Рабочая программа по литературному чтению
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) по теме

Добренко Инна Александровна

Перспективная начальная школа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon литературное чтение78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

литературное чтение

УМК «Перспективная начальная школа»

1 класс

Рабочая    программа   учебного предмета  «литературное чтение» для 1 класса   разработана  в соответствии с  требованиями

«Федерального  компонента Государственного стандарта начального общего образования  второго поколения», на основе авторской программы  «литературное чтение» Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская и в соответствии с Образовательной программой МБОУ гимназии №76

 г.Ростова-на-Дону.

Пояснительная записка

1. Роль и место дисциплины

Литературное чтение является одним из тех базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область как никакая другая способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность обучения в целом.  Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры, и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности  – вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках, и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием.

2. Адресат

  Программа адресована обучающимся начальных классов  общеобразовательных школ

3. Соответствие Государственному образовательному стандарту

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по начальной школе

4. Планируемые результаты освоения программ  (стандарт)

Личностными результатами изучения литературного чтенияи в на­чальной школе являются:

осознание языка как основного сред­ства человеческого общения; восприятие русского языка

 как яв­ления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная

речь есть показатели индивидуальной куль­туры человека; способность к самооценке на основе

наблюде­ния за собственной речью.

Метапредметными результатами являются: умение использовать язык с целью поиска необхо

димой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориенти

роваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адек­ватные языко

вые средства для успешного решения коммуника­тивных задач (диалог, устные монологичес

кие высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций

общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение

 задавать вопросы.

Предметными результатами являются: начальные представления о нормах  литературного языка

(орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение (в объеме

 изучен­ного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать литературные произведения; способность конт­ролировать свои действия, анализировать высказывание других учащихся.

Должны иметь  общее представление:

    о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка,

небылица, прибаутка, докуч­ная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка);

    об отличии фольклорного текста от литературного;

    об отличии поэтического текста от прозаического;

    о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов;

    о том, что такое рифма.

Знать:

    наизусть 3—4 стихотворения разных авторов;

    содержание произведений, прочитанных в классе.

Уметь:

    читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и молча (вслух -30-35 слов в

мин., «про себя»-40-45);

    понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в

соответствии с особенностями текста;

    находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки;

звукопись; рифмы);

    отличать монолог от диалога; задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной

жизни для:

    самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой

 «Содержание» или «Оглавление».

    самостоятельного чтения книг;

    высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

    самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

    работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на

электронных носителях).

5. Универсальные учебные действия

    Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников универсальных учебных действий:

  • интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
  • познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
  • организационных (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).

     При изучении курса «Литературное чтение» осуществляется становление таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.

     В ходе освоения литеритурного чтения формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

6. Основные содержательные линии курса «Литературное чтение»

Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора в народном произведении.

Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически-игровой характер малых жанров фольклора. Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанрами докучной сказки и кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практическое освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка. Средства выражения авторского отношения к изображаемому (название произведения, характеристики героев, другие способы авторской оценки).

Эмоциональный тон произведения. Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения. Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наи зусть: использование голоса — нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и несловесных средств — мимики, движений, жестов.

Средства художественной выразительности. Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.

Жанры литературы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение. Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражение собственного отношения к каждому из героев. Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы.

Библиографическая культура. Формирование умения находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», умения ориентироваться в них, находя нужное произведение.

Навыки чтения. Формирование навыков чтения на основе анали-тико-синтетического, звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм при предварительном (в случае необходимости) подчеркивании случаев расхождения произношения и написания слов. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью.

7. Цели и задачи курса «Литературное чтение»

Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе — сформировать за четыре года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы; а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму (мы не вводим деления литературы на разные роды — эпос, лирику и драму, но вводим деление на разные типы повествования).

Основная цель отражена в главных идеях, развиваемых на протяжении четырех лет обучения, а также в конкретных задачах, решение которых позволяет осуществить эти идеи и реализовать основную цель обучения — сформировать инструментарий для анализа художественных произведений.

  • Идея первая. Сформировать грамотные представления о взаимоотношениях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.
  • Идея вторая. Постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» — понятие художественного образа (сам термин не используется).
  • Идея третья. Учить младших школьников различать жанры — сначала жанры фольклора, потом — жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.
  • Идея четвертая. Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы: если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.

Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи, которые сформулированы в программных требованиях к каждому году обучения.

Программные требования 1-го класса определяются:

  • необходимостью формирования потребности и мотива чтения;
  • начальными умениями и навыками чтения детей шести лет;
  • логикой развития литературного процесса от устного народного творчества к письменным формам;

актуальным уровнем эстетического и нравственного развития детей шести лет.

8. Специфика  программы курса «Литературное чтение»

    Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами.

Программа 1-го класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение». Младшие школьники совершенствуют начальные умения и навыки осознанного чтения; знакомятся с малыми жанрами фольклора и учатся осваивать их практически; получают представление о сюжетно-композиционных особенностях докучной и кумулятивной сказки. Кроме того, они знакомятся с образцами авторской литературы, читая небольшие прозаические и поэтические тексты. На материале фольклорной и авторской поэзии первоклассники получают начальные представления о рифме как о созвучных словах, находящихся в конце строк; учатся обнаруживать повтор и звукопись как средства художественной выразительности. Сравнивая короткие тексты, представляющие собой малые жанры фольклора, с классическими иллюстрациями к этим текстам, младшие школьники на практике убеждаются в том, что художественный образ может быть создан разными средствами, языком разных видов искусства.

9. Структура программы курса «Литературное чтение»

     Программный материал представлен в виде взаимосвязанных блоков в соответствии с логикой поставленных задач.

     В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

1. Стихи и проза

2.Устное народное творчество и литература

3.Эмоциональный тон произведения

4.Средства художественной выразительности

5.Жанры литературы

6.Библиографическая культура

7.Библиографическая культурa

10. Планируемые результаты по курсу «Литературное чтение»

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года

В области (общеучебных  действий школьник научится: ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова  на странице и развороте; находить в специально выделенном разделе (конце учебника) нужную иллюстрацию; работать с двумя источниками информации (учебной книгой и "Рабочей тетрадью"; учебной книгой и "Хрестоматией"): сопоставлять условные обозначения учебника и Рабочей тетради, учебника и Хрестоматии; находить нужный раздел Рабочей тетради и Хрестоматии.

        В области регулятивных УУД школьник научится понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос, и пытаться апеллировать к тексту для подтверждения того ответа, с которым он соглашается.

        В области коммуникативных УУД школьник научится: в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом,  выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; выполнять работу по цепочке; в рамках коммуникации  как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них.

11. Формы организации образовательного процесса курса «Литературное чтение»

  • Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-игра
  • Используется фронтальная, групповая, индивидуальная

            работа, работа в парах

12. Оценка достижений планируемых результатов курса «Литературное чтение»

  • Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению.
  • Текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов,  работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования.
  • Итоговое оценивание  знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового комлексного теста, который включает вопросы (задания) по основным проблемам курсов русского языка, математики, литературв, окружающего мира.
  • Для оценки умений работать с текстом в конце года проводиться контрольное списывание

13. Объем и сроки изучения курса «Литературное чтение»

Программа курса общим объемом 32 ч в год, 4 ч в неделю.

Фактически дано 31 ч

Недостающий час компенсирован за счет объединения тем»Что видит и слышит поэт» и «Итоговый урок .(Урок-праздник)» 22.05

14.Перечень учебно-методического обеспечения.

. 

Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник,  2011.

Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник,  2011.

Малаховская О.В. Литературное чтение: Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. — М.: Академкнига/Учебник,  2011.

Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 1 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник,  2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...