Главные вкладки

    Технологическая карта по литературному чтению Н. И. Сладков «Песенки подо льдом»
    план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

    Конспект урока и презентация по литературному чтению 2 класс по теме " Н. И. Сладков «Песенки подо льдом»" УМК "Планета знаний"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл n._i._sladkov_pesenki_podo_ldom.docx20.48 КБ
    Файл n._i._sladkov_pesenki_podo_ldom.pptx1.26 МБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения во 2 классе.

    Тема урока: Н. И. Сладков «Песенки подо льдом»

    Результаты деятельности:

    Личностные  результаты -

    • учебно -познавательный интерес к изучению нового учебного материала;
    • научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

    Межпредметные результаты:

    Р. Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания и проверка правильности выполнения.

    К.Взаимодействовать или сотрудничать с соседом по парте.

    П.Поиск и выделение информации в предложенном тексте.

    Предметные результаты: учить детей давать свою оценку прочитанному, находить олицетворение в тексте Н. И. Сладкова «Песенки подо льдом» .

    Цель урока:

    • познакомить учащихся с произведением Н. И. Сладкова «Песенки подо льдом»,  биографией писателя,
    • учить детей правильному, выразительному осознанному чтению,
    •  познакомить учащихся с новым литературным приемом – олицетворением,
    • развивать устную речь и память учащихся,
    •  воспитывать бережное отношение к родной природе(к птицам).

    Ход урока: (Технологическая карта урока)

    Этап

    Цель этапа

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Результат

    1.Организационный момент

    Организация направленного внимания на начало урока

    Ребята, посмотрите соседу по парте и на своё место, все ли готово к проведению урока?

    Дети обращают внимание на свои рабочие места и места соседей.

    Положительный настрой на уроке.

    2. Постановка цели и задачи урока.

    Формировка цели урока учителем.

    - Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с писателем Сладковым, его произведением «Песенки подо льдом» и узнаем что такое олицетворение. Слайд 1

    Дети внимательно слушают.

    3. Актуализация знаний, мотивация,(подготовка к восприятию)

    Создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия  произведения.

     Сообщение об авторе Н. И. Сладкове. Слайд 2,3. Рассказ учителя

    Проблема. О чём писал Н. Сладков и о каких песенках будет идти речь в его произведении «Песенки подо льдом». Слайд 4,5,6

    Объяснение незнакомых, трудных слов, которые встретятся в тексте. Слайд 7,8,9

    Дети слушают, а затем читают биографию на слайде

    Дети выясняют, что Сладков писал о природе, животных, птицах и делают предположения кто или что может петь подо льдом.

    Дети читают слова и объясняют или выясняют, если не знают, их значение. Провал(провалившееся место, углубление в замерзшем озере), «вода усохла», лазоревый, «курчавится пар», полынья(незамерзаемое место на ледяной поверхности водоема)

    Дети узнают о биографии Н. И. Сладкова, о его творчестве.

    4. Первичное восприятие произведения.

    Обеспечить целостность, эмоциональность, интерес к изучаемому произведению.

    - Как называется рассказ?

    - Какое у вас возникло настроение?

    - Передайте свои чувства, ребятам.

    -Что вам особенно запомнилось?

    -«Песенки подо льдом»

    Чтение рассказа детьми вслух.

    Ответы детей.

    5.Выявление особенностей восприятия(проверка восприятия)

    Определить, как эмоционально дети откликнулись на произведение; корректировка задуманного учителем хода анализа текста.

    - О какой птице вы узнали из этого произведения?

    - Кто рассказал нам о ней?

    - Как автор оказался на озере?

    - Что его особенно поразило?

    - Вспомните или найдите в тесте слова, как автор называет эту птицу? Слайд 10, 11,12.

    Ребята, выразите отношение автора к этой птичке. Почему вы так считаете?

    Каким человеком был Н. И. Сладков?

    - Оляпка.

    - Автор.

    - Катался на лыжах.

    - Его поразила подлёдная песенка и птичка, которая исполняла эту песенку.

    Выборочное чтение, ответы детей.

    -«чудо – птица, подводная», «подводная певунья», «оляпка- водяной воробей»

    Ответы детей

    - Добрым, любознательным, наблюдательным, обо всем увиденном он рассказал многим читателям

    Появляется интерес к перечитыванию  текста.

    6. Работа с иллюстрацией в учебнике

    Углубить восприятие произведения

    Знакомство детей с олицетворением.

    - Какое движение хочет сделать эта птица?

            Зачем?

    - А что еще делал оляпка подо льдом?

    - А кто еще может петь?

    - А в рассказе что еще поет? .

    Работа с новым термином – олицетворение. - Этот прием  в литературном чтении называется олицетворением. Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. Слайд 15.

    - она приготовилась прыгнуть под лед.

    - чтобы спрятаться подо льдом от ветра, мороза и ястреба.

    - пел свои песни

    - человек, дрессированная собака.

    - Лыжи.

    Дети находят в рассказе олицетворение.

    7. Работа с текстом учебника.

    Углубить восприятие произведения

    Найдите и подчеркните ответы на вопросы в тексте. Слайд 13, 14

    1. Как описал песенку оляпки Н.Сладков.

    2.Что ты узнал о жизни оляпки от Н.Сладкова?

    3. Как по- другому назвал птицу Н.Сладков?

    Выполнить задание в рабочей тетради стр.   №1

    1 ряд отвечает на первый вопрос, второй ряд – на второй, третий ряд на третий.

    Дети выписывают из текста ответ на вопрос.

    8. Региональный компонент.

    Расширение кругозора учащихся

    Какие птицы живут и остаются зимовать в нашей местности зимой?

    - Какую  пользу приносят птицы людям?

    - А чем еще радуют нас птицы?

    Они нам помогают весной, летом, а зимой мы должны заботиться о них. Каким образом?

     

    В рабочей тетради выполнить задание 3

    Ответы детей.

    поедают насекомых

    своим пением, красотой оперения.

    развешивать кормушки.

     Дети называют птиц на слайде 16.

    Дети рисуют птиц.

    9.Рефлексия деятельности

    Осознать путь, который помог учащимся осмыслить идею произведения

    - С каким произведением мы познакомились на уроке?

    - Кто его автор?

    - О какой птичке мы узнали из этого произведения?

    С каким литературным термином мы познакомились и что он обозначает?

    «Песенки подо льдом»

    Сладков Н. И.

    - Оляпка

    Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.

    10. Домашнее задание

    Закрепить умения, полученные на уроке

    Прочитать выразительно рассказ и ответить на вопросы.

    Стр. 120- 121, задание № 1,2,3

    Дети записывают домашнее задание в дневник

    Оценочная деятельность

    Дать оценку , полученным знаниям.

    -Ребята оцените свою работу на уроке

    Дети сами оценивают свою деятельность


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Н. И. Сладков. " П е с е н к и п о д о л ь д о м ".

    Слайд 2

    1920 г. - 1996 г . Николай Иванович Сладков

    Слайд 3

    Сладков Николай Иванович Родился 5 января 1920года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы.

    Слайд 4

    Какая тема объединяет книги Н.Сладкова?

    Слайд 5

    « Я пишу о природе, потому что я её очень люблю: за красоту, за загадки, за мудрость её и разнообразие». Н. Сладков

    Слайд 6

    Н.Сладков «Песенки подо льдом» Вот уж загадка природы?! «Может поёт ручеёк? Или, может, звенят рождённые из пара сосульки?» А вы как думаете, о каких песенках пойдёт рассказ?

    Слайд 7

    Провал Вода усохла Лазоревый Курчавится пар Полынья

    Слайд 8

    Чёрный провал, полынья.

    Слайд 9

    Лазоревый - яркий, светло-голубой цвет Лазоревый - яркий, светло-голубой цвет Полынья- Пространство чистой воды среди сплошных льдов или на их границе

    Слайд 10

    чудо - птица чудо - птица подводная певунья оляпка-водяной воробей

    Слайд 11

    Оляпка Водяной воробей Водяной дрозд Водяной скворец Ручейка Обитает на Кавказе, на Урале, в южной Сибири. Строит гнезда по берегам чистых рек и ручьев . В поисках пищи ныряет под воду.

    Слайд 12

    Оляпка Певчая птичка размером со скворца бурого цвета с белой грудкой. Перья у оляпки не намокают, так как обильно смазаны жиром .

    Слайд 13

    Подчеркните в тексте ответы на вопросы: 1 ряд: Как описал песенку оляпки Н.Сладков. 2 ряд: Что ты узнал о жизни оляпки от Н.Сладкова? 3 ряд: Как по- другому назвал птицу Н.Сладков?

    Слайд 14

    Н Сладков - Ты оляпка- водяной воробей! И песенка- как ручеёк, так и льётся, так и звенит. А песня звенит. Живая она и чистая…. …из тёмного провала выпорхнула чудо-птица. Села на край полыньи.. Оляпка умел только кланяться и кивать. Снова юркнул он под лёд, и оттуда загремела его песня. Энциклопедия Её также называют водяной дрозд, или водяной воробей. Занесена в Красную книгу. Обитает по берегам чистых ручьев и рек. Её не пугают морозы, главное, чтобы вода не покрывалась льдом. Питается водными насекомыми и рачками, которых оляпка собирает на мелководье, между камней, под водой. Оляпка может нырять и бегать по дну водоёма, цепляясь за камушки крепкими коготками. Пение оляпки сравнивают с журчанием ручейка, текущего по каменистому дну.

    Слайд 15

    Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления Лыжи пели. Ручей бежит. Ветер воет .

    Слайд 16

    Снегирь Синицы Щегол Сойка Свиристель Дятел


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по литературному чтению Н. И. Сладков "Песенки подо льдом"

       Данный урок разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). На уроке  формируется  совокупнос...

    Технологическая карта урока литературного чтения «Песенка Винни-пуха» 2 класс, УМК "Школа России"

    Предмет: литературное чтениеТема урока: «Песенка Винни-пуха»Цели урока: познакомить учащихся с «Песенками Винни-Пуха» Б. Заходера; учить читать стихотворения с помощью различных интонаций и темпа чтен...

    Технологическая карта по литературному чтению на тему: "Б.В. Заходер. Песенки Винни-Пуха" 2 класс

    Тема: Б.В. Заходер. Песенки Винни-ПухаЦели деятельности учителя: развитие и совершенствование навыков выразительно­го чтения, умение ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них; во...

    Технологическая карта урока литературного чтения Тема: Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни»

    ПредметЛитературное чтениеКласс1Тип урокаУрок открытия новых знанийТехнология построения урокаТехнология развития критического мышленияТемаРусские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Ри...