Главные вкладки

    План-конспект урока по чтению (4 класс) по теме:
    Ожившие страницы прошлого. Произведения о жизни трудового народа. Отрывок из поэмы Н.А.Некрасова "На Волге"

    Алексеева Анна Алексеевна

    Урок внеклассого чтения в 4 классе с использованием межпредметной интеграции с изобразительным искусством и музыкой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ozhivshie_stranitsy_proshlogo.rar2.14 МБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение

    для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом-школа»

    городского округа Орехово–Зуево

    Московской области

    Урок внеклассного чтения

    в 4 классе

    по теме

    «Ожившие страницы прошлого.

    Произведения о жизни трудового народа.

    Отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «На Волге»

    подготовила учитель начальных классов

    Алексеева А.А.

    в рамках  недели гуманитарных наук

    09 декабря 2013года

    Цель: формировать у учащихся устойчивый интерес к русской художественной литературе как источнику знаний.

    Задачи:

    - познакомить учащихся с жизнью трудового народа 19 века на примере произведения Н.А. Некрасова «На Волге»;

    - учить читать литературное произведение, задумываясь и размышляя над прочитанным;

    - развивать навыки овладения художественными образами, выразительными свойствами языка;

    - развивать ассоциативность мышления, воображения;

    - воспитывать интерес к истории России;

    - воспитывать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия литературных произведений.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

    Ход урока:

    1.Организационный момент.

    - Дорогие ребята, я приглашаю вас на урок открытый внеклассного чтения. Пожалуйста, повернись и поздоровайтесь с нашими гостями. Садитесь.

    2.Вступительная беседа.

    - В начале беседы я попрошу вас вспомнить уроки окружающего мира и ответить на мой вопрос: «Какие реки протекают на территории России?» (дети перечисляют названия рек).

    - Какую из названных рек русский народ называет ласково «матушка»?

    (Русский народ так называет Волгу.) СЛАЙД № 2

    - А как вы думаете, почему русские люди так уважительно относятся к этой реке?

    (ответы детей)

    - Волга - одна из крупнейших рек на земле и самая большая река в Европе. На этой реке расположены такие большие города, как Нижний Новгород, Казань, Самара, Волгоград, а так же такие русские города как Ярославль, Кострома, Тверь и.т.д. СЛАЙД № 3

    - Об отношении людей к этой  реке говорят русские народные пословицы:

    Волга всем рекам мать.

    Не проплывёшь Волгу - Родину не увидишь.

    Волга – плыть долго.  

    СЛАЙД № 4

    - Посмотрите, какая красивая эта река. СЛАЙД № 5

    - Какие прекрасные белые теплоходы ходят по Волге. СЛАЙД № 6

    - Какие огромные речные корабли бороздят воды этой реки. СЛАЙД № 7

    - Но так было не всегда. Совсем другие картины можно было увидеть когда-то на Волге.

    3. Знакомство с картиной И.Е.Репина «Бурлаки на Волге».

    - Я хочу вас познакомить с великим русским художником Ильёй Ефимовичем Репиным.

    Илья Репин родился в 1844 году в городе Чугуеве Харьковской области. С 1863 года по 1871 он учился сначала в рисовальной школе, а затем в Академии художеств в Петербурге. Нас сегодня интересует один факт из биографии художника. В 1870 году он совершил путешествие по Волге. СЛАЙД № 8

    - Давайте посчитаем сколько лет назад это было. Что для этого мы должны сделать?

    (Пригласить ребёнка к доске.  Надо от числа 2014 вычесть число 1870. Ребёнок выполняет вычисления столбиком. Выясняем, что это путешествие состоялось 143 года назад)

    - Под впечатлением этого путешествия Репин написал картину «Бурлаки на Волге». Илья Репин прожил интересную жизнь, написал сотни картин, умер он, когда ему было 86 лет. Об  этом художнике и его картинах мы не раз ещё поговорим на уроках изобразительного искусства. А пока мне хочется остановиться на картине «Бурлаки на Волге»  СЛАЙД № 9

    - Кого мы видим на картине?

    (На картине мы видим измождённых, оборванных людей, запряжённых в лямку. Они тянут по реке баржу с грузом и людьми)

    - Давайте узнаем, кто же такие бурлаки. Поможет нам энциклопедия в интернете «Википедия»

    Бурла́к — наёмный рабочий в России, который, идя по берегу, тянул при помощи бечевы речное судно против течения.                  СЛАЙД № 10

    -  В долгом пути бурлаки иногда стаптывали 20 пар лаптей. Уже ходили пароходы, но богатым промышленникам и купцам было выгоднее, дешевле запрягать в лямки людей. Чтобы тянуть ровно, идти в ногу, не дремать на ходу, бурлаки пели песни. Любимая песня - "Дубинушка".  150-200 лет назад небелые теплоходы и красивые корабли можно было увидеть на Волге, а бурлаков, которые, надрываясь, тянут на лямке тяжелую баржу – в любую погоду, по любому бездорожью - по песку, по камням, по воде – чтобы, в конце пути, получить за этот мучительный труд жалкие гроши.

     

    4. Прослушивание русской народной песни «Дубинушка»

    - Давайте послушаем песню. Ритм песни хорошо подходит для дружной совместной работы, для одновременного напряжения сил.

    5. Знакомство с отрывком поэмы Н.А.Некрасова «На Волге»

    а) Вступительная беседа

    - Не только Илья Репин отразил в своём творчестве нелёгкую жизнь трудового народа 19 века. Вы знакомились на уроках чтения с произведениями поэта, который всей душой переживал за свой народ, который показывал в своих стихотворениях в каких рабских и неимоверно сложных условиях жили простые люди, вынужденные зарабатывать себе на жизнь тяжелым физическим трудом.  

    - Посмотрите на портрет этого поэта. Вы узнаёте его.

    (Это портрет Николая Алексеевича Некрасова)      СЛАЙД № 11

    б) Биографические сведения

    Николай Алексеевич Некрасов родился 10 октября (28 ноября) 1821 года на Украине, неподалеку от Винницы, в местечке Немиров. Мальчику не было и трех лет, когда его отец, ярославский помещик и отставной офицер, перевез семью в родовое имение Грешнево. Здесь прошло детство — среди яблонь обширного сада, вблизи Волги, которую Некрасов назвал колыбелью.

    - Как вы думаете, мог ли маленький Николай видеть на Волге бурлаков.

    - Так оно и было. Эти встречи оставили неизгладимый след в душе будущего поэта. Многие стихи Некрасова, посвященные трудовым людям, наполнены болью и состраданием. При этом поэт постоянно задается вопросом о том, почему мир устроен так несправедливо, и мечтает о том, чтобы его изменить. Об этих детских воспоминаниях и впечатлениях им была написана поэма «На Волге»

    в) Первичное восприятие отрывка из поэмы «На Волге»

    - Вообще поэма Н.А.Некрасова достаточно большое произведение. Вы видите его полностью на доске (Приложение1). Мы же познакомимся с отрывком из этой поэмы (Приложение 2 каждому ученику)

    - Послушайте и расскажите после, какие чувства вызвали у вас эти строки.

     ( Чтение отрывка учителем)

    г) Эмоциональная беседа

    6) Физ. Минутка

    - После тяжёлой работы у бурлаков болело и ломило всё тело. Как думаете, что болело больше всего? (болела спина и плечи)

    - Вы, безусловно, никогда не будете бурлаками, но плечевой пояс надо развивать, чтобы быть сильными и здоровыми.

    Упражнения для плеч

    Поднимайте плечи вверх, как можно ближе к ушам, задерживаясь на 10 секунд. Выполняйте медленные круговые движения плечами вперед и назад.

     Сцепите руки в замок и потянитесь вперед таким образом, чтобы ладони смотрели вперед.

    7) Анализ произведения

    а) Чтение учеником отрывка:

    …Но вдруг я стоны услыхал,
    И взор мой на берег упал.
    Почти пригнувшись головой
    К ногам, обвитым бечевой.
    Обутым в лапти, вдоль реки
    Ползли гурьбою бурлаки,
    И был невыносимо дик
    И страшно ясен в тишине
    Их мерный похоронный крик,—
    И сердце дрогнуло во мне.

    - Что услышал Некрасов прежде, чем увидел бурлаков?

    - Почему бурлаки стонали?

    - Какими словами Некрасов описывает движения бурлаков?

    - Какими словами поэт описывает крик бурлаков?

    - Как вы понимаете выражение «и сердце дрогнуло во мне»

    б) Чтение учеником отрывка:

    …Устали бурлаки,
    Котел с расшивы принесли,
    Уселись, развели костер
    И меж собою повели
    Неторопливый разговор.

    Словарная работа:

    Расшива - парусное речное судно, обычно плоскодонное, на Волге. До появления пароходов расшивы были наиболее распространенными речными судами.

    СЛАЙД № 12

    в) Чтение учеником отрывка:

    — Когда-то в Нижний попадем?—
    Один сказал: — Когда б попасть
    Хоть на Илью...— «Авось придем.
    Другой, с болезненным лицом,
    Ему ответил. — Эх, напасть!
    Когда бы зажило плечо,
    Тянул бы лямку, как медведь,
    А кабы к утру умереть —
    Так лучше было бы еще...»

    - Как вы думаете, в какой город тянули расшиву бурлаки?

    Словарная работа:

    «Хоть на Илью…» - праздник, день памяти пророка Ильи, одного из наиболее почитаемых на Руси святых, отмечается 2 августа.   СЛАЙД № 13

    - Перечитайте ещё раз слова бурлака. Почему он говорит, что лучше было бы умереть?

    - Какие чувства вы испытываете к этому человеку?

    г) Чтение учеником отрывка:

    Он замолчал и навзничь лег.
    Я этих слов понять не мог,
    Но тот, который их сказал,
    Угрюмый, тихий и больной,
    С тех пор меня не покидал!
    Он и теперь передо мной:
    Лохмотья жалкой нищеты,
    Изнеможенные черты
    И, выражающий укор,
    Спокойно-безнадежный взор...

    - Давайте ещё раз посмотрим на картину И.Репина «Бурлаки на Волге». Кто из бурлаков на картине подходит по описанию к бурлаку из стихотворения Некрасова ( Бурлак, который вытирает лицо)     СЛАЙД №14

    - Подтвердите это предположение строками из стихотворения.

    - Почему Некрасов не мог забыть этого человека?

    - Как содержание стихотворения можно связать с пословицей «Тянут лямку, пока не выроют ямку»?  СЛАЙД № 15

    8) Выразительное чтение стихотворения

    9) Заключительная беседа.

    - Сегодня благодаря творчеству двух великих россиян: художника И.Репина и поэта Н.Некрасова мы совершили воображаемую экскурсию в прошлое нашей Родины и увидели, что страшно тяжело жилось простому трудовому народу в те времена. Если вы хотите ещё узнать о том, как раньше жили и трудились русские люди, я рекомендую вам почитать следующие произведения:

    А.П.Чехов «Ванька»

    А.М.Горький «В людях»

    СЛАЙД № 16

    Приложение 1

    На Волге

    (Детство Валежникова)

    1

    . . . . . . . . . . . . . .
    . . . . . . . . . . . . . .
    Не торопись, мой верный пес!
    Зачем на грудь ко мне скакать?
    Еще успеем мы стрелять.
    Ты удивлен, что я прирос
    На Волге: целый час стою
    Недвижно, хмурюсь и молчу.
    Я вспомнил молодость мою
    И весь отдаться ей хочу
    Здесь на свободе. Я похож
    На нищего: вот бедный дом,
    Тут, может, подали бы грош.
    Но вот другой — богаче: в нем
    Авось побольше подадут.
    И нищий мимо; между тем
    В богатом доме дворник плут
    Не наделил его ничем.
    Вот дом еще пышней, но там
    Чуть не прогнали по шеям!
    И, как нарочно, все село
    Прошел — нигде не повезло!
    Пуста, хоть выверни суму.
    Тогда вернулся он назад
    К убогой хижине — и рад.
    Что корку бросили ему;
    Бедняк ее, как робкий пес,
    Подальше от людей унес
    И гложет... Рано пренебрег
    Я тем, что было под рукой,
    И чуть не детскою ногой
    Ступил за отческий порог.
    Меня старались удержать
    Мои друзья, молила мать,
    Мне лепетал любимый лес:
    Верь, нет милей родных небес!
    Нигде не дышится вольней
    Родных лугов, родных полей,
    И той же песенкою полн
    Был говор этих милых волн.
    Но я не верил ничему.
    Нет,— говорил я жизни той.—
    Ничем не купленный покой
    Противен сердцу моему...

    Быть может, недостало сил
    Или мой труд не нужен был,
    Но жизнь напрасно я убил,
    И то, о чем дерзал мечтать,
    Теперь мне стыдно вспоминать!
    Все силы сердца моего
    Истратив в медленной борьбе,
    Не допросившись ничего
    От жизни ближним и себе,
    Стучусь я робко у дверей
    Убогой юности моей:
    — О юность бедная моя!
    Прости меня, смирился я!
    Не помяни мне дерзких грез,
    С какими, бросив край родной,
    Я издевался над тобой!
    Не помяни мне глупых слез,
    Какими плакал я не раз,
    Твоим покоем тяготясь!
    Но благодушно что-нибудь,
    На чем бы сердцем отдохнуть
    Я мог, пошли мне! Я устал,
    В себя я веру потерял,
    И только память детских дней
    Не тяготит души моей...

    2

    Я рос, как многие, в глуши,
    У берегов большой реки,
    Где лишь кричали кулики,
    Шумели глухо камыши,
    Рядами стаи белых птиц,
    Как изваяния гробниц,
    Сидели важно на песке;
    Виднелись горы вдалеке,
    И синий бесконечный лес
    Скрывал ту сторону небес,
    Куда, дневной окончив путь,
    Уходит солнце отдохнуть.

    Я страха смолоду не знал,
    Считал я братьями людей
    И даже скоро перестал
    Бояться леших и чертей.
    Однажды няня говорит:
    «Не бегай ночью — волк сидит
    За нашей ригой, а в саду
    Гуляют черти на пруду!»
    И в ту же ночь пошел я в сад.
    Не то, чтоб я чертям был рад,
    А так — хотелось видеть их.
    Иду. Ночная тишина
    Какой-то зоркостью полна,
    Как будто с умыслом притих
    Весь божий мир — и наблюдал,
    Что дерзкий мальчик затевал!
    И как-то не шагалось мне
    В всезрящей этой тишине.
    Не воротиться ли домой?
    А то как черти нападут
    И потащат с собою в пруд,
    И жить заставят под водой?
    Однако я не шел назад.
    Играет месяц над прудом,
    И отражается на нем
    Береговых деревьев ряд.
    Я постоял на берегу,
    Послушал — черти ни гу-гу!
    Я пруд три раза обошел,
    Но черт не выплыл, не пришел!
    Смотрел я меж ветвей дерев
    И меж широких лопухов,
    Что поросли вдоль берегов,
    В воде: не спрятался ли там?
    Узнать бы можно по рогам.
    Нет никого! Пошел я прочь,
    Нарочно сдерживая шаг.
    Сошла мне даром эта ночь,
    Но если б друг какой иль враг
    Засел в кусту и закричал
    Иль даже, спугнутая мной,
    Взвилась сова над головой —
    Наверно б мертвый я упал!
    Так, любопытствуя, давил
    Я страхи ложные в себе
    И в бесполезной той борьбе
    Немало силы погубил.
    Зато, добытая с тех пор,
    Привычка не искать опор
    Меня вела своим путем,
    Пока рожденного рабом
    Самолюбивая судьба
    Не обратила вновь в раба!

    3

    О Волга! после многих лет
    Я вновь принес тебе привет.
    Уж я не тот, но ты светла
    И величава, как была.
    Кругом все та же даль и ширь,
    Все тот же виден монастырь
    На острову, среди песков,
    И даже трепет прежних дней
    Я ощутил в душе моей,
    Заслыша звон колоколов.
    Все то же, то же... только нет
    Убитых сил, прожитых лет...

    Уж скоро полдень. Жар такой,
    Что на песке горят следы,
    Рыбалки дремлют над водой,
    Усевшись в плотные ряды;
    Куют кузнечики, с лугов
    Несется крик перепелов.
    Не нарушая тишины
    Ленивой медленной волны,
    Расшива движется рекой.
    Приказчик, парень молодой,
    Смеясь, за спутницей своей
    Бежит по палубе; она
    Мила, дородна и красна.
    И слышу я, кричит он ей:
    «Постой, проказница, ужо —
    Вот догоню!..» Догнал, поймал,—
    И поцелуй их прозвучал
    Над Волгой вкусно и свежо.
    Нас так никто не целовал!
    Да в подрумяненных губах
    У наших барынь городских
    И звуков даже нет таких.

    В каких-то розовых мечтах
    Я позабылся. Сон и зной
    Уже царили надо мной.
    Но вдруг я стоны услыхал,
    И взор мой на берег упал.
    Почти пригнувшись головой
    К ногам, обвитым бечевой.
    Обутым в лапти, вдоль реки
    Ползли гурьбою бурлаки,
    И был невыносимо дик
    И страшно ясен в тишине
    Их мерный похоронный крик,—
    И сердце дрогнуло во мне.

    О Волга!.. колыбель моя!
    Любил ли кто тебя, как я?
    Один, по утренним зарям,
    Когда еще все в мире спит
    И алый блеск едва скользит
    По темно-голубым волнам,
    Я убегал к родной реке.
    Иду на помощь к рыбакам,
    Катаюсь с ними в челноке,
    Брожу с ружьем по островам.
    То, как играющий зверок.
    С высокой кручи на песок
    Скачусь, то берегом реки
    Бегу, бросая камешки,
    И песню громкую пою
    Про удаль раннюю мою...
    Тогда я думать был готов,
    Что не уйду я никогда
    С песчаных этих берегов.
    И не ушел бы никуда —
    Когда б, о Волга! над тобой
    Не раздавался этот вой!

    Давно-давно, в такой же час,
    Его услышав в первый раз.
    Я был испуган, оглушен.
    Я знать хотел, что значит он,—
    И долго берегом реки
    Бежал. Устали бурлаки.
    Котел с расшивы принесли,
    Уселись, развели костер
    И меж собою повели
    Неторопливый разговор.
    — Когда-то в Нижний попадем?—
    Один сказал: — Когда б попасть
    Хоть на Илью...— «Авось придем.
    Другой, с болезненным лицом,
    Ему ответил. — Эх, напасть!
    Когда бы зажило плечо,
    Тянул бы лямку, как медведь,
    А кабы к утру умереть —
    Так лучше было бы еще...»
    Он замолчал и навзничь лег.
    Я этих слов понять не мог,
    Но тот, который их сказал,
    Угрюмый, тихий и больной,
    С тех пор меня не покидал!
    Он и теперь передо мной:
    Лохмотья жалкой нищеты,
    Изнеможенные черты
    И, выражающий укор,
    Спокойно-безнадежный взор...
    Без шапки, бледный, чуть живой,
    Лишь поздно вечером домой
    Я воротился. Кто тут был —
    У всех ответа я просил
    На то, что видел, и во сне
    О том, что рассказали мне,
    Я бредил. Няню испугал:
    «Сиди, родименькой, сиди!
    Гулять сегодня не ходи!»
    Но я на Волгу убежал.

    Бог весть, что сделалось со мной?
    Я не узнал реки родной:
    С трудом ступает на песок
    Моя нога: он так глубок;
    Уж не манит на острова
    Их ярко-свежая трава,
    Прибрежных птиц знакомый крик
    Зловещ, пронзителен и дик,
    И говор тех же милых волн
    Иною музыкою полн!

    О, горько, горько я рыдал,
    Когда в то утро я стоял
    На берегу родной реки,—
    И в первый раз ее назвал
    Рекою рабства и тоски!..

    Чт
    о я в ту пору замышлял,
    Созвав товарищей детей,
    Какие клятвы я давал —
    Пускай умрет в душе моей,
    Чтоб кто-нибудь не осмеял!

    Но если вы — наивный бред,
    Обеты юношеских лет,
    Зачем же вам забвенья нет?
    И вами вызванный упрек
    Так сокрушительно жесток?..

    4

    Унылый, сумрачный бурлак!
    Каким тебя я в детстве знал,
    Таким и ныне увидал:
    Все ту же песню ты поешь,
    Все ту же лямку ты несешь,
    В чертах усталого лица
    Все та ж покорность без конца.
    Прочна суровая среда,
    Где поколения людей
    Живут и гибнут без следа
    И без урока для детей!
    Отец твой сорок лет стонал,
    Бродя по этим берегам,
    И перед смертию не знал,
    Что заповедать сыновьям.
    И, как ему,— не довелось
    Тебе наткнуться на вопрос:
    Чем хуже был бы твой удел,
    Когда б ты менее терпел?
    Как он, безгласно ты умрешь,
    Как он, безвестно пропадешь.
    Так заметается песком
    Твой след на этих берегах,
    Где ты шагаешь под ярмом
    Не краше узника в цепях,
    Твердя постылые слова,
    От века те же «раз да два!»
    С болезненным припевом «ой!»
    И в такт мотая головой...

    Приложение 2

    …Но вдруг я стоны услыхал,
    И взор мой на берег упал.
    Почти пригнувшись головой
    К ногам, обвитым бечевой.
    Обутым в лапти, вдоль реки
    Ползли гурьбою бурлаки,
    И был невыносимо дик
    И страшно ясен в тишине
    Их мерный похоронный крик,—
    И сердце дрогнуло во мне.

    …Устали бурлаки,
    Котел с расшивы принесли,
    Уселись, развели костер
    И меж собою повели
    Неторопливый разговор.
    — Когда-то в Нижний попадем?—
    Один сказал: — Когда б попасть
    Хоть на Илью...— «Авось придем.
    Другой, с болезненным лицом,
    Ему ответил. — Эх, напасть!
    Когда бы зажило плечо,
    Тянул бы лямку, как медведь,
    А кабы к утру умереть —
    Так лучше было бы еще...»
    Он замолчал и навзничь лег.
    Я этих слов понять не мог,
    Но тот, который их сказал,
    Угрюмый, тихий и больной,
    С тех пор меня не покидал!
    Он и теперь передо мной:
    Лохмотья жалкой нищеты,
    Изнеможенные черты
    И, выражающий укор,
    Спокойно-безнадежный взор...

    Используемая литература:

    Горецкий В.Г. и др. книга для чтения.- М: Просвещение, 1992.- 208с.

    Сальникова Т.П. Методика обучения чтению.- М: ТЦ Сфера, 2001.- 240с.

    Интернет ресурсы:

    http://yandex.ru/yandsearch?clid=1950386&win=58&lr=213&text=%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B0+%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B0

    http://ofireafee.ucoz.ru/news/stikhi_o_volge_dlja_detej/2013-07-27-156

    http://citaty.su/kratkaya-biografiya-ili-repina

    http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%F3%F0%EB%E0%EA

    http://goldlit.ru/nekrasov/119-na-volge-analiz

    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E0%F1%F8%E8%E2%E0


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Н.А. Некрасов, "На Волге". Отрывок (детство Валежникова)

    Урок литературного чтения по отрывку стихотворения Н.А. Некрасова "На Волге" с целью познакомить учеников с произведением, создать условия для формирования активной читательской позиции, эмоциона...

    Н.А.Некрасов "Не ветер бушует над бором..." (отрывок из поэмы "Мороз, Красный нос")

    Озвученная презентация для урока литературного чтения. Показ слайдов осуществлется автоматически, кроме первого, на котором учитель может объявить, что предстоит послушать и посмотреть учащимся....

    Стихи о природе. «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

    Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс по УМК "Начальная школа XXI века"...

    Проект урока по литературному чтению: «Произведения о детях Н. Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы)» (2 класс)

    Тема урока: «Произведения о детях Н. Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы)»Задачи урока- Знакомство детей с произведением Н.Некрасова «Саша» (отрывок), формирование навыка выразительного чтения стихотвор...

    Урок литературного чтения по теме «Н.А.Некрасов (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») 3 класс

    Раскрытие образа Мороза в произведении Н. А. Некрасова «Мороз,красный нос»....

    Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме «Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором..» отрывок из поэмы «Мороз, Красный Нос».

    Конспект урока литературного чтения в 3 А классепо теме «Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором..» отрывок из поэмы «Мороз, Красный Нос»....