Урок литературного чтения по теме «Н.А.Некрасов (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Хусаинова Екатерина Сергеевна

Раскрытие образа Мороза в произведении Н. А. Некрасова «Мороз,

красный нос».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx38.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения по теме «Н.А.Некрасов (отрывок из поэмы

«Мороз, Красный нос») 3класс

Цель: анализ образа Мороза в произведении Н. А. Некрасова «Мороз,

красный нос».

   Задачи:

образовательные:

1. создать условия для знакомства обучающихся с отрывком из

произведения Некрасова;

2. обеспечить осознанное восприятие обучающихся стихотворения

Некрасова.

3. создать условия для написания обучающимися синквейна – как

способа характеристики персонажа.

развивающие:

способствовать:

- умению анализировать текст и находить в нём языковые средства

выразительности;

- развитию мотивации на вдумчивое чтение художественной литературы;

- совершенствование навыков выразительного чтения;

- развитию и обогащению памяти, мышления, внимания, воображения.

воспитательные:

1. воспитывать бережное отношение к литературному наследию.

2. воспитывать любовь к красоте природы в любое время года.

Формировать УУД:

Познавательные:

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (словесное

рисование, составление характеристики)

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Овладение приёмами понимания прочитанного.

4. Выделение существенных признаков объекта.

5. Построение рассуждений.

Регулятивные:

1. развивать умения:

- высказывать свои предположения на основе изученного материала;

- формулировать тему и цель урока;

- планировать свои действия;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

развивать умения:

- строить речевые высказывания;

- работать в паре;

- согласовывать свои действия с партнёрами.

Личностные:

1. развивать умения выказывать своё отношение к герою; выражать свои

эмоции;

2. формировать  мотивацию  к  обучению  и  целенаправленной

познавательной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

читать осознанно, выразительно, без ошибок;

работать с текстом: описывать героя (составлять словесный портрет

литературного героя), его характер, на основе анализа произведения;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том

числе и к художественной стороне текста.

Личностные:

проявлять:

интерес к чтению русской поэзии;

свои чувства при анализе произведения;

интерес и творческое отношение к выполнению заданий.

Метапредметные:

Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом

учебника.

Выстраивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Уметь слушать и понимать речь других.

Оформлять свою речь в устной и письменной форме.

Уметь работать в паре.

Уметь находить в тексте ответы на вопросы.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ

произведений.

Уметь производить самооценку успешности учебной деятельности.

Основные понятия: олицетворения, эпитеты, сравнения, метафора.

Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, музыка, изобразительное искусство.

Ресурсы:

основные: Л.А. Ефросинина,  М.И. Оморокова  «Литературное чтение», 3

класс УМК «Начальная школа XXI века »;

дополнительные:

1. Роберт Шуман оркестровое переложение «Дед Мороз».

2. Антонио Вивальди “Зима - Ларго” из цикла “Времена года”

3.  Петр Ильич  Чайковский из  альбома

« Времена  года. Январь».  

4.Презентация к уроку.

5. Карточки для работы в парах.                  

Ход  урока:

  1. Организационный  момент.
  2. Эмоциональный  настрой  и дыхательная  гимнастика.

Ребята, сегодня у нас много гостей, посмотрим  на них, улыбнёмся. Садитесь.

Мы добры  и спокойны. Выдохните  неудачу. Вдохните  свежесть прохладного  морозного  утра  и настроимся  на серьёзную работу.

Какое  сейчас  время  года?

Представьте, что  на ваши  ладошки  медленно  падают  снежинки. Вы полюбовались  их  красотой и решили отпустить на  волю. Наберите  воздуха. Сдуньте  снежинки с правой  ладошки, с левой  ладошки, вместе. Стряхните  снежинки. Сели правильно.

Произнесите  предложение, записанное на доске, делая  ударение каждый раз на другом слове.

                              С  неба  падают  снежинки.  (Слайд 1)

На доске вы видите отрывки из стихотворений русских поэтов, посвящённых этому  времени года.

Прочитаем эти строчки  с разной  интонацией.(Слайды 2-7)

  • С радостью      Здравствуй, гостья –зима!

                                   Просим  милости  к нам

                                   Песни  севера  петь

                                   По полям  и степям.     ( И. Никитин)

  • С восхищением  Под  голубыми  небесами

                                    Великолепными  коврами

                                    Блестя на солнце,  снег  лежит;   ( А. Пушкин)

  • Таинственно   Вот ветер, тучи  нагоняя,

                                 Дохнул, завыл-  и вот сама

                                 Идёт  волшебница –зима. ( А. Пушкин)

  • Тревожно      Вот  как –то раз, ночной  порой,

                             Когда  в лесу  так  тихо,

                              Встречают  волка  под  горой

                              Зайчата  и зайчиха.  ( А. Барто)

  • С сожалением   Мёрзнут  лапки  у синичек:

                                  Плохо  им без  рукавичек,

                                   Да  и голодно в мороз…

                                    Я им семечек  принёс.  ( В. Поляков)

  • С  просьбой      Покормите  птиц зимой.

                                 Пусть  со  всех концов

                                 К вам слетятся,  как домой

                                 Стайки  на  крыльцо.   ( А. Прокофьев)

С каким  чувством поэты пишут о зиме?

(Они  удивляются, переживают, радуются и любуются красотой зимней  природы.)

(Слайд 8-13)

  • Посмотрите,  какой прекрасной    может  быть зима.

Фотографии  и репродукции  картин  русских  художников

 показаны серебристыми, белыми, синими  красками. Такие  цвета создают образ зимы сказочной  и загадочной.

 О такой зиме можно сказать: зимушка-зима,чародейка, кудесница, волшебница, невидимка, русская красавица).

А ещё зима бывает …(Слайд 14-16)

Сегодня я приготовила для  вас сюрприз. Это  чудесная  и прекрасная   музыка  Петра Ильича  Чайковского из  его  альбома

« Времена  года».  ( Портрет П.И. Чайковского) (Слайд17)

- Послушайте, какой  предстаёт зима  в музыке  этого  композитора.

            Звучит фрагмент из цикла « Времена  года. Январь».

-И если вы считаете, что ваш рисунок зимы подходит к этой музыке, то прикрепите его на доске.

 Мы видим зиму легкой, изящной, совершающей чудеса.

- Послушайте ещё один фрагмент произведения “Зима - Ларго” из цикла “Времена года” Антонио Вивальди. (Слайд 18)

-Прикрепите свои рисунки зимней природы на доске, созвучные с музыкой

- Какую зиму вы представили в этом произведении?

- Зима. Снег покрыл поля, луга. О зиме говорят: снежная, суровая, холодная.

III. Проверка домашнего задания.

-С произведениями какого поэта мы познакомились на прошлых занятиях?

- Какое задание вы выполняли дома?

(по  желанию выучить  стихотворение наизусть)

Чтение наизусть выразительно.

- Чем отличается выразительное чтение?

(Его хочется слушать, потому что чтец так умеет голосом передать смысл читаемого, что мы не только слышим, что он произносит, но и видим, представляем в своём воображении всё, о чём рассказано в тексте, становимся участниками события.)

-У каждого чтеца есть свои “инструменты”. Какие?

(Дыхание, голос, дикция)

Для этого вспомним правила выразительного чтения.  (Слайд 19)

IV.Сообщение темы и цели урока.

Слайд 20 (портрет)

- Николай Алексеевич Некрасов очень любил родную природу и много писал о ней стихов. В них поэт часто наделял деревья, ветер, небо человеческими чувствами. Он говорит, что ель стонет, лес шепчет….Он очень тонко подмечал незаметные движения в природе, которые не каждый человек может заметить. Он так замечательно рисовал картины природы, но не красками, а своими поэтическими способностями. И сейчас, мы в этом  попробуем убедиться, читая его стихотворение.

  • Сегодня мы прочитаем отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос», который называется «Мороз-воевода». Это последняя поэма Н.А. Некрасова. Посвятил он ее своей сестре Анне

 (Слайд 21) Итак тема урока « Н.А. Некрасов «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)».

- О чём будет стихотворение? Как вы думаете – это будет стихотворение-рассказ, стихотворение-басня, стихотворение-сказка или стихотворение-описание природы? (Стихотворение-сказка)

Его няня была крепостная крестьянка. Первые сказки, какие довелось ему услышать от няни, были старинные русские народные сказки, те самые, что в течение многих столетий рассказывали в каждой крестьянской семье. Сказки очень полюбились Некрасову, и он запомнил их на всю жизнь. Много сравнений, образных выражений он брал из народных загадок, поговорок и сказок. Эти сказки слушаете и вы.
Не за горами и встреча с Дедом Морозом. Какой он? (Добрый, щедрый, строгий).
 В каких литературных произведениях мы его встречали? ( Слайд 22)

 (Рус. нар. сказки «Морозко» и «Два Мороза», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович»). Выставка книг.

 В сказках Некрасов  нашел и замечательный образ Мороза-воеводы – могучего богатыря, чародея.

V. Работа до чтения.    (Слайд 23 ) 

- Откройте с 156. Посмотрите на название.

-Почему слово «красный» с большой буквы? (Прозвище одушевлённого лица. То есть используется такой литературный приём, как олицетворение).

Сам поэт назвал этот отрывок «Мороз-воевода». Слово «воевода» имеет два значения. В каком значении оно используется в этом тексте: «начальник войска» или «начальник большого владения»? (Во втором).

- Обратите внимание на слово “воевода”, используя знания по русскому языку, ответьте на вопрос: Какое это слово?

(Сложное, состоит из двух корней, в транскрипции вой и вод, то есть водит воинов)

VI. Словарная работа

- Перед чтением произведения, уточним значение некоторых слов, которые встретятся в тексте

(Слайд 24)

воевода – начальник войска

дозор – обход для осмотра

палица – старинное оружие- тяжёлая дубинка с утолщённым концом

гнёт – тяжесть, груз

обозы – несколько повозок с грузом

казна – имущество, деньги или иные средства

не скудеет – не беднеет

VII. Первичное восприятие текста.

1. Прослушивание аудиозаписи.

А теперь сядьте поудобнее, мы с вами перенесёмся в зимний,морозный  день  в  лес.

Слушайте внимательно стихотворение и будьте готовы определить его тему, жанр, ответить на вопросы
(включение аудиозаписи)

VIII. Проверка первичного восприятия.

- Понравилось вам это произведение? Чем?

(Да, очень понравилось, потому что оно торжественное, интересное, красивое, величавое, величественное).

  • Какой изобразил зиму Н.Некрасов?

Некрасов изобразил зиму суровой и сильной, живой и полновластной хозяйкой.

- Какое бы музыкальное произведение Чайковского или Вивальди  подошло бы к этому отрывку?

- Кто же хозяин у зимы?

(Мороз-воевода)

XI.Определение темы и жанра произведения.

- Смоделируйте обложку книги для одноимённого произведения.

- Определите жанр и тему данного произведения.

- Давайте проверим, какая обложка у вас получилась и почему?

(Жанр произведения – стихотворение, так как оно написано в ритмически организованной форме, поэтому на обложке я нарисовала треугольник. Это произведение о зимней природе, о её красоте, поэтому треугольник раскрасила зелёным цветом, автор произведения – Николай Алексеевич Некрасов, название произведения – “Мороз-воевода”). (Слайд 25)

XII. Физкультминутка


Зимою белые снежинки
Танцуют за моим окном.
(правой рукой плавное движение вверх-вниз, левая на поясе)
А Дед Мороз свои картинки
Рисует на стекле ночном.
(плавные движения двумя руками вверх-вниз перед собой)

XIII. Анализ текста стихотворения.

1) Вторичное чтение стихотворения (про себя)

- Перечитайте стихотворение про себя. Подумайте, на сколько частей можно разделить стихотворение (на 2 части)

- Прочитаем I часть. Озаглавим

(Обход владений. Дозор)

- Прочитаем II часть . Озаглавим

(Песня мороза. Хвастливая песня. Удалая песня)

-У каждого автора есть необычные и загадочные слова. Все они украшают любое произведение, показывают точность, выразительность, красоту. ( Слайд 26).

Назовите изобразительные средства языка

2) Работа с первой строфой

а) целевая установка

- Заколдован невидимкой  дремлет лес под сказку сна. И вдруг… Прочитаем хором 1 строфу и узнаем, что нам сообщает автор?

б) чтение хором

в) проверка восприятия

- О чём же говорит Некрасов в этой строфе? ( о морозе). 

Как он его называет? (Мороз-воевода). 

- Мороз-воевода, каким вы его себе представили?

 (мощным, сильным, суровым).

- Чтобы показать силу и мощь мороза, автор его сравнивает

- с ветром, бушующим над бором,

- с шумом горных ручьёв 

- Какое настроение вызывает эта строфа? (сердитое, хмурое, задумчивое, мрачное).

г) Нам необходимо прочитать выразительно эту строфу.

Выразительное чтение. Соблюдаем…(интонацию). А именно: (тон, темп, силу голоса, ритм, паузы, логическое ударение).

2) Работа со второй и третьей строфами

- Всё стихло. Мороз осматривает, охраняет свои владения.  Как он это делает, узнаем, прочитав 2 и 3 строфы.

2-я строфа

(чтение)

- Ребята, как вы думаете, мороз хороший хозяин?

- Чтоб нам ярче было видно, что мороз хороший хозяин, Некрасов использовал такое языковое средство, как повтор.

- Найдите и зачитайте повторы.

(«и нет ли где»), т.е. заглянет в каждый уголок.

  • Каким настроением проникнуты эти строки?

 (возвышенным, бодрым).

  • Прочитаем, показав настроение 2-ой картины, соблюдая тон, темп, ритм

(чтение 3строфы). 

3) Pабота с четвёртой и пятой строфами

- Великолепен вид зимней природы.

- Ребята, а можно услышать мороз? (да) 

- А как? Прочитайте про себя следующие 2 строфы и подчеркните слова, которые это подтверждают.

(чтение с пометами). 

 Услышали мороз? Что он делает?

- Зачитайте слова, которые подчеркнули

 (идёт, шагает, трещит, играет, бьёт, поёт). 

- О чём говорят эти слова?  

(Мороз показан как живой). 

-Когда неодушевлённый предмет наделяется чертами живого существа, в литературе такое изобразительное средство называется олицетворением.

- Основной прием, который использовал Н.А. Некрасов при создании этого стихотворения - олицетворение.

(Он использовал приём-олицетворение, чтобы представить “Мороза-воеводу” в образе живого существа, способного выполнять много действий: “пойду, построю, задумаю, упрячу, идёт, шагает, трещит”, причём многие его действия явно преувеличены, это может быть только в сказке, как, например, в русской народной сказке “Морозко”, автор показывает “Мороза-воеводу” умелым, хвастливым)

-  Найдите в 1 строчке синонимы

(идёт – шагает). 

- А кто может показать, как шагает мороз? (уч-ся выходит и показывает). 

- Какие слова  говорят о его внешнем виде?

 (косматая борода), т.е….(лохматая, взъерошенная). 

Слова-прилагательные, которые делают предмет ярче, красивее, выразительнее, в литературе называются эпитетами.

- Какую картину представили? (шествие мороза).

- Какое настроение ощутили в этих строках? (торжественное, ликующее).

 - А как природа реагирует на появление мороза? (природа с радостью, любовью его встречает и это видно: яркое солнце играет).

- Читаем выразительно эти 2 строфы, показав голосом, как шагает мороз,

3 картина .

 Не забываем о выразительном  чтении (читают).

 

4) Работа с 6 - 9 строфами

- Вьюги и метели по лесу полетели, стонет от ветра старый бор. А мороз поёт хвастливую песню. Читаем выразительно песню мороза.  

- Какая предстала картина? (радостная, счастливая, мороз восхищается своим царством и богатством). 

- Какое настроение почувствовали в этих строках? (радостное, светлое, счастливое).

 - Когда в литературе название одного предмета переносится на другой на основании их сходства - это метафора. Более подробно вы будете знакомиться с этим выразительным художественным средством в средних и старших классах.

Некрасов употребил метафору «упрячу под гнёт»,

- А как вы думаете, под какой гнёт он собирается упрятать реки – это…(под лёд).

- Ребята, так какая же зима у Некрасова? (живая, сказочная, волшебная, очеловеченная, до всего как будто можно дотянуться, дотронуться).

Да, она созвучна настроениям поэта, и мы это увидели.

  • А о каком морозе нам рассказал поэт? (о морозе-воеводе)

5) Работа в рабочей тетради

Вопрос 1.

- Подумайте, напоминает ли это стихотворение сказку или былину? Чем? ( Слайд 27)

(Я думаю, что это стихотворение напоминает сказку, так как сказка – это устный рассказ о чём-то фантастическом, необычном, чудесном, а в этом стихотворении главный герой “Мороз – воевода” действует как волшебник, у которого по мановению волшебной палочки всё может получиться.)

Пойду на моря-океаны –
Построю дворцы изо льда.
Задумаю – реки большие
Надолго 
упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
Идёт, по деревьям шагает, 
Трещит
 по замёрзлой воде,
И яркое солнце 
играет,
В косматой его бороде…

 - Посмотрите на картину  великого художника В. Васнецова “Три богатыря”  (Слайд 28)

- Кого напоминают русские богатыри?

-Какая музыка подошла бы к этой картине?

Слушание произведения Роберта Шумана «Дед Мороз» (Слайд 29)

Стихотворение “Мороз-воевода” напоминает былину ёще и тем, что он обходит свои владения с “палицей”, именно у былинных богатырей было такое оружие.

Новое слово “палица” давайте произнесём с ударением, узнайте его значение по словарю)

Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьёт
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поёт.

- Похоже ли это стихотворение на былину?

(Я думаю, что это стихотворение напоминает былину, так как былина – это произведение русского фольклора о подвигах былинных героев, которые боролись с врагами русской земли, а в этом стихотворении главный герой “Мороз-воевода как богатырь, сильный, великий, могучий, могущественный, заботливый, надёжный властитель огромного царства обходит владенья свои, украшает их и оберегает.)

Вопрос 1

- Почему автор назвал Мороза воеводой?

(Мороза назвали воеводой потому, что он с войском объезжает, осматривает, охраняет свои владенья)

Вопрос 2.

- Какие воины у “Мороза-воеводы”?

(“Метели, снега и туманы

Покорны морозу всегда… Это и есть его воины).

Вопрос 3.

- Расскажите о его владениях.

(Луга, леса, поля, реки, моря, океаны, то есть земля и всё, что на ней находится).

Вопрос4 .

- Какие ещё строки стихотворения дополнят и укрепят наше утверждение о богатом, но холодном и суровом царстве “Мороза-воеводы”?

Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство моё убираю 
В алмазы, жемчуг, серебро…

- В этом четверостишии встретились новые слова “казна, добро, скудеет”, прочитаем их хором с ударением, найдём лексическое значение в толковом словаре.

- Недаром автор Николай Алексеевич Некрасов в стихотворении “Мороза-воеводы” пишет так: “а всё не скудеет добро”, потому что в народе часто можно услышать краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение, афоризм: “Не скудеет рука дающего”.

Вопрос5. 

перечитайте еще раз 4 последние строки. О чем идет речь?

- Действительно ли царство Мороза в алмазах, жемчуге, серебре?

-А что это? (снег, иней, лед)

- Какое образное средство языка употребил автор, чтобы подчеркнуть богатство и красоту зимней природы, царства “Мороза-воеводы”.

(Очень удачно употребил Николай Алексеевич Некрасов в данном случае “метафору”, подобрал точные слова по определению цвета).

(Слайд 30)

Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы, переливается на свету яркими разноцветными искристыми цветами, жемчуг – сокровище, состоящее преимущественно из перламутра, он бывает белого цвета с перламутровым, переливчатым, серебристо-розовым блеском, серебро – драгоценный блестящий металл серовато – белого цвета. Это всё драгоценности, богатство, украшения, оттенки цвета очень красивые, но у всех разные, они дополняют друг друга своей красотой.

В природе - это снег, иней, блестящие, искрящиеся, переливающиеся на солнце.

 - Царство “Мороза-воеводы” очень красивое, но холодное, суровое, ведь недаром Н.А. Некрасов употребил в стихотворении цвет серебра при описании красоты зимней природы, так как серебряный оттенок, металлический, холодный.

Минутка отдыха для глаз

Ребята, закройте глаза и представьте себе луга, поля, леса, покрытые белым снегом, серебристым, искрящимся и переливающимся на солнце, представьте лёд на реках, озёрах, морях, океанах - глянцевый и блестящий.

Приложите ладошки к глазам, чувствуете, как им приятно и тепло, также тепло и деревьям, кустарникам, травам, всей земле под пушистым снежным покрывалом.

Откройте глаза и скажите:

- Понравился ли вам образ “Мороза-воеводы”, созданный Н. А. Некрасовым?

А теперь расскажите, каким вы представляете “Мороза-воеводу”, не сказочного или былинного героя, а настоящего хозяина своего царства, царства зимней природы.

XIV. Работа в парах.

  • Давайте охарактеризуем этого сказочного богатыря-великана.
  • У вас на столах лежат карточки.

Поставьте  +  рядом  с подходящими, на ваш взгляд, для него чертами характера.

Мороз-воевода

Волевой

Слабохарактерный

Сильный

Трусливый

Суровый

Могущественный

Умелый

Проверка (слайд 31 )

Может быть вы ещё хотели добавить  какие-либо  черты характера,  отсутствующие  в

этой  таблице?  (хвастливый, всемогущий).

XV. Словесное рисование образа “Мороза-воеводы”.

1) Это большой великан, всесильный богатырь, который с палицей и посохом в руках обходит свои владенья для того, чтобы позаботиться о лесных тропках, о земле, чтобы всё было укрыто. Он, как художник, украшает землю (сосны стали более пушистые, на дубах нарисованы красивые узоры), как архитектор и строитель строит ледяные мосты на реках, озёрах, морях и океанах. Он - волшебник с косматой бородой, богатства его велики и красивы, он их делает всё лучше и лучше. Всемогущий владыка, он всё может.

- Хорошее описание образа “Мороза-воеводы” у вас получилось.

- Почему песню “Мороза – воеводы поэт называет хвастливой? Чем он хвастает?

И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поёт.

(Николай Алексеевич Некрасов использовал эпитет “хвастливую песню поёт”, чтобы показать, что песня “Мороза-воеводы” действительно хвастливая, в ней он гордится и хвастается тем, что он делает (как былинный герой стоит на страже, на защите своего царства). Автор называет песню “Мороза-воеводы” хвастливой ещё и потому, что “Мороз-воевода” в ней поёт о том, что ему все покорны, что он может всё сделать лучше, чем человек. В данной песне сила, умения “Мороза-воеводы” явно преувеличены, как у былинных героев.)

(Но автор ещё использовал эпитет “удалую песню” для того, чтобы показать, что “Мороз – воевода” не только хвастун, он удалой, делает всё, чтобы укрыть своё царство, защитить, сделать его красивым. В народе часто говорят “мал, да удал”, тем самым

одобряют поступки этого человека, так и Николай Алексеевич Некрасов одобряет действия “Мороза – воеводы”.

- Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда
Пойду на моря-океаны –
Построю дворцы изо льда.
Задумаю – реки большие
Надолго 
упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли –
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли…

(В этом четверостишии описаны быстрые, решительные действия Мороза-воеводы”. Чтобы показать это автор употребил слова - антонимы “недавно, сегодня”, эпитет “быстрые воды”).

Новое слово “обозы”, произнесите с ударением, найдите его лексическое в толковом словаре.

2). Представление сказочного образа Деда Мороза.

Образ “Мороза-воеводы” в стихотворении Н.А. Некрасова настоящий, он морозит, украшает, строит мосты ледяные, укрывает рыб подо льдом, чтобы не замёрзли.

А это разные образы сказочного Деда Мороза, который спешит к нам на Новый год. (Слайд 32)

XVI. Закрепление

Тестирование (задания на карточках) (Слайд 33)

  1. Н.А.Некрасов – это великий русский

А) писатель

Б) поэт

В) баснописец

  2. Жанр произведения «Не ветер бушует над бором…» -

       А) стихотворение

       Б) рассказ

       В) басня

  3. Тема произведения «Не ветер бушует над бором…» -

       А) осень

       Б) лето

       В) зима

  4. Главный герой произведения «Не ветер бушует над бором…» -

      А) ветер

      Б) Мороз-воевода

      В) Дед Мороз

  5. Мороз-воевода в произведения «Не ветер бушует над бором…» -

      А) заботливый

      Б) жадный

      В) жалкий

Работа в рабочей тетради

        Вопрос 2.

XVII. Итог  и рефлексия учебной деятельности.

Сегодня  мы  продолжили  путешествие по миру поэзии 19 века.  

Произведение,  какого поэта мы читали на уроке?

Как оно называется?

Какую цель мы ставили в начале урока?

 (Цель: выяснить, каким  изобразил  Мороза Некрасов  в  своём стихотворении).

Достигли ли мы поставленной цели? (Да).

Какие  приёмы  использовал  Некрасов, чтобы показать нам  Мороза - воеводу во всей своей  красе? (Сравнения, эпитеты, олицетворения).

Какая работа показалась вам  самой интересной?

В  чём  вы  испытали  затруднения?

(Слайд 34)

Закончите  предложение:

Соприкосновение  с  поэзией Некрасова помогло мне…..

-увидеть  красоту  русской  природы

-увидеть необычное в обычных  вещах.

Оцените свою работу на уроке  при  помощи  сигнальных карточек, лежащих у вас на  столах.

Зелёная – 5

Жёлтая – 4

Красная – 3

XVII. Домашнее  задание

(разноуровневое)  (Слайд 35)

Задание на дом вы можете выбрать для себя сами:

1.  составить  сказку  о  Морозе – воеводе -5.

2. выучить стихотворение  наизусть - 5;

3.  подготовить  выразительное  чтение  стихотворения - 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме "Слова, слова, слова... Борис Заходер. Дырки в сыре". 2 класс, УМК "Гармония"

Данный документ содержит конспект урока по данной теме и презентацию....

Урок литературного чтения по теме: Н.А. Некрасов "Мороз - Воевода"

Урок по программе "Начальная школа 21 века" 3 класс.  Урок насыщенный, требующей большой подготовительной работы....

Урок литературного чтения по теме Н.А. Некрасов "Крестьянские дети"

Презентация к уроку литературного чтения по теме Н. Некрасов "Крестьянские дети" 4 класс УМК "Планета знаний"...

Конспект урока литературного чтения на тему: "В.И. Белов «Малька провинилась»" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя:формирование знаний о жизни и творчестве В.И. Белова;развитие умения работать с текстом, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.Планируемые результатыПредметные:у...

Конспект урока литературного чтения по теме: "Звукопись в поэзии и прозе. М.Горький «Воробьишко»" 1 класс, ПНШ.

Цели деятельности учителя: Формирование у детей умение обнаруживать присутствие звукописи в прозаическом тексте и понимать смысл использования этого литературного приема.Планируемые результаты:Предмет...

Урок литературного чтения по теме «Н.А.Некрасов. "Однажды, в студеную зимнюю пору…"

Тип урока: чтение и анализ художественного произведения. Цель: познакомить с произведением Н.А. Некрасова "Однажды, в студеную зимнюю пору…», расширить знания о жизни детей в пр...