«Чудесные открытия в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

1

Тип урока:

урок открытия новых знаний

2

Класс:

3 «в»

3

Тема:

«Чудесные открытия в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь»

4

Образовательная программа, автор:

УМК «РО системы Л.В. Занкова», Свиридова В.Ю. Литературное чтение 3 класс»

5

Определение места урока в изучаемой теме,  разделе, курсе:

урок № ___ в разделе «Времена, когда звери говорили»

6

Цели урока:

Содержательная цель:  знакомство учащихся со стихотворением А.А.Фета «Весенний дождь», познакомить с возможностями автора нарисовать образ дождя.

Деятельностнаяцель: высказывать впечатления о прочитанном, уметь определять средства выразительности, читать стихотворение выразительно, оценивать свои действия.

7

Планируемые результаты:

 

Личностные:формировать чувства прекрасного, эстетических  потребностей на основе знакомства стихотворения А.А.Фета «Весенний дождь».

Метапредметные:  самостоятельно формулировать, принимать и сохранять учебную задачу; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;  аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать свою собственную позицию; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.

Предметные: адекватно понимать текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, находить средства художественной выразительности; передавать настроение с помощью интонации; оценивать свои достижения.

8

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке:

основной дидактический метод: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Частные методы и приемы:диалог, комментированное чтение текста, выразительное чтение.

9

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования:

технология продуктивного чтения.

 

10

Описание методов оценивания, применяемые на уроке:

оценка учителя, самооценка, взаимооценка.

11

Средства:

учебник литературное чтение 3 класс 2 часть, Свиридова В.Ю.,  мультимедиа, чистые листочки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл litern_chtenie.docx34.48 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта урока  литературного чтения в соответствии с ФГОС

 

1

Тип урока:

урок открытия новых знаний

2

Класс:

3 «в»

3

Тема:

«Чудесные открытия в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь»

4

Образовательная программа, автор:

УМК «РО системы Л.В. Занкова», Свиридова В.Ю. Литературное чтение 3 класс»

5

Определение места урока в изучаемой теме,  разделе, курсе:

урок № ___ в разделе «Времена, когда звери говорили»

6

Цели урока:

Содержательная цель:  знакомство учащихся со стихотворением А.А.Фета «Весенний дождь», познакомить с возможностями автора нарисовать образ дождя.

Деятельностнаяцель: высказывать впечатления о прочитанном, уметь определять средства выразительности, читать стихотворение выразительно, оценивать свои действия.

7

Планируемые результаты:

Личностные:формировать чувства прекрасного, эстетических  потребностей на основе знакомства стихотворения А.А.Фета «Весенний дождь».

Метапредметные:  самостоятельно формулировать, принимать и сохранять учебную задачу; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;  аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать свою собственную позицию; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.

Предметные: адекватно понимать текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, находить средства художественной выразительности; передавать настроение с помощью интонации; оценивать свои достижения.

8

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке:

основной дидактический метод: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Частные методы и приемы:диалог, комментированное чтение текста, выразительное чтение.

9

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования:

технология продуктивного чтения.

10

Описание методов оценивания, применяемые на уроке:

оценка учителя, самооценка, взаимооценка.

11

Средства:

учебник литературное чтение 3 класс 2 часть, Свиридова В.Ю.,  мультимедиа, чистые листочки.

Ход урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание, время этапа, формируемые УУД

Мотивационный этап

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

-Здравствуйте!

Личностные: формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения мыслей на уроке.

 15:50-15:53

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть зима морозом в окна дышит.

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит!

-Слушают учителя.

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

- Попадали ли вы когда-нибудь под дождь?

- Да, нет.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний;

Коммуникативные:развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме.

15:53-15:57

-Что вы при этом чувствовали, ощущали?

- Холод, красоту природы и т.д.

- Вы слышали такое выражение: «На улице пахнет дождем?» А как пахнет дождь?

-Ответы детей.

- Поднимите руку те, кто когда-нибудь слушал дождь.

Поднимают руки.

-А на что похож шум  дождя?

-Дождь можно увидеть, услышать, ощущать его запах. Художники, музыканты представили нам своё видение дождя.

-Я предлагаю послушать вам музыку дождя и посмотреть фото-ассоциации на тему дождя.

Мысленно рисуют свой дождь.

Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

-Мы до сих пор не опередили с вами тему нашего урока. Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?

-О дожде.

Коммуникативные: формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач;

Регулятивные: уметь самостоятельно определять тему урока.

15:57-16:00

Работа на карточках

-Тема нашего урока «Чудесные открытия в стихотворении А.А.Фета «Весенний дождь».

- Попробуйте определить цель нашего урока.

-Раскрыть какие чудесные открытия делает А.А.Фет «Весенний дождь».

-Для создания образов художники используют кисть, краски, музыканты-звуки нот. А при помощи чего писатели и поэты могут передать нам свое видение  дождя?

 -При помощи слов.

-Попробуйте предположить, как создал образ дождя известный русский поэт  А.А.Фет? Какие открытия мы можем сделать?

Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

-Что поможет нам разрешить нашу проблему? Что нам нужно сделать, чтобы проверить правильность ваших предположений?

-Прочитать стихотворение А.А.Фета.Поразмышлять, постараться увидеть в нем что-то чудесное, необычное

Личностные: умение отражать внутреннюю позицию учащихся, умение сотрудничать. 

Коммуникативные: умения проявлять активность во взаимной деятельности для решения коммуникативных и познавательных задач, предлагать помощь и сотрудничество.

16:00-16:05


Реализация выбранного плана по разрешению затруднения

.

1. Чтение стихотворения учителем наизусть. Послушайте внимательно, а затем скажете, какие чувства вызвало у вас стихотворение, постарайтесь представить картины, нарисованные в стихотворении.

Первичное чтение стихотворения учителем.

Регулятивные: выполнять действия в соответствии с составленным планом, осуществлять самоконтроль по ходу выполнения плана;

Познавательные:осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и формулировать выводы;

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать собеседника, соглашаются с мнением одноклассников, аргументируют ответ.

16:05-16:13

 -Какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?

-Весна, дождь, птички поют.

- Какие чувства испытали?

-Радость, восторг, интерес.

- Чьими глазами наблюдаем картину дождя?

-Автора.

- Мы с вами начинаем исследовать стихотворение. Что для этого необходимо сделать?

Читают стихотворение.

- Прочитайте внимательно стихотворение и подумайте, значения каких слов вам непонятны.

Трепещет-колеблется, дрожит. Завеса- то, что скрывает, закрывает собой что-нибудь.

–Итак,  разберем первую строфу. Кто прочитает?

Один ученик читает первую строфу.

- Что видит герой?

- Небо, солнце, облака, воробей купается.

- Прочитайте, какие слова использует автор, чтобы ярче смогли     представить картину?

-Светло, солнце блещет, воробей купается, трепещет.

- Можно ли в природе наблюдать такое явление?

-Да

 -Перейдем ко второй строфе. Кто прочитает?

Один ученик читает вторую строфу.

-Что изменилось? Что заметили?

-Появился лес.

- Что автор называет золотой пылью? Почему?

-Автор сравнивает дождь с золотой пылью. Будто идет маленький, как пыль, дождь, а золотой называет, потому что блестит солнце.

-Осталось третья строфа. Кто прочитает?

Один ученик читает   третью строфу.

-Что мы здесь слышим? Что мы чувствуем?

- Мы слышим звуки (брызнули в стекло, барабанит – шум усиливающегося дождя) и чувствуем запах (душистым мёдом тянет)

-Что имел в виду А.А.Фет под неопределённым местоимением что-то?

-Дождь

-Сколько раз использовал слово дождь А.А.Фет в самом стихотворении?

-Ни разу не использовал.

- Какой литературный прием использует автор?

-Метафора (перенос свойств одного предмета на другой), олицетворение (литературный прием, когда объекты неживой природы наделяются признаками живой)

-Посчитайте глаголы в тексте.

-10

-Какие из них вам кажутся наиболее выразительными?

-Почти каждая строчка открывает перед нами новую картину, глаголом (блещет, трепещет, движется, брызнули, тянет, барабанит), мы чувствуем движение, видим изменения в природе.

-Видите, как можно написать стихотворение про весенний дождь, даже не использовав слово дождь.

-А как бы вы  озаглавили это стихотворение?  

Ответы детей.

-Обратите внимание на картинку. А какую картину вы бы нарисовали?

-Тает снег, птички поют, прилетают, светит ярко солнце, идет маленький дождь.

Первичное закрепление нового этапа.

 - Ребята, подумайте:  поэт  Афанасий  Афанасьевич Фет  хотел  только  описать дождь?  Или  поделиться с нами своими впечатлениями  от этого  природного  чуда?  

-Хотел поделиться своими впечатлениями.

Коммуникативные: допускать возможность существования разных точек зрения, строить понятные для партнера высказывания.

16:13-16:16:16

- Что испытывал поэт, когда писал эти строки? 

-Настроение весеннего дня. радуется весеннему теплу, описывает пробуждение природы, её обновление, всё живое очнулось ото сна после утомительной зимы

-Какие вы можете сделать выводы?

-Стихотворение наполнено ощущением движения, жизни. Поэт прислушивается к звукам, наслаждается запахами. Благодаря его стихам весенний дождь воспринимается как чудо, мы видим его словно первый раз в жизни. Поэт даже не называет явление природы дождём, но называет его что-то, и последние строки создают ощущение нераскрытой тайны.

Самостоятельная работа и проверка по эталону.  

-Сейчас  подготовьтесь к выразительному чтению. Прочитайте стихотворение вслух или про себя.

 

Готовятся к выразительному чтению.

Регулятивная:уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

16:16-16:23

 

 -Кто готов? Прочитайте стихотворение выразительно, как вы его чувствуете.

 Несколько учеников читают стихотворение.

 - А сейчас чтение в парах, оцените соседа по парте, как он читает стихотворение.

Читают в парах.

 -А вы хотите знать, как читают стихотворение «Весенний дождь» актеры?

Слушаем.

 Слушают чтение актера.

Включение в систему знаний и умений.

-Каких писателей и поэтов вы знаете, которые писали стихи про весну, дождь?

 

Познавательные: установление  причинно-следственных связей.

16:23-16:26

-А какие стихотворения знаете про дождь, весну? Можете ли вы прочитать эти стихотворения?

Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

 -Какие чудесные открытия мы увидели в стихотворении Фета «Весенний дождь»?

 -Что поэт ни разу не использовал слово дождь в стихотворении, он сравнивает его с золотой пылью, дождь можно услышать, почувствовать.

Регулятивные: способностьадекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении;

Коммуникативные: формулировка собственного мнения и позиции;

Познавательные: удовлетворение познавательных интересов.

16:26-16:30

-Наш урок подходит к концу. Ребята, кому понравился урок поднимите руки выше, а кому не понравился, сложите руки на стол.

Поднимают или не поднимают руки.

- Спасибо за урок! До свидания.

-До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"А.Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Бабочка», «Весенний дождь»".

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме " А. Фет. Своеобразие ритма и построение строк в стихотворении "Бабочка", "Весенний дождь"....

Внеклассное мероприятие в 4 классе "Чудесные открытия в творчестве А.А.Фета"

Сценарий внеклассного мероприятия в 4 классе по творчеству А.А.Фета...

Конспект урока литературного чтения "А.А. Фет стихотворение «Весенний дождь» (УМК " Школа России" 4 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством А. А. Фета  Планируемые результатыПредметные: знать творчество А. А. Фета и содержание его произведения «Весенний ...

Анализ стихотворения А.А. Фета "Весенний дождь"

Представлена презентация  анализа стихотворения А.А. Фета "Весенний дождь" в начальной школе...