Фрагмент урока обучения грамоте (1 класс ПНШ) СОГЛАСНЫЕ ГЛУХИЕ ЗВУКИ [х], [х’], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ Х, х
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Реализация деятельностного подхода на уроках обучения грамоте младших школьников. Цель: познакомить учащихся с условным обозначением глухих твёрдых и мягких звуков при помощи букв Х, х, создать на уроке атмосферу творчества и познания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Тема «Реализация деятельностного подхода на уроках обучения грамоте младших школьников»

Фрагмент урока обучения грамоте (1 класс ПНШ)

    СОГЛАСНЫЕ ГЛУХИЕ ЗВУКИ [х], [х’],
ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ
МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ
Х, х

Цели: 

            познакомить учащихся с условным обозначением глухих твердых и мягких звуков [х], [х’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; продолжить формирование осмысленного чтения и чтения целыми словами; развивать внимание, память, фонематический слух и культуру звукопроизношения; обогащать словарный запас учащихся;.

                   создать на уроке доброжелательную  атмосферу, ориентированную на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

                   развивать коммуникативные навыки,  нравственные качества ребенка, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Оборудование: фишки-звуки; рисунки к стихотворению «Загадочный рисунок»; карточки к предложению, фонограмма песни "Танцуем сидя", презентация  к уроку

Ход урока

  1. Организационный момент. (Обращение к гостям)

     Цель моего выступления – показать реализацию деятельностного подхода на уроках обучения грамоте младших школьников. Сейчас я попрошу Вас вернуться в далёкое детство и побыть учениками 1 класса.

  1.  Сообщение темы урока.

Учитель читает шуточное стихотворение.

( 1слайд)

Хмурый-хмурый хнычет Хорь –

На хоря напала хворь.

Чахнуть стал и сохнуть,

Ни вздохнуть, ни охнуть.

– Какой звук чаще повторяется в этом стихотворении? (Звук [х].)

–Кто из вас догадался, с какими звуками мы сегодня будем знакомиться?

Фонетическая зарядка.

( 2 слайд)

– Как смеются мальчики? (Ха-ха-ха.)

– Что можно сказать о звуке [х]? (Согласный глухой твердый, не имеет парного звонкого согласного звука.)

– Как бы смеялись девочки? (Хи-хи-хи.)

– Что можно сказать о звуке [х’]? (Согласный, глухой непарный, мягкий звук [х’].)

-  На столе у вас лежат конверты с фишками – обозначениями звуков. Найдите фишки для наших новых букв. Поможет в этом памятка на доске.

IV. Знакомство с большой и малой буквой Х, х.

Для обозначения звуков  [х] и[х’] существует буква Х.

( 4слайд)

V. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в квадратных скобках и правилом соотношения буквы «ха» и двух звуков [х], [х’].

Буква «х» может обозначать два звука – глухой твердый звук [х] и глухой мягкий звук [х’].

VI. Звуковой  анализ  слов  на  основе  двухуровневых  моделей
(с. 92).

– Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Кто здесь изображен?

- Учёный.

– Прочитайте слово «химик» по слогам и орфоэпически.

– Сколько в слове «химик» слогов?

– Какой слог ударный?

– Произнесите первый звук. Дайте характеристику звуку [х’].

– Прочитайте второе слово по слогам и орфоэпически.

– Сколько слогов в слове «хорь»?

– Произнесите первый звук. Дайте характеристику звуку [х].

– Соотнесите звуковую форму слова с буквенной. (Буква «о» в слове «хорь» указывает, что предшествующая буква «х» обозначает твердый звук [х], а в слове «химик» буква «и» – мягкий звук [х’].)

Физкультминутка

   Под песню "Танцуем сидя"

В словах русского языка есть звуки [х] и [х’] встречаются довольно часто.

( 5 – 9 слайды)

- А какие вы знаете слова с новыми звуками?

VII.  Работа с предложением Работа в парах за партой. (На столе фишки – обозначения слов-предметов, слов-признаков, слов-действий) На магнитной доске подсказки (какая фишка какое  слово  обозначает)

( 10-11 слайды )

- Посмотрите на экран. Что здесь записано? (предложение)

- Серёжа прочитает предложение. А теперь хором все вместе.

- Чем необычно это предложение?

- О ком это предложение?

- Сколько слов в этом предложении?

- Что могут обозначать слова русского языка?

- У вас на парте есть конверт с фишками- словами и в парах составляете схему этого слова.

                ХОМЯК хватал хрустящий хлеб.

Составление схемы предложения при помощи карточек на столе. Проверка на экране.

VIII. Инсценирование стихотворения

– Отгадайте загадку «Загадочный рисунок».

 ( 12-19 слайды )

(Слова раздаются заранее участникам-«ученикам», изображения рисунков на слайдах)

Подошел к ребятам Витя,

Показал листок:

– Взгляните!

Кто сумеет угадать,

Что я начал рисовать?

– Угадал! –

Сказал Володя. –

Это солнышко восходит!

Возразила сразу Зина:

– Здесь арбуза половина!

– Чепуха! –

Смеется Света. –

Сразу видно, зонтик это!

Подбежал Олег:

– Постой!

Это каска со звездой!

– Нет! –

Сказал, подумав Боря, –

Это гриб,

Чего тут спорить!

 Головой качает Вася:

 – Я с тобою не согласен.

Я уверен, будет тут

Нарисован парашют!

Витя свой рисунок взял,

Улыбнулся и сказал:

– Вы догадливыми были,

Только жаль, про хлеб забыли.

Как собрали урожай,

Испекли мы каравай!

УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ

Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
 
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!"

IX. Закрепление изученного (Звуко - буквенный разбор)

Работа в парах (На столе фишки – обозначения звуков)

– Составьте звукобуквенные схемы слов:

хлеб


На магнитной доске подсказки (какая фишка какой звук обозначает)

X. Задания на развитие речи, внимания.

1. Игра «Кто больше запомнит слов?».

– Холодно!  –  хныкал  хомяк-хохотун.  –  Хатка  хлипкая.  Халат  худой! Худо!

–  Хорошо!  –  хорохорился  хомяк-хлопотун,  хватая  хлеб,  хрумкая хурмой.

Ходили ходики. Хрустел хворост. Не хатка – хибарка – хоромы.

Хороший хозяин хомяк-хлопотун!

XI. Рефлексия ( 20 слайд )

Закончи предложение

Я не знал …. –

Теперь я знаю… -  

 



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Тема «Реализация деятельностного подхода на уроках обучения грамоте младших школьников»

Фрагмент урока обучения грамоте (1 класс ПНШ)

    СОГЛАСНЫЕ ГЛУХИЕ ЗВУКИ [х], [х’],
ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ
МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ
Х, х

Цели: 

            познакомить учащихся с условным обозначением глухих твердых и мягких звуков [х], [х’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; продолжить формирование осмысленного чтения и чтения целыми словами; развивать внимание, память, фонематический слух и культуру звукопроизношения; обогащать словарный запас учащихся;.

                   создать на уроке доброжелательную  атмосферу, ориентированную на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

                   развивать коммуникативные навыки,  нравственные качества ребенка, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Оборудование: фишки-звуки; рисунки к стихотворению «Загадочный рисунок»; карточки к предложению, фонограмма песни "Танцуем сидя", презентация  к уроку

Ход урока

  1. Организационный момент. (Обращение к гостям)

     Цель моего выступления – показать реализацию деятельностного подхода на уроках обучения грамоте младших школьников. Сейчас я попрошу Вас вернуться в далёкое детство и побыть учениками 1 класса.

  1.  Сообщение темы урока.

Учитель читает шуточное стихотворение.

( 1слайд)

Хмурый-хмурый хнычет Хорь –

На хоря напала хворь.

Чахнуть стал и сохнуть,

Ни вздохнуть, ни охнуть.

– Какой звук чаще повторяется в этом стихотворении? (Звук [х].)

–Кто из вас догадался, с какими звуками мы сегодня будем знакомиться?

Фонетическая зарядка.

( 2 слайд)

– Как смеются мальчики? (Ха-ха-ха.)

– Что можно сказать о звуке [х]? (Согласный глухой твердый, не имеет парного звонкого согласного звука.)

– Как бы смеялись девочки? (Хи-хи-хи.)

– Что можно сказать о звуке [х’]? (Согласный, глухой непарный, мягкий звук [х’].)

-  На столе у вас лежат конверты с фишками – обозначениями звуков. Найдите фишки для наших новых букв. Поможет в этом памятка на доске.

IV. Знакомство с большой и малой буквой Х, х.

Для обозначения звуков  [х] и[х’] существует буква Х.

( 4слайд)

V. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в квадратных скобках и правилом соотношения буквы «ха» и двух звуков [х], [х’].

Буква «х» может обозначать два звука – глухой твердый звук [х] и глухой мягкий звук [х’].

VI. Звуковой  анализ  слов  на  основе  двухуровневых  моделей
(с. 92).

– Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Кто здесь изображен?

- Учёный.

– Прочитайте слово «химик» по слогам и орфоэпически.

– Сколько в слове «химик» слогов?

– Какой слог ударный?

– Произнесите первый звук. Дайте характеристику звуку [х’].

– Прочитайте второе слово по слогам и орфоэпически.

– Сколько слогов в слове «хорь»?

– Произнесите первый звук. Дайте характеристику звуку [х].

– Соотнесите звуковую форму слова с буквенной. (Буква «о» в слове «хорь» указывает, что предшествующая буква «х» обозначает твердый звук [х], а в слове «химик» буква «и» – мягкий звук [х’].)

Физкультминутка

   Под песню "Танцуем сидя"

В словах русского языка есть звуки [х] и [х’] встречаются довольно часто.

( 5 – 9 слайды)

- А какие вы знаете слова с новыми звуками?

VII.  Работа с предложением Работа в парах за партой. (На столе фишки – обозначения слов-предметов, слов-признаков, слов-действий) На магнитной доске подсказки (какая фишка какое  слово  обозначает)

( 10-11 слайды )

- Посмотрите на экран. Что здесь записано? (предложение)

- Серёжа прочитает предложение. А теперь хором все вместе.

- Чем необычно это предложение?

- О ком это предложение?

- Сколько слов в этом предложении?

- Что могут обозначать слова русского языка?

- У вас на парте есть конверт с фишками- словами и в парах составляете схему этого слова.

                ХОМЯК хватал хрустящий хлеб.

Составление схемы предложения при помощи карточек на столе. Проверка на экране.

VIII. Инсценирование стихотворения

– Отгадайте загадку «Загадочный рисунок».

 ( 12-19 слайды )

(Слова раздаются заранее участникам-«ученикам», изображения рисунков на слайдах)

Подошел к ребятам Витя,

Показал листок:

– Взгляните!

Кто сумеет угадать,

Что я начал рисовать?

– Угадал! –

Сказал Володя. –

Это солнышко восходит!

Возразила сразу Зина:

– Здесь арбуза половина!

– Чепуха! –

Смеется Света. –

Сразу видно, зонтик это!

Подбежал Олег:

– Постой!

Это каска со звездой!

– Нет! –

Сказал, подумав Боря, –

Это гриб,

Чего тут спорить!

 Головой качает Вася:

 – Я с тобою не согласен.

Я уверен, будет тут

Нарисован парашют!

Витя свой рисунок взял,

Улыбнулся и сказал:

– Вы догадливыми были,

Только жаль, про хлеб забыли.

Как собрали урожай,

Испекли мы каравай!

УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ

Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
 
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!"

IX. Закрепление изученного (Звуко - буквенный разбор)

Работа в парах (На столе фишки – обозначения звуков)

– Составьте звукобуквенные схемы слов:

хлеб


На магнитной доске подсказки (какая фишка какой звук обозначает)

X. Задания на развитие речи, внимания.

1. Игра «Кто больше запомнит слов?».

– Холодно!  –  хныкал  хомяк-хохотун.  –  Хатка  хлипкая.  Халат  худой! Худо!

–  Хорошо!  –  хорохорился  хомяк-хлопотун,  хватая  хлеб,  хрумкая хурмой.

Ходили ходики. Хрустел хворост. Не хатка – хибарка – хоромы.

Хороший хозяин хомяк-хлопотун!

XI. Рефлексия ( 20 слайд )

Закончи предложение

Я не знал …. –

Теперь я знаю… -  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте на тему "Согласные глухие звуки [ф], [ф\'], отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости. Буквы Ф, ф".

   Уроки обучения грамоте являются начальной ступенькой в речевом развитии детей. Если проанализировать данный урок, то мы увидим, как просматриваются все эти направления. Этапы...

Разработка урока по литературному чтению на тему: "«Согласные глухие звуки [т] [т’], отличающиеся по признаку мягкости – твердости. Буквы Т т».

Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" 1 класс. Дети познакомятся со звуками [т] [т]\' и буквами  Т, т....

Урок обучения грамоте. 1 класс Тема: Согласный звонкий твердый звук [ж [, буквы Ж, ж.

·         Цель: создать условия для ознакомления с новым звуком "ж" и буквой, которой он обозначается;·         рас...

Разработка урока по обучению грамоте «Согласные глухие звуки [ф], [ф\'], отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости. Буквы Ф, ф.» 1 класс УМК «Перспективная начальная школа»

Разработка урока по обучению грамоте «Согласные  глухие  звуки [ф], [ф\'],  отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости. Буквы Ф, ф.» 1 класс УМК «Перспективная начальная школа»...