Литературное чтение 4 класс 2100. Обобщение. Стихи Шишкова
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Дудник Наталья Сайфулловна

Урок знакомит с творчеством поэта  Шишкова, его жизнью и деятельностью. Дети рассматривают образ  «идеального ребёнка» в  детских стихах   А.  Шишкова, в  рассказе «Можно исправиться, когда твёрдо  того захочешь».

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Тема:  Образ  «идеального ребёнка» в  детских стихах                            А.  Шишкова, в  рассказе «Можно исправиться, когда твёрдо  того захочешь».

Цели:  1) познакомить детей с творчеством А. С. Шишкова; учить давать характеристику героям произведений, находить главную мысль произведения; совершенствовать навыки работы с текстом; продолжить формирование представления о книжном мире для детей в XVIII веке, расширить круг чтения по этой теме;
2) развивать речь учащихся;
3) способствовать воспитанию интереса к литературе, чтению; нравственных качеств.

Задачи:

  • Развитие у обучающихся умения выделять главное в прочитанном и прослушанном материале, проводить сравнение;
  • Развитие коммуникативных способностей (умения слушать и слышать, анализировать ответы товарищей);
  • способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и правильных поступков.

Оборудование:          

 Учебник, компьютер, медиапроектор, экран.

Ход урока

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

Стадия

Вызова

а)организация

б) мотивация

в) активизация имеющихся

знаний

Стадия Актуализации и выделения пробле-мы

Стадия Осмыс-ления

Стадия рефлек-сии

Итог урока

Дом. задание

Слайд № 1.

  • Психологический настрой на работу
  • Проверка готовности к занятию
  • Постановка учебной задачи

Слайд № 2.

В 1858 году, когда Аксакову было 67 лет, он заканчивал работу над автобиографической повестью «Детские годы Багрова-внука» и решил освежить в памяти детские впечатления от чтения журнала Новикова. Пролистав комплект «Детского чтения», Аксаков написал одному из современников: «Ровно через 60 лет взял в руки эти драгоценные тогда для меня книжки - и поражён был изумлением...»

Слайд № 3.

- Чем был удивлён Аксаков спустя 60 лет?

- Какими могли показаться ему эти тексты?

- Какими кажутся они вам сейчас современным читателям?

- В чём своеобразие построения текстов? Чем обычно они  заканчиваются?

- Прочитаем ещё раз из статей Николая Новикова нравоучительные выводы автора.

-Могла ли детская литература того периода быть иной?

-Чем определяется её характер?

Слайд № 4.

Давайте проверим наши предположения.

Аксаков написал одному из современников: «Ровно через 60 лет взял в руки эти драгоценные тогда для меня книжки - и поражён был изумлением...

Я никогда не видывал такого отсутствия понимания предмета, как тут, а между тем книжки производили сильное и благотворное впечатление».

- Как вы это поняли?

- Давайте сегодня познакомимся ещё с одним автором «Детского чтения», чьи произведения в то время производили на читателей очень сильное и незабываемое впечатление ( и на Аксакова в том числе).

Слайд № 5.

Александр Семёнович Шишков

(1754-1841)

Что можно сказать об этом авторе «Детского чтения», если:

а) его книги (в том числе и периодику) любил читать Серёжа Аксаков, а детские песенки этого автора называл прелестью;

б) он прославился во время войны со Швецией. За командование фрегатом «Николай» царь пожаловал его званием генерал-адъютанта;

в) был министром народного просвещения России, президентом Российской академии наук;

Слайд № 6.

д) выступал против засилья иностранных слов, называл русский язык простым, чистым, ясным.

г) составлял славянский словарь, комментировал древние памятники, в частности «Слово о полку Игореве». Являлся настоящим славянофилом.

- Как в понимаете это выражение?

Слайд № 7.

Слайд № 6.

- Давайте посмотрим сюжет о Александре Семёновиче Шишкове и проверим свои предположения.

Слайд № 8.

Слайд № 9.

- Вы оказались во многом правы.

- О  чём Шишков мог писать в своих произведениях для детей? Какой характер они носили?

- Для чего писал А. Шишков? Какими хотел видеть своих маленьких читателей Шишков?

- Какова же тема урока?

Образ  «идеального ребёнка» в произведениях А. Шишкова.

- Познакомимся с некоторыми его произведениями для детей.

Слайд №10.

Песенка на купание

- Удачно ли выбрано слово «песенка» для названия вместо «песня»? Почему?

- Что можно сказать о герое или героях  – рассказчике?

- Какие строки выражают особую радость? Найдите и в тексте.

- Какие строки захотелось выучить?

Слайд №11.

Ягнёнок

(басня)

- Что такое басня?

- Прочитайте определение на карточке 2.

- Что могло произойти с героем басни?

- Прослушаем стихотворение.

- Почему меняется тональность чтения?

- Что главное в этой басне?

- К кому она обращено? Докажите это.

Слайд №11.

Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь.

- Давайте, переведём на современный язык некоторые фразы и слова, которые будут встречаться в произведениях Шишкова. Возьмите карточки.

- Послушайте это произведение и определите его жанр.

– К какому виду произведений вы отнесёте этот текст?

– Найдите в тексте признаки нравоучительной статьи.

- Какова основная мысль текста?

- Чем является заглавие?

- Что объединяет все тексты    

А. С. Шишкова?

- Какими хотел бы видеть детей автор?

- О каком «идеальном» ребёнке мечтает автор?

Слайд №13.

– Закончите предложения

1) Я понял, что…
2) Я считаю нужным запомнить, что…
3) Поступок героини рассказа навёл меня на размышления, что…
4) Автор заставил меня задуматься над…
5) Что урок дал для жизни?
6) На уроке мне было…

Слайд №14

- Что беспокоило авторов «Детского чтения»?

- Какой была детская литература XVIII и XIX веков?

Слайд №15

Выучить одно стих-е,   тет. с. 34

Высказывают свои предположения.

Отвечают на вопросы:

- Простыми и наивными.

- Очень полезными, поучительными.

- Обычно заканчиваются нравоучительными выводами.

Выборочное чтение текстов.

- Нет.

-С помощью книг необходимо было помочь родителям в воспитании и обучении их детей.

Отвечают на вопрос:

- Произведения очень просты и даже наивны. Но они понятны детям и поучительны.

Рассматривают портрет и отвечают на вопросы (дают оценку и высказывают свои предположения)

Высказывают предположения.

Работают в словарях

Просмотр сюжета

Высказывают предположения.

- Поучительный.

…..

Прослушивание ролевого стихотворения и просмотр иллюстрации.

Ответы на вопросы после прослушивания:

- Да. Это шуточное, озорное весёлое стихотворение.

- Он наблюдает за купающимися ребятами и сам купается вместе с ними. Ему очень хорошо.

Читают строки из стих-ния.

Ответы на вопросы до чтения.

Чтение определения.

Прослушивание  басни и высказывание своих мнений  

- Не надо быть упрямым, надо слушать родителей

 

Подтверждение ответов чтением отрывка.

Чтение  и объяснение значения слов

нет мочи  (нет силы)
череда      (очередь)
порок       (недостаток)
негодные повадки (плохие привычки)
горница     (комната)
худо           (плохо)
кликнула    (позвала)
покудова    (пока)
подлинно   (понастоящему)
журить  (слегка ругать)
скорбь        (печаль, горесть, страдание)

Прослушивание ролевого рассказа .

Ответы на вопросы после прослушивания:

- Нравоучительная статья.

- При желании можно исправить свои недостатки.

- Нравоучительным выводом автора.

- Простые, понятные, легко читать

- Добрыми, послушными

Высказывают свои мнения.

- Воспитание детей

- Нравоучительной

Д.з.

Прочитать выразительно статьи, ответить  на вопросы на с.78

тет. с. 34

Основание для выделения конкретных качеств человека

Славянофил – сторонник славянской культуры и языка

3 мин видеофайл.

Чтение стих-я наизусть подготовлен-ными учениками

Работа с учебником

(Басням будет посвящён отдельный урок.)

Басня – краткое нравоучительное стихотворение, рассказ, обычно вымысел, выдумка.

Чтение стих-я наизусть подготовлен-ным учеником


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме "Обобщение знаний. Н.Н.Носов" 2 класс

Цели. Обобщить знания о творчестве детского писателя Н.Н. Носова; развивать речь, мышление, интерес к чтению, умение работать в группе; фор¬мировать выразительное, осознанное чтение. Подготовительная...

Тематическое планирование Литературное чтение "Школа 2100" 3 класс

Пояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению   Развернутое календарно-тематическое планирование по литературному чтению составлено на основе программы Р. Н. Буне...

Тематическое планирование по литературному чтению "Школа 2100" 3 класс

Развернутое тематическое планирование уроков литературного чтения по программе "Школа 2100" 3 класс...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Веселые стихи Э. Успенского" УМК "Школа России" 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления учащихся со стихами Э. Успенского «Если был бы я девчонкой»,«Над нашей квартирой», ...

Технологическая карта урока литературного чтения Р. Сеф «Веселые стихи» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока: Р. Сеф «Веселые стихи»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над стихотворением Р. С...

Презентация к уроку литературное чтение Тема: А. Плещеев. Стихи. 2 класс

Данная презентация знакомит ребятс творчеством Плещеева...