Рекомендации для учителей и задания для учащихся по теме "Фразеологизмы".
учебно-методический материал по чтению (1 класс) по теме

Агеева Наталья Евгеньевна

    Изучение фразеологии в школе способствует развитию лингвистического мышления детей, обогащению их словарного запаса, повышению речевой культуры. Знакомство с русской фразеологией помогает понять историю и характер русского народа, так как многие фразеологизмы по своему происхождению связаны с событиями прошлого. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл str.logopeda.frazeologizmy.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Страничка  логопеда для учителей начальлых классов

 по фразеологической работе.

    Овладение русским языком невозможно без усвоения его изобразительно-выразительных средств. Фразеологизмы, по выражению В.Г. Белинского, составляют «народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство».

    Изучение фразеологии в школе способствует развитию лингвистического мышления детей, обогащению их словарного запаса, повышению речевой культуры. Знакомство с русской фразеологией помогает понять историю и характер русского народа, так как многие фразеологизмы по своему происхождению связаны с событиями прошлого.

   Фразеология как самостоятельный раздел русского языка в начальной школе не изучается. Дети лишь объясняют значения отдельно встретившихся в тои или ином тексте фразеологизмов, не рассматривая их семантико-грамматические признаки, особенности употребления в речи.

   Фразеологическая работа должна вестись не эпизодически, а в системе уже на ранней ступени обучения. Внеклассные занятия включают в себя большие возможности по работе над фразеологизмами, поскольку допускают свободу в выборе методов и приемов организации деятельности детей. Работа будет эффективнее и интереснее, если учителю удастся использовать межпредметные связи.

    В 1-м классе термин «фразеологизм» целесообразнее заменить термином «крылатые слова». Во 2-м классе уместно познакомить их с «серьёзным» лингвистическим термином, дав его в близкой младшим школьникам интерпретации. В 1-2 классах можно проводить викторины, конкурсы, цель которых – довести до сознания детей различия между свободными словосочетаниями и фразеологическими, обратить внимание на образность, семантическую целостность последних. Например, одно из занятий можно посвятить сказочным фразеологизмам, т.е. устойчивым сочетаниям, которые стали «крылатыми» благодаря сказкам, но подверглись в большинстве случаев переосмыслению. В 3- 4 классах важно акцентировать внимание детей на употреблении фразеологизмов в собственной речи и особенно на использовании их как ярких выразительных средств в художественной литературе.

    Известно, какой интерес вызывают у школьников книги Э. Успенского. Для фразеологической работы учителям начальных классов можно использовать произведения этого писателя. Особенностью стиля Э. Успенского является употребление разговорных фразеологизмов, которые органично вплетаются в авторскую речь  и в речь «героев». Фразеологизмы употребляются как экспрессивное средство характеристики персонажей, они делают авторскую речь непринужденной, понятной читателю. Наблюдения над языком Э. Успенского помогут детям выделить еще одно свойство фразеологизмов – их способность использоваться для создания комического эффекта.

    Подробнее о работе над фразеологизмами на уроках русского языка, литературы, окружающего мира, а также во внеклассной работе можно узнать  из следующих источников:  Голуб И.Б., Ушаков Н.Н. «Путешествие по стране слов», Кругликова Л.Е. «Структура лексического и фразеологического значения», «Начальная школа» №3,1994.

 

Страничка логопеда для учащихся

по работе над фразеологизмами.

    В русском языке есть особые устойчивые сочетания слов. Они означают совсем не то, что кажется на первый взгляд, то есть употребляются в переносном смысле. В них нельзя одно слово заменить другим, нельзя переставить слова – иначе нарушается смысл. При правильном употреблении они украшают нашу речь. По-другому такие устойчивые выражения называются крылатыми выражениями (фразеологизмами).

    Предлагаю вам, ребята, поближе познакомится с самыми известными и часто используемыми устойчивыми выражениями, глубже понять их смысл.

  1. Закончите крылатые выражения, взятые из сказок.

Пойди туда – не знаю куда …

Вот и сказке конец …

Скоро сказка сказывается, да …

Это всё присказка …

Сказка – ложь, да в ней намёк …

  1. В русском языке есть устойчивые выражения, в которых человек сам себя сравнивает с животными. Закончите эти выражения и объясните их смысл.

Здоров как …

Упрямый как …

Болтлив как …

Неуклюжий как …

Труслив как …

Хитрый как …

Нем как …

  1. Соотнесите каждое выражение с его значением.

В поте лица.

Валять дурака.

Бить баклуши.                        трудиться

От зари до зари.        

Засучив рукава.                       бездельничать

Лежать на боку.

Считать ворон.

Не покладая рук.

  1. Игра «Переводчики». Расшифруйте текст, заменяя фразеологизмы на их значения.

На уроке литературы домашнее задание надо было знать назубок. Правило по русскому языку нужно зарубить на носу. На уроке труда мы работали, засучив рукава. Нельзя в школе бить баклуши.

 

                                                                                 

  

                                                                       

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для учителей начальных классов по сохранению и укреплению зрения учащихся.

В рекомендациях по сохранению и укреплению зрения учащихся собран разнообразный материал для работы с детьми. Это и требования СанПин по соблюдению норм освещения, размещения мебели, цветовая гамма и ...

РЕКОМЕНДАЦИИ по оценке выполнения заданий итоговых работ для учащихся 2 классов по математике и вводу данных в электронную форму (2012/2013 учебный год)

Проверка и оценка выполнения заданий осуществляется на основе приведённых ниже рекомендаций учителями, преподающими в тестируемых классах....

Психологические рекомендации учителям для работы с учащимися с разными особенностями

Методические психолого-педагогические  рекомендации в помощь педагогу, которые помогут обратить внимание  на особенности развития и поведения учащегося...

Методические рекомендации по учету особенностей проявления темперамента учащихся начальных классов в период адаптации в работе учителя

Период адаптации не всегда прходит легко. Часто детям трудно адаптироваться к новому распорядку дня, к новой роли ученика, к новым требованиям, к классному коллективу, к  учебной нагрузке. Облегч...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Рекомендации по оцениванию выполнения заданий итоговой работы по читательской грамотности для учащихся 4 классов

Рекомендации по оцениванию выполнения заданий итоговой работы по читательской грамотности для учащихся 4 классов...

Рекомендации для учителя. Как работать с учащимися, имеющими заключение ФФНР и ОНР 3 уровня

Рекомендации для учителя, как работать с учащимися. имеющими заключение ФФНР и ОНР 3 уровня...