Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме

Кононенко Марина Геннадьевна

Материал содержит рабочую программу по литературному чтению 3 класс по образовательной системе "Школа 2100". Рабочая программа включает пояснительную записку и тематическое планирование по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu.doc338 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14 имени К.С. Федоровского»

Рабочая программа

для реализации курса начальная школа:

по литературному чтению

Составитель:

Кононенко  Марина  Геннадьевна

Юрга 2013год


I. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе программы «Литературное чтение» (авторы:Р.Н. Бунеев. Е.В. Бунеева) из примерной основной образовательной программы по образовательной системе «Школа 2100», в соответствии с ФГОС. Москва. Баласс, 2011.

    Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

     Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1. формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2. введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3. развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4. приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

II. Общая характеристика учебного предмета

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3)  умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

      Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебники «Литературное чтение» 3-й класс – «В одном счастливом детстве», в 2-х ч., а также методические рекомендации для учителя и «Тетради по литературному чтению» для учащихся.

      В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.

       В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные сти-хотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3-го кл., позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу.

Такова внутренняя логика системы чтения.

Интерес к самому процессу чтения тесно связан сегомотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно-художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.

В 3-м классе последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связаны с жизнью «сквозных персонажей» – третьеклассницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учебник, размышляет, задаёт вопросы. И вместе с Настей читают и думают ученики.

При составлении учебника для 3-го класса в большей мере, чем во всех остальных, учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Логика системы чтения в целом, о которой шла речь выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково последовательно во всех книгах, что, с нашей точки зрения, абсолютно оправданно.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

 Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

 Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

 Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

 Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

 Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

(Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс по четыре класса в неделю (136 ч. в год) или по три часа в неделю (102 ч. в год). Общий объём учебного времени составляет 544 часа (обучение в школе с русским (родным) языком обучения) или 306 часов (обучение в школе с нерусским (родным) языком обучения со второго класса).

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Взаимосвязь результатов освоения предмета можно системно представить в виде схемы.

3−4-й классы

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

3-й класс

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

делить текст на части, составлять простой план;

самостоятельно формулировать главную мысль текста;

находить в тексте материал для характеристики героя;

подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять рассказ-характеристику героя;

составлять устные и письменные описания;

по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

VI. Содержание учебного предмета

Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

Круг детского чтения.

Техника чтения.

Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.

Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

Литературоведческая пропедевтика.

Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

3-й класс – 136 ч (4 часа в неделю) или 102 ч (3 часа в неделю)

Прощание с летом (6 или 4 ч).

Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.

Летние путешествия и приключения (19 или 15 ч).

Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.

Природа летом (9 или 7 ч).

Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.

Уроки и переменки (13 или 11 ч).

Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.

«Глухая пора листопада…» (8 или 6 ч).

Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.

«И кот ученый свои мне сказки говорил…» (18 или 11 ч).

Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.

«Поет зима, аукает…» (12 или 9 ч).

Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней природы, её красках и звуках, о новогоднем празднике.

Животные в нашем доме (9 или 6 ч).

Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.

Мы с мамой и папой (12 или 9 ч).

Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.

«Наполним музыкой сердца…» (9 или 6 ч).

Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека.

День смеха (4 или 3 ч).

Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.

«О весна, без конца и без краю…» (8 или 5 ч).

Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.

День Победы (5 или 4 ч).

Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.

Родная земля (6 или 5 ч).

Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.

Техника чтения

На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

способ чтения – чтение целыми словами;

правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

установка на постепенное увеличение скорости чтения.

Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.

3-й класс

Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности

3-й класс

Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).

Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.

Развитие умений:

выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;

самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);

составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);

сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;

самостоятельно составлять план рассказа о герое;

отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного или прослушанного текста;

самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения или слушания;

использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.

Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа

3-й класс

Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики.

Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рассказывает автор о герое:

портрет;

детали биографии (что известно о его жизни);

черты личности (какой он?). Как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах;

речь героя как средство его характеристики;

отношение автора к герою;

собственное отношение к герою, его обоснование.

Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем, умения представить картину, нарисованную автором.

Высказывание своего отношения к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано).

Высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному.

Литературоведческая пропедевтика

3-й класс

Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе.

Соотношение понятий «герой» – «рассказчик» – «автор».

Повесть, её отличие от рассказа.

Пьеса. Признаки драматического произведения.

Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте.

Закрепление на новом литературном материале понятий, введенных во 2-м классе.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) развитие устной и письменной речи

3-й класс

Обучение:

подробному и краткому пересказу текста по плану;

выборочному пересказу текста;

словесному рисованию картин к художественным текстам;

составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;

составлению устных рассказов от имени одного из героев;

составлению устных и письменных описаний-миниатюр.

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.

Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).

Творческие работы: написание сочинений, сказок, рассказов, стихотворений; иллюстрирование, инсценирование.

Таблица предметных требований
по литературному чтению (программный минимум) (3-й класс)

Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение»

  • овладение функциональной грамотностью;
  • овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста;
  • овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи
  • определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение
  • приобщение к литературе как к искусству слова;
  • приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях

3 класс

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
  • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
  • делить текст на части, составлять простой план;
  • самостоятельно формулировать главную мысль текста;
  • находить в тексте материал для характеристики героя;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • составлять рассказ-характеристику героя;
  • составлять устные и письменные описания
  • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему)
  • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
  • различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
  • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений

Приложение

Для удобства проведения контроля и оценивания образовательных достижений детей по литературному чтению ниже приводится сводная таблица предметных требований.



Количество часов программного материала по курсу литературного чтения

(по программе 136 часов)

раздела.

Название раздела.

Количество часов.

1.

Прощание с летом.

6

2.

Летние путешествия и приключения.

19

3.

Природа летом.

9

4.

Уроки и переменки.

13

5.

«Глухая пора листопада…»

8

6.

«И кот учёный свои мне сказки говорил...»

17

7.

«Поёт зима, аукает… »

12

8.

Животные в нашем доме.

9

9.

Мы с мамой и папой.

12

10.

«Наполним музыкой сердца…»

9

11.

День смеха.

4

12.

«О весна, без конца и без краю…»

8

13.

День Победы.

5

14.

Родная земля.

5

Итого:

136

Календарно – тематическое планирование по литературному чтению

(136 часа, из расчёта 4 часа в неделю)

№ урока

Дата

Название тем

Кол-во часов

Вид контроля

Характеристика деятельности учащихся

Примечание

Раздел I. Прощание с летом.

6

1.

Знакомство с учебником. Стихотворения Г.Сапгира «Нарисованное солнце», Ю.Ким «Светлый день».

1

Аудирование (слушание)

Воспринимать на слух художественное произведение в

исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главнуюмысль.

Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса); передавать последовательность

развития сюжета, описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания.

Чтение

Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи.

Декламировать стихотворение, отрывки прозы.

Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические

части, отвечать на вопросы.

Характеризовать текст: предполагать (антиципировать) содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов; определять тему, вычитывать

текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль).

Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса); передавать последовательность

развития сюжета, описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания.

Чтение

Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи.

Декламировать стихотворение, отрывки прозы.

Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические

части, отвечать на вопросы.

Характеризовать текст: предполагать (антиципировать)содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль).

Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных.

Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту.

Составлять план текста.

Выделять ключевые слова текста (фрагмента).

Формулировать главную мысль (выбирать из предложенных формулировок и самостоятельно).

Находить в тексте материал для характеристики героя.

Пересказывать текст подробно и выборочно.

Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, иллюстрации,оглавление.

Выбирать книги в библиотеке, составлять краткий отзыво прочитанной книге.

Культура речевого общения

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.

Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

Конструировать устное монологическое высказывание:

формулировать главнуюмысль, отбирать материал,логично и последовательностроить текст, отбирать выразительные средства языка.

Создавать (устно) рассказ-характеристику героя, устноеописание.

Культура письменной речи

Определять тему будущегописьменного высказывания,тип текста (описание или рассуждение), соответствующиеязыковые средства.

Создавать письменный текст(описание, отзыв).

Писать сочинение о личныхвпечатлениях после предварительной подготовки.

Творческая деятельность

Инсценировать текст (чтениепо ролям, драматизация).

Иллюстрировать текст.

Сочинять сказки, рассказы,стихотворения.

2-3.

В.Драгунский «Англичанин Павля»        

2

4-5.

Главы из повести Э.Успенского «Дядя Федор, пес и кот»        

2

6.

Б.Заходер «Что красивее всего?». К.Бальмонт «Капля». Подготовка к написанию сочинения-миниатюры «Каким мне запомнилось это лето?»

1

Раздел II. Летние путешествия и приключения.

19

7.

Введение в новый раздел.

Ю.Ким «Отважный охотник»

1

8-9.

С.Голицын «Сорок изыскателей». Чтение 1 и 3-й глав.

2

10-11.

С.Голицын «Сорок изыскателей». Чтение    4-й главы.        

2

12-13.

И.Дик «В дебрях Кара-Бумбы». Чтение 1-5-й частей главы первой.

2

14-15.

М.Твен «Приключения Тома Сойера». Знакомство с героями и местом действия. Чтение 1-6-й частей главы восьмой.

2

16.

М.Твен «Приключения Тома Сойера». Чтение 1-4-й частей главы тринадцатой.

1

17.

Внеклассное чтение. Игра становилась жизнью. А.Гайдар «Тимур и его команда».

1

18-19.

Б. Емельянов «Игра»        .

2

20-21.

К. Паустовский «Кот-ворюга».

2

22-23.

К. Паустовский «Жильцы старого дома».

2

24.

Обобщение и проверочная работа по разделам «Прощание с летом» и «Летние путешествия и приключения».

1

проверочная работа

25.

Обучающее сочинение.

1

Раздел III. Природа летом.

9

26.

Введение в новый раздел.

С.Есенин «С добрым утром!»

Б. Пастернак «За поворотом».

1

27-28.

А. Чехов «Степь» (фрагмент).

М. Пришвин «Золотой луг»

2

29.

А.Н.Толстой «Детство Никиты». Глава «В купальне» (ч.1)

1

30.

А.Н.Толстой «Детство Никиты». Глава «Стрелка барометра» (ч.1)

1

31-32.

И.С.Тургенев «Голуби». И.А.Бунин «Розы».

2

33.

Урок-практикум по развитию читательских умений.

В.В.Бианки «Неслышимка» (работа в тетради).

1

34.

Обобщение и проверочная работа по разделу  «Природа летом».

1

проверочная работа

Раздел IV. Уроки и переменки.

13

35.

Введение в раздел. Необычная школа. Э.Успенский «Школа клоунов».Первый день занятий.

1

36.

Э.Успенский «Школа клоунов». Второй день занятий.

1

37.

Э.Успенский «Школа клоунов». Заключительный урок.

1

38.

Урок-практикум по развитию читательских умений.

Б.Заходер «Перемена»(работа в тетради).

1

39-40.

Г.Куликов «Как я влиял на Севку».

2

41.

Б.Заходер «Вредный кот». Л.Гераскина «В стране невыученных уроков»

(главы 1-4).

1

42-43.

Л.Гераскина «В стране невыученных уроков»

(главы 5-12).

2

44-45.

О.Григорьев «Витамин роста», «После уроков», «Кто прав».

2

46.

Обобщение и проверочная работа по разделу «Уроки и переменки».

1

проверочная работа

47.

Внеклассное чтение по разделу«Уроки и переменки»(книги о сверстниках, о школе).

1

Раздел V. «Глухая пора листопада…»

8

48-49.

А.Пушкин «Осень».

К. Бальмонт «Осень».

Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…».

2

50.

К.Паустовский «Мой дом»        

1

51.

Г.Сапгир «Четыре конверта». Д.Самойлов «Перед снегом».

1

52.

К.Паустовский «Прощание с летом».

1

53.

С.Есенин «Нивы сжаты…»        

1

54.

Обобщение и проверочная работа по разделу «Глухая пора листопада…»

1

проверочная работа

55.

Внеклассное чтение. Знакомство с современными детскими журналами.        

1

Раздел VI. «И кот учёный свои мне сказки говорил…»

17

56.

Введение в раздел.

Г.Сапгир «Леса-чудеса». В.Берестов «Сказка».

1

57.

Русская сказка «Кот и лиса».

1

58-59.

Сказки «Никита Кожемяка», «Как мужик гусей делил»        .

2

60.

Дж.Р.Р.Толкин «Ещё не выстыл сонный дом…»

1

61.

Арабская сказка «Синдбад-мореход».

1

62-63.

Ш.Перро «Ослиная шкура»        

2

64-65.

Г.-Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

2

66-67.

А.Волков «Волшебник изумрудного города» (глава «Элли в плену у людоеда»)        

2

68-69.

С.Маршак «Сказка про козла»

2

70.

Обобщение и проверочная работа по разделу «И кот учёный свои мне сказки говорил…»

В.Высоцкий «Песня Кэрролла».

1

проверочная работа

71.

Внеклассное чтение.

Сказки-путешествия. В.Губарев «Королевство кривых зеркал». С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

1

72.

Творческая работа-сочинение сказки        .

1

Раздел VII. «Поёт зима, аукает…»

12

73.

Введение в раздел.

С.Есенина «Поет зима, аукает», «Пороша».

1

74.

К.Бальмонт «Снежинка». И.Бродский «Вечером».        

1

75-76.

Ю.Мориц «Настоящий секрет». А.Барто «В защиту Деда Мороза»

2

77.

Урок-практикум по развитию читательских умений.

В. Драгунский «Кот в сапогах»(работа в тетради).

1

78-79.

Б.Пастернак «Снег идет». А.Башлачов «Рождественская». Д.Самойлов «Город зимний».

2

80-81.

В.Бианки «По следам».

2

82.

Обобщение и проверочная работа по разделу «Поёт зима, аукает…».

1

проверочная работа

83.

Обучающее сочинение.

1

84.

Внеклассное чтение. Сказка-пьеса С.Маршака «Двенадцать месяцев».

1

Раздел VIII. Животные в нашем доме.

9

85.

Введение в раздел.

В.Берестов «Прощание с другом».

Г.Сапгир «Морская собака».

1

86-87.

Д.Мамин-Сибиряк «Медведко».

2

88-89.

Ю.Коринец «Ханг и Чанг»        (глава из книги «Там, вдали, за рекой».)

В.Драгунский «Дымка и Антон».

2

90-91.

Ю.Коваль «Капитан Клюквин».

2

92.

Ю.Мориц «Пони», «Любимый пони».

1

93.

Обобщение и проверочная работа по разделу «Животные в нашем доме».

1

проверочная работа

Раздел IX. Мы с мамой и папой.

12

94.

Введение в раздел.

Э.Успенский «Все в порядке», «Если был  бы я девчонкой».

1

95.

В.Драгунский «…Бы»

1

96.

Ю.Коринец «Подарки под подушкой».

А.Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном».

1

97-98.

И.Дик «Красные яблоки».

2

99-100.

В.Драгунский «Девочка на шаре».

2

101.

С.Маршак «Хороший день».

1

102-103.

В.Драгунский «Тайное всегда становится явным».

2

104.

Внеклассное чтение. От чистого сердца        .

Творческая работа-сочинению о своей семье.

1

105.

Обобщение и проверочная работа по разделу «Мы с мамой и папой».

1

проверочная работа

Раздел X. «Наполним музыкой сердца…»

9

106.

Введение в раздел. О.Мандельштам «Рояль».

И.Тургенев «Певцы» (отрывок).

1

107.

К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»        .

1

108-109.

К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»        .

2

110-111.

Г.Цыферов «Тайна запечного сверчка» (фрагмент из книги).

2

112-113.

В.Драгунский «Независимый Горбушка».        

2

114.

Обобщение и проверочная работа по разделу «Наполним музыкой сердца…»

1

Раздел XI. День смеха.

4

115.

Введение в раздел.

Г.Сапгир «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или все наоборот».

1

116-117.

В.Драгунский «Надо иметь чувство юмора».

2

118.

Ю.Мориц «Малиновая кошка». Двустишия О.Григорьева.        

1

Раздел XII. «О весна, без конца и без краю…»

8

119-120.

Введение в раздел. Стихи о весне Ф.Тютчева «Ещё земли печален вид…»,

А.Блока «Ветер принёс издалёка»,

А.Макаревича «Снег…»,

2

121-122.

В.Маяковский «Тучкины штучки»,

О.Мандельштам «Калоша», С.Черный «Зелёные стихи».

2

123.

Урок-практикум по развитию читательских умений.

А.Н. Толстой, глава «Весна» из повести «Детство Никиты»  (работа в тетради).

1

124.

Б. Окуджава        «Весна».

1

125.

Обобщение по разделам «День смеха» и «О весна, без конца и без краю…»

1

126.

Проверочная работа по разделам «День смеха» и «О весна, без конца и без краю…».

1

проверочная работа

Раздел XIII. День Победы.

5

127.

Введение в раздел.

А.Ахматова «Памяти друга».

1

128-129.

В.Драгунский «Арбузный переулок».

2

130.

Стихи о войне.

В.Высоцкий «Он не вернулся из боя».

Б.Окуджава «Король».А.Твардовский «Я знаю, никакой моей вины…».

1

131.

Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».

1

Раздел XIV. Родная земля.

4

132.

Введение в раздел.

К.Паустовский «Бескорыстие».

1

133.

В.Бахревский, Г.Цыферов «Дубенка». Б.Окуджава «Песенка об Арбате».

1

134.

С.Козлов, Г.Цыферов «Где живет солнце?»        

1

135.

Заключительный урок. Проверка техники чтения.

1

136.

Внеклассное чтение. Любимые книги. Любимые писатели.

1

Итого:

136

проверочная работа -10

В течение учебного года допускаются внесения корректировок в календарно-тематическое планирование при согласовании с администрацией школы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.

Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...

рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...