Конспект урока по русскому языку для учащегося 4 класса с легкой умственной отсталостью
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Добренькая Галина Алексеевна

Конспект урока по предмету русский язык на тему «Алфавит. Запись слов в алфавитном порядке» для учащегося 4 класса надомного обучения с легкой умтсвенной отсталостью

Цель урока – актуализировать знания учащегося об алфавите, познакомить его с записью слов в алфавитном порядке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkiy_4kl.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение школа №487

Выборгского района Санкт- Петербурга

__________________________________________

194355, Санкт-Петербург, ул. Композиторов, д. 22, к.3

тел. (812) 515-84-97, 514-49-63, факс 514-49-68

Конспект урока

по предмету

русский язык

на тему «Алфавит. Запись слов в алфавитном порядке»

для учащегося 4 «В» класса

надомного обучения

Учитель: Добренькая Г.А.

Санкт-Петербург

2016


Класс: 4 «В» (надомное обучение).

Учащийся: …

Предмет: «Русский язык».

Тема: «Алфавит. Запись слов в алфавитном порядке».

Дата: 03.10.2016.

Учитель: Добренькая Галина Алексеевна.

Цель урока – актуализировать знания учащегося об алфавите, познакомить его с записью слов в алфавитном порядке.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжение ознакомления учащегося с понятием алфавит и алфавитный порядок;
  • ознакомление учащегося с записью слов в алфавитном порядке в том случае, когда два слова начинаются с одной буквы и последующий выбор делается по второй букве;
  • обучение новым видам действий – составлению алфавитных списков.

Коррекционно-развивающие:

  • коррекция недостатков внимания и восприятия, развитие мыслительной деятельности на основе дифференцирования слов по указанным признакам;
  • повышение познавательной активности в ходе игровых моментов урока;
  • коррекция недоразвития моторных функций при выполнении письменных заданий;

Воспитательные:

  • воспитание аккуратности, старательности;        
  • ознакомление учащегося с профессиональной деятельностью учителя, директора школы.

Оборудование:

  • Таблица с алфавитом.
  • Классный журнал.
  • Линейка.
  • Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Авторы - составители А.К. Аксенова, М.Г. Галунчикова.

Форма урока: комбинированный (урок повторения и сообщения новых знаний, элементы сюжетно-ролевой игры).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуй, Ваня. Сегодня прекрасный день, и мы начинаем наши занятия. Какой урок у нас первый? Если ты не помнишь, можно заглянуть в дневник. Верно, русский язык. Достань, пожалуйста, учебник русского языка и тетрадь. Теперь все готово, начнем!

  1. Актуализация знаний.

Послушай стихотворение.

Встали буквы в четкий строй.

Строй как строй, да не простой.

Он зовется алфавит,

Всюду путь ему открыт.

Тема нашего сегодняшнего урока – алфавит.

Скажи, что такое алфавит? В прошлом году мы его уже изучали. Верно, это буквы. Но не просто буквы, а как? Расположенные в определенном порядке буквы, конечно.

(Демонстрация плаката с алфавитом, на котором гласные напечатаны красны цветом, согласные синим, твердый и мягкий знак – черным).

В русском алфавите 33 буквы. Десять букв гласных. Назови их. Это а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я. Чем отличаются гласные? Верно, их можно петь голосом. Пропой их. Каким цветом мы обычно их обозначаем? Красным.

Двадцать одна буква согласная. Назови их. Это б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Можем мы пропеть согласные? Нет. Что же нам мешает, попробуй? Нам мешает язык, или губы, или зубы. Каким цветом мы обозначаем согласные? Верном, синим.

Все эти буквы обозначают звуки.

А какие буквы не обозначают никаких звуков? Верно, твердый и мягкий знак.

  1. Объяснение нового материала.

Ваня, давай откроем тетрадь и напишем сегодняшнее число. Сегодня у нас третье октября. На следующей строчке пишем «Классная работа». Молодец.

Сегодня вместе графического диктанта напиши красиво весь русский алфавит. Готово? А теперь обведи его в рамочку. Можно пользоваться им, если ты не запомнил еще весь порядок букв.

Теперь откроем учебник на странице 17 и посмотрим на упражнение один. Прочитай, пожалуйста.

«Школьникам предложили составить список учеников класса. Дима записал фамилии так, как сидели ребята в классе: Иванов и Медведева, Леонтьев и Сидорова, Воробьёв и Козин, Сухарева и Антонова, Баранова и Журавлёва.

Лена составила список по алфавиту.

В каком списке легче найти нужную фамилию?

Запиши фамилии учеников по алфавиту.»

Как ты думаешь, Ваня, для чего же нам все-таки нужен алфавит? Для того, чтобы быстрее отыскать нужную информацию. Это может быть книга в библиотеке, фамилия в списке, товар в интернет-магазине. Гораздо проще отыскать нужно слово, если ты знаешь, в какой части списка оно находится.

Посмотри, что это у меня? (Демонстрация классного журнала). Откроем страницу русского языка. На левой странице написан список учеников класса, стоят даты и оценки. На правой странице написано, что мы проходили на уроке, какое домашнее задание задано. Сейчас мы с тобой поиграем. Ты будешь учителем. И будешь заполнять классный журнал.

Начертим в тетради таблицу, которая будет выглядеть, как классный журнал. (Помощь учащемуся, повторение правил работы с линейкой, нанесения разметки, сантиметровой шкалы).

Тебя зовут учитель Иван Владимирович. Приятно познакомиться, коллега! (Рукопожатие). А теперь скажите, Иван Владимирович, как вы запишете в журнал фамилии своих учеников из упражнения один? По алфавиту, верно. Кто из них будет в списке первым? Посмотрим на наш алфавит. У нас есть кто-то на букву а? Есть, Антонова. Это девочка или мальчик? Верно, девочка. Как мы догадались об этом? По фамилии. Её фамилия заканчивается на букву а. Кто будет следующим? Следующая в алфавите буква б. На букву б у нас есть Баранова. А это девочка или мальчик? Правильно, девочка. Кто следующий? Это Воробьёв. Кто это? Это мальчик. Затем идёт кто? Журавлёва. Затем? – Иванов. Козин. Леонтьев. Медведева. Кто у нас остался? Сидорова и Сухарева. Обе этих фамилии начинаются с буквы С. Что же делать, кого из них написать первым? (Постановка проблемной ситуации). Вы не знаете, Иван Владимирович? Давайте рассуждать. Фамилии учеников в журнале мы пишем как? В алфавитном порядке. Мы сравниваем и смотрим какие буквы? Первые. Кроме первых букв в словах есть еще буквы? Ну, конечно, есть. Их место в алфавите можно определить? Можно. Какие буквы на втором месте в фамилиях Сидорова и Сухарева? Буквы И и У. Какая из них в алфавите идет раньше? Верно, и. Значит, какая фамилия будет первой? Сидорова!

  1. Физкультминутка.

А теперь, Иван Владимирович, вас вызывают к директору, что-то произошло. Отложите, пожалуйста, ваш журнал и пройдемте по коридору. (Ходьба по комнате). Осторожно, впереди лестница, повыше поднимайте ноги. (Имитация ходьбы по лестнице). А теперь выберем самый удобный стул в кабинете директора. (Приседания – 10 раз). Кажется, вот этот стул самый лучший. (Указание на стул ученика). Присядьте, пожалуйста.

  1. Закрепление нового материала.

Здравствуйте, Иван Владимирович. Я директор школы. Я вызвал вас, для того, чтобы сообщить, что в ваш класс поступает новый ученик. Вот его документы. (Ученику выдается листок с крупно написанной фамилией Булкин). Вы же еще не написали список? Придется внести в него изменения. Давайте посмотрим, куда нужно вписать нового ученика? Его фамилия Булкин, на букву «б». На эту букву у нас уже есть ученица, её фамилия Баранова. Кто из них будет записан первым? Верно, Баранова. Почему вы так решили? Потому что вторая буква в фамилии «а», а у Булкина «у». Буква А в алфавите раньше буквы У. Значит, фамилия Баранова будет записана раньше фамилии Булкин. Можете приступать к заполнению журнала.

Учащийся выполняет задание в тетради, добавляя к списку из учебника дополнительное слово.

Прекрасно! А теперь выставьте оценки вашим ученикам за сегодняшний урок. Пойдем по алфавиту. Антонова какую оценку заработала? А Баранова? Булкину оценку пока не ставим, он не был на уроке. Кто дальше? Воробьёв. (И так далее, повторение алфавита по списку фамилий).

Прекрасная работа! Я вас поздравляю с успешным окончанием рабочего дня, коллега!

  1. Рефлексия.

Что же мы сегодня повторили на уроке русского языка? Мы повторили, что такое алфавит, и какие в нем бывают буквы. (Ученик отвечает).

Что мы узнали? Что очень удобно записывать слова и фамилии в алфавитном порядке. Для чего? Для того, чтобы быстрее отыскать нужную нам. Что мы делали? Заполняли классный журнал. Как мы его заполняли? По алфавиту. По какой букве мы смотрели, на какое место поставить слово? По первой. Что делать, если первая буква в словах одинаковая? Посмотреть на вторую букву, и определить, в каком слове вторая буква раньше следует по алфавиту.

  1. Сообщение домашнего задания.

Домашнее задание будет похоже на то, что мы сделали на уроке. Слова из упражнения номер два так же нужно записать в алфавитном порядке. Откроем дневник и запиши, стр. 17 упр. 2.

  1. Подведение итогов урока.

А теперь заполню настоящий классный журнал я. Сегодня за отличную (хорошую) работу поставим тебе 5 (4). В дневник поставь себе оценку сам, а я подпишу. Спасибо за работу, ты молодец!


Список используемой литературы:

  1. Русский язык. 4 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / А.К.Аксенова, Н.Г. Галунчикова. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 271с.: ил.
  2. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта: учеб. для студентов пед. Вузов / А.К. Аксенова, С.Ю. Ильина. – М.: Просвещение, 2011. – 335с.: ил.
  3. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы ». – М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для учащихся 3 класса "Повторение правила обозначения гласных после шипящих"

В данном материале представлен пример проведения урока по русскому языку для учащихся 3 класса по теме "Повторение правила обозначения гласных после шипящих"...

Конспект урока по русскому языку для учащихся 3 класса "Повторяем состав слова"

В данном материале представлен конспект урока по русскому языку для учащихся 3 класса....

Конспект урока по русскому языку для учащихся 3 класса "Повторяем состав слова" (продолжение)

Данный конспект содержит материал по отработке алгоритма разбора слова по составу....

Конспект урока по русскому языку для учащихся 3 класса

Конспект урока по русскому языку для учащизхся 3 класса. Тема урока: "Изменение имен существительных по падежам" (склонение).Тип урока:Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов.УМК: "Перспектив...

Конспект урока по русскому языку для учащихся 4 класса по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных в творительном падеже»

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями творительного падежа, его значением, предлогами и окончаниями имён существительных 1, 2 и 3 склонений в творительном падеже....

Конспект урока по русскому языку для учащихся 1 класса с использованием мультимедиа

Тема урока: «Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков»...