Конспект урока по литературному чтению на тему "Заклички, приговорки, потешки", 2 класс, программа "Перспектива".
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Тумаева Екатерина Александровна

Предварительный просмотр:

Заклички, приговорки.

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3.Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

4. Развитие умений – применение знания.

5. Итог урока.

6. Рефлексия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята, садитесь!

Сейчас у нас урок литературного чтения!

Посмотри внимательно все ли готовы к уроку. На парте должны лежать учебник, рабочая тетрадь, дневник.

Поднимите руку, кто готов к уроку.

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

2. Актуализация знаний

Что такое устное народное творчество?

Что отличает произведения устного народного творчества от других произведений?

Как вы думаете, зачем их создавали?

Какие произведения относятся к произведениям устного народного творчества?

Посмотрите внимательно на доску.

к какому жанру относится каждое высказывание?

Это то, что сочинил народ

Нет конкретного автора, небольшие по размеру.

Чтобы развлекать маленьких детей, использовать в народных играх

Загадки, песни, пословицы, скороговорки, сказки, считалки

Устное народное творчество

Это дети знают                                                                                                                              Это не знают

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

Все ли высказывания вы смогли распределить по жанрам?

С какой проблемой мы столкнулись?

Перед вами лежит лист бумаги с лесенкой успеха. Отметьте крестиком на лесенке успеха где вы находитесь сейчас на данном этапе урока.

Значит какая будет наша цель урока?

Прочитаем хором первое высказывание.

К чему обращаются в данном произведении?

Как вы думаете кто обращается?

Дождь к какой природе относится к живой или неживой?

Дождь относится к силам природы

Почему так важно было обратиться к, дождику?

Только ли к дождю обращался народ за помощью, от чего зависел богатый рожай?

К чему еще мог обратиться народ за помощью?

Значит, люди что делали с силами природы?

Как вы думаете, как называется данный вид устного народного творчества? Обратите внимание на то как зазывали, просили, закликали люди силы природы.

Ребята, а вы знаете, что такое закличка?

Слово заклички произошло от слова закликать, что значит «звать, приглашать, обращаться».

Заклички – это коротенькие песенки, в которых обращаются к солнцу, дождю, ветру как к живым существам. Люди просят о помощи силы природы.

Значит данное произведение к какому виду УНТ относится?

Прочитайте второе произведение:

О чем эти строчки?

К кому  обращаются люди в данном произведении?

Для чего?

 

Предположите,  как называется данный вид жанра в УНТ.

Приговорка

небольшое произведение устного народного творчества,
которое сказывали, делая что-либо. В приговорках
часто обращались к животным.

Только ли к божьей коровке обращался народ? Только она помогала людям? Подумайте в 4 –ах!

Теперь мы с вами сравним закличку и приговорку.

В закличке люди обращаются

А в приговорке народ обращается к

Прочитайте третье произведение.

Как вы думаете для кого сочинили данное произведение.

А зачем?

Какие движения может выполнить маленький ребенок услышав данные слова.

Теперь давайте повернемся 1 вариант ко второму. Первый вариант будет взрослым, а второй маленьким ребенком и прохлопаем.

Предположите, для чего использовали люди это произведение?

Этот вид жанра УНТ называется потешка.

А почему так назвали, потешка? Что хочется делать, когда слышите эти строки?

Только ли играть хочется когда мы слышим потешку? Поработайте в группах.

ЭОР

Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения.

Нет

Мы смогли определить не все жанры данных произведений.

Мы узнаем новые жанры УНТ, будем учиться их определять и знакомиться с ними.

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка.

Дам и хлеба каравай –

Сколько хочешь поливай!

К дождю

Люди

К неживой природе

Потому что от него зависел урожай

Работа в группах

Карточка №1

Зазывали, просили, закликали.

Закличка

переворачиваю

Закличка

Божья коровушка,

Полети на облышко,

Принеси нам с неба,

Чтобы было летом:

В огороде бобы,

В лесу ягоды, грибы,

В роднике водица,

Во поле пшеница.

Люди обращается к божьей коровке

Для хорошей погоды и богатого урожая.

переворачиваю

Карточка №2

Работа в группах

К неживой природе

Представителям живой природы

Ладушки-ладушки!
Где были – у бабушки!
Что ели – кашку,
Что пили – бражку!
Ладушки-ладушки,
Снова едем к бабушке!

Для маленьких детей

Для того чтобы он понимал речь взрослых, выполнял движения

Хлопать в ладоши

Использовали, для того чтобы развлекать малыша

переворачиваю

Играть, развлекаться

Карточка №3

Развитие умений – применение знания.

Мы будем сейчас работать в парах. На партах лежат карточки.

Задание.

 Я вам раздам карточки, а вы будете определять, к каким жанрам устного народного творчества относятся эти произведения. Посоветуйтесь в парах и прочитайте их выразительно.

Итог урока.

- С какими жанрами устного народного творчества мы сегодня познакомились? Дополните схему.

Домашнее задание.

Дома выучить один вид жанра УНТ. На выбор со с.94-95

Закличка

Приговорка

Потешка

Рефлексия

Перед вами лежит лист бумаги с лесенкой успеха. Отметьте крестиком на лесенке успеха где вы находитесь.

Карточка №1

Солнышко-ведрышко,
Выйди из-за облышка.
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек.

Ай, радуга-дуга.
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно ведрышко —
К нам в оконышко!

Гром гремучий,
Тресни тучи,
Дай дождя
С небесной кручи.

Буря — Баба Яга,
Иди с моря на луга!
Там лук, чеснок,
Киселя горшок,
Каша масляная,
Ложка крашеная.
Ты поешь, посиди,
А на море не ходи!

Карточка №1

Солнышко-ведрышко,
Выйди из-за облышка.
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек.

Ай, радуга-дуга.
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно ведрышко —
К нам в оконышко!

Гром гремучий,
Тресни тучи,
Дай дождя
С небесной кручи.

Буря — Баба Яга,
Иди с моря на луга!
Там лук, чеснок,
Киселя горшок,
Каша масляная,
Ложка крашеная.
Ты поешь, посиди,
А на море не ходи!

Карточка №1

Солнышко-ведрышко,
Выйди из-за облышка.
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек.

Ай, радуга-дуга.
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно ведрышко —
К нам в оконышко!

Гром гремучий,
Тресни тучи,
Дай дождя
С небесной кручи.

Буря — Баба Яга,
Иди с моря на луга!
Там лук, чеснок,
Киселя горшок,
Каша масляная,
Ложка крашеная.
Ты поешь, посиди,
А на море не ходи!

Карточка №2

Пчелушки
Серые, малые,
Крылышки алые,
Носики вострые,
Сами пестрые.
В поле идут,
Гудут, гудут.
С поля идут,
Медок несут.

Мотылек-витилек,
Принеси нам ветерок:
От ворот в поворот
Гнать кораблик в ручеек.

Чири-чири, ласточка,
Прилети, касаточка!
С носика — шильце,
С хвостика — вильце,
Спинка — соболина,
грудка — холстина,
Крылышки — что шёлк,
Клювиком щёлк, щёлк!

Карточка №2

Пчелушки
Серые, малые,
Крылышки алые,
Носики вострые,
Сами пестрые.
В поле идут,
Гудут, гудут.
С поля идут,
Медок несут.

Мотылек-витилек,
Принеси нам ветерок:
От ворот в поворот
Гнать кораблик в ручеек.

Чири-чири, ласточка,
Прилети, касаточка!
С носика — шильце,
С хвостика — вильце,
Спинка — соболина,
грудка — холстина,
Крылышки — что шёлк,
Клювиком щёлк, щёлк!

Карточка №2

Пчелушки
Серые, малые,
Крылышки алые,
Носики вострые,
Сами пестрые.
В поле идут,
Гудут, гудут.
С поля идут,
Медок несут.

Мотылек-витилек,
Принеси нам ветерок:
От ворот в поворот
Гнать кораблик в ручеек.

Чири-чири, ласточка,
Прилети, касаточка!
С носика — шильце,
С хвостика — вильце,
Спинка — соболина,
грудка — холстина,
Крылышки — что шёлк,
Клювиком щёлк, щёлк!

Карточка №3

Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не плачь, дорогой,
Куплю другой.
Не плачь, не кричи,
Дам тебе три.

Мы пойдем купаться
И в воде плескаться,
Брызгаться, резвиться,
Будет Настя мыться.
Мы помоем ножки
Нашей милой крошке,
Вымоем ручонки
Маленькой Настёнке,
Спинку и животик,
Личико и ротик -
Чистая какая
Доченька родная!

Где же наши ручки?
Вот наши ручки!
Где же наши ножки?
Вот наши ножки!
А вот это Лизин нос
Весь козюльками зарос.
А вот это глазки, ушки,
Щечки - толстые подушки,
А вот это что? Животик!
А вот это Лизин ротик!
Покажи-ка язычок,
Пощекочем твой бочок.

Малыши-крепыши
Вышли на площадку,
Малыши-крепыши
Делают зарядку!
Раз-два,
Три-четыре.
Руки выше!
Ноги шире!

Карточка №3

Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не плачь, дорогой,
Куплю другой.
Не плачь, не кричи,
Дам тебе три.

Мы пойдем купаться
И в воде плескаться,
Брызгаться, резвиться,
Будет Настя мыться.
Мы помоем ножки
Нашей милой крошке,
Вымоем ручонки
Маленькой Настёнке,
Спинку и животик,
Личико и ротик -
Чистая какая
Доченька родная!

Где же наши ручки?
Вот наши ручки!
Где же наши ножки?
Вот наши ножки!
А вот это Лизин нос
Весь козюльками зарос.
А вот это глазки, ушки,
Щечки - толстые подушки,
А вот это что? Животик!
А вот это Лизин ротик!
Покажи-ка язычок,
Пощекочем твой бочок.

Малыши-крепыши
Вышли на площадку,
Малыши-крепыши
Делают зарядку!
Раз-два,
Три-четыре.
Руки выше!
Ноги шире!


К каким жанрам устного народного творчества относятся эти произведения?

текст

жанр

Радуга-дуга,
Принеси дождя!
Нам по ложке,
Медведю по плошке,
А серому волку -
По целому ведёрку!

закличка

потешка

приговорка

Встань, малыш, ещё разок,
Сделай маленький шажок.
Топ-топ!
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом.
Топ-топ!

Свет-светлячок,
Посвети в кулачок!
Посвети немножко,
Дам тебе горошка,
Кувшин творога
И кусок пирога!

Дождик, лей, лей, лей!
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На зеленом лужочке!

Буль, буль, буль,
Карасики.
Моемся мы в тазике.
Рядом лягушата,
Рыбки и утята.

Кукушечка, кукушечка,
Серенька рябушечка,
Прокукуй в лесу: ку-ку —
Сколько лет я проживу?!

ЭОР  http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/fd/28/66/cd/08/ed/e3/c9/7f/94/b6/2d/67/53/74/5c/html/content/index.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Черемуха" 2 класс.

Урок разработан по программе "Школа России". Основа урока - это развитие речи детей через алгоритм наблюдения, использование схем-ассоциаций для быстрого запоминания стихотворения....

план - конспект урока по литературному чтению (период обучения грамоте) 1 класс

Урок составлен с пирменением ЭОР. ЭОР подобраны в соответствии с этапами урока. Хорошо показаны методы активного обучения, а также мотивация на различные виды деятельности....

Конспекты уроков по литературному чтению УМК "Школа России" 4 класс

Конспектыуроков по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока по литературному чтению. Носов. Приключения Незнайки. 2 класс

Урок - обобщения по произведению Н.Носова .Цели урока:продолжать работу над развитием беглого, выразительного чтения;умением находить нужный ответ из текста, совершенствовать навык выборочного чтения,...

Конспект урока по литературному чтению "Повторение - мать учения" 1 класс "Перспектива"

Данный урок используется при повторении изученного материала по обучению грамоте в 1 классе. Данный ресурс обобщает знания учащихся с буквами «б», «з» согласными звуками, формирует ценн...