Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: П.П. Бажов "Серебряное копытце"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Цели урока

Обучающие:   обучать умению рассматривать характеры героев и их  взаимоотношения.

Развивающие:  развивать умения работать с текстом, продолжить формировать навыки анализа художественного произведения,  выразительного чтения, развивать грамотную устную речь.

Воспитательные:  ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание нравственных качеств, воспитывать умения сотрудничать, доказывать свою точку зрения при работе в парах, объективно оценивать работу во время самопроверки и взаимопроверки на всех этапах урока.

Учебные  умения и навыки:

1. Развивать умения учащихся составлять характеристику героев.

2. Развивать навык  контроля, самоконтроля, взаимоконтроля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_po_chteniyu.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературного чтения по теме:

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

4 класс «В»

Кл.руководитель: Михайловская Е.С.

Цели урока

Обучающие:   обучать умению рассматривать характеры героев и их  взаимоотношения.

Развивающие:  развивать умения работать с текстом, продолжить формировать навыки анализа художественного произведения,  выразительного чтения, развивать грамотную устную речь.

Воспитательные:  ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание нравственных качеств, воспитывать умения сотрудничать, доказывать свою точку зрения при работе в парах, объективно оценивать работу во время самопроверки и взаимопроверки на всех этапах урока.

Учебные  умения и навыки:

1. Развивать умения учащихся составлять характеристику героев.

2. Развивать навык  контроля, самоконтроля, взаимоконтроля на всех этапах урока.

3. Развивать навык работы в группах, в парах.

  1. Орг .момент. (рассказывает заранее подготовленный ученик)

Мы держим с тобою, приятель, в руках

 «Уральские сказы» о дивных горах.

 Здесь много случалось историй.

 Тут были и радость, и горе.

 Озера и реки здесь – как зеркала,

 Нам песню споет пожилая ветла

 И много расскажет нас басен

 Уральский лес чуден, прекрасен.

 А горы до неба почти достают,

 Красива природа – покой и уют.

 И добрые люди здесь сказки хранят,

 Которые о волшебстве говорят.

   2.Постановка цели урока.

-Перед вами, ребята, волшебная шкатулка. Что такое шкатулка? Для чего она нужна?

 В старину в ней хранили дорогие для памяти письма, бумаги, драгоценности. Шкатулки берегли, ими дорожили, они составляли семейную ценность. А в нашей шкатулке находятся сказки. С давних времён сказки бережно хранились в людской памяти. Сказки любили. Её любят и сегодня! В народном творчестве сказки - самое большое чудо. Сказки - это драгоценность, и шкатулкой для них становится наша память.  В такой шкатулке у нас хранятся задания.

Вы поняли, что сегодня мы вновь заглянем в сказку. В каждой сказке есть волшебник. Итак……..

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. Он писал сказки. А звали его…(показ портрета писателя)

 Дети: Павел Петрович Бажов.

Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Свои произведения Бажов называл сказами. А чем по- вашему отличается сказ от сказки? (Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях, участником которых был сам рассказчик.)(записать в словарик)

В его сказах встречаются люди, которые могли  бы жить рядом с нами: старик Кокованя, Дарёнка, Данилушко, но рядом с обычными – сказочные: Медной горы Хозяйка, Великий полоз, ящерки. «Серебряное копытце» это сказ. Почему это сказ? Так как в нём умело переплетаются  фантастика, элементы вымысла и реальности. На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас  с вами, и что нравится в людях Бажову, рассмотреть характеры героев и их взаимоотношения.

Творчество Павла Бажова неразрывно связано с жизнью знаменитогоУрала. Неисчерпаемые богатства здешних недр. Именно здесь появилось слово “САМОЦВЕТЫ”. Так называют драгоценные и полудрагоценные камни. Трудно указать такой камень, которого не находили бы в Уральских горах. Урал – Родина малахита, орлеца, мрамора, яшмы и др. камней.

А какие сказы Бажова вы читали? (учитель на доске вывешивает названия сказов)

                          Сказы Бажова

  1. Медной горы Хозяйка
  2. Малахитовая шкатулка
  3. Каменный цветок
  4. горный мастер
  5. Хрупкая веточка
  6. Две ящерки
  7. Таюткино зеркальце
  8. Змеиный след
  9. Голубая змейка
  10. Синюшкин колодец

3.Проверка  домашнего задания.

На прошлом уроке мы познакомились со сказом  « Серебряное копытце». Сейчас мы выполним небольшое задание. Можете назвать идею произведения?  ( заранее спрогнозировать ответы: о доброте, о взаимопонимании, трудолюбии и т.д.) Идея заключается в том, чтобы прочитав произведения Бажова Павла Петровича, каждый из нас стал добрее, мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы захотелось беречь природу, которая нас окружает.

Сейчас мы выполним небольшое задание.

 ТЕСТ (тест напечатан на отдельных листах

1. Как звали отца Дарёнки?

 А) Григорий Б) Георгий В) Гаврила

 2. На какой ноге у козлика серебряное копытце?

 А) на левой передней Б) на правой передней В) на задней правой

 3.Кошка Мурёнка была…

 А) серой Б) белой В) бурой

 4.Сколько раз Серебряное копытце показывалось Дарёнке?

 А) 1 Б) 2 В) 3

 5. Там где стояла избушка Коковани люди давно находили камни. А большинство камней какого цвета?

 А) голубого Б) розового В) зелёного.

4.Работа по теме урока

1. Характеристика главных героев.

- Назовите главных героев сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце». Опишите их по плану.

                                       План.             

  1. Где герой живёт?
  2. Какие поступки совершает?
  3. Чем занимается герой?
  4. Какой характер у героя?
  5. Как вы относитесь к герою?

Ребята выполняют задание по вариантам

Кокованя и Даренка(Летом промывал пески, махонькая, носишко пуговкой, 6 лет, добывал золото, зимой охотился, ласковая, хозяйственная ,похлёбку да кашу варила, совершает добрый поступок, смелая и весёлая, вежливый, мудрый, внимательный, любит кошку)

а)Кокованя (Летом промывал пески, добывал золото, зимой охотился, совершает добрый поступок, вежливый, мудрый, внимательный).

 б)Дарёнка (Махонькая, носишко пуговкой, 6 лет, сиротка, ласковая, хозяйственная, в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, смелая и весёлая, любит кошку).

2.Работа в парах.

Восстановите текст. (текст напечатан на карточках). Взаимопроверка.

Так и стали жить вместе, дед   ,  . Дарёнка да кошка Мурёнка.

Жили -   , добра много не наживали, а на житьё не плакались,

и у всякого дело было. Кокованя с утра на     уходил, Дарёнка в избе , похлёбку да     варила, а кошка Мурёнка  на охоту ходила –

мышей   . К вечеру соберутся, и    им.

Оцените по ключу:

Без ошибок-8б

1-2 ошибки-6б

3-4 ошибки-4б  поставьте балы в оценочный лист

3. Физминутка для глаз.

4. Выразительное чтение отрывка сказки.

 - Ребята, мы очень много говорили о сказке «Серебряное копытце» и, наверное, у каждого из вас есть отрывок, который особенно нравится и хочется прочитать ещё раз.

 - Ваше мнение, помогло ли чтение ваших товарищей почувствовать настроение сказки? (Отвечают ребята)

5.Фронтальная работа с текстом и иллюстрациями.(иллюстрации на слайдах)

- К какому фрагменту текста относится иллюстрация?  Что на ней изображено?

Посмотрите на слайд.

А теперь расположите картинки по порядку , найдите отрывок и прочитайте его выразительно

6. Физминутка

7.Работа с пословицами 

- Вы знаете, что сказка и сказ не обходятся без народной мудрости – пословицы.

– Подумайте, какие из пословиц не соответствуют содержанию сказа? (пословицы записаны на доске)

Богатство не синоним счастья.

Желаешь себе добра – делай добро другим.

Без семьи, без  детей, без друзей нет смысла жизни.

Каких только чудес не бывает на свете.

Чёрствое сердце не знает благодарности.

8.Легенда о козлике.

А знаете ли вы , какая легенда  лежит в основе произведения?

Об этом нам расскажет  подготовленный ученик (небольшой доклад ученика)

 Серый лесной уральский «козлик» - это обыкновенная косуля, и сейчас еще встречающаяся в тех местах, где дедушка Кокованя увидел оленя Серебряное Копытце. Этот олень – самый поэтичный образ из сказов Бажова. Существует древнеславянская легенда о золоторогом олене с серебряным копытом, который якобы дважды является на землю: предвещая весну и предвещая зиму.

Серебряное Копытце – это Лось, которому поклонялись древние финно-угры. Рогатые лосиные головы символизируют небо. Лосиные головы могут заменяться утиными, потому что лосиный рог очертаниями напоминает летящую утку. Великий Лось нес на своих рогах солнце финно-угров. Шаманы на камланиях призывали Лося на землю. Коснуться копытами земли Лось не мог – земля была слишком скверна для него. Поэтому на капищах шаманы укладывали на земле священные блюда, на которые и вставал Лось. Блюда были из драгоценных металлов, чаще всего – из серебра. Серебряные блюда из Малой Азии и Ближнего Востока в большом количестве выменивались на пушнину жителями Урала через татарских купцов. Уральские находки драгоценных блюд и чаш составили основную и лучшую часть коллекции иранского серебра в Эрмитаже. От этого серебра и стали серебряными копытца оленя дедушки Коковани. А блюда на то и нужны, чтобы в них что-то складывать. Например, при камланиях - подношения Лосю: монеты, драгоценные камни, самоцветы. Поэтому в сказе Бажова драгоценные камни и брызжут во все стороны при ударах серебряного копытца.

А теперь попробуйте описать козлика.

Козлик этот  ______________________________________________________________.

У него на правой _______________ ноге копытце. Ростом он не выше ____________, ножки ___________________________, головка ______________ . А рожки у козлика ___________________________. Шерстка у него летом __________________ , а зимой _____________________________ . Кормится __________________________________ .

Самопроверка.

9.Подведение итогов.

-Почему Кокованя и Дарёнка так хотели увидеть Серебряное копытце?

Я никак не могу определиться, может быть, каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо; или герои были бедными ,надеялись продать драгоценные камни,. и зажить богато?

-Почему всё-таки  произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей?

У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не поддаются искушению, не жадничают, прекрасно понимают, что богатство не синоним счастья.

-За что же герои были награждены? (они награждены за доброту, за любовь, за душевность и ласку.)

-Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок.

 -А какой урок извлекли вы?

-Какие выводы сделанные на этом уроке вам пригодятся в жизни?

5 Рефлексия

- А вы верите в чудеса?

 - Герои сказки заслужили это чудо. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела.

 - Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камень. Поэтому и была усыпана избушка драгоценными камнями. Мы тоже можем совершить чудо. Хотите?

 - Украсим наш домик драгоценными камнями. У вас в шкатулке есть волшебный камешек, а чтобы он стал драгоценным, он должен засверкать добрыми делами. Напишите те добрые дела, которые вы уже совершали или которое хотите совершить.

 Дети работают с "драгоценными камнями" и прикрепляют их на крышу домика.

 - Посмотрите, сколько добрых дел мы можем совершить сами. И это мы не променяем ни на какие сокровища.

Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

..6.X. Д/З: описать волшебных животных (кошка Муренка, Серебряное Копытце)  и сделать иллюстрацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме: "И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа".

Тема: И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа.УМК: Планета знаний...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов...

Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме "Сказки К.И.Чуковского" УМК "Школа России"

Дети знакомятся с творчеством  писателя К.И.Чуковского и его сказками, учатся работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию....

План-конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме "Басни И. А. Крылова. Обобщение".

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Басни И. А. Крылова" в 3 классе. Разработан на основе УМК "Школа России" «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс ....

План - конспект урока по литературному чтению 3 класс по теме: "Лев и собачка" УМК "Планета знаний"

Метеодическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС. Цель урока - создать условия для формирования умения определять тему и главную мысль произведения....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему "А. Барто «Разлука», «В театре"

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 «А»Тема урока: А. Барто «Разлука», «В театре».Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Барто; обучать правильному чтению стихов; развивать память,...