ЗВУКИ [л], [л']. БУКВЫ Л, л. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
методическая разработка (чтение, 1 класс) по теме

УМК: Перспективная начальная школа.

Предметная область: филология, обучение грамоте (литературное чтение).

Дата проведения: 23.10.2013 года.

Учитель: Малинина Надежда Александровна.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

 Используемые учебники и учебные пособия: Агаркова Н.В., Агарков В.А. Азбука 1 класс. Учебник по обучению грамоте и чтению. Под редакцией М.Л. Каленчук - Академкнига.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по обучению грамоте в 1 «Б» классе.

УМК: Перспективная начальная школа.

Предметная область: филология, обучение грамоте (литературное чтение).

Дата проведения: 23.10.2013 года.

Учитель: Малинина Надежда Александровна.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

 Используемые учебники и учебные пособия: Агаркова Н.В., Агарков В.А. Азбука 1 класс. Учебник по обучению грамоте и чтению. Под редакцией М.Л. Каленчук - Академкнига.

Тема урока: ЗВУКИ [л], ']. БУКВЫ Л, л. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Цели деятельности педагога: создать условия для совершенствования приема перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные  по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и корректировать его содержание; воспитывать культуру учебного труда.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: устойчивая учебно-познавательной мотивация учения; установка на здоровый образ жизни.

Регулятивные УУД: оценивает результат своей работы на уроке.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД: понимает значение речи в жизни каждого человека и общества.

Предметные УУД: использовать условные обозначения звонких твердого и мягкого звуков [л], [л'] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; применять  технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; читать слова по слогам и орфоэпически.

О б о р у д о в а н и е: шаблоны для составления схем предложений (прямоугольники и треугольники) и слов (прямоугольники и кружки); карточки с буквами л, а, о, у, ы, и, э;


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель:  Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришло много гостей. Давайте поприветствуем их кивком головы. Садитесь пожалуйста.

 Для начала проверим свою готовность к уроку, всё аккуратно сложено и лежит на краю стола. Начинаем наш урок – урок  обучения грамоте.

Что вы хотите пожелать друг другу на сегодняшний урок?  (Удачи).

Учитель: Я уверена, что вы будете работать внимательно, думать самостоятельно, а сидеть замечательно.

2. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

Учитель: Начнем урок с повторения.

-Назовите буквы, которые вы уже знаете.

- Назовите гласные буквы. Дайте им характеристику. (Произносим с голосом, при произношении воздух не встречает преград, бывают ударные и безударные, могут показывать какой согласный стоит перед ним; твердый или мягкий).

- Какие согласные вы знаете?  (Дайте им характеристику: твердые и мягкие)

- Скажите, чем отличается буква от звука?

- А теперь, я вам предлагаю послушать стихотворение и сказать какие согласные звуки произносятся в нем чаще?

Лохматый лев увидел сон:

Летит с горы на лыжах он.
Луна и снег. Быстрей, быстрей!
Вот это лев - краса зверей! (Звуки [л, ль ]).

- Подумайте пожалуйста и скажите, чем же мы с вами сегодня будем заниматься на уроке. Да, совершенно верно сегодня на уроке мы будем читать слоги, слова с буквой «Л». (Или наверное мы с вами будем читать слоги и слова с буквой Л)

И так, мы начинаем работу, для этого нам понадобятся внимание, умение, трудолюбие).

 А задание следующее, я говорю слово, а ваша задача определить положение звуков ], [л'] в словах. Если звук стоит вначале слова, то в ладоши хлопает 1 ряд, если в середине - то 2 ряд, если в конце - то 3 ряд. Задание понятно? Тогда начинаем:

луна    пол   стул      полка    ландыши    лиса  Юля     Оля   стол    малыши

Молодцы, справились с этой работой.

А теперь игра, которая называется День – ночь.      

Прочитайте слово, которое составлено на доске. ЛУК Ночь! (меняю У на Ю)

Что изменилось? (Была У, стала Ю) Читаем слово ЛЮК. Объясните значение слов. Скажите, какой первый звук в слове ЛУК? (твердый) А в слове ЛЮК? (мягкий) Тогда, что же мы сделали? Верно, заменили твердый звук [л] на мягкий [л']: Ночь! (Работаем с другими словами)

        галка - галька  полка - полька ел - ель  мел -мель

- Объясните значения новых слов.  Хорошо, молодцы!

3.  А теперь, следующее задание. На доске буквы.

                                                                                           А

                                                                                          О

                                                                 Л                      У                    Л

                                                                                          Ы

                                                                                           И

                                                                                           Э

                                                     

                                                                       

- Прочитайте слоги из двух звуков. (Ла, ал, ло, ол, лу. ул и др.)

- Прочитайте слоги из трех звуков. (Лал, лол, лыл, лил, лэл.)

- В каком слоге есть мягкий звук [л']? (ли, лил)

Замечательно!

4. Откройте учебник на стр. 31.

 Как вы думаете, какое задание нам предстоит выполнить сейчас? Верно, мы будем читать слоги и слова.  (Читаем выборочно)

 После чтения учащиеся объясняют значение слов.

Скажите, все ли слова вам были понятны? (Нет. Да.) А вот мне некоторые непонятны, помогите объяснить. 

М у л - домашнее животное, помесь осла с кобылой.

Картинка. 

А у л - небольшое селение в горах. Картинка. 

Н а м о л о л - превратил зерно в муку, порошок.

- Прочитайте 2слова, в которых буква «л» обозначает звук [л].

- Прочитайте 2 слова, в которых буква «л» обозначает звук [л'].

-Какая буква показывает, что впереди стоящий согласный мягкий? (и)

Давайте составим на доске схему слова НАМЫЛИЛ.

Молодцы! У вас на каждой парте лежат фишки-звуки, составьте пожалуйста схему слов НАЛИЛ самостоятельно в парах. Работайте дружно, не ссорьтесь, уважайте мнение каждого. Доказывайте. (Учитель за доской)

Налил  

Как только пара закончит работу – показывает сигнальную карточку. Проверка на доске. Какая пара выполнила работу без ошибок? Встаньте пожалуйста. Хорошо.

- Скажите, а как узнать сколько в слове слогов? (По количеству гласных букв)

- Прочитайте слова, которые состоят из одного слога.

- Прочитайте слова, которые состоят из двух слогов.

5. Устали немного, давайте отдохнем.

Фи з к у л ь т м и н у т к а

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Буквой «Л» расставим ноги,
Словно в пляске - руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо .
..

Получается на славу.

Молодцы!

Влево - вправо, влево - вправо ...

Тихонечко сели и продолжаем работу в учебнике.

6.  Задания по развитию речи.  

- Рассмотрите иллюстрации в учебнике 

- Составьте предложения по каждой иллюстрации и запишите схему-модель предложений.

Миша поливает цветы.

 

  Назовите слово, в котором есть изучаемые звуки. (Поливает)

Какой это звук твердый или мягкий? (Мягкий)

Составьте предложение по 2 картинке.

Мул пасется на лугу.  

В саду растут красивые лилии.

(Если будет время, то указываем какие звуки: твердые или мягкие).

6.Переходим к следующему заданию. Значок: сравни и объясни!

 Чтение минимальных пар слов (на розовом фоне), которые отличаются одним звуком и имеют различное значение.

Обучающиеся читают пары слов, объясняют их значение. Сразу объясняем новые слова: НИЛ Картинка.

Аул- мул.  Эти слова нам встречались в начале урока.

Мул – мил, мил – Нил 

Нил – величайшая река Африки. Его длина  6650 километров.

Вторая цепочка слов:  мама - лама

Лама - Единственные крупные млекопитающие, одомашненные древними южноамериканскими народностями, ламы (лат. Lama glama) являются ближайшими родственниками верблюдов, хотя и не могут похвастаться наличием фирменного знака семейства – горба.

Мало - мыло

7. Ну, а теперь чтение слов на желтом фоне.

Что это за слова, можете сказать? Да, это перевертыши, т. Е. читаются слева -направо и справа - налево одинаково. Читаем: Алла, лил, или, мол – лом.

8.  А сейчас игра «Доскажи словечко».

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса.

Кто же это? … Лиса

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из …лейки.

Какой же звук в этих словах твердый или мягкий? (Мягкий)

Слушаем дальше.

Заставил плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а … лук.

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лед
Во дворе …
лопатой.

А в эти словах звук Л какой? (Твердый)

Молодцы! Вот и подошел наш урок  к концу.

8. Итог урока.

Учитель: - Скажите, чем же мы с вами занимались на уроке? (читали слоги, слова со звуками [л], [ль], составляли схемы слов и предложений)

-Что вам особенно понравилось?

-Что вызвало затруднения?

-Спасибо за урок. Вы меня очень порадовали работой. На парте у каждого из вас лежит розочка. Я прошу проанализировать вашу работу на уроке и раскрасить розу.

У меня все получилось – красным.

Не все удалось – жёлтым.

Мне было трудно – оставить белой розу.

А теперь составим из ваших роз великолепный букет. Посмотрите, какая наша работа и жизнь яркая и интересная! Встали, урок окончен.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.

Интегрированный урок обучения грамоте,  письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках  [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...

ЗВУКИ [л], [л\']. БУКВЫ Л, л. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Открытый урок по обучению грамоте в 1 «Б» классе.УМК: Перспективная начальная школа.Предметная область: филология, обучение грамоте (литературное чтение).Дата проведения: 23.10.2013 года.Учитель: Мали...

ЗВУКИ [л], [л\']. БУКВЫ Л, л. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

УМК: Перспективная начальная школа.Предметная область: филология, обучение грамоте (литературное чтение).Дата проведения: 23.10.2013 года.Учитель: Малинина Надежда Александровна.Тип урока: обобщение и...

"Звуки [л],[л’].Буквы Л,л. Закрепление."

Урок разработан в рамках ФГОС. Цель урока: учить детей распознавать звуки [л],[л’] и записывать их буквами Л,л....

Урок литературного чтения в 1 классе «Звуки [п] [п‘], буквы П,п. Закрепление. Профессии людей»

Урок литературного чтения в 1 классе «Звуки [п] [п‘], буквы П,п. Закрепление. Профессии людей»...

Презентация к уроку обучения грамоте. Звуки [д] [д*] , буквы Д д. Закрепление.

Презентация поможет в проведении урока обучения граммоте в 1 классе....

"Звуки [в], [в\']. Буквы В, в. Закрепление изученных букв".

Второй урок по плану, направленный на формирование умения выделять звуки [в], [в']; умения читать слоги, слова с изученными буквами....