из них, которая раньше других составит слово и достанет проверочную картинку.


IV Чтение слов с новой буквой. Развитие » III. Работа с буквой.речи.

-1). Откройте учебник "Русская азбука" на с. 34- 35

Обратить внимание, что буква Й бывает и заглавная и строчная.


. 1). Напечатать буку Й на доске. Вот так пишется эта буква

Как вы думаете бывает ли эта буква заглавной?







-Прочитайте слоги.







Буква «именинница

.приготовила для вас следующее задание

-На какие группы их можно разделить?

-Прочитайте слова, в которых буква «й» в начале слова. В середине. В конце.


Что вы заметили?

- А теперь прочитаем слова в строках по рядам. Хором!


-Выберите любое слово и составьте с ним предложение. Подумайте, о чём будет ваше предложение? Что вы хотите в нём сказать?



 Что мы пели, угадай?

Кара(вай)

Что нам пели , угадай?

Баю(бай)

Что за месяц,угадай?

Месяц (май)

 Что в стакане, угадай?

Сладкий (чай


Игра "Замени звук в середине слог".

  • чашка - чайка
  • леска - лейка
  • лапка - лайка
  • галка - гайка
  • речка - рейка


Печатаем в тетрадочках


Да

 В начале предложения.. в именах собственных

Дети читают слоги с доски(ИКТ

)

Вывод: чаще всего звук [й`], обозначающий букву й, встречается в середине и в конце слова. В начале слова й встречается редко. Вам надо запомнить три таких слова: йогурт, йод, йог.








Дети составляют предложения.

Личностные:

-Самооценка.

-Смыслообразова-

ние (познавательная мотивация, интерес к новому).

Познавательные:

-Осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

-Контроль и оценка процесса и результата деятельности.

-Смысловое чтение.

-Выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов.












Электронное приложение к учебнику








Айболит       Мойдодыр

Незнайка    воробей   сойка   муравей майка     трамвай      йод

 йогурт  йог муравей    чайка   чайник   герой  ручей ой   ай

Физ. Минутка

Муз. сопровождение

VI  Работа по учебнику.

- Развитие речи.

2). Чтение пословиц, объяснение смысла.

-- Ребята, как вы понимаете пословицу «Жить – Родине служить!»?

Многое может родная земля! Может накормить тебя тёплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой, но защитить себя она не может. Поэтому защита Отечества, родной земли – долг тех, кто ест хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой. Люди в разное время совершали и совершают подвиги во имя любви к своей Родине, во имя любви к своему народу.


3). Работа с иллюстрацией. Воины русской армии разных времён.

Наша страна очень большая и поэтому чужеземцы не раз пытались отвоевать часть земли. Но русская армия всегда была сильной и не позволяла врагам захватить землю русскую.

Как называется одежда древних воинов? -

А что защищало голову? –


В верхней части страницы изображены солдаты армии царя Петра. У них другая форма.

  • Во что они одеты?
  • Какое у них оружие?






А на с. 34 изображены воины последней войны.

Это защитники нашей страны

  • Какая у них форма?
  • Какое оружие? Российская армия победила смертельного врага в Великой Отечественной войне- немецкий фашизм. Наш народ всегда будет помнить тех кто отдал свою жизнь за свободу Родины.



4). Чтение текста про дедушку. с. 37


  • Кем был дедушка на войне?
  • Что есть у дедушки?
  • Что говорит мама о дедушке?
  • Как вы понимаете эту фразу?

Демонстрация фотографии "Медаль «За отвагу»".

-





























Кольчуга.

Шлем.






Одежда Преображенского полка состояла из следующих основных частей. Под кафтан надевали более короткий камзол. На ноги надевали чулки, штиблеты или тупоносые башмаки. Вокруг шеи завязывали черные галстуки, на руки натягивали кожаные или лосиные перчатки. От непогоды спасали суконная епанча (плащ) и головной убор: сначала медвежья шапка с красным верхом, а позже черная валеная шляпа — треуголка

-




Это солдаты нашей современной армии. Русские солдаты. Они в касках. С автоматами. в сапогах и накидках







Сна́йпер — специально обученный солдат, в совершенстве владеющий искусством меткой стрельбы, маскировки и наблюдения; поражает цель, как правило,

 

Личностные:

-Самооценка.

-Смыслообразова-

ние.

Регулятивные:

-Контроль.

-Коррекция.

-Оценка.

-Саморегуляция.

Познавательные:

-Поиск и выделение необходимой информации.

-Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

-Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности.

-Смысловое чтение.

.

VII Рефлексия.

- Давайте вспомним, какую задачу мы ставили на сегодняшний урок?

-Удалось ли нам достичь, сформулированных в начале урока, задач?

- Кому сегодня на уроке было трудно?



-Когда было трудно?







- А когда вам на уроке было интересно?

- Что понравилось? Запомнилось?

-Дети, спасибо за работу на уроке!

-Дети назвали ещё раз задачи, поставленные в начале урока.


-Были показаны детьми знаки «+».





-Несколько человек подняли руки.


-Каждый, кто поднял руку, ответил на вопрос. Если ребёнок был согласен с отве-

чающим, он показывал знак «+».

-По желанию каждый ребёнок ответил на следующие вопросы.

Регулятивные:

-Контроль и оценка (осознание того, что усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества усвоения).

-Саморегуляция.

Познавательные:

-Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

-Рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результата деятельности.

Личностные:

-Самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока-презентации «Гласные и согласные звуки и буквы».2 класс.

Цель: научить детей различать понятия гласные и согласные звуки и буквы.Задачи: развивать навыки языкового анализа и синтеза, закрепить умение определять место звука в слове, развивать фонематическое ...

Тема урока: «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения» 2 класс

Урок  закрепления изученного материала по русскому языку во 2 классе ("Школа России"), построенный с учетом ФГОС...

Предмет: литературное чтение Класс: 1 класс УМК: «Школа России» Тема урока: «Мягкий и твёрдый согласные звуки [ф’], [ф ] буквы Ф, ф(эф)».

               Данный урок   разработан в ТДМ.     В начале урока была проведена подготовка обучающихся к работе, был озвуч...

Конспект урока обучения грамоте по теме "Жить – Родине служить. Гласные звуки [й]. Буква Й, й "

Цель урока: формирование представления о гласном звуке [й],  и букве Й, Й; совершенствование умения читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.Планируемые результаты:Предметные:1.Знать х...