Главные вкладки

    План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме:
    Урок литературное чтение 1 класс "Знакомство с буквой М, м "

    Щербакова Елена Викторовна

    Тип урока: урок "открытия нового знания".

    Цель: создание благоприятных условий для формирования представлений учащихся о М, м.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Предмет: литературное чтение, 1-й класс,

    Тема урока: Знакомство с буквой М,м.

    Тип урока: урок «открытия» нового знания.

    Цель: создание благоприятных условий для формирования представлений учащихся о М,м.

     Задачи:

    1.Познакомить с буквой М, м.

     2.Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.

    3.Развивать коммуникативные умения работы в парах.

    4.Повышать интерес к учебно-познавательной деятельности с помощью ИКТ.

    5. Воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувство товарищества, коллективизма, взаимовыручки.

     Формировать УУД:

    – выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);

    – умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; (Коммуникативные УУД);

    – умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД);

    – умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).

    Планируемый результат.

    Предметные:

    Знать букву М, м..

    Уметь выполнять звуко-буквенный анализ слов, плавно читать по слогам.

    Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности(Личностные УУД).

    Метапредметные:

    Уметь принимать и сохранять учебную задачу.

    Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение ; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок(Регулятивные УУД).

    Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других(Коммуникативные УУД).

    Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)

    Методы обучения: словесный,  наглядный, проблемный, частично-поисковый.

    Формы организации познавательной деятельности:

    •        фронтальная работа;

    •        парная;

    •        индивидуальная.

    Оборудование:

    •        учебник “Букварь” (часть 1) для 1 класса, автор Л.Е. Журова;

    •        мультимедиа установка, компьютер;

    •        карточки с заданиями

    •        картинки

    •     ЭОР: hw@lemitec.de   дидактические  игры - модули к урокам обучения грамоте

    Ход урока

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    1.Мотивация и самоопределение к деятельности

    -Давайте проверим, все ли готовы к уроку?

    «Эмоциональный настрой»:

    -Выглянуло ясное солнышко. Оно льёт на вас свои тёплые лучи. Потянулись к солнышку!  (руки через стороны вверх, поднимаемся на носочки)

    -Вы растёте, становитесь добрее, умнее. -А теперь мысленно пошлите солнечные лучики маме, папе, гостям. Пожелайте всем любви и добра!

    Молодцы, садитесь!

    Фонетическая зарядка «Цветные карандаши».

     -Сегодня начнем урок с фонетической разминки. Я буду называть слова, а вы показываете карандаш такого цвета, который требуется для обозначения первого звука.

    Слова: ослик, лес, ели, эхо, ключ, утка, мак, белка.

    Включаются в работу

     

    Дети поднимают карандаши красный, синий или зелёный.

    Личностные: самоопределение, регулятивные: целеполагание,

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

    2.Актуализация знаний

    - А сейчас мы проведем игру «Найди свой домик»

     Игра «Найди свой домик»

    - На доске висят две карточки (домики) зеленая и синяя . Дети, которые получили карточки с  гласными буквами, обозначающими гласные звуки, должны найти домик своей букве (прикрепить магнитами или скотчем).

    -Проверьте все вместе, не попала ли в домик какая-нибудь лишняя буква.

    - Объясните, почему прикрепили буквы к синему домику (к зеленому). (После твердых согласных пишем буквы: а, о, у, ы, э). После мягких согласных пишем буквы: е, ё, и, я, ю.

    Игра «Найди свой домик» (проводится для запоминания правил написания букв гласных звуков после твердых и мягких согласных)

    3. Постановка учебной задачи

    -Посмотрите  на слайд.

    -Кто изображен?(Дети)

    - Маша и Миша поссорились. Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Миша - с разных. Можем ли мы что-нибудь предпринять, чтобы помирить Машу с Мишей? Что нужно сделать? (познакомиться с буквой М; провести звуко-буквенный анализ слов)

    -Сегодня на уроке мы узнаем: кто из них прав и почему.

    Формулируют тему и цель урока, а также личную цель

    регулятивные: целеполагание, коммуникативные: постановка вопросов,

    познавательные: обще учебные, логические

    4. Построение проекта выхода из затруднения

    1. Звуковой анализ слов Маша и Миша с помощью фишек.

    -Чем отличаются слова Маша и Миша?(звуками м и м', и и а)

    Игра «Живые звуки» со словом Миша.

    2.Знакомство с буквой М, м (презентация).

    - Найдите букву «эм» на странице учебника, поставьте палец на букву «эм».

    - Запомните, что буква одна, а обозначает два звука м и м'.

    - Какую букву мы должны вставить в слова Маша и Миша? (заглавную букву «эм»)

    -  Вставьте  заглавные буквы в имена ребят.

    3. –Кто из детей прав? (Маша, т.к. и в том и в другом слове первая буква М, твердый и мягкий согласные звуки обозначаются одной буквой.)

    - Почему ошибся Миша?(Он путает звуки и буквы.)

    4. - Какие еще звуки мы можем заменить буквами? (и,а)

    -Посмотрите вокруг. Найдите и назовите слова со звуком  м(на стенах развешены картинки: морковь, машина, мышь, гном, дом, лимон, маки, самолёт, комар).

    - Найдите и назовите слова со звуком  м'(на стенах развешены картинки: змея, медведь, ремень, помидор)

    Работа с фишками. и кассой букв. Игра «Живые звуки».(Вызываются ученики, которые берут фишки: второй гласный звук, первый согласный звук, первый гласный звук, второй согласный звук. По команде учителя: «Звуки займите своё место в слове!». Дети – звуки занимают свои места, и класс вместе с учителем читают слово.) Поменять местами звуки, прочитать, что получилось. Убрать из слова один звук, прочитать. Дети прикрепляют звуки к доске магнитами.

    Регулятивные: планирование, прогнозирование, познавательные: моделирование, решение проблемы, доказательство, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

    Физминутка

    Дети по лесу гуляли,

    За природой наблюдали!

     Вверх на солнце посмотрели,

     И их лучики погрели.

     Бабочки летали,

     Крылышками махали.

     Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять,

     Нам пора букет собрать.

     Раз присели, два присели,

     В руках ландыши запели.

    или

    (Шаги с высоко поднятыми ногами)

    Вот идет чёрный кот

    Притаился – мышку ждёт.

    (приседания, руки к коленям)

    Мышка норку обойдёт

    (Встать, повернуться вокруг).

    И к коту не подойдёт.

    (Руки в стороны).

    5.Усвоение новых знаний и способов действия

    1. Работа с пособием «окошки».

    2. Работа по учебнику.

    Чтение слогов в учебнике «Букварь», с.62.

    Для слабых детей: прочитать слоги.

    Для сильных: дополнить слоги до целого слова.

     ма – машина, малина, мама, лама, мак

    мо -  молоко, молоток, мороз, трюмо, мотор

    мы – мыло, мышь, дамы, телеграммы, мысли

    му – мусор, муха, мука

    ми – мина, мир, миф, мишура

    ме – мечта, мел, место, мерка

    (ми, ме) – прочитай слоги с мягкой согласной.

    3. Хорошо читающий ученик читает стихотворение Г. Виеру, с. 62, «Букварь».

    Задание для нечитающих во время слушания стихотворения:

    послушать и назвать слова  со звуком м и м' (мычит, му, ему, мы, знаем, мяу).

    Пособие «окошки»

    Регулятивные: планирование, прогнозирование, познавательные: моделирование, решение проблемы, выдвижение гипотез, доказательство, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

    6.Первичное закрепление

    ЭОР : hw@lemitec.de

    Слайд 1. Медведь и ягоды.

    Цель: выделение в словах звуков [м], [м´].

    Учитель: Медведь собрал разные ягоды в лесу. Он хочет отобрать для Маши только ягоды, в названии которых есть звуки [м], [м´]. Давайте поможем мишке.

    Ученик выбирает нужные ягоды, щелкает по ним мышкой или пером, перетаскивает в корзинку и щелкает в корзинке. Если ягода подходит, то она останется в корзине, если нет – вернется на свое место.

    Класс работают в парах  по карточкам.

    Проверяем.

    Слайд 2. Маша и медведь.

    Цель: выделение и различение в слове звуков [м], [м´].

    Учитель: Медведь и Маша решили навести порядок и разобрать вещи. Мишка собирает в ведро картинки, в названиях которых есть мягкий звук [м´], а Маша – предметы, названия которых  с твердым звуком [м]. Поможем им?

    Ученик выбирает нужные предметы, щелкает по ним мышкой или пером, перетаскивает в корзинку или ведро  и щелкает в корзинке.

    Класс работают в парах  по карточкам.

    Проверяем.

    Работа с электронным образовательным ресурсом

    Работа в парах

    Регулятивные: контроль и оценка, коррекция, познавательные: общеучебные, коммуникативные: управление поведением партнера

    7.Обобщение и систематизация полученных знаний

    Работа по учебнику. Соотнесение слов и картинок.

    - Назовите изображенные предметы (велосипед, ведро, брюки, рубашка, платье, кубики).

    -Покажите и назовите все предметы одежды (брюки, рубашка, платье).

    - Прочитайте слова, написанные под картинками(моя, моё, мой, мои).

    Работа в парах.

    Задание (карточки):

    - Соедините стрелками предметы, к которым подходит слова «моя», «моё», «мой», «мои».

    Проверка работ(слайд).

    Самооценка

    - Оцените свою работу на линейке крестиком(линейка нарисована): вверху-отлично, в середине-хорошо, внизу –плохо)

    - Прочитайте слова, написанные внизу.

     - Подумайте, что общего у всех этих слов. (Во всех словах есть буква м.)

    •  Прочитайте слова, в которых по одному гласному звуку. (Ум, мы.)
    • Прочитайте слова, в которых по два гласных звука. (Мама, яма, умы, мимо.)
    • Прочитайте слово, в котором звуков больше, чем букв. (Яма.)
    • Назовите букву, которая в этом слове обозначает два звука. (Буква я.)

    Игра «Волшебная палочка»

    - Ребята, у меня в руках волшебная палочка, один конец которой зелёного цвета, а другой- синего. Сейчас вы станете волшебниками: мы будем превращать твердые согласные звуки в мягкие. Учитель держит палочку синим концом к себе, а зеленым к детям. Учитель называет, например звук б-ученик б' и т.д.

    Фронтальная работа

    Работа в парах.

    Игра «Волшебная палочка»

    8.Рефлексия

    -  -  Какие новые знания вы приобрели сегодня?

    - Какие трудности возникли?

    - Какое задание было наиболее интересным?

    Возьмите карточки человечков с разной мимикой и цветом, оцените свою работу на уроке.
    - человечек зеленого цвета с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на практике

    - человечек синего  цвета с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь

    - человечек  красного цвета с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной

    Отвечают на вопросы

    Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли, познавательные: рефлексия, личностные: смыслообразование


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения 1 класс с презентацией

    Тема урока: Гласные и согласные звуки (закрепление)Тип урока:  урок закрепления.Цель урока:  развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД....

    Презентация к уроку литературного чтения.1 класс. С.Я . Маршак . Угомон.

    Презентация к уроку литературного чтения.1 класс. С.Я . Маршак . Угомон....

    Урок литературного чтения во 2 классе Пришвин М.М. "Ребята и утята" Школа России

    Конспект урока литературного чтения с презентацией....

    Урок литературного чтения. 1 класс с применением ТРКМЧП. Л. Н. Толстой «Не лениться», «Косточка». УМК Перспектива.

    Цели урока: обучение детей осмысленному и вдумчивому чтению, стимулирующему к работе на уроке учащихся разного уровня мышления, имеющих различный словарный запас.   Развивать способность дет...

    "Знакомство с буквой М,м" конспект урока по литературоному чтению 1 класс

    Конспект урока литературного чтения в 1 классе Нач.школа 21 в. "Знакомство с буквой М,м"...

    Технологическая карта по уроку литературного чтения в 3 классе.Тема. М. М. Пришвин. Лимон

    Задачи:создать условия развития внимания к состоянию рассказчика;способствовать формированию умений объяснять действия персонажей,аргументировать сделанные выводы;содействовать формированию умения соз...

    Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: ""М.М. Пришвин "Выскочка" УМК Школа России"

    Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: ""М.М. Пришвин "Выскочка"...