Анализ стихотворения С.А.Клычкова "Весна в лесу"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Камалова Илузя Сагитовна

   Урок литературного чтения по теме "Анализ стихотворения С.А.Клычкова "Весна в лесу" проводится в 4 классе.  Этот урок помогает развитию речи учащихся, высказывать свои мнения о явлениях природы, которые происходят  в лесу, развивает мышление. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_stikh._klychkova.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Анализ  стихотворения  С.А. Клычкова « Весна в лесу».

Образовательные  цели и задачи:

  • познакомить со стихотворением С.А. Клычкова « Весна в лесу», обеспечение целостного восприятия  и осмысления поэтического текста;
  • развитие навыков анализа лирического произведения; способствовать развитию  творческого воображения, творческой активности учащихся; учить видеть в природе прекрасное при помощи поэта и художника;
  • воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе; интереса к живописи.

Методы:

  • частично- поисковый;
  • исследовательский;
  • объяснительно- диалогический.

         Оборудование: учебник  « Литературное чтение» 4 класс, презентация к уроку.

Ход урока.

  1. Организационный  момент.

- На  экране  появляется запись « Весна в лесу». (1 слайд).

- Ребята, как вы думаете, почему я выбрала для слова весна синий цвет?

( голубое небо, а еще  весной бывает много воды).

- А можно взять другой цвет? Какой и почему? (зелёный- зелень; красный –красиво; чёрный- земля показалась). (2слайд)

- Всё верно.

- Скажите, а весна будет отличаться от весны? Чем? (настроением, чувствами поэта). (3 слайд)

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением С.А. Клычкова « Весна в лесу». О чём нам  говорит название этого произведения?  (о весне, о весенних изменениях в лесу, о пробуждении природы) (4 слайд)

а) «жужжащее» чтение текста.

б) чтение стихотворения одним учеником вслух.

- Какая весна? (красивая, светлая …)

- Почему так считаете? (небо  чистое, солнце, тепло, медведь щурится и т.д.)

в) Работа со « Словарем  настроений» (5 слайд)

Приготовьте « Словари настроений» (на партах « Словари настроений»):

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Почему? (веселье, бодрое, пробуждение, восхищение, радость…  т.к. пробуждается природа)

- Как относится поэт к весеннему лесу? (с восхищением, любовью, он радуется пробуждению весеннего леса, ещё он ему нравится, хочет уйти в лес до завтра).

г) лексическая работа: (просмотр слайда №6)

- В стихотворении встречается устаревшая лексика:

утренник- начало дня

груда - большая куча чего-нибудь

рудый - вымерший, грубый

дрем - полусон, состояние, при котором хочется спать.

яр – глубокий, заросший овраг

никнуть- опускаться, пригибаться

истома-чувство приятной расслабленности

бор - хвойный лес

странник (устар.)- человек, странствующий пешком, обычно на богомолье.

д) Найдите действующих лиц, персонажей; О  ком и о чём  пишет автор? ( ответы детей).

- Почему так много действующих лиц?   (Чтобы лучше рассказать  о весне в лесу, об изменениях в природе)

 Чтение первой строфы.

- О чем эти строки? ( автор зовет нас в лес).

- Найдите слова, которые зовут нас в лес? (тепло, мягкий мох)

- Почему автор приглашает нас рано в утренник? (чтобы больше успеть увидеть)

Чтение второй строфы.

- Кого встречаем в лесу? ( Зайца и дятла).

- Почему зайцы собираются грудой?  (место сухое)

- Какие звуки леса мы слышим? (капель, звук дятла)

- Какой ствол выбирает дятел? (рыжий)

Чтение третий строфы.

- Прочитайте эпизод, как медведь просыпается от зимней спячки.(показ слайда №10) Комментарий о весенних повадках медведя:

- Медведь просыпается весной очень голодным и злым, поэтому он очень опасен.

- А это кто так громко стучит в лесу?(показ слайда № 11)

- Прочитайте эпизод, как дятел почуял раннюю весну.

Комментарии о пользе дятла:

- Дятла называют «лесным санитаром». Почему?

- Прочитайте последнее четверостишье. О каком « чудном страничке « с золотыми кудрями говорит поэт?( так поэт описывает  образ Весны)

- А каким вы представляете Весну?

- В каком темпе надо её прочитать? (не быстро)

- Прочитайте эпизод, как медведь просыпается от зимней спячки (показ слайда №8) Комментарий о весенних повадках медведя:

- Медведь просыпается весной очень голодным и злым, поэтому он очень опасен.

- А это кто так громко стучит в лесу?( это-дятел) (показ слайда №9)

- Прочитайте эпизод, как дятел почуял раннюю весну.

Комментарии о пользе дятла:

- Дятла называют «лесным санитаром». Почему?

- Прочитайте последнее четверостишье. О каком « чудном странничке « с золотыми кудрями говорит поэт?( так поэт описывает  образ Весны)

- А каким вы представляете Весну?

(- Весна-это красивая молодая девушка .Волосы у нее золотистые, как весеннее солнышко, глаза синие, как чистое небо. Она изящная, шагает легкой таинственной походкой. Одета она в пышный, длинный  зеленый сарафан. Желтая блузка расшита в красивые весенние цветы, на голове у нее венок из подснежников. На руке у нее волшебный посох. Где коснется ее волшебный посох, все оживает. Рядом с ней идут ее друзья: птицы, насекомые, животные.

- Весна -это красивая  маленькая девочка. У нее кудрявые короткие волосы, голубые ,как небо глаза. На ней пышное пестрое платье. Бегает она босиком, весеннего снега не боится, звонко и весело хохочет .Где коснутся земли маленькие босые ноженьки девчонки, там травка зеленая появляется, где коснутся голых деревьев ее маленькие ручонки, там смолистые душистые почки начинают раскрываться. От ее звонкого смеха насекомые просыпаются, птицы начинают громче петь, цветочки нежные появляются .

- Весна –это младенец, появившийся на свет. У него слезы ,как весенние ручейки, смех звонкий, как весенние капели. Все живое радуется его появлению….  

Чтение четвертой строфы.

- Почему автор хочет уйти в бор?  ( Он хочет наблюдать за пробуждением весны)

- Сои – кто это? ( птицы сойки, они клохчут как курицы) ( слайд №10)

- Глухари кружатся, как вы себе это представляете? (ответы детей). Они, наверное, тоже рады весне.

- А какие птицы прилетают к нам весной? (грачи, журавли,  скворцы, жаворонки, ласточки…) (Слайды 12-15)

- Какую пользу приносят?

-Какие рисунки можно нарисовать к стихотворению?

- лесную опушку, зайцев грудой, как медведь просыпается от зимней спячки, как весело стучит дятел по дереву…)

- Какие цветовые оттенки будете использовать при рисовании своей картины?

- У вас в учебнике на стр.117 есть картина Н.П.Крымова. (слайд №16)

- Что и как изобразил на ней художник?

- Сравните эти два произведения? Что можете сказать?

- Какое настроение в этих произведениях?  (весёлое, радостное, светлое, воспевающее, звонкое, потому что оживает вся природа- пришла весна)

 Рефлекция .

- Какова была тема нашего урока?

- Что интересного вы узнали  сегодня на уроке?

- Как оцениваете свою работу?

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения Ф. Тютчева " Весенние воды"

Анализ лирического стихотворения.Цель: углубленное, осмысленное прочтение стихотворения, объяснение неясного, раскрыть скрытое....

Урок по чтению в 4-м классе по теме «Анализ стихотворения И.С. Никитина "Воспоминание о детстве"

Цели урока:Познакомить детей со стихотворением И.С.Никитина «Воспоминание о детстве».Формировать навык словесного рисования, образного мышления, умения выражать свои чувства.Развивать умение чув...

ПАМЯТКА "Анализ стихотворения"

ПАМЯТКА "Анализ стихотворения"...

Урок литературного чтения по теме: "Работа над анализом стихотворения И. Сурикова "Зима" 3 класс УМК "Школа России"

План-конспект урока литературного  чтения  по теме: "Работа над анализом стихотворения И. Сурикова "Зима"  3 класс УМК  "Школа России"...

Алгоритм анализа стихотворения на примере стихотворения И. Сурикова "Зима"

Данный алгоритм позволяет познакомить учащихся 3-4 классов с некоторыми литертуроведческими понятиями (строфа, рифме. парная рифма, кольцевая рифма, перекрёстная рифма, эпитеты, сравнения) без "з...