Праздник букваря
план-конспект занятия по чтению (1 класс) по теме

Фомина Наталья Ивановна

Внеклассное занятие в 1 классе. Праздник «Прощание с Азбукой».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_bukvarya.doc74 КБ
Office presentation icon proshchanie_s_azbukoy.ppt219.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 1» г. Белгорода

Внеклассное занятие

в 1 классе

Праздник «Прощание с Азбукой»

подготовила

учитель начальных классов

Фомина Наталья Ивановна

2012 г.

Урок-праздник

Тема: Праздник “Прощание с Азбукой”.

Цель: организация совместной деятельности учащихся с целью воспитания интереса к чтению, к учебной и внеурочной деятельности.

Задачи:

Личностные: способствовать формированию внутренней позиции школьника как гражданина своей страны, вызвать познавательный интерес к школьной деятельности, способствовать самооценке на основе критерия успешной деятельности.

Предметные: создать условия для формирования представлений детей о чтении как необходимом познавательном действии.

Метапредметные:

  • познавательные: содействовать развитию умения строить речевое высказывание в устной форме, искать и выделять необходимую информацию.
  •  регулятивные: обеспечить возможность принятия школьником учебной задачи, проведения самоконтроля и самостоятельной деятельности.
  • коммуникативные: способствовать развитию у школьников диалогической и монологической речи, содействовать развитию у детей умения общаться.

Планируемые результаты:

Личностные: ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на занятии и деятельность одноклассников.

Предметные: ученик получит возможность осознать практическую и личную значимость умения читать.

Метапредметные:

  • познавательные: учащийся получит возможность проводить аналогии между изучаемым материалом.
  • регулятивные: ученик получит возможность преобразовывать практическую задачу в познавательную; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами.
  • коммуникативные: ученик получит возможность адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Оборудование: шары, выставка рисунков “Моя школа”, плакат  “Прощай, Азбука”, плакат “Чтение – вот лучшее учение”, карточки и картинки с заданиями, карточки с пословицами, компьютер.

Музыкальное оформление: песня “Чему учат в школе”, муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского; песня “Смешной человек”, муз. А.Журбина,
сл. П.Синявского; песня “Мир похож на цветной луг”,
муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского.

Ход праздника

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня на уроках нас собрал замечательный праздник. Он является итогом вашего труда, старания и желания стать грамотными, творческими людьми. Это ваша первая победа! С праздником!

Ученики:   Начинаем праздник наш!

          Здравствуй, школа, первый класс!

1. Внука в школу провожая,

Дед сказал ему: ”Внучок,

Голова твоя для мыслей

И для знаний сундучок.

Школа как волшебный дом,

Переполненный добром.

Так смотри же, не зевай,

Сундучок свой наполняй!

Только помни: ”Без труда

Не взять и рыбку из пруда”.

2. Мы старались

И сегодня вам сказать хотим:

“В праздник,

Славный праздник –

Праздник Азбуки!”

3. Неслучайно вместе с нами

Гости в класс идут.

Первой книге

Мудрой книге

Отдают салют!

4. Мы приветствуем гостей,

Всех знакомых, всех друзей.

Первый класс, первый класс

Пригласил на праздник Вас!

5. Бегал в садике давно ли

Я за мыльным пузырем?

А теперь учусь я в школе.

Нынче праздник с «Букварём».

6. Мне теперь не до игрушек,

Я учусь по Букварю.

Соберу свои игрушки

И Сережке подарю.

7. У каждой девчонки и у мальчишки

Есть эта книжка – заветная книжка.

Читают и ныне,  читали и встарь

Чудесную книжку с названьем «Букварь».

Детский хор исполняет песню «Чему учат в школе»
муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.

8. Тридцать три богатыря -

К нам они пришли не зря.

Изучая их секреты,

Ты на все найдешь ответы.

Но скажи- ка нам пока:

Как зовут их?                        (Азбука)

9. Интересен этот дом.

33 буквы в нем.

Все по моде нарядились,

В алфавите поселились.

10. Беспорядка не бывает.

Свое место крепко знает

Каждая из всех сестер.

Это чёткий дружный хор.

11. Ты эти буквы заучи.

Их три десятка с лишком.

А для тебя они ключи

Ко всем хорошим книжкам.

12. Любим мы Букварь как друга.

Он подобен силе плуга.

Что бесстрашно пашет в срок,

Сыплет в землю не песок,

А великой силы зерна

Безгранично и просторно.

Учитель: Ребята! Расскажите, почему Азбука так важна для вас.

13. Без азбуки, без азбуки

Мне скучно было жить.

Теперь я буквы разные

Могу в слова сложить.

И как мне радостно сказать:

«Умею я теперь читать!»

И вот за это говорю:

«Спасибо» книге Азбуке.

14. Ты прекрасна и умна,

Книга наша Азбука,

Нас учила размышлять,

Думать, помнить и читать.

15. Крепко с нежностью любя,

Благодарствуем тебя.

Много будет книг в пути.

Лучше этой не найти.

16. В этой книге на страницах

Дорогие сердцу лица,

Наши верные друзья.

Это целая семья

Букв, слогов и анаграмм,

Интересных телеграмм,

Ребусы, пословицы…

Знаем цену совести.

Учитель: Письменность – величайшее достижение человечества. Вы сделали свой первый шаг к познанию.

Давайте посмотрим, что же  вы узнали.

1. Расскажите цепочкой Алфавит

  • Что обозначает любая буква? (звук)
  • На какие 2 группы делятся все звуки? (гласные и согласные)
  • В чем их различие?

2 ученика читают стихи о гласных и согласных:

Гласные тянутся с песенкой звонкой

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу звать и аукать

И в колыбельке ребенка качать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.

  • Сколько гласных звуков?  (6) А букв? (10)
  • Сколько согласных букв? (21)
  • Какие буквы не говорят? (ъ и ь)

А сейчас организуйтесь в группы.

Азбука знакомила нас с чудесами русского языка.

Каждой группе предстоит распознать эти чудеса и  рассказать о них гостям.

Группа №1 получает карточки с транскрипцией слов и пустые карточки, где они напишут соответствующие слова.

[п'ат']

[вада]

[лыжы]

[д'эн']

пять

вода

лыжи

день

Группа №2 Как называются слова на карточках:

далекий – близкий (антонимы, противоположные по смыслу)

шагать – идти (синонимы, близкие по значению)

колокольчик – (многозначное слово)

Группа №3 Как называются слова на картинках? (омонимы)

        Предлагаются картинки:

лук – растение  и лук – оружие

коса – прическа и коса – инструмент

лисички – звери  и лисички – грибы

Группа №4 Какие слова спрятались в слове КОЛЕСО

(читать слева направо и справа налево)

Проверка: слайды 2- 5

Учитель: Интересно, а хорошо ли ребята научились читать?

Вот конверт. Здесь пословицы о Родине. Чтобы их прочитать нужно по 1 человеку от каждой группы.

Ведь учились читать вы не только для себя. Все вы выучитесь и станете достойными сынами и дочерьми своей Родины.

Дети читают пословицы:

Нет в мире краше Родины нашей.

Тот герой, кто за Родину горой.

Родина – мать. Умей за нее постоять.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Учитель: А теперь игра “Перепутанка.”

Нужно по 2 человека от каждой группы. Будет 2 команды по 4 человека.

Первая команда получает начало четырех пословиц, а вторая – концовки этих пословиц. Первый ученик читает начало, а заканчивает тот, кто считает, что у него окончание.

Пословицы:

1. Книгу читаешь - … как на крыльях летаешь.

2. Поздно встаешь - … мало сделаешь.

3. Кто много читает - … тот много знает.

4. Терпение и труд - … все перетрут.


Учитель: А теперь загадайте загадки о школе. Посмотрим, как вы умеете их разгадывать.

Загадка 1.

Стоит веселый светлый дом.

Ребят проворных много в нем.

Там пишут и считают,

Рисуют и читают. (школа)

Загадка 2. Отгадай, что за вещи:

Острый клювик – а не птица.

Этим клювиком она сеет-сеет семена.

Не на поле, не на грядке.

На листах твоей тетрадки.  (ручка)

Загадка 3.

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом,  точно жук,

Издает жужжащий звук.

Загадка 4.

В этой букве нет угла.

До того она кругла.

До того она кругла-

Укатиться бы могла.

Загадка 5.

С этой буквой на носу

Филин прячется в лесу.

Загадка 6.

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра 3.

Загадка 7.

Ты с этой буквою знаком.

Стоят два колышка рядком,

А между ними поясок,

Натянутый наискосок.

Загадка 8.

Черные птички

на каждой страничке.

Молчат, ожидают,

Кто их прочитает.

Загадка 9.

Я фигурка небольшая.

Точка подо мной простая.

Коль спросить что соберешься,

Без меня не обойдешься.

Загадка 10.

По алфавиту в строгом порядке

Много фамилий в толстой тетрадке.

Справа от них разлинованы клетки,

Чтоб не сбежали ваши отметки.

Загадка 11.

Бывает эта буква

В конце и в середине.

В конце слова орлы

И в середине дыни.

Учитель: Загадки помогают нам учиться весело, а чтобы стало еще веселее, ребята споют песню «Смешной человечек».

17. В мир открытий и науки,

Изучив лишь буквы, звуки,

Входим робко, шаг за шагом,

Веря в торжество и благо.

18. Вот, что, ребята, порою бывает

С теми, кто грамоты вовсе не знает.

Надо читать научиться скорей,

А то ты впросак попадешь, как Андрей.

19. Хлеба купить попросили Андрея.

Вот и пошел он, читать не умея.

Вывесок много, а мальчик один.

Входит несмело Андрей в магазин.

20. Кто-то в халате и молвит Андрею:

«Сядьте, я бороду Вашу побрею.»

Только тогда, покраснев от стыда,

Понял Андрей, что попал не туда.

Учитель: А еще «Азбука» учила нас дружить. Чтобы отношения среди одноклассников были добрыми, а не такими, как в следующем стихотворении.

Ученики разыгрывают сценку.

21.  Кто кого обидел первый?

- Он меня!

- Нет, он меня.

Кто кого ударил первый?

- Он меня!

- Нет, он меня.

Вы же раньше так дружили.

- Я дружил.

- И я дружил.

Что же вы не поделили?

- Я забыл.

- И я забыл.

Учитель: Но ссорятся не только мальчики. Иногда ссоры бывают и среди девочек. Хорошо, что у нас таких девочек нет.


3 ученицы разыгрывают сцену.

Работают девчонки,

В руках поёт пила,

Она свой голос тонкий

Им сразу подала.

Но что ж остановилась

Работа двух подруг?

Пила, скажи на милость,

Как выскользнула вдруг!

И улеглась в сторонке,

В сарае, на полу…

Кричит одна девчонка:

-Ты подними пилу!

В ответ вторая гневно:

-Мне поднимать пилу?

А кто был королевой

Недавно на балу?!

Повздорили подруги.

Одна кричит в пылу:

-А я была на юге,

Влезала на скалу,

Ты подними пилу!

-Уйди, - кричит вторая,-

Из моего сарая.

Теперь не до пилы

Остались бы целы!

Учитель: Учиться. Как это нелегко! Хочется,  чтобы всё выходило само собой, а получается наоборот.

22. Он учится наоборот: на математике поет,

На пении ворон считает, а на труде стихи читает.

И получает круглый год

Пятерки, но…наоборот.

Учитель: А бывает и так.

23. Ультиматум предъявил

Я своим родителям.

Чтоб учиться хорошо –

Вы за то платите мне.

За «отлично» - двадцать пять,

За «трояк» - пятнадцать.

Единицу с двойками

Вам дарю бесплатно.

24.  На уроках у нас Саша

Не поет и не шумит.

Но визжит на переменах

И гремит, как динамит.

Учитель: Как непросто сидеть за партой спокойно, когда ноги под партой пробежали уже целый километр, держать правильно ручку – она так и норовит смотреть в потолок. А буквы! Они же никак не хотят наклоняться правильно!

Но не огорчайтесь. Рядом замечательная «скорая помощь» - учитель, родители, братья и сёстры.

25. Долго Лидия Петровна

Нас писать учила ровно.

И примерно через год

Написал я слово «кот».

Написал и понял сразу:

Вышел «кот» как по заказу.

Сам прямой, хвост трубой,

Залюбуется любой.

26. Я помню далекий тот день сентября,

Когда начинался мой путь с «Букваря».

Он встретил ребяток неграмотных нас

И словно позвал: «Заходите-ка в класс!»

27. Открыл он страницу, другую открыл –

И мир удивительный мне подарил!

28. Узнал я о дружбе народов и стран.

Узнал я, что где-то шумит океан.

Узнал о законах вращенья Земли…

А всё началось с неё, с «Азбуки».

Учитель: Многие из вас уже полюбили чтение. Приносят в класс и обмениваются интересными книжками.

29. Я всего лишь первоклассник.

Обязуюсь учить басни,

Стихотворения поэтов

Круглый год и даже летом.

30. Я читать буду всегда,

Чтоб узнать, зачем вода?

Что такое кислород?

Для чего водопровод?

Как улитка строит дом?

Как опасен снежный ком?

31. Мы прочли Букварь до корки.

Нам по чтению – пятёрки!!!

И теперь без передышки

Мы прочтем любые книжки!

32. Спасибо!

Сейчас говорю «Букварю».

Хотите, я тысячу раз повторю

Спасибо! Спасибо! Спасибо!

33. Желаем всем старания.

Пытливости в познаниях.

Упорства и терпения,

Любви и уважения!

Итог занятия.

Учитель: Вы прекрасно провели праздник. Показали умение дружно работать, культурно общаться.

Рефлексия.

Учитель: А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы сказали несколько слов о нашей работе.

Продолжите мысль:

Мне было интересно…

И еще бы мне хотелось…

Литература

  1. Дружинина М. Мой веселый выходной : Рассказы, стихи/
    М. Дружинина, - М.: Аквилегия, 2007.
  2. Лунин В.В. Любимые стихи/ В.В.Лунин,-М.:АСТ-ПРЕСС,1997.
  3. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных ласах. Пособие для учителей. М., «Просвещение»,1971.
  4. Игры, стихи, сказки детских писателей. –М.: Астрель,2003.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прощание с Азбукой. Презентация к празднику. Разработала учитель начальных классов Фомина Наталья Ивановна 2012 год

Слайд 2

Слайд 1 Тема : “ Прощание с Азбукой. ” Цель : организация совместной деятельности обучающихся с целью воспитания интереса к чтению, к учебной и внеурочной деятельности. Задачи: Личностные: способствовать формированию внутренней позиции школьника как гражданина своей страны, вызвать познавательный интерес к школьной деятельности, способствовать самооценке на основе критерия успешной деятельности.

Слайд 3

Слайд 1 Тема : “ Прощание с Азбукой. ” Задачи: Предметные: создать условия для формирования представлений детей о чтении как необходимом познавательном действии. Метапредметные: познавательные: содействовать развитию умения строить речевое высказывание в устной форме, искать и выделять необходимую информацию регулятивные: обеспечить возможность принятия школьником учебной задачи, проведения самоконтроля и самостоятельной деятельности. коммуникативные: способствовать развитию у школьников диалогической и монологической речи, содействовать развитию у детей умения общаться

Слайд 4

Слайд 1 Тема : “ Прощание с Азбукой. ” Планируемые результаты: Личностные: ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на занятии и деятельность одноклассников. Предметные: ученик получит возможность осознать практическую и личную значимость умения читать.

Слайд 5

Слайд 1 Тема : “ Прощание с Азбукой. ” Планируемые результаты: Метапредметные: познавательные: учащийся получит возможность проводить аналогии между изучаемым материалом регулятивные: ученик получит возможность преобразовывать практическую задачу в познавательную; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами. коммуникативные: ученик получит возможность адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Слайд 6

Слайд 2 Прочитайте транскрипцию и напишите соответствующее ей слово [ п ' ат '] [вада] [ лыжы ] [ д ' эн ']

Слайд 7

Слайд 2 Прочитайте транскрипцию и напишите соответствующее ей слово [ п ' ат '] - пять [вада] - вода [ лыжы ] - лыжи [ д ' эн '] - день

Слайд 8

Слайд 3 Как называются слова ? далекий – близкий – шагать – идти – колокольчик –

Слайд 9

Слайд 3 Как называются слова ? далекий – близкий – антонимы, противоположные по смыслу шагать – идти – синонимы, близкие по значению колокольчик – многозначное слово

Слайд 10

Слайд 4 Как называются слова в картинках ? лук – растение и лук – оружие коса – прическа и коса – инструмент лисички – звери и лисички – грибы

Слайд 11

Слайд 4 Как называются слова в картинках ? лук – растение и лук – оружие коса – прическа и коса – инструмент лисички – звери и лисички – грибы ОМОНИМЫ

Слайд 12

Слайд 5 Какие слова спрятались в слове “ колесо ”? К е с о л о

Слайд 13

Слайд 5 Какие слова спрятались в слове “ колесо ”? К Е С О Л О кол лес сок око сел сокол осел село лесок окосел

Слайд 14

Слайд 6 Игра “ перепутанка ” Пословицы: 1. Книгу читаешь - 2. Поздно встаешь – 3. Кто много читает – 4. Терпение и труд - мало сделаешь тот много знает все перетрут как на крыльях летаешь

Слайд 15

Слайд 6 Игра “ перепутанка ” Пословицы: 1. Книгу читаешь - как на крыльях летаешь. 2. Поздно встаешь - мало сделаешь. 3. Кто много читает - тот много знает. 4. Терпение и труд - все перетрут.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Праздник Букваря." сценарий праздника.

В сценарии представлен вспомогательный материал  для проведения праздника в 1 классе " Прощай,Азбука!"...

Сценарий праздника. Праздник букваря.

Сценарий праздника "Праздник букваря"...

Сценарий праздника в 1 классе. Праздник букваря.

Сценарий развлекательно-познавательной прораммы для школьников 1 класса. В него входят познавательная информация, которая расширяет кругозор, разнообразные конкурсы, игры, инсценировки. Сценарий ...

Праздник Букваря для первоклассников "Прощай, Букварь!"

Праздник Букваря для первоклассников "Прощай, Букварь!"...

Сценарий праздника "Праздник букваря в 1 классе"

Сценарий праздника "Праздник букваря в 1 классе"...

Праздник букваря. Сценарий школьного праздника.

Костюмированное представление....

Праздник "Праздник Букваря"

Цель: провести развлекательно-познавательное мероприятие. Образовательные задачи:- обобщить знания учащихся, полученные при изучении букваря;- развитие умения грамотно, выразительно читать с...