Главные вкладки

    Конспект урока литературного чтения в 4 классе по программе "Школа 2100":С.Есенин «Белая береза» А. Фет «Печальная береза».Два поэта - два взгляда на мир.
    план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

    Колосовская Анна Анатольевна

    Конспект урока литературного чтения в 4 классе по программе "Школа 2100":С.Есенин «Белая береза» А. Фет «Печальная береза».Два поэта - два взгляда на мир.  

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения в 4 классе по программе «Школа 2100»

    Учитель: Колосовская А.А.

    Тема урока: С.Есенин «Белая береза»

    А. Фет «Печальная береза»

    Цели урока:

    - знакомство с творчеством А.Фета,  С.А.Есенина и его поэзией, изобразительными средствами в лирике поэта;

    - совершенствование умения анализа стихотворения;

    - воспитывать видение прекрасного, любовь к природе, поэзии, содействовать нравственно-эстетическому воспитанию школьников.

    1. Работа до чтения

    – Сегодня на уроке мы продолжим работу над лирическим стихотворением. Давайте вспомним тот образ, который создал в своем стихотворении «Заколдован невидимкой…» Федор Тютчев.

    (Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение)

    - Какая восхитительная картина заколдованного леса! Каждый человек видит мир по своему. Если бы двум художникам предложить нарисовать зимний лес, то будьте уверены, что картины получатся совершенно разными. А поэтов недаром называют художниками слова, и сегодня мы прикоснемся к творчеству двух замечательных мастеров слова: Афанасия Афанасьевича Фета и Сергея Александровича Есенина.

    - Посмотрите на иллюстрацию и предположите, чему будут посвящены стихотворения поэтов. (На доске иллюстрация заснеженной березы)

    - Давайте посмотрим, какой увидел заснеженную березу каждый из поэтов.

    2. Работа во время чтения

    - Прочитайте про себя стихотворение А. Фета «Печальная береза»

    - Если лес Тютчева напомнил вам плененного богатыря, то кого напомнила вам березка Фета? (Девушку)

    - Прочитайте первую строфу. Найдите слова, подсказывающие вам образ девущки - березки. (Печальная)

    - Как называется такой прием?  (Олицетворение)

    - Что еще передает слово «печальная». (Настроение)

    - Прочитайте вторую строфу. Какие еще слова подчеркивают печальное настроение?  (Траурный наряд)

    - Понаблюдаем за словами, которые описывают наряд березы. Найдите слова, подчеркивающие пышность наряда. (Разубрана (словарь) – очень красиво, нарядно убрана, наряжена (уст., прост.)

    -Найдите сравнение, которое использует А.Фет, описывая наряд березы.

    Как гроздья винограда

    Ветвей концы висят …

     - Что подчеркивает это сравнение, какой образ создает?  (Ветви тяжело клонятся до земли)

    - Перечитайте третью строфу.

    - Все ли слова понятны? Что такое «денница»?  (Денница – утренняя заря)

    - Найдите поэтические слова, которыми поэт называет снег.  (Краса ветвей)

    - Почему же такой пышный, сверкающий наряд назван траурным? Почему береза печальна? Найдите строки, в которых таится ответ.

    …И прихотью мороза разубрана она.

    - Кто же разодел березу?  (мороз)

    - Что такое «прихоть»? (Прихоть (словарь) – каприз, вздорное желание.)

    - Какой видится скованная морозом береза? Да, вы правы. Она застывшая, неподвижная, заколдованная. Вот откуда ее печаль!

    - Перечитайте строки стихотворения и найдите слова, передающие авторское отношение к березе.

    Люблю ….., радостен для взгляда …

    - Что испытывает автор? Совпадает ли настроение автора и самой березки?  (Да, совпадает: они грустят, печалятся, тоскуют.)

    - А какие чувства испытываете вы? Постарайтесь передать их при чтении.

    Подготовка и выразительное чтение стихотворения детьми.

    - Выразительное чтение стихотворения учителем.

    Минутка релаксации.

    - Посмотрим, сможет ли музыка добавить что либо новое к нарисованному А.Фетом образу березы. (Ребята закрывают глаза, несколько минут звучит музыка).

    3.Работа до чтения

    –Теперь давайте познакомимся с березой Сергея Есенина. Прочитайте стихотворение про себя.

    - Что вы почувствовали, какой образ возник?  (Ответы детей).

    4. Работа во время чтения

    - Прочитайте первую и вторую строфу. Есть ли здесь олицетворение?

           Принакрылась – Кто и чем может принакрыться? Опять идет сравнение с девушкой.

    - Чем принакрылась береза?

    - С чем сравнивается снег?  (С серебром)

    - Объясните значение слов:

          Кайма(словарь) – полоса по краю предмета, ткани, отличающаяся цветом, узором.

          Бахрома (словарь) – ряд свисающих нитей, кистей, шнуров.

    - Что же напоминает снежное убранство?  (Шаль, платок) Заметьте, что ветви уже не виноградные, а свисают как кисти снежного покрывала.

    - Прочитайте стихотворение до конца. Есть ли цвет?

    - Что значит  «И горят снежинки в золотом огне»?

    -Мы пришли к выводу, что березка Фета была печальной. Можно ли назвать печальной березу Есенина? Какой вы ее увидели? ( Нет, она не печальна, она вся светится, искриться, она как будто звенит.)

    -Как автор относится к березе?  (Он так же как мы любуется березкой)

    5. Работа после чтения.

    При подготовке выразительного чтения вам надо передать это чувство.

       А) Чтение детей.

       Б) Выразительное чтение стихотворения учителем.

    6. Итог урока

     – Одинаковыми ли получились березки у двух поэтов? (Нет, и мы еще раз убедились, что каждый видит мир по своему.)

    Домашнее задание: выучить наизусть понравившееся стихотворение; (по желанию) нарисовать рисунок или написать мини-сочинение.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения 4 класс ОС "Школа 2100"

    Урок литературного чтения в 4 классе.Молдалиевой Елены Юрьевны (слайд 1)Тема: И.А. Крылов. Басня «Квартет»Цели и задачи: ·        Познакомить учащихся с новой б...

    Урок литературного чтения 4 класс ОС "Школа 2100"

    Урок литературного чтения в 4 классе.Молдалиевой Елены Юрьевны (слайд 1)Тема: И.А. Крылов. Басня «Квартет»Цели и задачи: ·        Познакомить учащихся с новой б...

    Урок литературного чтения 4 класс ОС "Школа 2100"

    Урок литературного чтения в 4 классе.Молдалиевой Елены ЮрьевныТема: И.А. Крылов. Басня «Квартет»...

    план-конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "С. Есенин "Поет зима аукает"

    План-конспект составлен по учебнику литературного чтения авторов М.В.Голованова, В.Г. Горецкого, Л.В.Климановой. Данный урок является итоговым по изучению творчества Сергея Есенина....

    Урок литературного чтения 4 класс ОС "Школа 2100".

    Урок литературного чтения в 4 классе по ОС "Школа 2100" в технологии критического мышления "Учитель из Ясной Поляны".  Урок проходит с использованием презентации.  Главное в уроке - организа...

    Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .

    данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....

    Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "Слон" А.И. Куприн

    Тема: А. И. Куприн « Слон»УМК : Школа 2100Цель:1. провести литературоведческий и психолого-педагогический анализ текста;2. развивать воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание  уч...