Главные вкладки

    Методическая разработка по технологии:
    Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

    Федорова Любовь Павловна

            Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Технологии» в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

           Обучение труду во 2-ом классе направлено на решение следующих  учебно- воспитательных и коррекционных задач:

            - воспитание  отношения детей  к труду как к первой жизненной потребности  посредством  развития интереса, положительной мотивации и  эмоционального настроя к труду; подведение ученика к пониманию того, что труд необходим дома, в школе, на улице и т.д.

        -воспитание положительных личностных качеств ученика (трудолюбие, настойчивость, умение преодолевать собственные трудности и помогать  другому, умение работать в коллективе);

          - воспитание культуры труда (эстетическое отношение к организации и процессу своего труда);

          -ознакомление с поделочными материалами, используемыми на уроках ручного труда, их физическими и художественно-выразительными свойствами;

         -обучение доступным приёмам и способам обработки поделочных материалов, предусмотренных для работы во 2-ом классе.

         Наряду с этими задачами на уроках ручного труда решаются и специальные (коррекционные) задачи, направленные  на:

         -коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности, которая выражается в формировании  общетрудовых умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия труда); планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять приёмы работы и инструменты, необходимые для их выполнения); контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готового изделия);

        -повышение познавательной активности (развитие зрительного, слухового восприятия, наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки и пространственных представлений);

        -компенсацию недоразвития эмоционально- волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя и т.д.).

         Во 2-ом классе  учебно- воспитательные и специальные задачи на уроках трудового обучения решаются в процессе следующих видов работы: «Работа с глиной и пластилином», «Работа с природными материалами», »Работа с бумагой и картоном», «Работа с текстильными материалами».

          «Работа с бумагой и картоном» Содержание учебного материала, предусмотренного программой, в этом виде труда пополняется новыми познавательными сведениями о картоне, его свойствах, применении и обработке. В то же время продолжают работать с шаблонами, закрепляя умения, приобретённые в 1-ом классе. Знакомство с понятием «шаблон» и его геометрическими формами. Закрепление знаний о правилах и навыках работы с шаблоном. Обучение правилам обведения шаблонов геометрических фигур. Обучение правильной (экономной) разметке фигур на бумаге по образцу. Формирование навыка правильного чтения слов: разметка, шаблон, стороны, углы, обводить, контур.

          Особое внимание уделяется закреплению и совершенствованию таких важных умений и навыков, как резание ножницами, сгибание, сминание и склеивание бумаги. Работая ножницами, второклассники закрепляют приёмы прямолинейного и криволинейного вырезания: » надрез по короткой вертикальной линии», «разрез по короткой линии», «вырезание по кругу».

          При   выполнении олимпиадного задания дети используют общетрудовые умения.

    Умение ориентироваться в задании

    1.Анализ образца, включающий  выделение основных его признаков и свойств (название, форма, величина, цвет деталей, из которых состоит предмет, пространственный признак, материал.

    Умение планировать ход работы

    1.Планирование трудовых действий:

              -умение с опорой на образец и графические  обозначения выполнять задания по образцу с опорой на инструкцию и самостоятельно придерживаться планирования при изготовлении изделия.

    2. Определение инструментов:

              -умение самостоятельно определять тот или иной инструмент для выполнения необходимых действий

    Умение контролировать свою работу

              -умение проверить правильность изготовленных деталей (по образцу, шаблону); обнаружить ошибку и исправить её самостоятельно

    Специальные трудовые (простые и сложные) умения.

    Организационные умения

    1.Подготовка и содержание в порядке рабочего места:

           -умение понимать и самостоятельно правильно подготовить рабочее место к работе с поделочными материалами; удобно располагать на рабочем месте инструменты, содержать рабочее место в порядке (класть инструменты на определённые места, убирать обрезки в коробки)

    2.Экономное расходование материалов при разметке:

    -умение располагать шаблоны, отмерять и откладывать размеры так, чтобы оставалось меньше  отходов.

    3.Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности:

         -формирование привычки работать только чистыми руками; мыть руки, если они испачкались во время работы;

         -умение предохранять от загрязнения, порчи поделочные материалы; самостоятельно пользоваться подкладными листами, тряпкой; убирать инструменты по окончании работы; понимать и соблюдать осторожность при работе с ножницами, с клеем

    Как правильно обращаться с ножницами

    1.С ножницами надо обращаться осторожно, чтобы не пораниться

    2.Ножницы нуждаются в бережном отношении.

    3.Их нельзя ронять.

    4.Ими нельзя стучать.

    5.Ножницы хранят в чехле

    6.Ножницы передают кольцами вперед

    Правила работы с клеем и кистью

    1.Клей намазывай кистью

    2.Правильно держи кисть

    3.Набирай клей кистью.

    4.Равномерно нанеси клей на основу.

    5.После работы кисть промой водой, высуши и положи в  папку для труда

    Двигательные трудовые умения

    1.Экономное расходование трудовых усилий и времени:

         -умение правильно держать инструмент в процессе работы; следить за сохранением удобной и правильной рабочей позы.

    2.Владение инструментами и приспособлениями:

    - умение правильно понимать и самостоятельно  выполнять задания, работая необходимыми инструментами.

    3.Обработка разнообразных материалов:

    -умение понимать инструкцию и самостоятельно выполнять обработочные операции: размечать бумагу по шаблону, вырезать ножницами по прямой и кривой линиям, обрывать бумагу.

    4.Сборка изделия:

    -умение выполнять следующие сборочные операции ( с опорой на образец); наносить клей на детали.

    4.Разметка материалов:

    -умение выполнять разметку изготавливаемых деталей по шаблону.

    Пространственная ориентировка

    1.Умение ориентироваться в пространстве листа бумаги.

    2.Определение и самостоятельное употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов:

    -пространственные связи частей в предмете (посередине, выше, ниже);

    Пространственные отношения между предметами (вверху, внизу, впереди, сзади, между, около, сверху, короче, длиннее)

    -положение (напротив, один над другим);

    -направление (на себя, от себя);

    -протяженность  (длинный, короткий)

    3.Понимание многокомпонентных пространственных характеристик (в правом верхнем углу)

    4.Соблюдение пропорций, размеров и правильное расположение деталей.

    Умение узнавать и называть форму объекта труда

    1.Узнавание, называние и различение геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник) 

    Умения узнавать и называть цвет объекта труда

    1.Узнавание и называние цвета бумаги, картона (белый, серый, красный, желтый, окрашенный в разные цвета)

               При выполнении олимпиадного задания  дети овладевают понятием  «аппликация ",

    «бумажная мозаика». Закрепляют умение: «разметка по шаблону», «вырезание по контурной линии», «обрывание бумаги»,  »наклеивание небольших кусочков бумаги на основу».  Развитие навыков изготовления изделий по образцу. Развитие мелкой моторики: регуляции мышечного усилия, координации движений рук.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zadanie_dlya_3kl.docx421.77 КБ
    Файл ol_zadaniya_dlya_2_klassa.docx160.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Разработка авторского учебно-методического пособия

    Федорова Любовь Павловна,

    учитель начальных классов

    МБОУ «Средняя общеобразовательная

    школа № 9» г. Зима

    Практические олимпиадные  задания по трудовому обучению

    для учащихся 3 класса (легкая умственная отсталость, с нарушением интеллекта)

            

    C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\детали.jpg

    C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0001.jpgC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0001.jpgC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0001.jpgC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0001.jpgC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0001.jpgC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0001.jpgC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0001.jpg

    наименование

    Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом»

    материал

    Цветная бумага, бархатная бумага, клей,  карандаш, кисть, ножницы, угольник, линейка, клеёнка, салфетка

    №п/п

    1

    Наименование операций

    2

    Эскиз заготовки

    3

    Оборудование и инструменты

    4

    1

    Вычерчивание квадратов.

    На полосе зеленого цвета начерти 6 квадратов 30*30мм

    C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0002.jpg

    Бумага зелёного цвета,  180 мм и 30мм, карандаш, линейка, угольник

    2

    Вычерчивание квадратов.

     На полосе желтого цвета начерти 4 квадрата 30 * 30 мм

    C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0002.jpg

    Бумага желтого цвета 120 мм и 30 мм, линейка, карандаш, угольник,

    3

    Разметка на квадратах треугольников.

    C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0002.jpg

    Линейка, карандаш, угольник, линейка.

    4

    Вырезание треугольников по линиям разметки

    C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0002.jpg

    C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0001.jpg

    Ножницы

    5

    Обвести трафарет круга, полуовала, квадрата (несколько, по желанию ученика)

    C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0004.jpg

    Цветная бумага  (по желанию ученика), карандаш

    6

    Вырезать круги, полуовалы, квадраты (цвет бумаги выбирает  ученик)

    C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0004.jpgC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0001.jpg

    Ножницы.

    7

    Разметь боковые стороны прямоугольника на бархатной  бумаге (по1см) надрежь бумагу с боковых сторон прямоугольника. Получится бахрома.

    C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\детали.jpg

    26см

    Линейка, карандаш, ножницы.

    7

    Наклей  на бархатную бумагу  по 3 треугольника зеленого цвета на верхнюю и нижнюю части прямоугольника

    Бархатная бумага,  бумага зеленого цвета, клей, кисточка, салфетка

    8.

    Наклей на бархатную бумагу треугольники желтого цвета на верхнюю и нижнюю части прямоугольника

    C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\детали.jpg

    Бархатная бумага, бумага желтого цвета, клей, кисточка, салфетка

    9

     Вырезанные круги, полуовалы, квадраты, наклей на бархатную бумагу (прояви своё  творчество!)

    Бархатная бумага,  клей, кисточка, салфетка

    Критерии оценивания  работ олимпиады по трудовому обучению  3 класс (легкая умственная отсталость, с нарушением интеллекта)

    №п/п

    Критерии оценки

    Максимальное количество баллов

    Количество баллов выставленных

    1

    Развитие организационных умений и навыков учащихся:

    Подготовка своего рабочего места, соблюдение правил безопасной работы, санитарно – гигиенических навыков.

    1

    2

    Совершенствование  общетрудовых  умений и навыков:

    Ориентировка в задании, планирование предварительного хода работы над изделием.

    1

    3

    Обучение видам трудовых действий, закрепление и совершенствование выполнения двигательных приёмов:

    умение резать ножницами бумагу, склеивать бумагу, размечать материал по шаблону и с помощью линейки.

    1

    4

    Осуществление эстетического воспитания:

    представление о красоте изделия, умение оценивать эстетические качества изготовленного изделия, расширение и обогащение личного жизненно - практического опыта.

    1

    5

    Повышение познавательной активности учащихся:

    развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентировки и представлений.

    1

    Технология изготовления изделия (15балов)

    6

    Технологическая последовательность  изготовления изделия

    2

    7

    Точность изготовления готового изделия  в соответствии с чертежом и техническими условиями

    5

    8

    Качество и чистота в обработки готового изделия

    6

    9

    Уборка рабочего места

    1

    10

    Время изготовления 60 минут

    1

    итого

    20



    Предварительный просмотр:

    Разработка авторского учебно-методического пособия

    Федорова Любовь Павловна,

    учитель начальных классов

    МБОУ «Средняя общеобразовательная

    школа № 9» г. Зима

    Практические олимпиадные  задания по трудовому обучению

    для учащихся 2 класса (легкая умственная отсталость, с нарушением интеллекта)

            

    C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0001.jpgC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0001.jpgC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0001.jpgC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0001.jpgC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0001.jpgC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0001.jpgC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0001.jpg

    наименование

    Аппликация «Яблоко»  в технике бумажной мозаики

    материал

    Цветная бумага:  красная, желтая, зелёная, чёрная, картон, клей,  карандаш, кисть, ножницы,  линейка, клеёнка, салфетка

    №п/п

    1

    Наименование операций

    2

    Эскиз заготовки

    3

    Оборудование и инструменты

    4

    1

    Положи шаблон на картон.

    Обведи его карандашом и получи контурный рисунок

    Картон, карандаш

    2

    Вырежи ножницами по линиям разметки

    Ножницы

    3

    Промажь клеем небольшой участок внутри контура

    C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0001.jpg

    Клей

    4

    Возьми в руки цветную бумагу оторви от неё небольшой кусочек.

    1) желтый цвет

    2) оранжевый цвет

    3) красный цвет

     Цветная бумага

    1) желтый цвет

    2) оранжевый цвет

    3) красный цвет

    5

    Сразу приложи его на проклеенный участок.

    кусочек.

    1) желтый цвет

    2) оранжевый цвет

    3) красный цвет

    Цветная бумага, желтая, оранжевая, красная, желтая, клей

    6

    Кусочки бумаги наклеивай как можно ближе друг к другу

    Цветная бумага, желтая, оранжевая, красная, клей

    7

    Заполни обрывными кусочками всё свободное место внутри контура

    Цветная бумага,  желтая, оранжевая, красная, клей

    8

    Наклей листочек (прояви своё творчество)

     Бумага зеленого цвета, чёрная, клей, кисточка, салфетка

    Критерии оценивания  работ олимпиады по трудовому обучению (легкая умственная  отсталость, с нарушением интеллекта (2 класс)

    №п/п

    Критерии оценки

    Максимальное количество баллов

    Количество баллов выставленных

    1

    Развитие организационных умений и навыков учащихся:

    Подготовка своего рабочего места, соблюдение правил безопасной работы, санитарно – гигиенических навыков.

    1

    2

    Совершенствование  общетрудовых  умений и навыков:

    Ориентировка в задании, планирование предварительного хода работы над изделием.

    1

    3

    Обучение видам трудовых действий, закрепление и совершенствование выполнения  приёмов:

    умение  обвести трафарет карандашом, вырезать ножницами по линиям разметки, наклеивать  кусочки бумаги.

    1

    4

    Осуществление эстетического воспитания:

    представление о красоте изделия, умение оценивать эстетические качества изготовленного изделия, расширение и обогащение личного жизненно - практического опыта.

    1

    5

    Повышение познавательной активности учащихся:

    развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентировки и представлений.

    1

    Технология изготовления изделия (15балов)

    6

    Технологическая последовательность  изготовления изделия

    2

    7

    Точность изготовления готового изделия  в соответствии с  контурным рисунком и линиям разметки

    6

    8

    Качество и чистота в  изготовлении  готового изделия

    5

    9

    Уборка рабочего места

    1

    10

    Время изготовления 60 минут

    1

    итого

    20


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ по русскому языку для учащихся 2 классов

    ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ по русскому языку для учащихся 2 классов ...

    ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ по познанию мира для учащихся 2 классов

    ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ по познанию мира  для учащихся 2 классов...

    Рабочая программа по трудовому обучению для учащихся 2 класса

    Рабочая программа для учащихся школы слабослышащих и позднооглохших...

    Методическая разработка: "Олимпиадные задания по литературному чтению для 4 класса"

    Олимпиадные задания для 4 класса , разработанные для районнного тура интеллектуального марафона выпускников начальной школы....

    Методическая разработка : "Олимпиадные задания по литературному чтению для 4 класса"

    Задания разработаны для районного тура интеллектуального марафона для выпускников начальной школы...

    Методическая разработка : "Олимпиадные задания по литературному чтению для 4 класса"

    Задания по литературному чтению для районного тура интеллектуального марафона были разработаны для выпускников начальных классов....

    Методическая разработка олимпиадного задания по русскому языку для 2-го класса

    Методическая разработка олимпиадного задания по русскому языку для 2-го класса                    ...