"Краски и звуки зимы" Стихотворения С. Есенина
учебно-методическое пособие (2 класс) по теме

Мельник Инна Николаевна

Представлена разработка внеклассного занятия в группе продленного дня..

На уроке идет работа со стихотворениями С. Есенина "Поет зима, аукает..." и "Пороша"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s._esenin_urok.docx28.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Тема: Звуки и краски зимы

Стихотворения С. Есенина «Поёт зима аукает…» и «Пороша»

Класс: 2

Цель:

  • Приобщать учащихся к искусству, развивать художественный вкус, интерес к чтению лирических стихотворений.

Задачи:

  • Формировать умение анализировать лирическое стихотворение с точки зрения над языковыми средствами, настроением стихотворения и самого поэта.
  • Закреплять умение вести диалог с автором произведения.
  • Формировать творческое воображение через умение представлять картины, изображаемые автором.
  • Формировать литературоведческие понятия: эпитет, олицетворение, метафора.
  • Развивать эмоциональную сферу через работу над стихотворением.
  • Воспитывать внимательное отношение к авторскому слову.

Технологии: ИКТ, проблемно-диалогическая


Ход урока:

  1. Эмоциональный настрой.

- Посмотрите клип  «Зимняя сказка», внимательно рассмотрите картины, показанные в клипе и  вслушайтесь. Запомните словосочетания,  которые вам особенно понравятся.

-Клипы – это музыка и поэзия. Поэзия и музыка – это мир чувств и настроений. На уроке мы будем читать стихотворения. Слушать музыку, рассматривать картины русских художников. Всё это поможет воссоздать образы зимней природы.

-Назовите словосочетания, которые вы услышали в этой песне.

У: Тёплое одеяло,  снег мягкий, мохнатые ресницы, дремучий лес, золотые совы ,      сказочное сиянье, спят сугробы , белые слоны, рассказывает сказку, засыпает медленно.

- На какие литературоведческие  понятия можно разделить эти словосочетания?

У: Метафора, сравнение, эпитеты.

- Все эти понятия будут необходимы на уроке.

- Давайте вспомним, что такое эпитеты.    

- Много эпитетов у Зимы: Зима – красавица, Зима – рукодельница, Матушка зима. Мы же на уроке рассмотрим Зиму с другой стороны.

- Какой эпитет, характеризующий зиму, пропущен в совах известных поэтов?

- Прочитайте строчки из стихотворений. Вставьте пропущенное слово.

У:        « ______ зимою

Околдован, лес стоит»         (Ф. И. Тютчев)

«… И вот сама

Идёт _________ зима»         (А. С. Пушкин)

- Можно ли сказать, что это слова близкие по значению? Как называются такие слова?  

- Какое общее значение они имеют?    

У: преображают мир

- Зима бывает разная. Давайте подберём эпитеты, которые характеризуют зиму не  с лучшей стороны.  

У:

Зима холодная.

Зима морозная.

Зима коварная.

Зима лютая.

Зима жестокая.

Зима беспощадная.

- Зима, действительно, бывает разная. Она преображает, околдовывает мир. Это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими её оттенками! Можно по-разному увидеть и услышать зиму. В этом нам помогут произведения мастеров слова, музыки, кисти. Они написаны в разное время. Каждый из авторов по-своему увидел и описал зимнюю природу и тоже время  в этих произведениях есть что-то общее. Мы сегодня будем находить общее, сравнивать, анализировать, рассуждать.

- Рассмотрите картины русского художника И. Шишкина, послушайте музыку Вивальди и скажите что общего в музыке и в картинах. Какие чувства у вас возникли?

- Созвучны ли клип, картины Шишкина и музыка Вивальди? В чём различие?

  1. Знакомство с содержанием раздела 7.

- Прослушав и посмотрев клип, можем ли сказать какой раздел мы начинаем читать?

- Посмотрите содержание раздела на стр. 207. Какие предположения ваши подтвердились?

- Встретились ли вам знакомые авторы? Какие имена вы видите впервые?

- Что ждёте от  чтения  произведений этого раздела?

- Какие задания вам  скорее всего придётся выполнять?

  1. Чтение стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аукает».

а) Работа с текстом до чтения. 

- Кто автор этого стихотворения? Читали уже его стихотворения? Что ждёте от чтения нового текста?

- Прочитайте заглавие. Эта строчка уже знакома вам?

У: Она вынесена в название раздела.

- Как вы думаете, какие песни могут быть у зимы?

У: вой и свист ветра, завывание метели, треск веток

- Какое настроение у этих песен?

б) Работа с текстом во время чтения.

  • Первичное чтение (самостоятельно про себя).  

- Подчеркните слова, которые вам непонятны,  значение которых бы вы хотели объяснить своим одноклассникам.

Словарная работа.      

- Какие чувства у вас возникли? Какие картины зимы представили?

Чтение вслух по строфам.

1-я строфа.  Кого напоминает зима?

У: Живое существо

2-я строфа. Какие чувства вызывают у автора воробьи? 

- Он жалеет бедных воробышков, сочувствует им.

- Как вы прочитаете эти строчки?

У: Чувством жалости, нежности

3-я строфа. Подберите синонимы к слову ОЗЯБЛИ.

У: Замёрзли, продрогли, окоченели, застыли

- Почему автор употребил слово ОЗЯБЛИ?

У: Оно звучит мягче, передаёт состояние птичек и отношение к ним автора, слово является просторечным.

- Какими вы представляете воробышков?

- Как изменилось отношение автора к метели? Почему? Как он теперь её называет? Сначала она СТЕЛИЛАСЬ ковром, а теперь?

- Как вы думаете, почему злится метель?

- О чём мечтают воробышки?

Вопросы после чтения.

- Кому автор сочувствует? Кого жалеет?  Что его тревожит?

  1. Исследовательская работа.

1 вариант: Подчеркнуть слова, которые помогают увидеть цвет зимы.

2 вариант: Подчеркнуть слова, которые помогают услышать звуки зимы.

- С. Есенин ни разу не употребляет слова, обозначающие цвет, номы увидели эти цвета – белый и серый. Как это получается?

У: Седые облака, метелица,  вьюга, мёрзлое окно – мы видим , представляем цвета.

- В стихотворении С. Есенина мало красок, но зато много звуков.

У: Поёт, аукает, баюкает, стозвон, рёв, стук, звук вихря.

- Сравним две картины, которые нарисованы в стихотворении : зима и весна.

- Какие литературоведческие понятия использует автор?

ЗИМА                                                    

Холодная (стозвон сосняка, звукопись)

Сравнения (ковёр шелковый – холодный, детки сиротливые)

Выбор особых слов – имён прилагательных: тоска ГЛУБОКАЯ, СЕДЫЕ облака, БЕШЕННЫЙ рёв вьюги.

ВЕСНА

Прекрасная

Улыбка

Ясная                            ЭПИТЕТЫ

 красавица

  1. Выразительное чтение стихотворения.

- С каким чувством будем читать?

У: О вьюге-с тревогой, печально, о птичках – с нежностью, о весне – с радостью.

  1. Чтение стихотворения С. Есенина «Пороша».

- Объясните слово ПОРОША, подберите однокоренные слова.

- Как вы думаете, изменилось отношение автора к зиме, если стихотворение было написано спустя четыре года?

- Прочитайте стихотворение , постарайтесь почувствовать настроение автора  и поделиться своими размышлениями.

- После чтения ответить на любой вопрос, который вам больше понравился.

Беседа по содержанию стихотворения, подготовка к выразительному чтению

- Чтобы точнее представить картину, описанную поэтом, давайте вчитаемся и поразмышляем.

- Почему автор начинает стихотворение с двух коротких (в одно слово) предложений?

- Какие звоны он слышит?

У: Звон бубенцов, колокольчиков на сбруе лошади.

- Как вы думаете, какое это время суток?

У: Наверное, утро.

- Вспомните значение слова пороша.

-Как вы понимаете строчки про лес? Что это за невидимка?

У: Мороз

- Какой сон может видеть лес?

- Что особенно бросилось автору в глаза?

У: Сосна

- Где пролегал путь? Опишите это место.

У: Дорога шла вдоль леса. Одинокая сосна чуть ближе к дороге.

- Изменилось ли отношение автора к зиме? 

У: Зима другая. Настроение более спокойное, светлое. В стихотворении больше жизни: шумят вороны, стучит дятел, звенят бубенцы, стучат копыта лошади, тоже холодно (слышны звоны), но не опасно (валит снег, стелет шаль)

- Но есть и общее: поэт «оживляет» природу.

Подготовка к выразительному чтению.

- Определите темп и громкость чтения.

У: Неторопливо, негромко

Выразительное чтение стихотворения.

- Если бы вам предложили нарисовать портрет зимы, какой бы вы её изобразили?

- Какое из стихотворений вам понравилось больше? Почему?

  1. Об авторе.

- Что ещё вы узнали  о поэте Сергее Есенине?

У: Любит зиму, природу, видит её красоту, умеет оживлять природу.

  1. Домашнее задание:

Выучить любое стихотворение наизусть. Нарисовать портрет Зимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осень в звуках и красках

Мне очень нравится проводить интегрированные уроки. они дают большую возможность учителю раскрыть материал ярко, интересно. Я часто интегрирую уроки. особенно хорошо получается при интеграции литерату...

Урок литературного чтения 1 класс УМК " Школа России" по теме "Звуки и краски весны"

Урок является обобщающим по разделу " Апрель, апрель! Звенит капель... ."Фрагменты урока помогут детям услышать звуки и увидеть краски весны. Урок воспитывает чувство прекрасного  и любви к ...

Презентация "Звуки и краски зимы" по окружающему миру,1 класс

Содержит информацию о зимних месяцах, их особенностях, приметах....

Урок литературного чтения. Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»».

Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»».  Урок литературного чтения....

Презентация к уроку "Краски и звуки лета" А.П. Чехов "Степь" (фрагмент).

Презентация к уроку "Краски и звуки лета" А. П. Чехов (фрагмент) "Степь". Презентация составлена к конспекту из методических рекомендаций для учителя "Уроки литературного чтения" 3 класс...

Краски и звуки лета (А. Чехов, «Степь» (фрагмент), М. Пришвин, «Золотой луг»)

План-конспект урока "Краски и звуки лета (А. Чехов, «Степь» (фрагмент), М. Пришвин, «Золотой луг»)", 3 класс, "Школа-2100"...