Краски и звуки лета (А. Чехов, «Степь» (фрагмент), М. Пришвин, «Золотой луг»)
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Гребень Людмила Юрьевна

План-конспект урока "Краски и звуки лета (А. Чехов, «Степь» (фрагмент), М. Пришвин, «Золотой луг»)", 3 класс, "Школа-2100" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_21_chehov_prishvin.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 21. Краски и звуки лета (А. Чехов, «Степь» (фрагмент), М. Пришвин, «Золотой луг»)

Цель. Научить представлять краски и звуки через описания в эпическом тексте на примерах фрагмента «Степь» А. Чехова, «Золотой луг» М. Пришвина.

Задачи.

  1. Выявление сюжета как особенности эпического произведения («Золотой луг»).
  2. Знакомство с лирическим отступлением.
  3. Работа с тропами (образно-выразительными средствами языка).

Урок 21.

Часть

Ход урока

1

Подготовка к восприятию.

Проверка домашнего задания.

Как называется раздел? (Природа летом).

Что для вас лето? Опишите самые захватывающие картины природы летом, которые вам запомнились?

Давайте вспомним, какие 3 основных рода литературы вы помните? (эпос, лирика, драма).

Какой род литературы позволяет описать чувства автора к увиденному? (раскрыть отношение писателя к чему-либо) (лирика).

То что вы сейчас описали, является ли лирикой? (да, нет – ответы детей). Являются ли лирические произведения только стихотворениями? (Ваши описания – не стихотворения, значит эпос? Где же сюжет, история, как основа для эпоса? Чем отличается эпос от лирики?

Давайте подробней рассмотрим эпическое произведение, и посмотрим, как писатели, не прибегая к сочинению стихотворений могут описать картины лета в эпосе, а также высказать своё отношение, чувства к чему-либо.

Для начала прочтём произведение М. Пришвина «Золотой луг».

Как вы думаете, к какому роду литературы можно отнести это произведение?

Можете ли по названию догадаться, о чём речь?

Как может выглядеть золотой луг? Почему золотой, от чего?

2

Целевая установка на слушание

Во время слушания, найдите ответ на вопрос, какое открытие сделал для себя автор?

3

Первичное восприятие

Чтение учителем.

4

Выявление специфики восприятия

Какие цветы автор называет неинтересными?

Почему?

5

Постановка учебной задачи на анализ

Как вы считаете, к какому роду литературы можно отнести произведение М. Пришвина «Золотой луг»? (эпос)

Почему? (есть история, рассказ)

В основу любого произведения заложена идея – то, что автор хочет нам донести. Наша задача понять автора, его идею. Таким образом услышать автора, то, что он хотел нам сказать.

В эпическом произведении идея передаётся через сюжет. Что такое сюжет? (история).

Двигают сюжетом (историей) герои произведения.

(дописать в схеме в тетрадях, на доске под эпосом: сюжет, герои).

Какой смысл произведения М. Пришвина «Золотой луг»?

Как же нам найти, в чём смысл произведения? (изучить героев и сюжет).

6

Перечитывание и анализ

Кто является героем произведения? (докажите по тексту).

Чем забавлялись М. Пришвин со своим братом? (чтение по тексту).

Как бы мы озаглавили эту часть рассказа? (забава, неинтересный цветок).

Запишем план, содержание.

(на доске, в тетрадях, например: 1. Неинтересный цветок).

Какое открытие сделал автор? (Чтение текста).

Как поменялось отношение автора к цветку? (чтение в тексте)

Как автор описал распускание цветка одуванчика?

Как бы мы озаглавили эту часть текста? (открытие).

Допишем план (на доске и в тетрадях).

Давайте посмотрим на содержание и сделаем выводы о том, что произошло:

(на доске учитель делает запись по диктовку детей, запись повторяют в тетрадях:

Забава – неинтересный цветок.

Открытие – интересный цветок).

(когда проходишь мимо чего-то обычного не вглядываясь, оно неинтересно, обычно, не ценится, стоит только всмотреться, и увидишь, что во всём много удивительного, надо только обратить на это внимание).

Как бы вы назвали сами это произведение?

Почему М. Пришвин назвал своё произведение «Золотой луг»? Что такое золотой луг? (чтение в тексте). Почему автор не назвал его «открытие», «неинтересный цветок», «интересный цветок»? (открытие могут быть разные, неинтересный цветок/ интересный цветок – части произведения, скучные названия, золотой луг: поляна послужила причиной открытия, сделанным мальчиком).

Давайте вспомним, как сделал своё открытие автор? (чтение в тексте) «Я стал наблюдать».

Как вы думаете, в чём основной смысл произведения? (как у К. Паустовского «искусство видеть мир»). Даже ваши маленькие открытия смогут сделать ваш мир интереснее, красочнее, живее. Открытия можно сделать даже в привычном нам окружении.

7

Обобщение

К какому роду литературы можно отнести это произведение? (эпос, есть история – сюжет, есть герои произведения – двигатели сюжета).

Как автор смог донести до нас идею произведения? (через сюжет, действия героев, выбор названия).

1

Подготовка к восприятию.

Давайте посмотрим на другое произведение. Прочитайте название (А. Чехов «Степь», отрывок). Отрывок или фрагмент, что это значит?

Как вы думаете, о чём это произведение?

Мы с вами прочитаем отрывок из произведения А. П. Чехова «Степь». В нём описана поездка 9-ти летнего мальчика из родной деревни со своим дядей для поступления в гимназию. Сам отрывок посвящён переезду через степь.

К какому роду литературы вы бы его отнесли?

Этот фрагмент не совсем эпос, но что же это: неужели лирика или драма?

Давайте разберёмся почему.

Прочитаем название. «Степь». Что такое степь? (пространство земли, поросшее травой, без леса, представьте себе равнину, от горизонта до горизонта, поросшую ковылём; ковыль трава похожая на пырей с семенами-метёлочками, как у одуванчика, только не с парашютиком, а метёлочкой).

Во время чтения нам встретятся незнакомые слова.

Подвода – грузовая телега.

Обоз – несколько подвод, перевозящих груз.

Рогожка – грубая плетённая ткань, похожая на мешковину.

Фосфорическая полоска – светящаяся бледным светом. Фосфор – химическое вещество, в темноте светится бледно-зелёным светом.

Тюк – мешок.

2

Целевая установка на слушание

При чтении определите, в какое время суток происходят события.

3

Первичное восприятие

Чтение учителем.

4

Выявление специфики восприятия

Что произошло? (разразилась гроза). Когда разразилась гроза?

5

Постановка учебной задачи на анализ

Выявим особенности эпического произведения в тексте, что мы к ним относим? (Сюжет, герои).

6

Перечитывание и анализ

Найдите в тексте героев произведения, кто они? (водители подвод, Егорушка). Что произошло в степи? Есть ли история, как в прошлом тексте? Что делает писатель? (основа данного текста описательная, автор описывает ночную грозу в степи).

От чьего лица описание? (мальчика). «Егорушка, приподнялся и посмотрел вокруг себя»,

Как относятся водителя обоза к грозе? (Пантелей, с заботой предлагает Егорушке рогожку (спокоен, знает, что делать), Кирюха: «а он обложной» - средство общения с коллегами, Дымов: «скучно», - злится.

Как сам Егорушка относится к грозе: наблюдает, страшно.

Как автор описывает начало грозы (молнию/гром/небо и тучи), ветер, начало дождя? (во время данной работы необходимо отметить образно-выразительные слова: сравнения, метафоры (перенесение свойств одного предмета на другой по сходству), олицетворение (одушевление), эпитеты (образное определение, выражающее суть предмета) насколько возможно, заменяя обобщающее слова троп (образно-выразительное слово) данными определениями, по крайней мере, ввести понятие сравнение, олицетворение).

Как вы думаете, почему произведение названо «Степь», а не поездка для поступления в гимназию?

Давайте представим, вас отправили в другой город для обучения в школе, где вы будете жить без родителей. Что вы чувствуете? То же чувствовал Егорушка, ему не хотелось уезжать из родного дома. Вы едите с одним из своих родственников, но он далёк от вас. Вы попадаете в общество взрослых людей, работников, которые делятся своим жизненным опытом, разговаривают на взрослые темы. В этой компании вы въезжаете в жаркую степь: вокруг равнина, наполненная своей жизнью, своим растительным и животным миром. Вы никогда не были в степи, и вот оно: огромное незнакомое пространство, со своим особенным миром, каждая её часть живёт своей жизнью, будь то птичка или зверёк. Посмотрите, какое описание автор даёт грозе в степи. Какие ощущения вызывает эта картина? (Мощь, превосходство степи, сравнение мощи степи и маленького по сравнению с ней обоза и находящихся в нём) Степь - образное выражение того мира, куда едет мальчик: огромного, живущего своей жизнью, с одной стороны пугающего, а с другой – располагающего к себе своей красотой, масштабом, уютом добрых и интересных попутчиков.

7

Обобщение

Что имеем: героев, сюжет.  Заметьте, как А.П. Чехов описывает картину грозы, каким разнообразием образно-выразительных слов – тропов, высказывает своё отношение, а также отношение героев к происходящему, описание, отношение автора, героев. Особенностью произведений А.П. Чехова является то, что он создаёт яркую живописную картину, чтобы подчеркнуть чувства и мысли героя. Можно ли сказать, что произведение «Степь» - лирическое и почему? С одной стоны – эпос, с другой стороны – лирика. В основе произведения лежит сюжет, некоторая история героев, пусть и не приключения, обыденный отрывок жизни, лирическим описанием подчёркнуты переживания героев – данный приём автор использует, чтобы наиболее чётко передать идею произведения. «Степь» - лирико-эпическое произведение. Данный отрывок – лирическое описание.

Задание.

Рассмотрите схему «Роды литературы», и расскажите, в чём отличие эпического произведения от лирического? Приведите примеры?

Что нового узнали на уроке?

Д/з

Творческое задание: выписать слова, выражения, с помощью которых поэты и писатели передают краски и звуки лета. Задание выполняется на текстах А.П. Чехова, М.И. Пришвина, С.А. Есенина, Б.Л. Пастернака (2100).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение. А.П.Чехов. Степь.

Презентация к произведению А.П.Чехова Степь. Связь с окружающим миром....

Литературное чтение - 3 класс. Тема: А.П. Чехов. Степь.

Литературное чтение. з класс. Урок+ презентация. Наблюдение за природой в степи  во время грозы....

А.П.Чехов "Степь" 3 класс

Презентация к уроку литературного чтения А.П.Чехов "Степь". 3 класс. УМК "Начальная школа 21 век"...

Презентация к уроку "Краски и звуки лета" А.П. Чехов "Степь" (фрагмент).

Презентация к уроку "Краски и звуки лета" А. П. Чехов (фрагмент) "Степь". Презентация составлена к конспекту из методических рекомендаций для учителя "Уроки литературного чтения" 3 класс...

Литературное чтение А.П.Чехов "Степь" 3 класс

Литературное чтение А.П.Чехов "Степь" 3 класс. (УМК "Начальная школа 21 века")...

Урок литературного чтения по теме А.П. Чехов «Степь»

Цель:знакомство с новым произведением А.П.Чехова “Степь”, его жанровыми особенностями и художественным своеобразием;краткий обзор зоны степи, его растительный и животный мир.Задачи:учить в...