Формирование навыков самообразования через организацию проектно -исследовательской деятельности младших школьников
проект по чтению по теме

Медведева Нина Анатольевна

Обобщили свой опыт работы, используя технологию проектно-исследовательской деятельности в начальных классов, начиная с 2000 года. Поместили темы проектов, приемы работы над ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_voronezh.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Медведева Н.А.,  учитель ВВК

Мельникова Е.А., учитель ВВК

                                                     МОУ Заводская СОШ, Калачеевский район

Формирование навыков самообразования через организацию проектно -исследовательской деятельности младших школьников

Я слышу, и я забываю.

            Я вижу, и я помню.

                                           Я делаю, и я понимаю.

Конфуций

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Но все-таки полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников.

Проект в начальной школе начинается с одного простого действия, вокруг которого образуется множество исследовательских ситуаций. Метод проектов позволяет формировать личностные качества : умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбор, ощущать себя членом команды .

Педагогическая успешность ученического проекта определяется возможностью осуществления силами конкретного ученического коллектива: содержанием в нем  новых проблем, которые могут послужить основой любого проекта; навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом; заинтересованностью ученика в работе.

       Проектно-исследовательской деятельностью мы начали заниматься с 2000 года. Первый и самый важный шаг в работе над проектами – создание условий для включения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Так уже в 1 классе мы начинаем с детьми исследовательскую работу по теме «Растения нашего края, занесенные в Красную книгу». Для этого совершаем экскурсии на природу, организуем встречи с учителями- предметниками, просматриваем электронные энциклопедии. Свою роль в данном случае мы видим в том, что бы подавать детям мысль,  наводить на размышления, заинтересовывать детей. Метод проектов, безусловно, успешен в том случае, если он идет от ученика. Но даже если это так, детям нужно постоянное живое участие учителя, поддержка и поощрение учеников. А без этого работа может зайти в тупик, и интерес детей может снизиться! Вот почему большое внимание мы уделяем экскурсионным проектам.

При активном участии родителей занимаемся проектно-исследовательской деятельностью на уроках окружающего мира,  литературного чтения и во внеурочное время. Это является одной из форм воспитательного процесса; способ взаимодействия с окружающими людьми и событиями.

 Урок-исследование позволяет ставить серьезные проблемные вопросы, решать исследовательские задачи. Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную»  радость, положительные эмоции.

Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный вывод, создает условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата.

Созданные в 1 и 2 классах творческие работы, мы используем в дальнейшем на уроках.

Например, альбом «Природа нашей местности в разное время года. Красота и безобразие», альбом «Комнатные растения нашего класса и уход за ними» используются на уроках окружающего мира. Продолжается исследовательская  работа «Какие растения нашего края, занесены в Красную книгу». Поиск информации в энциклопедиях и в других изданиях, в том числе и в школьной библиотеке, в видеотеке, в электронных энциклопедиях, из рассказов взрослых, интервью у учителей-предметников, на экскурсиях в природу, в Интернете. Затем выпускается экспресс-газета «Они могут исчезнуть!», создаются плакаты природоохранного содержания: «Не смей рвать весенние цветы!»,  «Не засоряй наши лес и луга!», «Береги природу!».

Итогом этой деятельности стали проекты «Озеленение школьного зала», «Озеленение школьного двора»  («Лучшая пришкольная клумба») и участие  в творческом отчете перед учителями  района «Есть Мать одна – по имени Природа».

Структурная схема экскурсионных проектов всегда наполнена конкретным содержанием.  Каждый ребенок знает, зачем он идет, что ему надо от экскурсии. Но прежде чем состоится  экскурсия- проект, она детально планируется. Перед детьми ставятся конкретные вопросы, ответы на которые они должны получить во время экскурсии. Итоги экскурсии обязательно обсуждаются.

Дети овладевают различными социальными ролями. Это дает способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение; умение самоопределения.

 Учение с применением данного метода способствует эмоционально-положительному восприятию учения. Дети работают без напряжения, учатся с увлечением, так как видят себя в роли «исследователя». Значит, этот вид деятельности является еще и здоровье сберегающим.

        Групповая работа способствует сплочению коллектива, умению слушать друг друга, высказывать свою точку зрения.

Программа обучения в начальной школе  насыщена разного рода экскурсиями. И мы отводим этому виду деятельности большую роль, особенно краеведению. Результатом такой работы в прошлом учебном году стали проекты, представленные на районном фестивале « Родина. Русь. Россия».  

Проекты, представленные на районном фестивале «Родина. Русь. Россия» - «Защитники Родины в моей семье», «Моя родословная» посильны для понимания ребенка.

Исследовательские проекты успешно осуществляются и на уроках литературного чтения в целях воспитания нравственных качеств и интереса к чтению художественной литературы.

Первые шаги в этом направлении – исследование путем наблюдения. Это чтение детской литературы о прошлом нашего народа, рассказы бабушек и дедушек, рассматривание старинных фотографий, посещение школьного музея, районного музея г. Калача, предметы старины, найденные в домах своих предков. В результате возникает много вопросов, которые составляют предмет проекта.

          Объект экскурсии обеспечивает возможность детального, более глубокого рассмотрения.

Тематика исследований,  проведенных в 4 классе разнообразна:

  • Троекратные повторы в русских народных сказках,
  • Повторяющийся в различных сказках один и тот же волшебный предмет, вещь или волшебное вещество,
  • Как заканчиваются  козни и злодеяния в сказках  и чем они завершаются для тех, кто их затеял?     (Проект «Сказка  - ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»).
  • «Зимняя тематика в стихах»
  • «Мой любимый поэт» (Проект «Родные поэты»).

Проекты на уроках литературного чтения предполагают соответствующие оформления результатов. Степень творчества детей при этом очень высока : дети охотно оформляют «Книжки – малышки»,  экспресс- газеты, презентации. При этом дети руководствуются планом действий, с которым знакомятся заранее.

                   План-рекомендация (Памятка).

  1. Выбери интересную тему.
  2. Поставь цель. Для чего я это делаю?
  3. Подумай, какой будет результат.
  4. Обдумай план действий, время выполнения проекта.
  5. Собери необходимую информацию.
  6. Представь результат на обсуждение коллектива.

 Владение современными средствами информации: поиск, анализ, отбор необходимого материала, его преобразование, сохранение и передача очень ценно в области общечеловеческой культуры, в организации социально значимой, творческой деятельности.

Считаем, что метод проектов представляет неограниченные возможности для подлинного сотрудничества учителя и учащихся. При этом подходе в значительной степени изменяется психологический климат во взаимоотношениях учителя и детей. Учитель становится консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся.

Литература

  1. Господникова М.К. и др. Проектная деятельность учащихся – Волгоград, «Учитель» - 2007 Романовская М.Б.
  2. Проекты в младших классах  ж. «Завуч начальной школы» - №6, 2007г.
  3. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя (Воронцов А.Б.и др.) – Серия «Стандарты второго поколения» М., «Просвещение», 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Исследовательское поведение – один из важных источников получения ребенком представления...

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников

Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбор...

Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

Организация проектно - исследовательской деятельности младших школьников во внеурочной деятельности

Данное выступление было представлено на городском семинаре по теме: "Формирование исследовательских умений младших школьников на осове проектной деятельности"...

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Публикация "Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности"

Участие в публикации материала,во Всероссийской научно-практической конференции....