Обучение грамоте. Предложения разные по интонации.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Рогова Светлана Александровна

Знакомство с предложениями, разными по интонации. "Урок Азбуки "по Нечаевой с презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте («Азбука»)

Тема: Предложения разные по интонации.

Цель:   Научиться правильно читать предложения разные по интонации, произносить с правильной интонацией. правильно интонировать несложные предложения,

использовать в речи разные виды предложений,

 голосом показывать различия в цели высказывания,

участвовать в учебном диалоге УУД: 

Личностные:

  • перевод внешней речи на внутренний  план,
  • осознание причастности к успеху в учебной деятельности,
  • развитие доверия к людям, готовности к сотрудничеству
  • принятие нового социального статуса и роли ученика
  • формирование позитивного отношения ребенка у школе
  • учить ребенка подчинять свои импульсивные желания сознательно поставленным целям
  • осознание значимости мира звуков для человека и правильного произношения слов
  • развиватие интереса к новому
  • формирование индивидуального стиля деятельности

Регулятивные:

  • ориентироваться в азбуке и тетрадях по чтению и письму;

  •  совместно с учителем учиться постановке учебной задачи

  •  учиться сличать свой результат с эталоном, корректировать
  • сличать с эталоном выполненную работу, находить и исправлять свои ошибки

Познавательные: 

  • смысловое чтение как осмысление  цели чтения,
  •  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.
  • осмысление общения как способа получения информации
  • учиться подбору необходимой информации
  • развивать устную и письменную речь

Коммуникативные:

  • формировать умения объяснять свой выбор,

достаточно точно выражать свои мысли

  •   формировать умение слушать и слышать
  • развивать сотрудничество с учениками и учителем, адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассников

  • Усвоение правил строения предложения
  • Использование графической символики

Более осознанно и ответственно использовать язык для выражения своих мыслей, чувств, идей и мнений, для социального взаимодействия; для получения личного удовольствия; для получения новых знаний; организации собственного процесса учения и рефлексии.

1.Организационный момент

   СЛАЙД  «АЗБУКА»

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Вы друг другу улыбнитесь,

Сядьте ровно, не ленитесь!

-Ребята, для чего мы приходим на уроки каждый день?

 ( Чтобы научиться думать, рассуждать, исследовать, объяснять, получать новые знания….)

-Наш урок сегодня не будет исключением.

-Девочки, на ваших партах лежат листочки. Прочитайте, пожалуйста!( Молоко, осы, дети, сом, бежал, льётся, весёлая, отважный)

- Что можно сказать по этому поводу?

( Это просто отдельные слова, набор слов)

-Послушаем мальчиков. Что у вас на листочках написано?

(Целый день льет дождь. Деревья сбросили листву. Ребята пришли в школу.)

-Что можем сказать по этому поводу?

(Это предложения, потому что они содержат законченную мысль, слова связаны по смыслу)

-Может я чего-то не понимаю? Когда девочки прочитали осы - вы сказали, что это слово, а когда мальчики прочитали – вы утверждали, что это  предложение. Как так?

(У девочек прозвучало слово и нам не было понятно, что осы делали, а когда мальчики прочитали, сразу стало ясно, что осы летят. Он ,наверно, очень испугался и закричал)

-Как же он передал нам эту информацию?

( Голосом, интонацией)

2.Тема урока

СЛАЙД 2

- Тема нашего урока « Предложения разные по интонации».

Мы научимся правильно читать предложения разные по интонации, научимся правильно определять предложения на слух, произносить с правильной интонацией.

-А вы хотите этому научиться?

- А зачем вам это нужно?

( Чтобы использовать в речи, в жизни)

 

-Работа по учебнику с. 31 по закладкам

-Поиграем в «Театр». Научимся держаться на сцене, работать над своей речью.

Прочтите предложение. Дождь идет.

Внимательно рассмотрите рисунки и произнесите это предложение так, как произнесли бы эти ребята. Обыграем это.

Девочка -Дождь идет?

Мальчик- Дождь идет.

Мальчик -Дождь идет!

Девочка -Дождь идет?

Вторая картина.

Дети - Дождь идёт!

А теперь выйлите ко мне, возьмите зонтик и обыграйте эту ситуацию.

-Что помогло вам правильно определить интонацию ?

(Позы детей, их жесты и мимика)

- Да, иногда они помогают, дополняют наши слова, делая их более эмоциональными.

-Сделаем маленький вывод.

 -Сколько было предложений ? ( Одно)

-А мы произнесли его несколько раз по-разному.Что нам помогло это сделать ?

 ( Разная интонация)

-Значит одно и то же предложение можно произнести по –разному, меняя интонацию.

-А как же на письме показать разную интонацию?

( Есть знаки препинания ! ?  .)

СЛАЙД 3

Физминутка СЛАЙД   4

СЛАЙД 3

! - восклицательный

? - вопросительный

. – точка

Послушаем стихи об этих знаках препинания.

СЛАЙД 5

Если мысль закончил ты,        

Записал на строчку,

Не забудь, в конце поставь

 Кругленькую точку.

 СЛАЙД 6

Чувства сыплются наружу!

Восхищение в словах!        

Торжество, тревога, ужас –

Восклицательный здесь знак!

СЛАЙД 7

С почемучкой дружишь ты?

Значит и в тетрадке        

Знак вопроса смело ставь.

Ещё раз посмотрим в учебник. Вспомните, как произнесла девочка наше предложение?

Составьте схему предложения и запишите в тетради. Для этого вспомните, как правильно  это сделать .

Дождь идет?

_____     _____ ?

-Проверьте себя

СЛАЙД 8

-Как ответил мальчик?

Дождь идет.

_____   _____.

 -Проверьте себя.

СЛАЙД 9

-Как произнесли дети?

Дождь идет!

_____   _____!

СЛАЙД 10

Закрыли тетради, убрали карандаши.

-А теперь я дам готовую схему, а вы придумайте предложение. Играем  с  мячом

СЛАЙД 11

______  _____!

СЛАЙД 12

_____   ______  _____.

СЛАЙД 13

______  ______   _____   ______?

Молодцы. У вас уже хорошо получается.

Закрепление.

А теперь поиграем. Я буду читать предложения , а вы будете определять, какой знак надо ставить в конце данного предложения. У вас есть на столах карточки со знаками препинания. Вы должны поднимать нужную карточку.

СЛАЙД 14

Стоит в поле теремок. Бежит мимо Зайчик – побегайчик.

-Кто в тереме живет?

-Я мыка- норушка !

-Я лягушка- квакушка!

-А как тебя звать?        !?.

- А я зайчик- побегайчик!

-Иди к нам жить!

Стали они жить втроём.

Проверьте себя. У кого были ошибки? Молодцы!

-Молодцы! Вы справились с заданием.

Вернемся к учебнику. С 31.Прочитайте стихи С. Я. Маршака и догадайтесь, о каких знаках препинания идет речь?

-А что это художник изобразил под стихотворением?

( Это тоже знаки препинания)

Эти знаки мы тоже встречаем и будем встречать при чтении, они тоже имеют названия.

СЛАЙД 15

Кто прочитает?

(запятая, точка с  запятой….)

-А теперь поработаем в группах. Вы должны составить предложение, прочитать его, распределить, кто какой интонацией прочитает и выйти к доске, озвучить. Должны выйти трое со значками ! ? .

три колонки-три группы

Вы должны правильно составить предложения, распределить роли, кто будет выходить к доске и озвучивать.

СЛАЙД 16

Павлик получил             СЛАЙД 17

Вика вяжет                  СЛАЙД 18

СЛАЙД 19

Зина закрыла  

- С чего мы начали урок ? (С  карточек)

_ Какую работу мы с ними провели?

(  Определяли, где слова, а где предложения)

-А нам  это надо было делать ?А зачем мы определяли предложения?

 ( Чтобы читать их, работать с ними)

СЛАЙД 2

- Как называется тема урока? Нам нужно было поработать с предложениями?

- Так как мы работали с предложениями?

 ( Читали с разной интонацией, составляли из слов, составляли схемы предложений, играли в театр, прослушали сказку..)

-А какие знаки помогли нам выбрать правильную интонацию?

 (!?.)

СЛАЙД 3

- Для чего они нужны?

(Чтобы правильно произносить и читать предложения с нужной интонацией.

Они помогают выбрать правильную интонацию)

Рефлексия

-Мы получили сегодня новые знания? Они нужны нам в жизни? А зачем?

( Чтобы наша речь стала красивой и богатой, интересной и понятной, чтобы нас понимали окружающие, чтобы мы грамотно разговаривали)

Ребята, кому на уроке было интересно, для кого урок был познавательным , поднимите !

У кого остались вопросы, что – то неясно -?

Для кого это был урок прошел без осорбой радости- .

СЛАЙД 20

        Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация .Предложения разные по интонации

презентация сделает урок ярким и интересным.Предложения разные по интонации. Работа со знаками препинания, схемами предложений, деформированными предложениями....

Обучение грамоте 1 класс тема: Устная и письменная речь. Предложение.Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики.

Способность формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создавать условия для выявления уровня развития лексики....

Тексты по обучению грамоте с разным уровнем сложности.

тексты для чтения в период обучения грамоте с разным уровнем сложности...

Карточка по обучению грамоте. Предложение

Данная карточка поможет ребенку научиться составлять схемы предложения....

Обучение грамоте. Предложение.

Обучение грамоте. Знакомство с понятием "устная речь" и "письменная". Составление предложений по картинке....

Подготовка к школе. Занятие по обучению грамоте "Предложение"

Данное занятие проводится для детей дошкольного возраста в период подготовки к школе. Продолжительность -30 минут....