Урок литературного чтения 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Логинова Ирина Сергеевна

Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе – нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе развития способности полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на основе изучения основ теории литературы, практики анализа художественного текста и опыта самостоятельной творческой деятельности.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности и самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое исследование активных форм познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог, нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Учащиеся должны уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, владеть основными видами публичных выступлений, уметь соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика , школьника.

Предлагаю конспект урока литературного чтения в 4 классе.Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе – нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе развития способности полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на основе изучения основ теории литературы, практики анализа художественного текста и опыта самостоятельной творческой деятельности.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности и самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое исследование активных форм познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог, нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Учащиеся должны уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, владеть основными видами публичных выступлений, уметь соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика , школьника.

Предлагаю конспект урока литературного чтения в 4 классе.Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе – нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе развития способности полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на основе изучения основ теории литературы, практики анализа художественного текста и опыта самостоятельной творческой деятельности.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности и самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое исследование активных форм познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог, нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Учащиеся должны уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, владеть основными видами публичных выступлений, уметь соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика , школьника.

Предлагаю конспект урока литературного чтения в 4 классе.Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе – нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе развития способности полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на основе изучения основ теории литературы, практики анализа художественного текста и опыта самостоятельной творческой деятельности.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности и самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое исследование активных форм познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог, нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Учащиеся должны уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, владеть основными видами публичных выступлений, уметь соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика , школьника.

Предлагаю конспект урока литературного чтения в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_4_klass.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения 4 класс

Тема: Тихая моя Родина. А.А.Прокофьев «Я поднял дерево»

Лирика.

Цели:1.Учить умению, находить средства художественной выразительности, что ведёт к формированию учебно-познавательной компетентности;

          2.Развивать умения передавать при чтении характер и тональность лирического произведения – коммуникативную компетентность, смысловую и рефлексивную компетентность;

         3.Воспитывать любовь, милосердие и бережное отношение к природе, друг к другу и окружающим людям.

1.Орг. момент. Приветствие.

У. Урок у нас сегодня необычный-

     Гостей встречает школа 42.

     И чтобы было всем нам интересно,

     Давайте поработаем, друзья!

2.Назовите тему, которой посвящены произведения, над которыми вы работали дома.

Вспомните домашнее задание и повторите (1мин.)

У- Произведения о Родине, о природе, о Чите.

Выступления детей. (ученики читают стихи, которые они нашли и выучили дома наизусть).

У. Вы подобрали очень интересные стихи.

Но не забывайте, что

Хорошая книга привыкла к почтению

И тот получает пятёрку по чтению,

Кто с детства любитель большой почитать

И книжки, как старших привык почитать!

(работа над словами)

3.Сегодня мы продолжаем наше увлекательное путешествие

и знакомство с лирическими произведениями. В стихах нет сюжета или же он едва намечается. Стихи выражают внутреннюю жизнь поэта, поэтому они не велики по объёму, иногда укладываются в несколько строк. О чём бы не говорил поэт, он говорит о себе. Это мы видим в стихах А.А. Прокофьева (показ портрета), который родился 2 декабря 1900 года в селе Кобона у Ладожского озера в семье рыбака.

 - Посмотрите на фотографии поэта. Одна военных лет, другая более поздняя. Его глаза – умные, добрые и очень внимательные «глубокий взгляд», говорят про такие глаза. О своём детстве Прокофьев рассказывает коротко: «Детство было обычное. Летом река, озеро, ночное… Зимой – школа, а дома надо было вязать сети… Коньки, конечно,  .деревянные с железными полозами – лыжи у нас не пользовались почётом.» Вот таким человеком был А.А.Прокофьев, который говорит, что стихи – это чудо, и с ним соглашается М.М.Пришвин (зачитываются слова на плакате) (см. Приложение1)

У. – Да, чудеса бывают в стихах. Сегодня я предлагаю поработать со стихотворением «Я поднял дерево»

4. Словарная работа. Округа- окружающая местность.

5.Первичное чтение учителем.

У.Что хотите сказать?

У.  Необычное произведение.

6. Повторное чтение. Прочитайте, поработайте, выберите нужную интонацию, тембр голоса.

7.Анализ после повторного чтения.

 У.Что должно чувствовать дерево, которое растёт ползком, цепляясь за жизнь?  

У. – Неудобство.

У. А какие свойства дерево потеряло, когда оно существует

 ползком?

У –  Не говорит со звездою и соловей его не удивляет.

У.-  А почему?

У – Нарушено естественное состояние дерева стремиться ввысь

У.-  Поразмышляйте, я что могло случиться?

У- Случилась беда. Оно погибает. Имеет ненормальный вид.

У.- Оно растет не одно. Докажите.

У  Его уже не помнила округа.

У.-  А почему его не помнят?

Ликуя - подберите слова- синонимы

У – Радуясь, празднуя, торжествуя.

У. –   Радоваться можно и в одиночку, а ликовать?

У -…………………………

У. – Да, когда ликуют все вместе, то одного могут и не заметить. Давайте вернемся к названию. Почему, как вы думаете, - это целое предложение?

У- Показывает движение.

У. – А всякий ли человек может заметить одно упавшее дерево среди множества других?

Попробуйте показать это движение, это действие.

А почему же заговорила в нем душа?

У – Поднял как друга!

У. – Что ей помогло?

У - Доброта, милосердие!!!

У. – Природе свойственны черты живого существа. Дереву больно. Представьте, что это человек и расскажите о нем.-

У - ………………………….

У. –Да, поэт сравнивает дерево с калекой - человеком-инвалидом, имеющим физический недостаток. Такие люди очень нуждаются в поддержке, помощи, участии и милосердии.

Милосердие- это способность и готовность помочь кому- либо, простить кого- либо из сострадания, человеколюбия.

Милосердный- проявляющий милосердие.

И даже люди-инвалиды могут достичь больших результатов, если им немного помочь.

После олимпийских игр проходят паралимпийские игры. Где спортсмены с ограниченными возможностями получают  золотые,   серебряные и   бронзовые медали.

Нужно уметь сострадать, переживать боль чужого человека и тогда, действительно, доброта спасет мир! 

Давайте же будем добрее, милосерднее, терпимее друг к другу.

8. Прочитайте стихотворение еще раз, может теперь вам захочется что- то изменить при чтении.

9. Д/З по выбору выучить или прочитать красиво стихотворение. Нарисуйте дерево, о котором прочитали, рядом  с эскизом березки, показав его в любое время года. Не забывая, что  цвет  листочков будет:

Зел- на уроке работал хорошо , урок понравился.

Оранж- я недостаточно хорошо работал на уроке.

Красный- работа не понравилась, я не доволен.

Помните: как потрудилась матушка- природа, повторяя многократно форму листа. И все- таки все они разные, хотя очень похожи друг на друга. В народе говорят: на дереве лист на лист не приходиться

10. Рефлексия (плакаты см. приложение 2)

11. Итог- наша задача сделать так, чтоб всем на Земле было хорошо , а для этого нужно беречь и охранять родную природу, так как охранять природу, значит охранять Родину

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте всех зверей внутри себя!

А как же нужно беречь природу? (высказывания детей)

Да большой урон нашим лесам наносят пожары, и так обратите все ваше внимание на экран.

(просмотр фильма о пожарах в лесу)

Мне хочется, чтобы вы, разжигая костер в лесу, помнили о том, что увидели.

12. Оценки. Спасибо за внимание!!!

Приложение 1

«В природе много чудес. Сколько бы ты ни жил на свете, природу до конца все равно не поймешь. Природа- это тайна, которую никогда не разгадаешь. Ни одного дня нет одинакового, ни одного листика, природа бесконечна. Разнообразие форм, цветов, оттенков - вся в природе. »                                        (М. ПРИШВИН)

Приложение 2

  1. Вспомни свои впечатления на уроке.
  2. Закончи предложения:

Я работал с ……….. настроением.

Я ……………….. доволен собой.

Я испытывал затруднения, когда………………………..

Я бы хотел стать более……………………………….

Приложение 3

Портреты Прокофьева А.А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...