Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
методическая разработка по технологии

Федорова Любовь Павловна

        Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Технологии» в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

       Обучение труду во 2-ом классе направлено на решение следующих  учебно- воспитательных и коррекционных задач:

        - воспитание  отношения детей  к труду как к первой жизненной потребности  посредством  развития интереса, положительной мотивации и  эмоционального настроя к труду; подведение ученика к пониманию того, что труд необходим дома, в школе, на улице и т.д.

    -воспитание положительных личностных качеств ученика (трудолюбие, настойчивость, умение преодолевать собственные трудности и помогать  другому, умение работать в коллективе);

      - воспитание культуры труда (эстетическое отношение к организации и процессу своего труда);

      -ознакомление с поделочными материалами, используемыми на уроках ручного труда, их физическими и художественно-выразительными свойствами;

     -обучение доступным приёмам и способам обработки поделочных материалов, предусмотренных для работы во 2-ом классе.

     Наряду с этими задачами на уроках ручного труда решаются и специальные (коррекционные) задачи, направленные  на:

     -коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности, которая выражается в формировании  общетрудовых умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия труда); планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять приёмы работы и инструменты, необходимые для их выполнения); контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готового изделия);

    -повышение познавательной активности (развитие зрительного, слухового восприятия, наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки и пространственных представлений);

    -компенсацию недоразвития эмоционально- волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя и т.д.).

     Во 2-ом классе  учебно- воспитательные и специальные задачи на уроках трудового обучения решаются в процессе следующих видов работы: «Работа с глиной и пластилином», «Работа с природными материалами», »Работа с бумагой и картоном», «Работа с текстильными материалами».

      «Работа с бумагой и картоном» Содержание учебного материала, предусмотренного программой, в этом виде труда пополняется новыми познавательными сведениями о картоне, его свойствах, применении и обработке. В то же время продолжают работать с шаблонами, закрепляя умения, приобретённые в 1-ом классе. Знакомство с понятием «шаблон» и его геометрическими формами. Закрепление знаний о правилах и навыках работы с шаблоном. Обучение правилам обведения шаблонов геометрических фигур. Обучение правильной (экономной) разметке фигур на бумаге по образцу. Формирование навыка правильного чтения слов: разметка, шаблон, стороны, углы, обводить, контур.

      Особое внимание уделяется закреплению и совершенствованию таких важных умений и навыков, как резание ножницами, сгибание, сминание и склеивание бумаги. Работая ножницами, второклассники закрепляют приёмы прямолинейного и криволинейного вырезания: » надрез по короткой вертикальной линии», «разрез по короткой линии», «вырезание по кругу».

      При   выполнении олимпиадного задания дети используют общетрудовые умения.

Умение ориентироваться в задании

1.Анализ образца, включающий  выделение основных его признаков и свойств (название, форма, величина, цвет деталей, из которых состоит предмет, пространственный признак, материал.

Умение планировать ход работы

1.Планирование трудовых действий:

          -умение с опорой на образец и графические  обозначения выполнять задания по образцу с опорой на инструкцию и самостоятельно придерживаться планирования при изготовлении изделия.

2. Определение инструментов:

          -умение самостоятельно определять тот или иной инструмент для выполнения необходимых действий

Умение контролировать свою работу

          -умение проверить правильность изготовленных деталей (по образцу, шаблону); обнаружить ошибку и исправить её самостоятельно

Специальные трудовые (простые и сложные) умения.

Организационные умения

1.Подготовка и содержание в порядке рабочего места:

       -умение понимать и самостоятельно правильно подготовить рабочее место к работе с поделочными материалами; удобно располагать на рабочем месте инструменты, содержать рабочее место в порядке (класть инструменты на определённые места, убирать обрезки в коробки)

2.Экономное расходование материалов при разметке:

-умение располагать шаблоны, отмерять и откладывать размеры так, чтобы оставалось меньше  отходов.

3.Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности:

     -формирование привычки работать только чистыми руками; мыть руки, если они испачкались во время работы;

     -умение предохранять от загрязнения, порчи поделочные материалы; самостоятельно пользоваться подкладными листами, тряпкой; убирать инструменты по окончании работы; понимать и соблюдать осторожность при работе с ножницами, с клеем

Как правильно обращаться с ножницами

1.С ножницами надо обращаться осторожно, чтобы не пораниться

2.Ножницы нуждаются в бережном отношении.

3.Их нельзя ронять.

4.Ими нельзя стучать.

5.Ножницы хранят в чехле

6.Ножницы передают кольцами вперед

Правила работы с клеем и кистью

1.Клей намазывай кистью

2.Правильно держи кисть

3.Набирай клей кистью.

4.Равномерно нанеси клей на основу.

5.После работы кисть промой водой, высуши и положи в  папку для труда

Двигательные трудовые умения

1.Экономное расходование трудовых усилий и времени:

     -умение правильно держать инструмент в процессе работы; следить за сохранением удобной и правильной рабочей позы.

2.Владение инструментами и приспособлениями:

- умение правильно понимать и самостоятельно  выполнять задания, работая необходимыми инструментами.

3.Обработка разнообразных материалов:

-умение понимать инструкцию и самостоятельно выполнять обработочные операции: размечать бумагу по шаблону, вырезать ножницами по прямой и кривой линиям, обрывать бумагу.

4.Сборка изделия:

-умение выполнять следующие сборочные операции ( с опорой на образец); наносить клей на детали.

4.Разметка материалов:

-умение выполнять разметку изготавливаемых деталей по шаблону.

Пространственная ориентировка

1.Умение ориентироваться в пространстве листа бумаги.

2.Определение и самостоятельное употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов:

-пространственные связи частей в предмете (посередине, выше, ниже);

Пространственные отношения между предметами (вверху, внизу, впереди, сзади, между, около, сверху, короче, длиннее)

-положение (напротив, один над другим);

-направление (на себя, от себя);

-протяженность  (длинный, короткий)

3.Понимание многокомпонентных пространственных характеристик (в правом верхнем углу)

4.Соблюдение пропорций, размеров и правильное расположение деталей.

Умение узнавать и называть форму объекта труда

1.Узнавание, называние и различение геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник) 

Умения узнавать и называть цвет объекта труда

1.Узнавание и называние цвета бумаги, картона (белый, серый, красный, желтый, окрашенный в разные цвета)

           При выполнении олимпиадного задания  дети овладевают понятием  «аппликация ",

«бумажная мозаика». Закрепляют умение: «разметка по шаблону», «вырезание по контурной линии», «обрывание бумаги»,  »наклеивание небольших кусочков бумаги на основу».  Развитие навыков изготовления изделий по образцу. Развитие мелкой моторики: регуляции мышечного усилия, координации движений рук.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_dlya_3kl.docx421.77 КБ
Файл ol_zadaniya_dlya_2_klassa.docx160.1 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка авторского учебно-методического пособия

Федорова Любовь Павловна,

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 9» г. Зима

Практические олимпиадные  задания по трудовому обучению

для учащихся 3 класса (легкая умственная отсталость, с нарушением интеллекта)

        

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\детали.jpg

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0001.jpgC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0001.jpgC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0001.jpgC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0001.jpgC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0001.jpgC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0001.jpgC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0001.jpg

наименование

Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом»

материал

Цветная бумага, бархатная бумага, клей,  карандаш, кисть, ножницы, угольник, линейка, клеёнка, салфетка

№п/п

1

Наименование операций

2

Эскиз заготовки

3

Оборудование и инструменты

4

1

Вычерчивание квадратов.

На полосе зеленого цвета начерти 6 квадратов 30*30мм

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0002.jpg

Бумага зелёного цвета,  180 мм и 30мм, карандаш, линейка, угольник

2

Вычерчивание квадратов.

 На полосе желтого цвета начерти 4 квадрата 30 * 30 мм

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0002.jpg

Бумага желтого цвета 120 мм и 30 мм, линейка, карандаш, угольник,

3

Разметка на квадратах треугольников.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0002.jpg

Линейка, карандаш, угольник, линейка.

4

Вырезание треугольников по линиям разметки

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0002.jpg

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0001.jpg

Ножницы

5

Обвести трафарет круга, полуовала, квадрата (несколько, по желанию ученика)

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0004.jpg

Цветная бумага  (по желанию ученика), карандаш

6

Вырезать круги, полуовалы, квадраты (цвет бумаги выбирает  ученик)

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0004.jpgC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0001.jpg

Ножницы.

7

Разметь боковые стороны прямоугольника на бархатной  бумаге (по1см) надрежь бумагу с боковых сторон прямоугольника. Получится бахрома.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\детали.jpg

26см

Линейка, карандаш, ножницы.

7

Наклей  на бархатную бумагу  по 3 треугольника зеленого цвета на верхнюю и нижнюю части прямоугольника

Бархатная бумага,  бумага зеленого цвета, клей, кисточка, салфетка

8.

Наклей на бархатную бумагу треугольники желтого цвета на верхнюю и нижнюю части прямоугольника

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\детали.jpg

Бархатная бумага, бумага желтого цвета, клей, кисточка, салфетка

9

 Вырезанные круги, полуовалы, квадраты, наклей на бархатную бумагу (прояви своё  творчество!)

Бархатная бумага,  клей, кисточка, салфетка

Критерии оценивания  работ олимпиады по трудовому обучению  3 класс (легкая умственная отсталость, с нарушением интеллекта)

№п/п

Критерии оценки

Максимальное количество баллов

Количество баллов выставленных

1

Развитие организационных умений и навыков учащихся:

Подготовка своего рабочего места, соблюдение правил безопасной работы, санитарно – гигиенических навыков.

1

2

Совершенствование  общетрудовых  умений и навыков:

Ориентировка в задании, планирование предварительного хода работы над изделием.

1

3

Обучение видам трудовых действий, закрепление и совершенствование выполнения двигательных приёмов:

умение резать ножницами бумагу, склеивать бумагу, размечать материал по шаблону и с помощью линейки.

1

4

Осуществление эстетического воспитания:

представление о красоте изделия, умение оценивать эстетические качества изготовленного изделия, расширение и обогащение личного жизненно - практического опыта.

1

5

Повышение познавательной активности учащихся:

развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентировки и представлений.

1

Технология изготовления изделия (15балов)

6

Технологическая последовательность  изготовления изделия

2

7

Точность изготовления готового изделия  в соответствии с чертежом и техническими условиями

5

8

Качество и чистота в обработки готового изделия

6

9

Уборка рабочего места

1

10

Время изготовления 60 минут

1

итого

20



Предварительный просмотр:

Разработка авторского учебно-методического пособия

Федорова Любовь Павловна,

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 9» г. Зима

Практические олимпиадные  задания по трудовому обучению

для учащихся 2 класса (легкая умственная отсталость, с нарушением интеллекта)

        

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0001.jpgC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0001.jpgC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0001.jpgC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0001.jpgC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0001.jpgC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0001.jpgC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0001.jpg

наименование

Аппликация «Яблоко»  в технике бумажной мозаики

материал

Цветная бумага:  красная, желтая, зелёная, чёрная, картон, клей,  карандаш, кисть, ножницы,  линейка, клеёнка, салфетка

№п/п

1

Наименование операций

2

Эскиз заготовки

3

Оборудование и инструменты

4

1

Положи шаблон на картон.

Обведи его карандашом и получи контурный рисунок

Картон, карандаш

2

Вырежи ножницами по линиям разметки

Ножницы

3

Промажь клеем небольшой участок внутри контура

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\сканы0001.jpg

Клей

4

Возьми в руки цветную бумагу оторви от неё небольшой кусочек.

1) желтый цвет

2) оранжевый цвет

3) красный цвет

 Цветная бумага

1) желтый цвет

2) оранжевый цвет

3) красный цвет

5

Сразу приложи его на проклеенный участок.

кусочек.

1) желтый цвет

2) оранжевый цвет

3) красный цвет

Цветная бумага, желтая, оранжевая, красная, желтая, клей

6

Кусочки бумаги наклеивай как можно ближе друг к другу

Цветная бумага, желтая, оранжевая, красная, клей

7

Заполни обрывными кусочками всё свободное место внутри контура

Цветная бумага,  желтая, оранжевая, красная, клей

8

Наклей листочек (прояви своё творчество)

 Бумага зеленого цвета, чёрная, клей, кисточка, салфетка

Критерии оценивания  работ олимпиады по трудовому обучению (легкая умственная  отсталость, с нарушением интеллекта (2 класс)

№п/п

Критерии оценки

Максимальное количество баллов

Количество баллов выставленных

1

Развитие организационных умений и навыков учащихся:

Подготовка своего рабочего места, соблюдение правил безопасной работы, санитарно – гигиенических навыков.

1

2

Совершенствование  общетрудовых  умений и навыков:

Ориентировка в задании, планирование предварительного хода работы над изделием.

1

3

Обучение видам трудовых действий, закрепление и совершенствование выполнения  приёмов:

умение  обвести трафарет карандашом, вырезать ножницами по линиям разметки, наклеивать  кусочки бумаги.

1

4

Осуществление эстетического воспитания:

представление о красоте изделия, умение оценивать эстетические качества изготовленного изделия, расширение и обогащение личного жизненно - практического опыта.

1

5

Повышение познавательной активности учащихся:

развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентировки и представлений.

1

Технология изготовления изделия (15балов)

6

Технологическая последовательность  изготовления изделия

2

7

Точность изготовления готового изделия  в соответствии с  контурным рисунком и линиям разметки

6

8

Качество и чистота в  изготовлении  готового изделия

5

9

Уборка рабочего места

1

10

Время изготовления 60 минут

1

итого

20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Олимпиадные задания по литературному чтению для 4 класса"

Олимпиадные задания для 4 класса , разработанные для районнного тура интеллектуального марафона выпускников начальной школы....

Методическая разработка : "Олимпиадные задания по литературному чтению для 4 класса"

Задания разработаны для районного тура интеллектуального марафона для выпускников начальной школы...

Методическая разработка : "Олимпиадные задания по литературному чтению для 4 класса"

Задания по литературному чтению для районного тура интеллектуального марафона были разработаны для выпускников начальных классов....

Авторская методическая разработка олимпиадных заданий по математике и русскому языку для 2-4 классов

Задания предназначены для шкрльных туров олимпиад, а так же как дополнительный материал для уроков математики и русского языка....

Методическая разработка олимпиадного задания по русскому языку для 2-го класса

Методическая разработка олимпиадного задания по русскому языку для 2-го класса                    ...

Методические рекомендации учителя-логопеда воспитателю ГПД для учащихся I-IV классов с легкой умственной отсталостью

В группе продленного дня дети проводят значительное время, и очень важно, чтобы это время они провели с пользой для своего развития....

Методическая разработка: "Олимпиадных заданий по ОМ 4 класс".

Варианты олимпиадных заданий по ОМ 4 класс с ответами....