Образ дождя в стихотворении А. Фета «Весенний дождь»
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Вальцева Светлана Кузьминична

Литературное чтение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fet_urok_literatury_.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Образ дождя в стихотворении А. Фета «Весенний дождь»

Цель: развивать познавательную активность учащихся, творческое воображение, речь;

учить анализировать лирическое произведение, находить средства художественной            выразительности, способствовать обогащению словарного запаса; обучать выразительному чтению стихотворения;

воспитывать эстетические чувства, любовь к родной природе, прививать навык умственного труда.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: ориентироваться в тексте (находить нужное место в тексте, опираясь на маркировку цветом и без нее).

Личностные УУД: высказывать оценочные суждения

.Коммуникативные УУД: работать в группах: распределять роли, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопомощь в выполнении работы.

 Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.  

МетапредметныеУУД: целеполагания (формировать и удерживать учебную задачу); самоконтроль (сравнивать, анализировать, делать выводы; работать с учебником, со словарем).

Оборудование: учебник, портрет А. Фета, фонозапись, словарные слова (карточки), иллюстрации с изображением весны.

Ход урока.

  1. Организация класса.

             Прозвенел и смолк звонок,

             Начинается урок.

  1. Подготовка к восприятию.

             - Начнем работу с анаграммы:

            Д!        АНСВЕ          (Открыть половину доски)

            - Какие ассоциации возникают?

            - Что представляете?

            - Какие природные явления свойственны весне?

Это кто такой водовник

Полил вишню и крыжовник,

Полил сливу и цветы, Вымыл травы и кусты.

А как сумерки настали,

Нам по радио сказали,

Что и завтра он придет

И польёт наш огород.

                                        (Дождь)

        - Подберите эпитеты к слову дождь.

        - Какой он, весенний дождь?

        - Может быть такой?

(Фонограмма звучания дождя)

        - Ваши чувства?

  1. Постановка темы и цели урока.

- С какой целью была проведена работа?

- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?

- Послушайте отрывок и вспомните, кто является его автором:

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем –

Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот дышу.

-Что знаете о творчестве А. Фета?

(ответы учеников)

Учитель: С ранних лет А. Фет был жаден до стихов. Везде старался их разыскать, выучить наизусть. У соседей нашлась тетрадь, в которой было переписано множество стихов, а главное – стихи А. Пушкина. Стихотворения Фета напевные, музыкальные. Каждое его стихотворение звучит как песня, романс. Фет пристально вглядывался в жизнь природы. Сколько голосов на лугу, в саду, поле! Пение птиц, звон ручья всё это сливается в радостную песню. Даже у ночной тишины есть своя музыка. На произведения Фета многие композиторы писали музыку: П. Чайковский, Рахманинов и другие.

- Какие еще стихотворения А. Фета знаете?

- Итак, тема урока (открыть) Образ дождя в стихотворении А. Фета «Весенний дождь».

  1. Работа по теме урока.
  1. Учебник, с.110

Первичное чтение стихотворения учителем.

- Какие чувства испытали?

- Чьими глазами наблюдаем картину дождя?

2. Словарная работа.

- Прочитайте стихотворение и найдите слова, значение которых непонятно.

Трепещет- колеблется, дрожит.

Физкультминутка.

  1. Работа над анализом стихотворения.

- Меняется ли картина природы, которую мы наблюдаем?

- Исследуем стихотворение.

I строфа – Что видит герой?

- Прочитайте, какие слова использует автор, чтобы ярче смогли     представить картину?

- Можно ли в природе наблюдать такое явление?

- Расскажите.

II строфа – Что изменилось? Что заметили?

- Представьте картину и опишите чувства, которые вы испытали?

- Какой литературный прием использует автор?

Метафара – перенос свойств одного предмета на другой.

- Почему именно золотая пыль?

- Как понимаем значение?

III строфа  - Что можно сказать?

- Каким литературным приёмом пользуется автор в этой строфе?

Олицетворение – литературный прием, когда объекты неживой природы наделяются признаками живой. 

- Какие звуки можно услышать?

- Какой прием лежит в основе всего стихотворения?

Контраст – ярко выраженное противопоставление.

Обобщение: - Какой образ дождя нарисовал поэт в стихотворении?

- Какой дождь называется слепым?

- Можно ли его называть чудом?

Игра «Дождик».

- Как обычно начинается дождь?

- Что потом?

- Как он завершается?

  1. Повторное чтение стихотворения.

- Перечитайте стихотворение и найдите подтверждение, что это весенний дождь.

- Какие запахи можно почувствовать?

Физкультминутка.

  1. Работа над иллюстрациями.

- Рассмотрите.

- Что изображено?

- Подтвердите строками текста.

- Каким образом художники создают персонажей?

- Какую бы картину нарисовали вы?

- Какие краски бы использовали?

  1. Работа над выразительным чтением.

- Каким настроением проникнуты строки?

- Что испытывал поэт, когда писал эти строки?

- Попробуйте прочитать стихотворение, передавая чувство удивления.

- Какой образ прозвучал в исполнении детей?

  1. Творческая работа (в группах).

- Я предлагаю составить синквей.

- В чем его особенность?

- Вспомните правила работы в группах.

1. Дождь.

2. Весенний, неожиданный.

3. Движется, брызнул, тянет.

4. Подошел к саду.

5. Какой аромат!

- Чья работа оказалась удачной?

- Почему?

  1. Итог урока.

- Можно ли было назвать стихотворение иначе? Как?

- Почему автор дал именно такое название?

- Какие мысли и чувства пробудил урок?

- Спасибо за урок!

Выставление отметок.

  1. Домашнее задание.

с. 110 – выучить стихотворение

Творческое задание:

- Сочините стихотворение к данной рифме:

Дождь … вода,

… … провода.

… … небосвод,

… … водопровод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока А. А. ФЕТ «ВЕСЕННИЙ ДОЖДЬ», «БАБОЧКА» Школа Росии 4 класс

Тип урока: освоение нового материалаПедагогические задачи: создать условия для анализа поэтического текста и знакомства с понятием «лирический герой», выделения основной мысли стихотворения; научить п...

"А.Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Бабочка», «Весенний дождь»".

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме " А. Фет. Своеобразие ритма и построение строк в стихотворении "Бабочка", "Весенний дождь"....

«Чудесные открытия в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь»

1Тип урока:урок открытия новых знаний2Класс:3 «в»3Тема:«Чудесные открытия в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь»4Образовательная программа, автор:УМК «РО системы Л.В. Занкова», Свиридова В.Ю. Лите...

Конспект урока литературного чтения "А.А. Фет стихотворение «Весенний дождь» (УМК " Школа России" 4 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством А. А. Фета  Планируемые результатыПредметные: знать творчество А. А. Фета и содержание его произведения «Весенний ...

Анализ стихотворения А.А. Фета "Весенний дождь"

Представлена презентация  анализа стихотворения А.А. Фета "Весенний дождь" в начальной школе...