урок чтения в ГБС(К)ОУ школа- интернат VIII вида по теме "Стрекоза и муравей" И.Крылов
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
открытый урок чтения в 4 классе в специальной коррекционной школе VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i_krylov_16_oktyabrya.doc | 762 КБ |
Предварительный просмотр:
16 октября
Урок чтения и развития речи Лубникова А.В.
Тема: И. А. КРЫЛОВ «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ».
Цель урока: Формирование восприятия басни как особого литературного жанра с ярко выраженной спецификой художественного видения ее автором явлений реальной действительности.
Задачи:
-Обучающие: выделить важнейшие характеристики басни, доступные для восприятия младших школьников; сформировать потребность читать басни.
-Развивающие: продолжить развитие общего и литературного образования обучающихся через чтение басен.
Продолжить развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза обучающихся через выявление сходства и отличия басен и сказок.
-Воспитательные: продолжить развитие культуры речи и воспитания сотрудничества.
Планируемые результаты: учить видеть и понимать смысл басен; распознавать хорошее и плохое.
Оборудование. Компьютер, интерактивная доска, презентация, библиотечные книги, конверты с заданиями.
Ход урока
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда..
Мы начнём урок, друзья.
(все легонечко вздохнем,
Наш урок сейчас начнем)
2.Арт гимнастика.
Сказка «У бабушки с дедушкой»
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щеки)
С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щеки)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)
Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперед)
Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка)
Чистим мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком). С нижними зубками тоже мы дружим.
(повторение этих движений языка в положении за нижними зубами)
Губы сожмем мы, и рот прополощем. (поочередное надувание щек – губы не пропускают воздух).
3.Речевая зарядка.(Слайд2)
Прочитать по слогам, выразительно, скороговоркой.
Без работы хоть убей,
Жить не может муравей.
Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях прозрачных порхают стрекозы.
4.Проверка дом задания пересказ Лягушка-путешественница.
-почему лягушка названа путешественницей?
-какое свойство характера помешало лягушке долететь до юга?
-какие признаки осени отражены в сказке?
5.Изучение нового материала.
- Работа над загадками.
- Прочитайте. Назовите отгадку.
А) Чтение загадки: с доски (слайд3)
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети: - Это осень. (слайд4)
Учитель: - Как догадались?
Ответы учащихся.
Учитель: - Какие изменения происходят в природе осенью?
Ответы учащихся.
Учитель: - Как животные готовятся к зиме?
Ответы учащихся.
Учитель: - Что происходит с насекомыми осенью?
Ответы учащихся.
- Учитель: - Назовите насекомых, которых вы видите. (слайд5)
Б ) Игра где чей дом.
- Ребята, внимательно послушайте загадки и отгадайте их.
Две горошины – глаза, В лесу у пня беготня, суетня,
Ножки – грабелькой, Народ рабочий весь день хлопочет,
Хвостик – сабелькой, Себе дом строит.
Крылья – бантиком. (Муравьи)
(Стрекоза)
Сегодня я познакомлю вас с новым жанром - басней. Басня – это короткая, поучительная история. Сказки и басни люди придумывали с давних пор. В баснях часто говорится о животных, но подразумеваются люди. Басня – маленькое, чаще стихотворное произведение, в котором обязательно есть поучение, совет.
Слово об авторе.
Дедушка Крылов, так называли И.А., был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни.
У Крылова много басен о животных . Выставка книг («Лебедь, Рак и Щука», «Мартышка и очки»…) .
На уроке мы познакомимся с басней И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».
(слайд6-7)
Показ иллюстраций, в басне насекомые подразумеваются людьми. (Вывешивание на доску картинки. Стрекозы и муравья).
А сейчас послушаете, что однажды произошло, когда были потеряны дни.
В) Чтение басни по записи. Инт. доска.
Словарная работа.
- Какие слова, выражение непонятны?
катит – наступает;
мурава – трава;
удручена – сильно огорчена, угнетена;
вешних дней – весенних дней;
поди – иди;
боле – больше;
помертвело – опустело;
без души – обо всем забыв;
нужда – потребность
зима катит в глаза - надвигается неожиданно
6.Физминутка для глаз. (слайд11)
7.Самостоятельное чтение уч-ся про себя.
Анализ.
О чем эта басня? – о потерянных днях.
- В какое время года происходит действие?
- Назовите главных действующих лиц басни.
- Как стрекоза проводила лето?
Куда пошла Стрекоза с наступлением зимы?
- О чем она стала просить Муравья?
- Как отнесся Муравей к ее просьбе?
8.Работа в группах по карточкам.
Учитель - Герои басни обладают разными чертами характера, как и все люди. Подберите характеристики для наших героев.
1 группа:
-Охарактеризовать Стрекозу.
2 группа:
- Охарактеризовать Муравья.
Слова для справок: трудолюбивый, веселый, злой, добрый, справедливый, спокойный, ленивый, жадный, беспечный, отчаянный, несерьезный, бесшабашный, хитрый. Легкомысленная, беззаботная, хвастливая,
9.Физминутка.
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела,
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
10.Деление басни на части.
А). Читаем 1 часть. ( слайд12)
- Как Стрекоза провела лето? Зачитайте.
- Ждала ли она зиму, готовилась ли к ней?
- Как понять выражение «Зима катит в глаза»?
Б). Читаем 2 часть.- Как изменилось поле осенью? (слайд 13)
- Какими стали дни?
- Прочитайте строчки, в которых говорится, как хорошо жилось Стрекозе летом.
- Почему «под каждым ей листком был готов и стол, и дом»? Как понять это выражение.
В). Читаем 3 часть. (слайд 14-15)
- Почему не поет стрекоза?
- Как об этом говорится в басне? Зачитайте.
- Как понимаете выражение «злой тоской удручена»?
- О чем она просит муравья?
- До каких это «вешних дней» Стрекоза просит прокормить ее?
- Что ответил ей муравей? Зачитайте.
- Жалко ли вам Стрекозу?
- Как бы вы поступили на месте Муравья?
- Одинаковое ли чувство вызывает у вас стрекоза в начале басни и в конце? (Жалость, осуждение)
11.Работа с деформированным текстом.
- Закройте учебники, откройте конверты, которые лежат на ваших партах. Достаньте текст стихотворения, разрезанный на части, и соберите его в таком порядке, в каком мы читали в учебнике.
- Прочитайте собранную басню.(один читает другие следят по учебнику)
12.Работа над выразительным чтением
Прочитаем хором басню, постараемся передать голосом те чувства, которые вы испытываете к героине.
- Как будем читать слова стрекозы в начале басни (игриво, весело)
(жалостливо, просяще) и в конце?
13.Работа с пословицами.
А как нужно прочитать слова муравья? (уверенно, поучительно)
-Как можно назвать человека, который любит трудиться? (трудолюбивый, труженик)
-Какие пословицы о труде вы знаете?
-Как можно назвать человека, который любит трудиться? (трудолюбивый, труженик)
-Вспомните, какими словами говорят о людях, которые многое умеют делать хорошо? (мастер своего дела, золотые руки, рукодельница.)
Соотнесение с пословицами. Мораль басни. Мораль басни проста: не хочешь зимой мерзнуть и голодать – работай летом.
На интерактивной доске. Поставить стрелки, чтобы получилась пословица.
Без труда да людей не смеши
Делу время гуляй смело
Без дела жить потехе час
Делом спеши нет добра
Кончил дело только небо коптить
Чему учат эти пословицы? (Ответы детей)
14. Итог урока. Рефлексия. За правильный ответ солнышко, за не правильный облачко.
Вопросы на карточках. (под картинкам стрекозы и муравья)
- Как называется басня?
- Кто написал басню?
- Как жила Стрекоза летом?
- Как изменилась жизнь Стрекозы с наступлением зимы?
- К кому пошла Стрекоза за помощью?
- С какой просьбой она обратилась к Муравью?
- Что ей сказал Муравей?
- Как следует понимать слова Муравья: “Ты все пела…”
Д\з учить басню наизусть.
15.Оценки
Нам урок заканчивать пора, узнали много
новых слов и много всяких всячин.
И если ты запомнил их,
не зря твой день потрачен.
И нам с тобой пришёл черед
сыграть в игру «Наоборот»
Скажу я слово «высоко»,
а ты ответишь (низко) (отвечают хором)
Скажу я слово «далеко»,
а ты ответишь (близко)
Скажу я слово «потолок»,
а ты ответишь (пол)
Скажу я слово «потерял»,
и скажешь ты (нашёл)
Теперь начало я скажу, –
Ну, отвечай (конец).
3) Ответы на вопросы.
1. Как жила Стрекоза летом? Прочитайте.
2. Как изменилась жизнь стрекозы с наступлением зимы?
3. К кому пошла Стрекоза за помощью? С какой просьбой обратилась она к Муравью?
4. Что ей сказал Муравей? Как следует понимать слова Муравья: “Ты все пела? Это дело. Так поди же, попляши!”
5. Жалко вам Стрекозу или нет? Объясните свой ответ.
6. Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?
7. В каких словах заключена главная мысль басни? Прочитайте их.
8. Что нам хотел сказать И.А.Крылов своей басней? (Нужно не только веселиться, но и работать. Кто не работает, тот не ест.)
9. На примере Стрекозы и Муравья чьи же поступки изображены в басне? (На самом деле на примере насекомых автор хотел выразить суть поступков людей. Люди иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в этой басне.)
4) Соотнесение с пословицами.
Без труда да людей не смеши
Делу время
гуляй смело
Без дела жить
потехе час
Делом спеши
нет добра
Кончил дело
только небо коптить
– Какие еще пословицы подходят к этой басне?
5) Составление мультфильма по басне (групповая работа).
IV. Итог урока.
А теперь мы с вами поиграем в игру “Кто лучше понял басню И. Крылова “Стрекоза и муравей”
- Как называется басня?
- Кто написал басню?
- Как жила Стрекоза летом?
- Как изменилась жизнь Стрекозы с наступлением зимы?
- К кому пошла Стрекоза за помощью?
- С какой просьбой она обратилась к Муравью?
- Что ей сказал Муравей?
- Как следует понимать слова Муравья: “Ты все пела…”
Домашнее задание: приготовиться к инсценировке басни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VIII ВИДА. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащегося, - одна из наиболее острых в теории педагогики и практики школы. Опыт показывает, что несмотря на б...
Доклад. Современные методы и приемы работы на уроках развития речи специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида
Сегодняшняя ситуация в области специального образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных у...
Урок математики в 3 классе специальной (коррекционной) школе- интернат VIII вида
Материал подобран в соответствии с ограниченными возможностями здоровья детей....
урок по предмету Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2 классе школы -интерната VIII вида по теме "Домашнее животное -кролик, дикое животное -заяц.
Урок разработан с целью: сформировать у учащихся представления о группе животных: домашних и диких. На уроке использованы стихи, кроссворд, загадки, речевые разминки. презентация....
Урок по предмету: Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности на тему "Деревья лиственные и хвойные" в 3 классе специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида г. Чернушка Пермского края
Урок рзработан для уточнения и закрепления знаний учащихся о лиственных и хвойных деревьях, о строении дерева, для формирование умений узнавать деревья по отличительным признакам, пр...
урок чтения в ГБС(К)ОУ школа- интернат VIII вида по теме "Стрекоза и муравей" И.Крылов
открытый урок чтения в 4 классе в специальной коррекционной школе VIII вида....