Методические рекомендации учителя-логопеда воспитателю ГПД для учащихся I-IV классов с легкой умственной отсталостью
методическая разработка по логопедии по теме

В группе продленного дня дети проводят значительное время, и очень важно, чтобы это время они провели с пользой для своего развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации логопеда воспитателю ГПД
для учащихся I-IV классов с легкой умственной отсталостью

Развитие ручной моторики

Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.

Упражнения общего характера, включенные в различные виды деятельности:

– конструирование из кубиков домиков, башен (сначала по образцу, затем по памяти и произвольно);

– раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамид, чашечек, кубиков);

– складывание из палочек, спичек геометрических фигур;

– обведение контуров предметных изображений;

– раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами;

– расстегивание пуговиц, зашнуровывание;

– работа с мозаикой.

Пальчиковые игры без речевого сопровождения:

– изображение при помощи пальчиков различных фигурок:

«Очки».  Образовать 2 кружка большим и указательным пальцем обеих рук, а затем соединить их.

«Стол». Левую ладонь сжать в кулак, поставить на стол, правую положить сверху.

«Бинокль». Большой палец каждой руки вместе с остальными образует кольцо. Посмотреть в «бинокль».

Пальчиковые игры, сопровождающиеся стихотворениями:

«Пальчики»

Ребенок поднимает левую руку ладонью к себе, правой рукой загибает пальцы.

Этот пальчик хочет спать. (загибает мизинец)

Этот пальчик лег в кровать. (загибает безымянный палец)

Этот пальчик чуть вздремнул. (загибает средний палец)

Этот пальчик уж уснул. (загибает указательный палец)

Этот крепко-крепко спит. (загибает большой палец)

Тише-тише, не шумите!

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать (распрямляет пальцы рук).

«Сидит белка»

Ребенок поднимает левую (а затем правую) руку ладонью к себе

Сидит белка на тележке

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке (загибает большой палец)

Воробью, синичке (загибает указательный, средний палец)

Мишке толстопятому (загибает безымянный палец)

Заиньке усатому (загибает мизинец)

Упражнения по развитию ручной моторики проводятся систематически в течение 3-5 минут.

Развитие дыхания

Работа над развитием длительного выдоха без участия речи

Важно следить за тем, чтобы дети не поднимали плечи, излишне не напрягали мышцы дыхательного аппарата. Воспитывается диафрагмальное дыхание.

«Погреться на морозе»

Ребенок вдыхает через нос и дует на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

«Надуй игрушку»

Ребенку предлагаю надуть воздушный шар, набирая воздух через рот и медленно выдувая его через рот в отверстие шара.

«Снежинки летят»

На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезаются из бумаги снежинки. Ребенок предлагаю длительно подуть на них по сигналу «Снежинки летят».

Развитие речевого дыхания и голоса

После того, как у детей сформирован плавный длительный выдох, вводятся голосовые упражнения.

«Вьюга»

Перед ребенком – сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» ребенок тихо гудит: у-у-у... По сигналу «Сильная вьюга» ребенок громко произносит: у-у-у... По сигналу «Вьюга затихает» ребенок постепенно уменьшает силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкает.

«Коровы и телята»

Ребенку предлагается сюжетная картинка «На лугу». «На лугу пасутся коровы. Они зовут своих телят. Как они зовут их?» Ребенок произносит низким голосом; му-му-му. «Коровам отвечают телята. Как они отвечают?» Ребенок произносит высоким голосом: му-му.

Развитие артикуляторной моторики

Гимнастика для губ и щек:

– надувание обеих щек одновременно

– надувание щек попеременно

– втягивание щек в ротовую полость

– «трубочка» –  сомкнутые губы вытягиваются вперед

– «заборчик» – губы растягиваются в стороны, обнажаются оба ряда зубов

– чередование: «трубочка-заборчик»

– «кролик» –  поднимание только верхней губы, обнажаются верхние зубы

– имитация полоскания зубов

– «фырканье лошадки» –  вибрация губ

Гимнастика для челюстей:

– опускание и поднимание нижней челюсти

– движение нижней челюсти влево, вправо.

Гимнастика для языка:

– «лопаточка» – рот открыт, широкий язык лежит на нижней губе.

– «чашечка» – рот открыт. Узкий язык выдвинут вперед.

– «иголочка» – рот открыт. Узкий язык выдвинут вперед.

– «горка» –  рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

– «грибок» – рот открыт. Язык присосать к нёбу.

– «качели» –  рот открыт. Напряженным языком тянуться к носку и подбородку.

– «почистим зубки» –  рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

– «маляр» –  рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

Развитие слухового восприятия и внимания

Работа по развитию слухового внимания и восприятия подготавливает детей к различению и выделению на слух речевых единиц: слов, слогов, звуков.

«Найди картинку»

Разложить перед ребенком ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизвести соответствующие звукоподражания. Детям дается задание определить животного и показать картинку с его изображением.

«Хлопки»

Сообщается детям, что будут называться различные слова. Как только будет названо животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя.

«Кто летит»

Сообщается детям, что будет звучать слово “летит” в сочетании с другими словами (птица летит, самолет летит). Но иногда будут допускаться ошибки (собака летит). Дети должны хлопать только тогда, когда 2 слова употреблены верно.

Развитие лексики

Работа по развитию лексики тесно связана с формированием представления об окружающей действительности и познавательной деятельности ребенка.

Задания на развитие обобщающих понятий

– назвать одним словом все предметы.

– назвать овощи и фрукты и т.д.

– найти лишнюю картинку (морковью лук, самолет, капуста).

– разложить картинки на две группы (животные, растения).

– отгадать загадки с использованием обобщающих слов. Например: Что за птица? Красные лапки щиплют за пятки (гусь). Что за цветок? Золотой глазок, белые реснички (ромашка).

Задания на развитие предикативного словаря (глаголы и прилагательные)

«Кто как. передвигается»

Человек ходит, черепаха ползает, птица летает, лягушка прыгает, заяц скачет, рыба плавает.

«Кто как голос подает».

Корова мычит, воробей чирикает, кошка мяукает, петух кукарекает, собака лает, свинья хрюкает, мышка пищит, утка крякает, медведь рычит.

«Какие звуки издает»

Дверь скрипит, ветер свистит, машина гудит, листья шелестят, ручей журчит. «Кто как ест»

«Кто что делает»

Учитель учит, врач лечит, повар варит, художник рисует, маляр красит.

В первую очередь ведется работа над прилагательными, которые образуются от существительных с помощью суффиксов (дерево –  деревянный, береза –  березовый, стекло – стеклянный) Эта работа тесно связана с развитием словообразования.

Описание предметов (по цвету, форме, величине). Детям предлагаются картинки и задаются вопросы: Какой огурец? Какой мяч?

Отгадывание загадок. Про кого можно сказать: рыжая, пушистая, хитрая? Желтый, овальный, кислый. Что это?

Добавление прилагательных в предложение. Используются пары картинок: Груша сладкая, а лимон ... Лента узкая, а река ... Дерево высокое, а куст ...

Уточнению значений слов способствует и работа над антонимами: существительными (день-ночь, радость - печаль), прилагательными (высокий - низкий, длинный - короткий), глаголами (радуется - грустит), наречиями (далеко - близко).

Развитие навыков словоизменения

Измени слово. Называется слово в единственном числе и бросается мяч ребенку, он должен назвать форму множественного числа.

«Кто самый наблюдательный». Дети должны назвать что они видят: «Я вижу стол, стул, окно и т.д.»

Игра «Что ты любишь?»

Игра «Кому нужны эти вещи?» Детям предлагаются картинки, на которых маляр без кисти, рыбак без удочки, парикмахер без ножниц, продавец без весов, а также изображения предметов. Дети рассматривают картинки и называют кому что нужно (удочка –  рыбаку, весы – продавцу и т.д.)

«Угадай, чьи это вещи?» Детям предлагаются картинки, на которых изображено: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе и картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шуба). Называется один из предметов, дети говорят, кому он принадлежит (это платок бабушки, это халат мамы, это шуба девочки).

Ответь на вопрос: Кто чем работает? По картинкам (маляр - кистью, парикмахер - ножницами).

Ответь на вопрос по картинкам: Где что хранится? (посуда, одежда, книги). Где что покупают? (лекарства, хлеб, игрушки) Где что растет' (грибы, овощи, фрукты).

Развитие навыков словообразования

– образовать уменьшительно-ласкательные формы существительного (дом – домик, лиса –  лисичка).

– образовать уменьшительно-ласкательные формы прилагательного (рыжая рыженькая).

– образовать прилагательное из существительного (дерево – деревянный, железо – железный).

– образовать глаголы с различными приставками (налил – вылил, входят – выходят)

Развитие связной речи

–  Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на сюжетных картинках; их последовательность служит одновременно планом высказывания.

–  Составление рассказа по серии сюжетных картин.

–  Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картинки.

Развитие зрительного восприятия

Зашумленные картинки

Предлагается назвать, что изображено на картинке, обвести предметы пальчиком.

Картинки по запросу зашумленные картинки      Картинки по запросу зашумленные картинки        Картинки по запросу зашумленные картинки

«Из каких фигур предметы?»

Детям предлагается рассмотреть картинки с изображением предметов, составленных из геометрических фигур различной формы. Затем нужно раскрасить их цветными карандашами.

Картинки по запросу из каких фигур предметы              Картинки по запросу из каких фигур предметы

«Найди отличия»

Предъявляются парные картинки с изображением похожих, но не одинаковых предметов, например, чашки, одинаковые по форме, но разные по цвету, карточки с различным изображением одних и тех же геометрических фигур и т. д. Затем предлагается найти эти отличия и раскрасить картинки.

Картинки по запросу найди отличия для самых маленьких           Картинки по запросу найди отличия для самых маленьких

 «Что забыл дорисовать художник?»

Предъявляются по очереди карточки, на которых знакомые изображения даны не полностью, например, птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и т. д. Предлагается подумать и сказать, кому принадлежат те или иные элементы изображения. Затем нужно назвать и дорисовать недостающие детали.

Картинки по запросу что забыл нарисоватьхудожник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 3 класс с легкой умственной отсталостью

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 3 класса, учебный план, которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными воз-мож...

Программа коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога для учащихся 1-4 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Данная рабочая  программа составлена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в помощи учителя-дефектолога.Дети с нарушением интеллекта имеют общую психическую незрелость,...

Конспект урока математики для учащегося на дому 4 класса с легкой умственной отсталостью "Деление на три равные части"

Конспект урока математики для учащегося на дому 4 класса с легкой умственной отсталостью "Деление на три равные части".Цель урока – повторить и закрепить понятие деления на равные част...

Конспект урока по русскому языку для учащегося 4 класса с легкой умственной отсталостью

Конспект урока по предмету русский язык на тему «Алфавит. Запись слов в алфавитном порядке» для учащегося 4 класса надомного обучения с легкой умтсвенной отсталост...