Главные вкладки

    Конспект урока внеклассного чтения. Тема: М.Горький "Слава Матери!" (Ко дню Матери)
    план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

    Киреева Галина Вениаминовна

    Урок внеклассного чтения проведён в 4 классе в канун прекрасного праздника - Дня Матери. Прекрасное произведение М.Горького помогает ребятам понять, что они для своей мамы - искра жизни, которая освещает и обогревает маму, даёт ей смысл в жизни. Мама пожертвует всем, лишь бы её ребёнку было хорошо. После работы над текстом учащиеся рассказывают для мам стихи и поют песни. Подарки, сделанные своими руками - самые дорогие для мамы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon den_materi_4_klass.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «СОШ №10»

    Внеклассное чтение

    М. Горький «Слава Матери!»

    Урок посвящён Дню Матери

    4 «Б» класс

    учитель начальных классов

    Киреева Галина Вениаминовна

    Мордовия

    Рузаевка

    2013год

    Внеклассное чтение

    Тема: М. Горький «Слава матери!»

    Цели: 1. Формировать понимание смысла произведения.

                2.Обучать правильному выразительному чтению.

                3.Развивать мыслительную деятельность учащихся на основе работы по      содержанию произведения.

                4. Воспитывать уважение к самому близкому человеку – маме.

    Ход урока.

    1.Организационный момент. Сообщение целей урока.

    - Самое прекрасное слово на земле – мама! Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках мира одинаково нежно. У мамы самое доброе и ласковое  сердце, самые добрые и ласковые руки, которые умеют всё. А в верном и чутком сердце мамы никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не останется равнодушным.

    - Сегодня, в преддверии светлого праздника Дня  Матери мы читаем произведение М. Горького «Слава матери!»

    2.Чтение произведения.

    Учащиеся читают сокращённый вариант произведения.

    3.Работа по содержанию.

    - О ком идёт речь в этом произведении? ( о матери, которая искала своего сына и о страшном и жестоком воине Тамерлане)

    - Каким был Тамерлан?  (он был очень жестоким и хотел разрушить весь мир)

    - От чего страдал Тамерлан 30 лет? Прочитайте.

    - Что случилось однажды, когда бесстрашный воин пировал со своим войском в долине, которую поэты назвали «Любовь цветов»?  (до Тамерлана долетел гордый крик женщины)

    - Опишите эту женщину. Можно словами из текста.

    - Откуда она пришла? (Из Италии)

    - Прочитайте, что сказала женщина Тамерлану?

    - Зачем же пришла она к нему? (Чтобы найти сына)

    - Что удивило великого воина? (ответы детей)

    - Так как же добиралась  женщина из далёкой Италии? Прочитайте.

    - Прочитайте слова матери, которые возбудили в душе Тамерлана неведомые до той поры чувства. (Люди,…, как дитя, ибо каждая мать, - сто раз дитя в душе своей, - люди – это всегда дети своих матерей, …- ведь у каждого есть Мать, каждый чей-то сын, даже и тебя, старик,- ты знаешь это - родила женщина, ты можешь отказаться от Бога, но от этого не откажешься и ты, старик!)

    - Что понял Тамерлан благодаря этой Матери? ( Почему так сильна эта женщина, - она любит, и любовь помогла ей узнать, что ребёнок её – искра жизни.)

    - Чем является ребёнок для матери? (искрой жизни)

    - Как вы это понимаете? (ответы детей)

    - За что поклонился женщине страшный Тамерлан?  ( за то, что она помогла ему снять тяжесть с сердца от утраты сына)

    - Как вы думаете, почему автор не дал женщине имя? ( потому что все матери одинаково горячо любят своих детей)

    - Как назвал сердце матери поэт Кермани? (волшебное сердце)

    - Прочитайте стихотворение, которое он написал о сердце Матери. (выразительное чтение стихотворения)

    - Как назвал автор (М. Горький) женщину –Мать? (единая сила, перед которой покорно склоняется Смерть)

    - Что, по словам М. Горького насыщает нас любовью к жизни? ( Всё прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока Матери, - вот что насыщает нас любовью к жизни!)

    - В чём же смысл этого произведения? ( ответы детей)

    - Мне очень хочется, чтобы вы, ребята, помнили! Вы – искра жизни для своей мамы, смысл всей её жизни. За вас она отдаст не задумываясь и свою жизнь. А вы, помня это, оберегайте свою маму, жалейте её, старайтесь не причинять ей разных неприятностей.

    4.Выступление детей.

                          У нашей мамы праздник, и мы ее поздравим.

                          Хорошие отметки немедленно предъявим,

                           Посуду сами вымоем, и в доме приберем,

                           И маме поздравление веселое споем…….

                           Чтоб наша мама весело и счастливо  жила

                            И  чтобы всех других она прекраснее была!

                            Хотим, чтоб улыбалось ей счастье в каждом деле,

                              Чтоб папа помогал ей, а дети поумнели.

        Разрешите же нам – проказникам,

        Тоже вас поздравить с праздником!

        Поздравленье-это мало!

         Ну, хотя бы для начала,

         Мы вам можем обещать:

         Не носиться, не беситься,

         «Стать людьми», как говориться.

         Старшим место уступать.

          Так учиться все решим,

          Чтоб иметь всегда «пятерки»,

           Не по праздникам большим!

        Если был бы я девчонкой,

       Я бы время не терял!

       Я б на улице не прыгал,

       Я б рубашки постирал.

       Я бы вымыл в кухне пол,

       Я бы в комнате подмел.

    Перемыл бы чашки, ложки,

    Сам начистил бы картошки,

    Все свои игрушки сам

    Я б расставил по местам.

    Отчего я не девчонка?

    Я бы маме так помог!

    Мама сразу бы сказала:

    «  Молодчина ты,  сынок!»

     

    У меня такая мама,

    Все завидуют, я знаю!

    Ты зайди сегодня в гости-

    Мама нынче выходная

    Позовет к столу нас мама,

    Скажет нам: «Садитесь дети!»

    Там с тобою мы увидим,

    Что вкусней всего на свете!

    Там пирог разлегся важно,

    Он с румяными щеками,

    Брови сахаром сверкают.

    Под изюмными глазами.

    Мы запьем пирог чудесный

    Свежим чаем золотистым,

    А потом мы всю посуду

    Перемоем чисто-чисто!

    Так мне хочется на маму

    Быть во всем, во всем похожей.

    Если ты ужасно твердый,

    Но нечаянно обидел маму

    Среди бела дня,

    Оставаясь очень гордым,

    Независимым и твердым,

    Под вечер шепни ей тихо:

    -Мамочка, прости меня…

    Сделать на свете многое сможем-

    В глубинах морских и в космических тоже;

    К тундре придем и к пустыням горячим,

    Даже погоду переиначим!

    Дел и дорог будет в жизни немало…

    Спросим себя: ну, а где их начало?

    Вот он, ответ наш, правильный самый:

    Все, чем живем, начинается с мамы!

    Нужно им, чтобы мы ничего не боялись!

    Нужно им, чтобы радостно мы улыбались!

    Нужно им, чтобы мы засыпали спокойно!

    Нужно им, чтобы не грохотали войны!

    Мир на земле, счастье детей –

    Самое главное для матерей!

    В доме добрыми делами занята,

     Тихо ходит по квартире доброта.

     Утро доброе у нас.

     Добрый день и добрый час.

     Добрый вечер, ночь добра,

     Было доброе вчера.

     И откуда, спросишь ты,

     В доме столько доброты,

     Что от этой доброты

     Приживаются цветы,

     Рыбки, ёжики, птенцы?

     Я тебе отвечу прямо:

     Это – мама, мама, мама!

    Песня «Мамины руки»

    Счастья желаем мы вам!

    Удачи, бодрости, радости и красоты!

    Чтоб в терпении решались задачи!

    Чтоб сбывались любые мечты!

    Пусть в делах всегда и всюду

    Вам сопутствует успех!

    И сегодня, в праздник чудный,

    Будьте вы счастливей всех!

    С праздником светлым!

    С праздником ясным!

    С праздником нежным,      

                                      чудесным, прекрасным!

    С праздником ласки, любви и внимания!

    С праздником женского очарования!

    Песня «Мамочка милая»

    - Сегодня на  нашем уроке мамы. Нет подарка дороже для мамы, чем тот, который сделан с любовью руками ребёнка. Для вас, мамы, сюрпризы от ваших детей!

    (Ученики вручают мамам подарки, которые они сделали своими руками.)

    5. Итог.

    К прекрасному празднику среди ребят было проведено анкетирование. Предлагались такие вопросы:

    1)Моя мама для меня…

    - Ребята отвечали так:  любимая, красивая, хорошая, самая - самая, умная, заботливая,  лучшая, прекрасная и собранная, добрая, гостеприимная, трудолюбивая, ласковая; самый близкий мне человек; самое дорогое, что у меня есть; самый дорогой в мире человек.

    2)Я люблю вместе с мамой…

    Ответы: делать уроки, убираться, ходить по магазинам, ездить на отдых, готовить, печь пироги и блины, кататься на роликах и коньках, вышивать, гулять, играть, рисовать, собирать пазлы, смотреть телевизор, ездить в гости, кататься на велосипеде, танцевать, играть на пианино, говорить.

    3)Когда мамы нет дома, я…

    Ответы: делаю уроки, грущу, очень скучаю, делаю разные дела, играю, смотрю телевизор, мою посуду, готовлю, читаю книгу, играю в компьютер, рисую для неё, делаю поделки, вышиваю, убираюсь, играю с братиком, жду, когда придёт, чтобы обнять.

    4)Я бы хотел (а), чтобы мама …

    Ответы: никогда не болела, всегда была рядом, жила счастливо, долго, никогда не плакала, возвращалась пораньше с работы, а лучше бы и вовсе не работала, любила бы меня, была бы весёлая, добрая, красивая, не уставала, всегда была радостной, не старела, не ругала, купила котёнка.

    Уважаемые мамы, ещё раз примите поздравление в этот светлый день. Будьте счастливы, любимы! Всего вам самого доброго!

    Resource id #626

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Сказки и стихи К.И. Чуковского.

    В архив входят: 1)Конспект Стихи и сказки К.И.Чуковского.doc 2)Чуковский.ppt Задачи урока: 1. Развивать умение читать выразительно, менять ритм и темп при чтении. 2. Развивать ассоциативное мыш...

    План-конспект урока внеклассного чтения на тему "Сказки о животных". 1 класс

    Знакомство детей со сказкой в игровой форме. Дети узнают, что сказки бывают: волшебные, бытовые и сказки о животных. Затем идет знакомство и работа с произведением В.Сутеева "Палочка - выручалочка"....

    Конспект урока внеклассного чтения по теме "Творчество С. Я. Маршака" 2 класс

    Урок - концерт по внеклассному чтению предназначен для учеников 2-3 классов Урок позволит детям расширить представление о творчестве С. Я. Маршака...

    Конспект урока внеклассного чтения в 3 классе по теме "Басни И. А. Крылова"

    Конспект урока  соответствует  требованиям  ФГОС НОО  второго поколения...

    Конспект урока внеклассного чтения во 2 классе по теме "Авторская волшебная сказка: вглядываемся в черты нового героя. Ш. Перро "Мальчик с пальчик".

    Конспект урока внеклассного чтения по хрестоматии для 2 класса Н.А. Чураковой, В.Ю. Свиридовой ("Система Л.В. Занкова")...

    План-конспект урока литературного чтения Тема: Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» 2 класс

    Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» Цель урока : Создание представления о зиме на основе изученных произведений. Задачи: Образовательная: Знакомство с произведениями о зиме; -формирования художеств...