Конспект урока литературного чтения по теме: "Звукопись в поэзии и прозе. М.Горький «Воробьишко»" 1 класс, ПНШ.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Шумилкина Дарья Геннадьевна

Цели деятельности учителя: Формирование у детей умение обнаруживать присутствие звукописи в прозаическом тексте и понимать смысл использования этого литературного приема.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать о таком художественном приёме как звукопись;
  • Уметь определять звукопись в поэзии и прозе.

Личностные:

  • оценивать свои достижения;
  • иметь представление о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах.
  • осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 04.2019                                                                                                                 Учитель: Хайбулина Г.З.

Школа: №  95                                                                                                               Студент: 42 группы, Шумилкина Д.

Класс: 1- 4                                                                                                                       Методист: Батуева Л.И.



Конспект урока по литературному чтению
Тема: «Звукопись в поэзии и прозе. М.Горький «Воробьишко»».

Цели деятельности учителя: Формирование у детей умение обнаруживать присутствие звукописи в прозаическом тексте и понимать смысл использования этого литературного приема.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать о таком художественном приёме как звукопись;
  • Уметь определять звукопись в поэзии и прозе.

Личностные:

  • оценивать свои достижения;
  • иметь представление о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах.
  • осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв.

Тип урока: «открытие нового знания».

Оборудование: ПК, презентация, учебник Н.А.Чураковой «Литературное чтение», 1 класс, карточки для работы в парах.

Челябинск, 2019

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

-Здравствуйте, ребята!

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте,

И на уроке не зевайте!

- Здравствуйте!

Слушать учителя.

Р: личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный:

беседа

5

мин.

-Давайте проверим домашнее задание, как вы его выполнили?

-А теперь вспомним, из каких произведений эти главные герои?

-С каким героем вы еще не знакомы?

Отвечать на вопросы.

Соединять на доске:

Бульдозер Шумный Ба-бах

Бегемот Буль-буль

Ба-бах Как ловкий бегемот…

Пудик ?

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

III. Постановка учебной задачи

Словесный:

Беседа

Наглядный:

презентация

4 мин.

 -Сможете ли вы сказать из какого произведения этот герой?

-Как вы думаете , о ком пойдет речь на нашем уроке?

-А что вы хотите о нем узнать?

-Чтобы вы хотели узнать, кроме содержания этого текста сегодня на уроке?

-Т.е. другими словами вы желаете познакомиться с художественными особенностями этого произведения и выяснить, чему оно учит.

-Это и есть тема нашего сегодняшнего урока.

-Что нам поможет дать ответы на эти вопросы?

-А что же для этого надо делать?

 

-Нет.

-О Пудике.

-Кто это? Какой он? Что с ним случилось?

-Чему нас учит это произведение. Какие особенности у этого произведения.

-Учебник, тетрадь, наши знания, учитель.

-Думать, анализировать, слушать, отвечать на вопросы, размышлять, доказывать.

П: самостоятельное формулирование  темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

IV. Открытие нового знания

Наглядный:

Презентация

Словесный:

Беседа

Наглядный:

Учебник

Словесный:

Диалог

14

мин.

Словарная работа

- Отгадайте загадку: Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?

-Ребята, кто такой Пудик?

-А что вы знаете о воробьях?

-Найдите по содержанию произведение, которое мы будем сегодня изучать на уроке.

-Откройте тетрадь для самостоятельных работ с.28, давайте прочитаем слова, которые встретятся в этом тексте.

-Что обозначают эти слова?

-Кроме этих слов в тексте вам встретятся и такие слова:, чересчур, чадо, чин. Что они обозначают, найдите в сносках учебника.

Работа с текстом во время чтения.

1 часть –чтение учителем

-Итак, предлагаю вам послушать произведение. Я читаю начало, а вы внимательно слушайте.

-Кто главный герой произведения? Запишите на карточке.

-Каким вы представили воробья? Запишите на карточке, используя слова для справок.

2 часть- чтение учителем

-Какое главное качество вы увидели в этой части?

-Перечитайте только те слова, которые говорят воробьи.

-Что общего в этих словах? Что обозначает слово «Чив?»

3 часть- чтение учителем

-А каким вам запомнился воробей в 3 части?

-Глядя на его качества , какой мы можем сделать вывод? Он положительный или отрицательный герой?

-А кого он вам очень напоминает?

– Подумайте, с кем сравнивает Пудик человека?

-Как он объяснил тот факт, что у человека нет крыльев?

- Почему Пудик сказал: Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали?

Физкультминутка:

Птички в гнездышке сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят.

-Воробей.

Ответы детей



М .Горький «Воробей» с. 42

Жёлтый и рот- желторотый

Глянет- выглянет- выглядывал

Бей- робей- воорбей- воробьиха

Чур- чересчур

Чванство- чваниться

Совы- высовывал

Покой- покоится-беспокоится

Бурак- чебурашка- чебурахнешься.

Слушать произведение.

Работают в парах по карточкам:

Отвечать на вопросы.

Размышлять, отвечать на вопросы.

-С птицами

-Их оборвала кошка.

-По его мнению, в воздухе лучше, чем на земле.

Выполнять движения.

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

П: структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания;

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный:
Беседа

1

мин.

-А теперь давайте выполним работу в группе. Прочитайте задание. Читаем текст на стр.42 по цепочке.

-Выполните следующее задание в группе. Прочитайте по ролям разговор Пудика и мамы.

Читать.

Читать в группах.

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Р: принятие учебной задачи  к исполнению

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практическое:

Работа с учебником в тетради

13 мин.

 -К какому жанру относится это произведение и почему?

- Прочитайте в конце произведения вопрос, который задал кот.

-Прочитайте вопрос, который задал Миша? Ответьте на него.

- Кого вам напоминает мама воробьишки?

– Что общего между воробьихой и вашей мамой?

-авторская сказка

-наших мам.

-Мама Пудика и наши мамы все время нас чему-то учат. За нас беспокоятся, нам желают все доброе.

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  творческого выполнения задания;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа выполнения задания

VII. Включение в систему знаний

Словесный:

Беседа

1

мин.

-Самое первое чувство , которое познает человек-это любовь к своей маме. Чему учит нас это произведение?

-Это произведение мы прочитали в сокращении. А как вы думаете , что могло произойти с Пудиком дальше?

-Ваши предположения подтвердятся, если вы прочитаете это произведение целиком.

-Всегда слушаться свою маму, беречь её , помогать ей.

Рассуждать, отвечать на вопрос.

П: обобщение и структурирование знаний в речи

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

1 мин.

-Что нового вы узнали на уроке? Закончите высказывание : На уроке я узнал…

-Оцените свою работу на уроке, поднимаясь по лесенке:

1 ответ- 1 ступенька

2 ответа-2 ступенька

3 ответа-3 ступенька

4 ответа- 4 ступенька

5 ответов-5 ступенька

-Каким вы представляете главного героя?

-Нарисуйте его портрет дома.

-Молодцы, благодарю вас за урок.

Отвечать на вопрос.

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения "Наши друзья и помощники" (Е.И. Чарушин "Томка") для 1 класса

Конспект урока литературного чтения "Наши друзья и помощники" (Е.И. Чарушин "Томка") для 1 класса по учебнику Г.М. Грехнёвой и К.Е. Кореповой. В материале представлен подробный конспект и два приложен...

Конспект урока литературного чтения по теме: «Толстой Л. Н. Детство» (II вид школы, 5 класс 2 отделение)

Конспект урока  литературного чтения по теме: «Толстой Л. Н. Детство»....

Конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и тетерев"". УМК "Планета знаний" 1 класс.

Урок проведён в 1 классе по УМК "Планета знаний" и содержит основные этапы  анализа содержания сказки, поступков и слов героев, языка народной сказки....

Конспект урока литературного чтения Э. Мошковская «Я маму мою обидел» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством Э. Э. Мошковской, со стихотворением «Я маму мою обидел»; совершенствование навыка осознанного и выразительного чт...