Открытый урок. "Знакомство с буквой Ш (ш)."
презентация к уроку по чтению (1 класс) на тему

Бигаева Лариса Васильевна

Предмет:  литературное чтение ( обучение грамоте )

Класс: 1

Авторы учебника:  Л.Е.Журова,  А.О.Евдокимова, УМК «Начальная школа XXI века»

 Тема урока:  «Знакомство с буквой  Ш (ш)».

 Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми новых знаний.

Тип урока: открытие новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока 66 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Методическая цель любого современного урока – создать условия для проявления познавательной активности учеников. Один из возможных путей в достижении  этой цели - создание учителем на уроке проблемных ситуаций,  в основе которых   лежит противоречие, а признаком – эмоциональное переживание (удивление, затруднение). Поиск решения проблемы представляет собой выдвижение и проверку гипотез, что завершается нахождением решения, то есть открытием нового знания.

     Первый класс – особенно сложный и ответственный этап, как для учителя, так и для учеников.

Качество организации учебно-познавательной деятельности первоклассников способствует развитию у них учебной мотивации. Веры в свои силы и возможности, что в немалой степени обеспечивает становление учебной деятельности. Ученик с первого года пребывания в школе приучается к работе в системе самостоятельного поиска знаний, совместной деятельности с одноклассниками, учителем.

Считаю, что уроки обучения грамоте определяют одно из основных направлений в становлении учебной деятельности первоклассников.

     

 Обоснование  выбора  темы:

Урок изучения буквы Ш  - особый. Это  урок знакомства с буквой, обозначающей твердый согласный звук, в багаже знаний первоклассников. От того, насколько успешными будут  результаты сегодня, зависит дальнейшее успешное обучение их чтению.

Методическая разработка урока  

Бигаевой Ларисы Васильевны,

 учителя начальных классов

МБОУ СОШ №13

 г. Донецка  Ростовской области

Предмет:  литературное чтение ( обучение грамоте )

Класс: 1

Авторы учебника:  Л.Е.Журова,  А.О.Евдокимова, УМК «Начальная школа XXI века»

Тема урока:  «Знакомство с буквой  Ш (ш)».

Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми новых знаний.

Тип урока: открытие новых знаний

Задачи урока:

1. 

*   Совершенствование умения правильно произносить звук [ш],  слышать его в слове.

*   Совершенствование умения отличать звук [ш] от других речевых звуков (по характеристике).  

*   Совершенствование зрительного образа буквы Ш, ш, как письменное  обозначение  согласного звука [ш].

*   Совершенствование умения отличать по образу букву Ш, ш от других букв.    

*   Формирование умения читать слоги с данной буквой.

2.   

*   Развитие фонематического слуха.

*   Развитие звуковой, произносительной стороны речи, техники чтения слогов   с  буквой Ш.

3.  Воспитание учебных навыков и умений.

4.  Воспитание интереса к чтению, как к способу узнать новое интересное

Методы обучения: наглядный, проблемный, практический, частично-поисковый.

Формы организации обучения: фронтальные, парные, индивидуальные.

Средства обучения:

- Учебник «Букварь» 1 часть. Авторы: Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова М. «Вентана – граф» 2012г.

- ПК, мультимедийный проектор , магнитная доска, цветные магниты, изображения Маши, Медведя,  фонограмма песни из м/ф «Маша и медведь», отрывоки из м/ф  «Маша и медведь», «Дядюшка Сова», елочные игрушки, елка, презентация в формате Power Point, предметные картинки, модели звуков, раздаточный материал, слоговые таблицы (у каждого).

Формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД

Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

2. Регулятивные УУД

Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.

3. Познавательные УУД

  Формирование: умения читать слоги с изменением буквы гласного; объяснять значение слова; различать звучание слов.                            

   Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета; устанавливать количество и последовательность звуков в словах; различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие.

  Воспринимать на слух литературное произведение.

  Осознавать смысл текста при его прослушивании.

 4. Коммуникативные УУД

 Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Средства обучения

 I.  Самоопределение  к  деятельности. (организационный момент).

  • Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, повернитесь к гостям, улыбнитесь, поздоровайтесь, повернитесь ко мне лицом.
  • Создадим хорошее, дружелюбное настроение на весь урок. Улыбнитесь друг другу и мне!

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Если  буквы  изучать

То научимся читать.

- Ребята, сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем – с согласного твердого. А теперь – с согласного мягкого.

- Молодцы! Никто не остался без места. Итак, наш урок начинается.

- Какое самое главное правило на уроке? 

Подготовка класса к работе

Внимательно слушать и слышать  учителя и товарищей.

Песенка из м/ф «Маша и медведь» (аудио) 

II.  Актуализация опорных знаний  

( повторение изученного материала).

- Из чего состоит наша речь?

- Из чего состоят предложения?

- Из чего состоят слова?

- Из чего состоят слоги?

- Какие бывают звуки?

- Расскажите, что вы знаете о гласных, о согласных звуках.

Из предложений.

Из  слов.

Из  слогов.

Из звуков.

При произнесении гласного звука выходящий изо рта воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия

-Согласные звуки могут быть…

Твердые и мягкие.

- Давайте вспомним,   в чем отличие звуков от букв.

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.

Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим.

- Ребята, со всеми звуками мы знакомы?

Нет

III.

Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы.

  1. Побуждающий диалог.

-В  начале  урока вы слышали песенку.

-Кто  догадался, из какого мультфильма эта песенка?

«Маша и медведь»

Отрывок  из  мультфильма

«Маша и Медведь»

Информация учителя.

«Ма́ша и Медве́дь» — российский мультипликационный сериал.Транслируется на телевизионном канале «Россия 1» в программе «Спокойной ночи, малыши!» и на канале Карусель. Также был показан во Франции, Швейцарии и Канаде.  Создатель фильма Олег Кузовков.

- Ребята, к нам  торопится героиня этого мультфильма.

Шалунья, шутница, она шумная, шустрая.

Она не слушалась и елка сгорела.

     Слайд 1

-Узнали? Кто же не знает Машу! Она очень любит петь, играть на музыкальных инструментах. Маша настоящая выдумщица, баловница и непоседа.

-А еще как мы можем охарактеризовать ее поведение?

-Что случилось с Машей ?

-Значит , Новый год может не наступить?

А еще Маша не все звуки знает, даже в своем имени.

- Может быть, поможем Маше?   Мы объясним ей об одном замечательном звуке в ее имени. И поможем нарядить елочку.                                    – Медведь очень просил    ей  помочь, он даже елку нам привез.                      

Дети соглашаются.

Показываю елку

Формулирование темы и цели.

- Вместе с Машей, к нам  в гости пришли наши друзья - сказочные герои.

Тигренок из м/ф «По дороге с облаками»,

 Попугай Кеша из м/ф «Возвращение блудного попугая»,

 Кошка из м/ф  «Кошкин дом»,

 Снеговик из м/ф «Снеговик почтовик»

На столах раздаточный материал

Назовите первую букву в этих словах

– Почему  герои смотрят друг на друга?

– Что их объединяет?

– С собой эти герои привели  новичка.

Т,П,К,С.

Эти буквы обозначают глухие согласные звуки;

эти буквы обозначают два звука: твёрдый и мягкий

(дети закрашивают квадратики в синие и зелёные цвета )

Слайд 2

-Что заметили?

-Какой у вас возникает вопрос?

Вместо картинки, пустое место.

Чем новый звук отличается от других звуков?

-Вот это нам и предстоит сегодня открыть – новый звук, новую букву и понять, чем отличается новый звук от других звуков.

Узнать его имя нам поможет мультфильм  

Мультфильм про сову 

Беседа с детьми после просмотра.

- О какой букве и звуке поется в песенке?

-Знакомы ли мы с таким звуком?

-Сформулируйте тему урока.

О букве и звуке Ш,[ш].  

Пока нет.

Звук [ш], буква ш.

Постановка задач урока

Каковы задачи урока?

1. Познакомиться …

2. Учиться отличать

3. Научиться …

(потом кружочки, меняются на шарики и вешаются на елку)

- По мере того как мы будем решать задачи урока, Маша вместе с нами будет наряжать елочку.

Дети ставят задачи, учитель прикрепляет  на доску  кружочки.

1.Познакомиться … ( узнать о новом звуке и новой букве);

2.Учиться отличать… звук [ ш ] от других звуков;

3.Научиться … (читать слоги и слова с новой буквой).

IV

«Открытие» нового знания. (введение нового звука).

  1. Знакомство с новым звуком.

- Произнесите первый звук в слове (звук ш). Повернитесь друг к другу. Произнесите звук ш и понаблюдайте как работает речевой аппарат?

Звук ш: губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба,  но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки не работают, горло не дрожит (голоса нет).

Произносят звук ш и наблюдают, как работает речевой аппарат

Слайд 3

(шары)

  1. Уточнение характеристики звука  ш.

- С каким звуком будем сегодня работать?

- Давайте выполним упражнение «Насос».

  Накачаем насосом колесо: Ш-Ш-Ш-Ш .  

Колесо проткнули гвоздиком, воздух выходит из колеса: ШШ...шш...

- Дайте характеристику этому звуку.  

- Вот поэтому этот звук ещё называют шипящим.

-Как узнать бывает ли он твёрдым или мягким?

Со звуком [ш].

Выполняется упражнение «Наос».

Звук произносится отрывисто.

Звук произносится плавно, с переходом на шепот.

Этот звук согласный, потому что произносится с преградой, глухой, произносится без голоса.

Послушать, как он звучит в слогах и словах.

Работа в парах

- Составьте схемы слов

3 человека работают у доски

Ответ на слайде  4

-Дайте характеристику нового звука.

[ш] – твёрдый

-Может быть,  все же этот  звук произносится  мягко?

Первый ряд говорит слова, а второй шипит

Лабиринт

-Ребята, какой мы можем сделать вывод?

[ш] – согласный, глухой, всегда твёрдый, шипящий.

Обозначение – синий квадратик.

Звук [ш] всегда твёрдый, поэтому после буквы Ш не пишут букву Ы (слайд) .

Слайд 5

-Выполнили мы с вами первую задачу урока?

-Значит, можем убрать один кружок?

Учитель убирает с доски один кружок и вешает на елку игрушку.

                 V.

 Знакомство с печатной буквой ш.

-Звук [ш] обозначается буквой ш.  

- Эта буква бывает заглавная и строчная.                    - Почему звук один, а буквы две?

С заглавной буквы мы будем писать имена собственные и первую букву в предложении, а остальные слова напишем с маленькой буквы.

Слайд 6

-Что напоминает вам эта буква?

Посмотри на букву Ш –

Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.

-Давайте в пустой клеточке  напишем заглавную букву Ш.

Дети обсуждают.

Пишем сначала заглавную, а потом строчную (печатную)

     Слайд 7

Первичное закрепление.

1.Задание.

-Открыть  «Слоговые таблицы».

-Найти букву Ш.

-Чтение слогов по таблице.

-Произношение, какого звука отрабатывали?

2.Задание. Послушайте стихотворение (аудио), какие слова с новым  звуком вы услышали и запомнили, назовите.

Мышь, шкаф, шоколад, шерстяные шарфики, шуршит, шорох,  шерстяные шапочки, шубы, сорок штук, шали.

Аудиозапись

3.Задание. Закончить слово слогом ША (ШИ). Какие слова получились? Какой из этих слогов образует множественное число существительных (много предметов)?

Ка..., кры..., гру..., ча..., афи...

Слайд 8

-Выполнили мы с вами вторую задачу урока? Значит, можем убрать еще один кружок?

Учитель убирает с доски один кружок и вешает на елку игрушку.

Физкульминутка.

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять,

Птичек крошками кормили

Бабу снежную лепили

Машу  дружно мы позвали.

И  в снежки с ней поиграли.

Все в снегу домой пришли,

Делаем уроки мы .

Дети встают, шагают

Раз, два, три, четыре, пять,

крошить крошки всеми пальчиками

имитируем  лепку  комков

дети кричат

бросают снежки

отряхивают  ладошками одежду

садимся

                  VI.

Работа по учебнику

 (с. 125)

- Перейдем к работе с буквой ш.

- Прочитаем слоги, а теперь слова с буквой  ш.

Что произошло со словами?                      

Заменили первую букву (1столбик) в словах на другую букву. Получились другие слова, во втором столбике заменили в середине слова.

Чтение по цепочке.

Устанавление осознанности восприятия. Первичное обобщение.

стр. 126

Игры  «Найди слово»Поставить учебную задачу перед каждой группой.

Организовать проверку.

Работа по рядам:

1 ряд  – найди слово в слове ( шарф, шутка, машина).

2 ряд – Соедини слоги так, чтобы получились слова  ( дру – жу, ды – шу, ле – жу, про – шу…)

VII.

Организация деятельности по применению новых знаний

Работа с текстом

стр.127

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 

Прочитай текст на стр.127 найди и подчеркни предложение, в котором рассказывается, что любила делать Пушинка.

- Ребята мы справились с третьей задачей нашего урока? 

Читая текст, дети подчёркивают предложение: «Пушинка катала по комнате  бабушкины катушки».

Учитель убирает с доски последний кружок и вешает на елку игрушку.

VIII.

Рефлексия.

(итог урока)

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

-Давайте вернемся к началу урока и вспомним , о том что у нас остался пустой квадратик .

- С какой новой буквой мы познакомились сегодня?

- Какие звуки обозначает эта буква?

- Дайте характеристику этих звуков.

- Посмотрите герои из сказок, которые нам  знакомы с детства весь урок были с нами , только прятались. (Показываю  изображения  героев).

- Они наблюдали,  как мы  справлялись с учебными задачами, которые ставили перед уроком.

Рассказывают о букве, звуке, о том, что квадратик надо закрасить синим цветом.

Слова- картинки  новогодние шары и воздушные шары приклеиваем (т.к они обозначают один и тот же первый звук[Ш])

Звучит новогодняя музыка

-Ребята мы помогли Маше?

-А где же она? Давайте посмотрим!

- Ребята, Маша нам оставила поздравления с Новым годом.

– Какое у вас настроение?

Ваше хорошее настроение будет для вас оценкой за работу на уроке.

Каждый ученик называет слово с буквой Ш и вешает шарик на елку.  

(Елка  светится разноцветными огнями)

Как у нашей Маши. Хорошее.

Отрывок из м/ф  «Маша и Медведь»

Используемые источники:

  • Сборник программ к комплекту учебников "Начальная школа XXI века"
  • Беседы с учителем. 1 класс. Методика обучения. Под ред. Л.Е.Журовой. М. Вентана-Граф. 2005
  • А.О.Евдокимова, Е.Э.Кочурова, М.Н.Кузнецова. 1 класс. Грамота. Методический комментарий. Вентана-Граф. 2009
  • Л.Е.Журова,  А.О.Евдокимова Букварь (ч.1). М. Вентана-Граф. 2012
  • Смирнова И. Г. Обучение грамоте. Чтение. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л. Е. Журовой, А. О. Евдокимовой "Букварь". Ч. I.
  • Смирнова И. Г. и др. Обучение грамоте. Письмо. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л. Е. Журовой, А. О. Евдокимовой "Букварь".
  • Е.А.Смирнова Грамота. 1 класс. Поурочные планы. Ч.2. В. 2004
  • Волина, В. В. Веселая грамматика / В. В. Волина. – М. : Знание, 1995
  • Гладина О.В. Организация уроков обучения грамоте - http://festival.1september.ru/articles/503344/
  • Беляева Т.П. Реализация нового ФГОС в интегрированном курсе "Обучение грамоте" в УМК "Начальная школа XXI века" - http://festival.1september.ru/articles/587223/ 

Самоанализ урока

         Урок литературное чтение ( обучение грамоте ) проведен  в 1 классе «Б» «Знакомство с буквой  Ш (ш)» (№55), проведен  по типу изучения новых знаний и первичного закрепления по теме «Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук ш» (1 урок в теме). Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению  (обучение грамоте) для 1 класса начальной школы.

Авторы учебника:  Л.Е.Журова,  А.О.Евдокимова, УМК «Начальная школа XXI века»

Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми новых знаний.

Тип урока: открытие новых знаний

Задачи урока:

1.  Обучающие.

*   Совершенствование умения правильно произносить звук [ш],  слышать его в слове.

*   Совершенствование умения отличать звук [ш] от других речевых звуков (по характеристике).  

*   Совершенствование зрительного образа буквы Ш, ш, как письменное  обозначение  согласного звука [ш].

*   Совершенствование умения отличать по образу букву Ш, ш от других букв.    

*   Формирование умения читать слоги с данной буквой.

2.   Развивающие.

*   Развитие фонематического слуха.

*   Развитие звуковой, произносительной стороны речи, техники чтения слогов   с  буквой Ш.

3.  Воспитание учебных навыков и умений.

4.  Воспитание интереса к чтению, как к способу узнать новое интересное

Методы обучения: наглядный, проблемный, практический, частично-поисковый.

Формы организации обучения: фронтальные, парные, индивидуальные.

            Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС к современному уроку. На уроке используется системно-деятельностный подход в обучении с применением информационных, здоровьесберегающих технологий .

           Считаю, что структура построения данного урока выдержана, просматривается логика процесса изучения новых знаний и первичного закрепления. Все этапы урока взаимосвязаны. Занятие проведено с  частичным  использованием технологии КСО (коллективный способ обучения), игровых технологий.

           На уроке я решала следующие задачи:

Обучающие – познакомить детей с буквами «Ш», «ш» и звуком (ш); давать характеристику звуку; учить находить место звука в словах; формировать навыки сознательного, правильного, слогового чтения;

Развивающие – развивать связную речь, фонематический слух, логическое мышление, внимание, память, сообразительность;  расширять кругозор детей. Воспитательные – воспитывать навыки самостоятельности, инициативности, ответственности,  умение работать в коллективе.

            Урок начался организованно, созданы все условия для дальнейшей работы. Был проведен эмоциональный настрой.  Подготовила обучающихся к восприятию нового материала через актуализацию опорных знаний, видео  и  аудио материалов, выполнение фонетического упражнения «Насос», работу со слоговыми схемами, чтение стихотворений о новой букве.  

Совместно с учениками вывела тему урока, определила целеполагание.

            С учётом возможностей и особенностей класса было подобрано содержание учебного материала, по - моему, материал для учащихся был познавателен, интересен, разнообразен с различными целевыми заданиями (занимательный материал, аудиозапись, видеозапись, беседа, задания практического характера, использование ИКТ), мне кажется, что это способствовало реализации обучающих, развивающих и воспитательных целей. Старалась, чтобы ученики делали выводы на каждом этапе урока. Через индивидуальную, самостоятельную, частично коллективную деятельность осуществила первичное закрепление и проверку знаний обучающихся.

           На протяжении всего урока активизировала учебно – познавательную деятельность учащихся, используя различные методы, принципы обучения такие,  как (индивидуальная работа, работа в паре), методы обучения (практические, наглядные), принципы МО паритетности (сотрудничество с  др. другом, с учителем), взаимодополнения, равноправия – всё это влияло на уровень решения дидактических задач, а также на уроке видна и практическая направленность обучения, это связь с жизнью.            Думаю, что учащимся было интересно на уроке, т.к. они работали неплохо, организованно, целенаправленно; осуществляли взаимопомощь. Высокая работоспособность, мне кажется, обеспечивалась за счёт чередования интересных заданий, видов работ, игровых моментов, использование ИКТ. Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала я оцениваю как хороший. На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников.

           Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. На уроке применены различные виды гимнастики : артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Возможности учебного кабинета использованы полностью. В кабинете имеется компьютер,  мультимедийный проектор,  поэтому я активно использую аудиовизуальные средства обучения.

           На уроке применяла и методы мотивации для поддержания интереса к предмету, к изученной теме: создание ситуации успеха, формирование творческой активности, работа по развитию диалогической и монологической речи, заинтересованность в результатах своей деятельности. Все эти методы мотивации и рефлексии способствовали достижению положительного результата. Думаю, что учащиеся тему поняли. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.

А главное мне легко было работать на уроке, т.к. считаю, были созданы все условия для сотрудничества и успешной работы, для реализации поставленных мною целей.

Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 13

г. Донецка Ростовской области

Бигаева Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок "Знакомство с геометрическими фигурами" УМК "Планета знаний"

Цели урока: Познакомить с новыми геометрическими фигурами (точка, отрезок, овал, прямоугольник). Обобщить и систематизировать представления о квадрате, круге, треугольнике.Задачи:1....

Конспект урока открытия новых знаний по математике во 2 классе Тема урока: Знакомство с умножением.

Цели:- Познакомить с понятием умножение, раскрыть смысл действия умножения. - Познакомить со знаком и записью действия умножения. - Развивать умение решать текстовые задачи. - Развивать...

Конспект урока по предмету "Литературное чтение. Обучение грамоте" в 1 классе.Тема урока: "Знакомство с буквой Ю,ю"

Урок открытия новых знаний. Используются технологии: системно-деятельностного подхода к обучению, игровая, здоровьесберегающая, ИКТ...

Открытый урок "Знакомство с названием раздела"

Урок по Литературному чтению   в  3 классе "Знакомство с разелом "Поэтическая тетрадь"...

Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи). Тема урока: « Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».

Тема урока:  «Знакомство со  звуком [ч’]  и буквой Ч, ч».Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч\'] и буквой «Чч», для форми...

Конспект урока «Знакомство с новой буквой Uu»

Конспект урока по английскому языку для 2 - го классапо теме «Знакомство с новой буквой Uu». Автор учеюного пособия Афанасьева О.В. Михеева И.В....

Открытый урок «Знакомство с частями речи»

Открытый урок «Знакомство с частями речи»...