Урок чтения. А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Бабочка», «Весенний дождь»
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Кофанова Нина Ярославна
Урок чтения для 4 класса по программе "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

А.Фет. Своеобразие ритма и построения строк

в стихотворении «Бабочка», «Весенний дождь»

Цели: расширить знания учащихся о творчестве А.А. Фета; учить видеть и замечать прекрасное в природе; обогащать словарный запас; развивать память, речь, воображение.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Чтение наизусть стихотворений Ф.И. Тютчева.

III. Введение в тему

1. Первичное ознакомление с жизнью и творчеством поэта

— Прочитайте имя поэта (с. 143 учебника).

— Что вы о нем знаете? Какие стихи помните?

2. Слово учителя о поэте.

Фет Афанасий Афанасьевич родился 5 декабря 1820 г. в сел Новоселки Мценского уезда Орловской губернии. МатьШарлотта Фет, подданная Гессен-Дармштадта. Отцом считается помещик АН. Шеншин, в чьей усадьбе Фет и родился. Воспитывался в Новоселках, потом в пансионе Крюммера в Лифляндии и в погодинском пансионе в Москве.

В 1838 г. поступил в Московский университет, где начал Писать стихи. В 1840 г. вышел первый поэтический сборник Под инициалами А.Ф. Вскоре в журналах стали появляться самобытные стихотворения, подписанные «А. Фет».

В начале 40-х годов стихотворение «На заре ты ее не буди...», Положенное на музыку А.Е. Варламова, стало «почти народ-Ной песней».

В 1844 г. Фет окончил университет, в следующем году по-П'упил на службу в Кирасирский Военного ордена полк. В 1850 г. в журнале «Москвитянин» было напечатано стихотворение «Шепот сердца, уст дыханье...», с которого началась (ромкая слава Фета.

С 1853 г. поэт активно сотрудничал с некрасовским журналом «Современник», но к концу 50-х годов прекратил общение с НА Некрасовым.

Выйдя в 1858 г. в отставку, Фет решил стать профессиональным литератором и занялся переводами. Однако резкое изме-Йвнис «общего воздуха жизни» и разрыв с «Современником» Мрнисли поэта в состояние тяжелейшей депрессии. Он решил (Н'тшшть литературу и заняться сельским хозяйством. Фет купил I) Мценском уезде хутор Степановка, который за 17 лет Вренратил в образцовое доходное хозяйство. В 60—70-х годах в ЧНрикс поэта прежде скрытая «Тоска по совершенству» пре-рнгилась в ясно различимую «боль от красоты», зазвучав «пла-ЧРМ» и «рыданием» в его поздних стихах. Последний взлеттвор-1 > Mui активности совпал с покупкой в 1877 г. усадьбы Воро-i > iu.:i, которую Фет сделал «обителью поэта». Именно здесь '•"пишись один за другим четыре выпуска его лирических Ншугпорений под общим названием «Вечерние огни».

Умер АА -Фет 3 декабря 1892 г. в Москве. 1 ', Физкультминутка

| Изучение нового материала I, вводная беседа.

Мри помощи пословиц и поговорок узнайте, о чем пойдет речь:

Без него и трава не растет. Мокрому он не страшен. Будь он — будут и грибки. (Дождь.)

2. Чтение учителем стихотворения «Весенний дождь».

— Послушайте стихотворение АА. Фета «Весенний дождь».

3. Беседа после чтения.

— Как понимаете выражения: «В разрыве облак солнце блещет», «Качаясь, движется завеса»? (Завеса — 1) большая занавеска (устар.); 2) (перен.) то, что скрывает, закрывает собой что-нибудь.)

— Найдите эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.

— Какую картину изобразил Фет в своем стихотворении?

— Как он сумел показать начало дождя?

4. Выразительное чтение стихотворения.

VI. Работа над стихотворением «Бабочка» 1. Самостоятельное чтение стихотворения.

VI. Первичное закрепление во внутренней и внешней речи

Прочитайте стихотворение “Бабочка” про себя.

- Смогли ли вы увидеть бабочку? Какая она, расскажите? (Ответы детей)

- Какие слова помогли нам нарисовать бабочку в воображении? (Бархат мой - Лишь два крыла)

- Какой основной прием использовал поэт для создания образа бабочки? (Олицетворение – бабочка разговаривает с поэтом)

- Как относится бабочка сама к себе?

- С какими чувствами, интонациями говорит о себе?

— Отгадайте загадку: «Не птичка, а с крыльями». (Бабочка.) 1. Словарно-лексическая работа.

'^- Объясните значение слов:

ОЧЕРТАНЬЕ - вид чего-нибудь, образуемый линией, ограничивающей предмет.

БАРХАТ — плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

— Подберите синоним к слову «сверкнув». (Блеснув, зажегся.)

— Подберите антоним к слову «спешу». (Медлю.)

3. Беседа по содержанию стихотворения.

— От чьего имени написано стихотворение?

— Какою изображена бабочка? Опишите ее.

 - Не напоминает ли вам ритм этого произведения порхание бабочки, рисунок ее полета? Объясните.

— Выберите интонации, которые подойдут при чтении стихотворения. Подготовьтесь к выразительному чтению.

4. Выразительное чтение стихотворения. VH. Заучивание понравившешся стихотворения

— Выберите стихотворение и начните его учить наизусть.

У1П. Итог урока

— Какие стихотворения вы сегодня прочитали? О чем они? Домашнее задание: выучить одно из стихотворений; нарисовлъ иллюстрацию к нему. (На всех последующих уроках иллюстрации к стихам собираются учителем для обобщающего уроки по разделу или по I полугодию.)

V. Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.

2. Работа над стихотворениями.      

Учитель выразительно читает стихотворение «Весенний дождь».

– О чем это стихотворение?

– Какие строчки вас особенно поразили, показались необычными?

– Какие чувства пробудило в вас это стихотворение?

– Каким настроением оно пронизано?  

– Как нужно читать это стихотворение?

– Послушайте ещё одно стихотворение А. А. Фета, которое называется «Бабочка».

Учитель выразительно читает стихотворение.

– Что хотите сказать?  

– Какой вам показалась бабочка?

– Какие слова передают красоту бабочки?

– Прочитайте их.

– Какие слова передают лёгкость, изящность, хрупкость бабочки?

Resource id #5724

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку чтения в 4 классе по теме: "Творчество Марины Цветаевой.Стихотворение" Бежит тропинка с бугорка"".

Презентация к уроку чтения в 4 классе по теме: "Творчество Марины Цветаевой.Стихотворение" Бежит тропинка с бугорка""....

Конспект урока А. А. ФЕТ «ВЕСЕННИЙ ДОЖДЬ», «БАБОЧКА» Школа Росии 4 класс

Тип урока: освоение нового материалаПедагогические задачи: создать условия для анализа поэтического текста и знакомства с понятием «лирический герой», выделения основной мысли стихотворения; научить п...

Технологическая карта урока по теме: "А.А.Фет "Весенний дождь", "Бабочка"

Технологическая карта урока по литературному чтению в 4 классе....

"А.Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Бабочка», «Весенний дождь»".

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме " А. Фет. Своеобразие ритма и построение строк в стихотворении "Бабочка", "Весенний дождь"....

Конспект урока литературного чтения "А.А. Фет стихотворение «Весенний дождь» (УМК " Школа России" 4 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством А. А. Фета  Планируемые результатыПредметные: знать творчество А. А. Фета и содержание его произведения «Весенний ...