ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. УРОК 2-3 КЛАСС. ТЕМА: "СКАЗКИ ШАРЛЯ ПЕРРО"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Слободенюк Светлана Владимировна

УРОК 2-3 КЛАСС. ТЕМА: "СКАЗКИ ШАРЛЯ ПЕРРО"

Цель работы:

  • пробуждение в детях интереса к книге, расширение их литературного кругозора,
  • стимулирование творческого потенциала,
  • способствование мотивации учащихся на самостоятельное изучение литературных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnoe_chtenie.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

2-3 КЛАССЫ

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: МКОУ « Анисимовская ООШ»

                                    2 класс

                               3 класс

ТЕМА

Сказки Шарля Перро. «Кот в сапогах», «Красная шапочка». Обобщающий урок.

Сказки Шарля Перро. «Рике с хохолком».

Обобщающий урок.

ЦЕЛИ

Цель работы:

  • пробуждение в детях интереса к книге, расширение их литературного кругозора,
  • стимулирование творческого потенциала,
  • способствование мотивации учащихся на самостоятельное изучение литературных произведений.

Задачи: 

  • воспитывать интерес к литературе зарубежных авторов;
  • создать атмосферу праздника от встречи с героями зарубежных сказок
  • воспитывать стремление к чтению художественной литературы;
  • развивать внимание, мышление, речь, память, творческое воображение, пространственную ориентацию;
  • учить детей соревноваться, сопереживать друг другу, формировать умение работать в команде;
  • расширять словарный запас, развивать чувство юмора;
  • развивать артистические способности;
  • учить оценивать свою работу и работу товарищей;
  • развивать связную правильную речь детей;

ОБОРУДОВАНИЕ

  1. Выставка книг Шарля Перро;
  2. Портрет Шарля Перро;
  3. Иллюстрации к  сказкам Шарля Перро;
  4. Кроссворд по сказкам Шарля Перро;
  5. Сигнальные круги (обратная связь);
  6. Раздаточный материал;
  7. Отрывки из произведений;
  8. Календарь-презентация «Шарль Перро».

Организация начала урока.

Цель:

Подготовка учащихся к работе на уроке.

 Полная готовность класса и быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Создание эмоционально- комфортной ситуации для восприятия материала.

  •  -Здравствуйте, ребята!
  •  Добрый день, добрый час!

             Как я рада видеть вас.

            Друг на друга посмотрели

            И тихонечко все сели.

           Будем мы сегодня наблюдать,

  • Выводы делать и рассуждать.
  • Сегодня у нас заключительный, обобщающий урок по сказкам Шарля Перро.
  • Кто же это - Шарль Перро?

Подготовка к основному этапу занятия.

 Цель:

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.  

                                                   Учащиеся 3 класса рассказывают о писателе.

 1.  Шарль Перро, великий французский сказочник, родился в 1628 году, во времена мушкетеров и короля Людовика Четырнадцатого. Отец Шарля был судьей парламента, и Шарль собирался  продолжить династию.  Он учился в колледже, какое-то время занимался  судейской деятельностью, но вскоре оставил ее.

2. Так уж случилось, что свою первую сказку Шарль Перро написал, когда ему было больше 60 лет. В 1696 году в одном из французских журналов без подписи появилась сказка "Спящая красавица". А на следующий год вышла в свет книга сказок, которая называлась "Сказки моей матушки Гусыни, Или истории и сказки былых времён с поучениями". Книга, в которой было собрано восемь сказок, была посвящена одной из принцесс французского королевского дома. Она была небольшая, с простенькими картинками, но имела невероятный успех.  Самое интересное, что Перро постеснялся подписать книгу своим именем, так как боялся, что написание сказок будет воспринято как занятие несерьёзное, которое мешает заниматься настоящим литературным трудом. Именно поэтому на вышедшей книге значилось имя восемнадцатилетнего сына Перро - П.Данмаркура.

  3.  Все сказки, опубликованные в сборники были уже известны.  Шарль Перо, конечно же, выдумал их не сам. Одни он помнил с детства, другие узнал в течение жизни. Но он не просто записал их, а сумел пересказать эти сказки очень занимательно и остроумно.

   4.  На русском языке сказки Перро впервые вышли в Москве в 1768 году под названием "Сказки о волшебницах с нравоучениями", причем озаглавлены они были очень необычно: "Сказка о девочке с красненькой шапочкой", "Сказка о некотором человеке с синей бородой", "Сказка о батюшке котике в шпорах и сапогах".

    Вскоре и русские дети узнали о приключениях героев сказок Шарля Перро. И теперь в нашей стране нет ни одного человека, который бы о них не слышал.

    Всего Шарлем Перро написано 11 сказок: 8 из них - в прозе, а 3 сказки - в стихах.

                                         РАБОТА С ДОСКОЙ (ПОРТРЕТ, КАЛЕНДАРЬ)

Слово будущим первоклассникам.

У нас сегодня гости - будущие первоклассники.  

Ребята приготовили вам задание «Узнай героя».

Марианна (в костюме Золушки)

                                                        Громко музыка играла.

                                                        Как я с принцем танцевала!

                                                      С бала быстро убегала ,

                                                     Башмачок я потеряла!

Саша (в костюме Кота в сапогах)

                                                    В сапогах хожу и в шляпе.

                                                   Мой хозяин небогатый.

                                                   Другу честно помогаю,

                                                  И в маркиза превращаю!

Настя (в костюме Красной Шапочки)

                                                   

                                                    Шапку красную надела,

                                                   Пирожки с собой взяла.

                                                   И густым дремучим лесом

                                                  К бабушке одна пошла.

УЗНАЙ СКАЗКУ ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ (на доске)

Еще, какие сказки Шарля Перро  знаете?

                                                   

                                               

Обобщение и систематизация знаний.

Цель:

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий

Будущие первоклассники

Помогут

  • Красной шапочке собрать корзинку.

                2 класс

Разгадать кроссворд

Вопросы. 

По горизонтали.

1. Животное, в которое Людоед превратился в первый раз. (Лев)
2. Часть наследства, которое досталось старшему брату. (Мельница)
3. Часть наследства, которая досталась среднему брату. (Осёл)
4. Животное, в которое Людоед превратился во второй раз. (Мышь)
5. Какое имя придумал своему хозяину Кот в сапогах? (Маркиз)
6. Кто первым попался в мешок Коту? (Кролик)
7. Кто сказал королю, что поля принадлежат маркизу Карабасу? (Жнецы)
8. Каких птиц преподнёс в дар королю кот? (Куропатки)

Прочитайте слово, записанное по вертикали. (Вельможа)

МЕЛЬНИЦА- здание с приспособлениями для размола зерна. Водяная, паровая, ветряная.

ВЕЛЬМОЖА, –В старое время: знатный и богатый человек.

МАРКИЗ, –В некоторых странах Западной Европы: дворянский титул, средний между графом и герцогом.

ЖНЕЦ –Тот, кто жнёт

ЖАТЬ - жну, жнёшь; Срезать под корень (стебли зерновых).

           3 класс

Чтение отрывков по цепочке.

Обратная связь.

Конкурс № 6.

1. Красная шапочка

2. Кот в сапогах

3. Мальчик - с - пальчик

4. Золушка

5. Рике - хохолок

6. Волшебница

7. Спящая красавица.

8. Ослиная шкура.

Откуда отрывок.

1. Пока маркиза вытаскивали из реки, кот подошел к карете и рассказал королю, что воры унесли платье маркиза, когда, тот вошел в реку купаться (2)

2. Раз вечером, когда ребятишки улеглись спать, дровосек сел с женою у огня и сказал ей:

- Мы больше не в силах прокормить наших ребятишек. Давай заведем их завтра в лес и там оставим (6)

3. Волшебница выдолбила тыкву и ударила по ней своей волшебной палочкой. Тыква тотчас же превратилась в красивую позолоченную карету. (4)

4. А принцесса между тем шла путем - дорогою. Она заходила во многие дома и просила взять ее хоть служанкою. Но никто не хотел брать принцессу к себе. (8)

5. Волк дернул за веревочку, дверь отворилась. Бросился он на бабушку и разом проглотил ее. (1)

6. Когда принцесса вернулась во дворец, придворные не знали что и подумать о чудесной и быстрой перемене, которая произошла в ней. Принцесса ушла в лес совершенно глупой, а вернулась необыкновенно умной и рассудительной (8)

7. Скоро волшебницы явились в спальню и подошли к колыбели маленькой принцессы высказать свои пожелания. (7)

8. Два раза в день девушка должна была ходить к источнику, который был в двух часах ходьбы, и приносить оттуда большой, полный доверху кувшин воды.(6)

9. Бедная девушка молча сносила все обиды и не решалась пожаловаться даже отцу. Мачеха так прибрала его к рукам, что он теперь на все смотрел ее глазами. (4)

10. Когда волшебницы явились во дворец, их усадили за богато убранный стол. Перед каждой из них поставили золотой прибор, украшенный драгоценными камнями (7)

11. Едва только он получил все, что ему было надобно, он живо обулся, молодецки притопнул, перекинул через плечо мешок... и зашагал в заколдованный лес. (2)

12. Однако король решил все же попытаться уберечь принцессу от несчастья, которое предсказала ей старая злая фея. Для этого особым указом он запретил всем своим подданным под страхом смерти прясть пряжу. (7)

13. Кот до того испугался, увидев перед собой льва, что в одно мгновение взобрался по водосточной трубе на крышу, хоть это было трудно и опасно. (2)

Подсчитываются жетоны и выявляется победитель.

                                                                 

физминутка

Дошкольники

Помогут

  • Коту в сапогах  найти пару (второй сапог)
  • Золушке приклеить туфельку.

    2 класс

ВИКТОРИНА  лист №2

(Вопросы читают дети)

"КОТ В САПОГАХ"

1) Чем был опечален младший сын после смерти отца? (Братья смогут честно зарабатывать себе на хлеб, а ему достался только кот).

2) Как он собирался распорядиться своим наследством? (Он говорил, что должен будет съесть кота и сшить из шкур рукавицы).

3) Зачем коту понадобились сапоги? (Чтобы удобно было ходить по кустам).

4) Как кот сумел попасть к королю? (Преподнес ему кроликов, потом куропаток)

5) Каким именем он назвал своего хозяина? (Маркиз Карабас).

6) Как кот познакомил хозяина с королем и его дочкой? (Отправил хозяина купаться, а королю сказал, что одежду хозяина украли воры).

7) Почему он спрятал одежду хозяина? (Чтобы скрыть его бедность)

8) Как кот сумел доказать королю, что маркиз - богатый человек? (Заставил косарей и жнецов сказать, что поля и луга принадлежали маркизу).

9) Почему Людоед был приветлив с котом? (Кот был очень вежлив, сказал, что не мот проехать мимо, не узнав о здоровье).

10) Как Людоед доказал коту, что он настоящий волшебник? (Он превратился сначала в льва, а потом в мышь).

11) Почему кот сумел победить Людоеда? (Он был умнее и хитрее).

    3 класс

Конкурс № 1. “Портреты”

На листке  (№ 3) укажи № сказки.

1. Спящая красавица

2. Золушка

3. Рике - хохолок

4. Принцесса - ослиная шкура

1. Принцесса поцеловала волшебницу, натянула на себя ... шкуру, вымазала себе лицо сажей, чтобы ее никто не узнал, и вышла из дворца. (4)

2. У них родился такой безобразный ребенок, что все кто видел новорожденного, долго сомневались, человек ли это. (3)

3. Все дамы внимательно рассматривали ее прическу и платье и решили назавтра же сделать себе наряды, как у этой принцессы, если только удастся найти такую же материю и таких же искусных мастеров (2)

4. Гуляя по лесу она увидела маленького горбатого человечка, очень некрасивого, но роскошно одетого (3)

5. Принц невольно закрыл глаза: красота ее так сияла, что даже золото вокруг нее казалось тусклым и бледным. Дрожа от восторга он приблизился и опустился на колени перед постелью (1)

6. Принцесса была великолепно одета и с удовольствием поглядывала на себя в зеркало, а влюбленный принц, разумеется, ни слова не сказал о том, что фасон ее платья вышел из моды, по крайней мере сто лет назад и что такие рукава и такие воротники не носят со времен его прапрабабушки. (1)

Взаимопроверка

№ 4, 3, 2, 3, 1, 1.

                                             

Шуточная викторина

                      Викторина «перевёртыши»

Отгадай что, за сказки спрятаны за этими перевёртышами:

1) «Чёрный берет»

2) «Собачка в кроссовках»

3) «Пьер без чёлочки»

4) «Красные усы»

5) «Девочка-великанша»

6) «Недремлющая ведьма»

Физминутка «лилипуты-великаны»

                        Соревнования по командам

                           (жетоны, обратная связь - сигнальные круги)                                    Сделать таблицу - Соедини стрелкой

Конкурс № 4 “Наборщик”

1. Красная шапочка                                                                  

2. Кот в сапогах

3. Мальчик - с - пальчик

4. Золушка

5. Рике - хохолок

6. Волшебница

7. Спящая красавица

8. Ослиная шкура.

1. Мыши, карета, часы, туфельки, принц. (4)

2. Мельница, кролики, сапоги, Людоед, король, мыши (2)

3. Братья, лес, людоед, белые камешки, золотые веночки (3)

4. Феи, прялка, замок, принц, сон, злая колдунья (7)

5. Дровосеки, пирожок, бабушка, волк (1)

6. Колечко, сундук, шкура, король, пирог, осел. (8)

7. Жемчуг, розы, колодец, вежливость, грубость, жабы, лягушки (6)

8. Глупая красавица, умный принц, фея, портрет (5)

Конкурс № 5 “Вспомни и угадай”

1. Красная шапочка

2. Кот в сапогах

3. Мальчик - с - пальчик

4. Золушка

5. Рике - хохолок

6. Волшебница

7. Спящая красавица.

8. Ослиная шкура

1. В каких сказках есть людоеды (2,3)

2. В какой сказке принцессе пришлось и гусей пасти, и свиные корыта чистить, и пирог печь. (8)

3. В каких сказках доброта, трудолюбие, вежливость, и красота были награждены (4,6)

4. В каких сказках животные разговаривали, даже решали судьбу своих знакомых и хозяев (1,2,)

5. В каких сказках матери больше любили одних дочерей и больше заставляли работать других. (4, 6)

6. В каких сказках после рождения принцев и принцесс появлялись феи и одаривали своих крестников чудесными свойствами: умом, красотой, мастерством (5, 7)

Подведение итогов занятий.

Цель:

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

1) Какие сказки Ш. Перро ты знаешь?

2) Какая из этих сказок кажется тебе самой красивой?

3) Какая из этих сказок кажется тебе самой страшной?

4) Кого из персонажей сказок Ш. Перро ты считаешь самым смелым?

…самым добрым?

…самым находчивым?

5) Какие волшебные предметы из сказок Ш. Перро ты поместил бы в «Сказочном музее»?

6) Чему нас учат сказки?

Рефлексия.

Цель:

Оценить собственную деятельность на уроке;

зафиксировать неразрешённые затруднения на уроке,  если они есть, как направления будущей учебной деятельности;

обсудить и записать домашнее задание.

  • Кому было интересно на уроке?
  • Как оцените свою активность на уроке? (солнышко-тучка)
  • Подарок-раскраска к сказке Шарля Перро.
  • У кого появилось желание ещё читать сказки?
  • Где можно взять книги во временное пользование?
  • ПРОВОДИТЕ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В СЕЛЬСКУЮ БИБЛИОТЕКУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение. Урок-мастерская. 3 класс. Тема: "Счастье - это когда тебя понимают..." Завершение работы над рассказом В. Драгунского "Девочка на шаре".

Урок призван совершенствовать не только навыки чтения, но и развивать речевые умения , мышление , внимание.Дети составляя ребус , задумываются над вопросом: - Ненависть, любовь, сострадание, грусть. К...

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к курсу «Литературное чтение. Уроки слушания» 1 класс на 20012-20013 учебный год

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к курсу «Литературное чтение. Уроки слушания» 1 класс на 20012-20013учебный год...

Урок по литературному чтению. 2 класс Тема. Творчество Шарля Перро. Сказки

Цели занятия:вспомнить биографию и творчество Шарля Перро;расширить представления о сказках;повышать творческий интерес детей;воспитывать нравственные черты характера....

литературное чтение урок-игра 2 класс

урок-игра для учаихся начальной школы .как мызнакомы с русским народными сказками...

Технологическая карта урока литературного чтения «Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы».».(УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Сказки. Загадки. Небылицы». Задачи урокаДидактические: •  ...