ИНСТРУКЦИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
учебно-методический материал по чтению на тему

Леухина Светлана Михайловна

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
  2. введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
  3. развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
  4. приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_tekstom.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

 С.М.БОНДАРЕНКО

 ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ

В каждом параграфе, в каждом рассказе,

В сказке и песне, даже во фразе –

Ты только вдумайся, только всмотрись –

Кроется самая главная мысль.

Она не всегда открывается сразу.

Строчка за строчкой, фраза за фразой –

Ты только вдумайся, только всмотрись –

Откроется самая главная мысль.

ПЛАН

Ни строительство дома, ни путь капитана

Не получатся, если их делать без плана.

Будь как строитель и как капитан:

Готовишься к делу – обдумывай план!

ПЕРЕСКАЗ

Очень часто пересказ

Вы твердите много раз.

Это трудно - много раз.

Это нудно – много раз.

И поэтому у нас

Есть другой совет для вас.

Вы обдумайте рассказ,

Не заучивая фраз.

И задумайтесь о нем:

Что рассказано? О чем?

Что за чем произошло

И к чему все привело?

Прочитайте еще раз –

И запомнится рассказ.

ИНСТРУКЦИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ

  1. Работайте с заголовком!

Прочитав заголовок, остановитесь!

  1. Сформулируйте для себя, о чем пойдет речь в тексте.
  2. Вспомните все, что вы уже знаете на эту тему.
  3. Поставьте вопросы, на которые, по вашему мнению, будут даны ответы в тексте.
  4. Попытайтесь, насколько это, возможно, дать на эти вопросы предположительные ответы до чтения текста.
  5. После этого приступайте к чтению. Читая, сопоставляйте выдвинутые вами предположения с реальным содержанием текста.

2. Работайте с текстом!

Обращайте внимание на непонятное в тексте.

  1. Читая, следите, есть ли в тексте непонятные слова и выражения. Если есть, найдите к ним объяснение в словарях или справочниках или обратитесь с вопросом к тем, кто это знает.
  2. Непонятным может быть само содержание текста. Подумайте, не связано ли это непонимание с пройденным, но плохо усвоенным материалом. Подумайте, что именно из старого материала мешает пониманию, и повторите его. Подумайте, не станет ли текст понятным, если разобрать конкретно примеры.

3. Ведите диалог с автором!

  1. По ходу всего чтения ставьте вопросы к тексту и выдвигайте свои предположения о дальнейшем его содержании.
  2. Проверяйте свои предположения в процессе чтения.

Если вы не можете дать предположительные ответы на свои вопросы, ищите эти ответы в тексте. Если не можете найти ответ, помните, что в тексте его может и не быть. В таких случаях пытайтесь найти недостающие сведения в других источниках.

4. Выделяйте главное!

  1. Читая текст, старайтесь отделить в нем главное от второстепенного. Обдумайте, в какой части текста выражена главная мысль, а что эту главную мысль поясняет или дополняет.
  2. По ходу чтения составляйте план (устный или письменный) или конспект текста.
  3. Составляйте схемы, чертежи, таблицы, отражающие существенные моменты текста.
  4. В случае необходимости делайте выписки.
  5. Рассматривайте все данные в учебнике примеры и придумывайте свои.

5. На протяжении работы старайтесь представить себе то, о чем вы читаете!

6. Запоминайте материал!

  1. Объясните себе, в чем связь мыслей – пунктов вашего плана.
  2. Перескажите текст по плану.
  3. Ответьте на вопросы учебника или записанные в тетради вопросы учителя.

7.  Проверяйте себя!

  1. Ответьте на вопросы, проверьте по учебнику правильность своего ответа.
  2. После пересказа проверьте, все ли выделенное вами пересказано и не было ли при этом ошибок.

(Из книги Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевой «Как учить работать с книгой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая тема” Развитие самостоятельных умений в работе с текстом в начальной школе с использованием технологий диалогового взаимодействия”.

Моя методическая тема очень актуальна. Нетрадиционные формы урока являются здоровьесберегающими. Это так важно в современном уроке! Ребёнок на уроке не только получает знания, но и сам добывает их; уч...

«Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.

Мастер-класс для педагогов  на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...

Роль самостоятельной работы на уроках в начальной школе

Статья на тему : Роль самостоятельной работы на уроках в начальной школе....

Доля самостоятельной работы на уроках в начальной школе в рамках реализации новых ФГОС.

Из опыта работы учителя. В помощь учителям, работающим по новым ФГОС....

Статья по теме «Работа с текстом в начальной школе. Из опыта работы».

В статье обобщается опыт работы с текстом в по предметам начальной школы....

Работа с текстом в начальной школе (из опыта работы)

Основная работа с текстами в начальной школе проводится на уроках литературного чтения. Большое внимание на уроках литературного чтения уделяю работе с текстами не только для формирования техники...

Использование технологий диалогового взаимодействия при самостоятельной работе с текстом в начальной школе.

   Материал включает в себя пример использования технологии диалогового взаимодействия на примере урока литературного чтения в первом классе....