Открытый урок по литературному чтению Н. И. Сладков "Песенки подо льдом"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Сычевская Наталья Германовна

     Данный урок разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). На уроке  формируется  совокупность универсальных учебных действий (УУД). На уроке используются  технологии, которые способствуют  формированию и развитию у обучающихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.  Системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности младших школьников их возрасту и индивидуальным особенностям, является одним из эффективных в обучении, в том числе и на уроках литературного  чтения. На уроке применяются интеллектуально-познавательные игры, разработанные с использованием занимательного дидактического материала и проводимые в различных нестандартных формах с помощью средств мультимедиа. Они повышают качество образовательного процесса: позволяют вовлечь всех обучающихся в активную познавательную деятельность, способствуют развитию у младших школьников интереса к учебному предмету, созданию у них эмоционального настроя к учению, дают возможность закрепить, повторить и обобщить изученный материал разнообразными способами, осознанно применить приобретенные знания, проявить личностные качества

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_literaturnomu_cht.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7

                                                               

                                              Конспект урока по литературному чтению

                                             Тема: Н. И. Сладков «Песенки подо льдом» 

                                                          По УМК «Планета знаний»

                                                                         Класс: 2

                                                                                                                     

                                                                                                                             Учитель начальных классов: Сычевская Н.Г.

            Камышин  2015 г.

Цель: Знакомство с произведением Н. И. Сладкова «Песенки подо льдом»,

Задачи:

Образовательные:

  1. учить детей правильному, выразительному осознанному чтению,
  2. формировать навыки чтения вслух и про себя;
  3. развивать умение отвечать на вопросы учителя, высказывать предположения, аргументировать свою точку зрения, пересказывать прочитанное;
  4. познакомить с  биографией писателя;

Развивающие:

  1. развивать устную речь .
  2. способствовать формированию и совершенствованию читательской компетенции
  3. развивать внимание через проведение ….
  4. Расширять словарный запас через  словарную работу .

Воспитывающие:

  1.  прививать любовь и бережное отношение к птицам, животным, природе через чтение произведений Н. И.

Сладкова.

  1. Воспитывать уважительное отношение к мнению других через ответы сверстников, …
  2. Прививать интерес к чтению через анализ прочитанного произведения…

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

1) развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

2) выявлять сущность, особенности объектов;

3) на основе анализа объектов делать выводы;

4) ориентироваться на развороте учебника.

Регулятивные УУД:

1) развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу;

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) развивать умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты:

1) развивать умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Межпредметные результаты:

1.Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания и проверка правильности выполнения.

2. Взаимодействовать или сотрудничать с соседом по парте.

3.Поиск и выделение информации в предложенном тексте.

Предметные результаты: учить детей давать свою оценку прочитанному, находить олицетворение в тексте Н. И. Сладкова «Песенки подо льдом» .

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний:

1.Загадка о зиме.

2.Проверка д/з.

3.Речевая разминка.

4.Целеполагание.

  1. Открытие новых знаний:

1.Рассказ об авторе.

2.Первичное чтение учителем.

  1. Работа над темой урока:

1.Первичное восприятие.

2.Словарная работа.

3. Физминутка.

4. Самостоятельное прочтение.

5.Анализ содержания.

6.Составление плана.

7.Беседа «Птицы зимой».

 V.          Итог урока.

VI.          Д/з.

VII.         Рефлексия.

Ход урока.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок весёлый.

Всех зовёт он на урок.

Ну-ка, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.

-Ребята,  у вас на столах есть смайлики с разными настроениями. Покажите мне смайлик, который соответствует вашему настроению.

 -Почему вы подняли такой смайлик?

-Надеюсь, что у тех, кто поднял веселый смайлик, хорошее настроение к концу урока не изменится, а у кого плохое,  изменится в лучшую сторону.

Обучающиеся проверяют готовность к уроку, поднимают смайлики соответствующие их настроению.

  1.         Актуализация знаний
  1.    Загадка о зиме

                                       Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал

В бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

- А как вы догадались?

- наступили холода, замерзла вода, зайка сменил шубку, медведь впал в спячку.

- Сегодня на уроке мы продолжим разговаривать о зиме.

  1.  Проверка д/з.        

- А  сейчас мы послушаем ваши рассказы о зиме.

(Слушаю 2-3 учащихся)

- Ребята, что вы можете сказать о прослушанном рассказе?

- Как вы думаете, как бы вы оценили рассказы своих сверстников?

(Оцениваю детей)

  1. Речевая разминка.

(на доске прикреплены зимние картинки со словами пословицы «Любишь кататься – люби и саночки возить»)

- Посмотрите на доску, в этих картинках зашифрована пословица. Как вы думаете.. что эта за пословица? (на доске появляется правильный вариант)

- Прочтите правильный вариант пословицы.

- Какой смысл у этой пословицы?

- Прочитайте эту пословицу медленно. Теперь Быстро. Вопросительно. По слогам. Выразительно. (дети читают по очереди )

  1. Целеполагание.

-Ребята, о чем были ваши рассказы? А загадка?

- Предположите, о чем мы сегодня будем говорить.

Правильно. Мы продолжаем работать по разделу «Зимние картины» (название раздела  записан на доске)

- Чтобы назвать произведение, над которым мы будем работать, отгадайте ребус

ЕСКНИЕП ОДОП ДЬМОЛ

 4  3 6  5  7  2  1    2  3  4  1    3  2  5  4   1

- Предположите о чем будет это произведение?

2-3 обучающихся рассказывают свои рассказы.

Анализируют рассказы.

- Любишь кататься – люби и саночки возить.

- нужно нести ответственность за свои поступки.

- о зиме.

- Песенки подо льдом.

   1.  Рассказ об авторе.

- Откройте учебники на с.120. Прочитайте, кто является автором?

- А сейчас немного истории из биографии   Н.И. Сладкова . (На доске портрет)

- Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя

целый мир, необычайно богатый тайнами природы. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался и вслушивался в жизнь леса. Бродя среди старых деревьев, он с детства

проникся мудростью природы, научился узнавать по голосам самых разных птиц.

Мальчику очень хотелось узнать, о чем с ним говорит лес, он очень хотел постигнуть его тайны. Коля стал с упоением читать самые разные книги о природе, а свои собственные наблюдения записывал в свой дневник, в "Тетрадь наблюдений", который начал вести во втором классе.  

-Как вы думаете, любил ли Н. Сладков природу? Почему?

   2.  Первичное чтение учителем.

- Ребята, сейчас я вам прочитаю произведение «Песенки подо льдом», а вы будьте внимательны, определите к какому жанру относится это произведение.

Чтение рассказа учителем.

-Н.И.Сладков.

  1. Открытие новых знаний

Обучающиеся слушают рассказ.

IV.     Работа по теме урока.

  1. Первичное восприятие.

Понравилось ли вам прочитанное произведение ?Чем?

- Какой жанр произведения? Почему вы так решили?

- Кто является главным героем рассказа?

- Какой удивительный случай произошел с автором?

  2.  Словарная работа

Ребята, сейчас мы поработаем над значением некоторых слов из рассказа

(На доске: Провал, лазоревый, полынья)

-Прочитайте слова. Как вы их понимаете?

- Провал- провалившееся место, углубление в замерзшем озере. А представим, что человек стоит на льду и образовался провал, что может случится?

- Лазоревый – значит голубой, лазурный. А еще можно сказать

-рассказ.

- об оляпке.

«лазоревое небо»

- Полынья – незамерзаемое  место на ледяной поверхности водоема. (подтверждение иллюстрацией).  (Так же можно рассказать о том, как образуется полынья)

  3.  Физминутка

- Сейчас мы подвигаемся, для этого нам нужно встать. Если я говорю слово «снежинка»- то вы делаете хлопок, если слово «льдинка» - поднимаете руки вверх, если слово «сугроб» - приседаете.

  4.  Самостоятельное прочтение.

- А сейчас, ребята, вы будете читать рассказ, следите внимательно, я остановлю, продолжит кто-нибудь другой.

  5.  Анализ содержания.

-  О какой птице вы узнали из этого произведения?

- Что автора особенно поразило?

- Как называет автор оляпку?

Ребята, выразите отношение автора к этой птичке. Почему вы так считаете?

- С чем сравнил писатель песенку оляпки?

-Как вела себя эта птичка? Найдите ответ в рассказе и прочитайте его.

-Почему оляпка пряталась подо льдом?

- Теперь, ребята давайте попробуем разделить произведение на части.

На сколько частей можно разделить рассказ?

-Как озаглавим каждую часть?

( Записываю план на доске)

(учитель вместе с ребятами составляют план )

Обучающиеся читают вслух произведение.

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Обучающиеся делят произведение на части, дают название каждой части.

- Какую  пользу приносят птицы людям?

- А чем еще радуют нас птицы?

Они нам помогают весной, летом, а зимой мы должны заботиться о них. Каким образом?

-Какие птицы живут и остаются зимовать в нашей местности зимой?

- поедают насекомых.

- своим пением, красотой оперения .

- развешивать кормушки.

V.  Итог урока.

- Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке литературного чтения?

Что вам особенно запомнилось?

- С каким произведением мы познакомились на уроке?

- Кто его автор?

- О какой птичке мы узнали из этого произведения?

 Выставление отметок

- познакомились с новым текстом Н. И. Сладкова, узнали  новое об авторе Сладкове, о птице оляпке.

VI.

Домашнее задание

- Читать стр. 120- 121, вопрос №5. Вспомните, о чем мы говорили на уроке, и вам не составит труда ответить на этот вопрос.

VII.

Рефлексия урока

- Покажите смайликами, какое у вас настроение от сегодняшнего урока. Что нового узнали для себя сегодня? Каждый ответ начинается со слов Я узнал сегодня….. ( слово подсказка записано на доске)

Выводы  полученные от урока..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...

открытый урок по литературному чтению на региональном уровне на тему "Урок-обобщение по разделу "В семейном кругу мы с вами растём"

Здесь дан конспект урока по проведению урока-обобщения по литературному чтению во 2 классе. Авторы учебника С.Д.Корген-оол, О.О.Иргит.Разработка урока в соответствии по фгос....

Открытый урок по литературному чтению - С.Маршак "Урок родного языка"

Знакомство  с  произведением  С. Маршака,  с  творчеством  поэта, развитие   умения  выразительно  читать. Развитие  памяти,  мышления, восп...

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...

Открытый урок по литературному чтению по теме«Литературные сказки».

Форма проведения: урок-игра.Тип: урок развивающего контроля.Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «...