Календарно-тематическое планирование - литературное чтение ПНШ 4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н.А. Чураковой УМК «Перспективная начальная школа».

Программа рассчитана на 102 часа. В конце учебного года проводится контрольный тест, а также в течение года - организационные формы, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малых группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_1.docx39.19 КБ
Файл literaturnoe_chtenie_2.docx103.09 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н.А. Чураковой УМК «Перспективная начальная школа».

Для реализации программного содержания используются:

  1. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс: в 2 ч. / Н.А. Чуракова. - М: Академкнига/ Учебник, 2008.
  2. Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Хр. / О.В. Малаховская; под ред. Н.А. Чураковой. - М.: Академкнига / Учебник, 2008.
  3. Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, № 2 / О.В. Малаховская. - М.: Академкнига / Учебник 2008.
  4. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс: метод, пособие для учителя / Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская. - М.: Академкнига / Учебник, 2008.

Программа рассчитана на 102 часа. В конце учебного года проводится контрольный тест, а также в течение года - организационные формы, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малых группах.

«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего, воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир - мир людей и природы). Только такое специально воспитанное сознание, способное обнаруживать смысл и красоту в окружающем мире, имеет возможность в процессе взросления не скучать и не растрачивать себя попусту. Такое сознание всегда ощущает себя укорененным: в произведениях художественной культуры, в красоте природы, в ценности человеческих чувств и отношений.

Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе -сформировать за 4 года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.

Основная цель выражается в главных идеях, развиваемых на протяжении 4 лет обучения, а также в конкретных задачах, решение которых помогает осуществить главные идеи. Главных идей несколько, и без их решения невозможно реализовать основную цель обучения (сформировать инструментарий для анализа художественных произведений).

Идея первая. Необходимо сформировать грамотные представления о взаимосвязях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.

• Фольклор, во-первых, предшествует авторской литературе; во-вторых, существует параллельно с авторской литературой; в-третьих, живет в авторской литературе в скрытом и снятом виде (в виде композиционных структур, сюжетных схем, фигур и приемов). Авторская литература использует: а) жанровые структуры фольклора (жанр сказки, все малые жанры); б) сюжетно-композиционные особенности жанров фольклора; в) фигуры (повтор) и художественные приемы, большая часть которых имеет древнейшее происхождение.

• Миф - это способ жизни человечества в древности, в дописьменный период истории, помогавший установить отношения человека с миром природы. Миф воспринимает мир как борьбу своей, присвоенной части мира, и чужой, не присвоенной его части. С мифом напрямую связаны как малые жанры фольклора, так и его «большие» жанры. Большая часть малых жанров фольклора носит обрядово-игровой характер. Загадка - это древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка – способ уговаривать (заклинать) природу. Считалка -древний способ тайного счета и способ бросать жребий. Миф связан с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка. В сказке о животных находят выражение древнейшие представления о животных-тотемах. В волшебной сказке животное-тотем является одним из волшебных помощников героя. Волшебная сказка отражает древнейший обряд посвящения юного человека в мир взрослых, смысл которого - в прохождении посвящаемым ряда испытаний, в результате чего и происходит повзросление, переход человека в новое качество.

  •  Мифологические сюжеты и фольклорные жанры сходны в разных культурах мира, имеют международный характер.
  •  Использование авторской литературой фольклорных жанров, сюжетных линий и приемов не делает авторские произведения фольклорными. В авторской литературе другой мир ценностей: главными являются не групповые ценности людей, подчиняющихся природному ритму, - главным становится жизнь конкретного человека с его индивидуальными переживаниями. Авторские произведения - это уникальные истории человеческих переживаний. Фольклорные тексты - это повторяющиеся истории выживания в борьбе с волшебным миром (чужим, не присвоенным миром), заканчивающиеся победой над ним и восстановлением нарушенного порядка.

Идея вторая. Необходимо постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» - понятие художественного образа.

• Познакомить младших школьников с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и антитезой, которую мы называем приемом контраста.

Примечание. Конечно, проследить древнейшую природу основных художественных приемов в начальной школе не представляется возможным, но сам учитель должен чувствовать их мифологическую укорененность: в олицетворении хорошо видно его древнее происхождение, связанное с одушевлением предметов и явлений; в основе сравнения - древнейшее представление о взаимосвязи и взаимопревращаемости всех предметов и явлений; в основе контраста древнейший способ воспринимать мир в оппозициях

Любой художественный прием - в силу присущей его природе двуплановости - является первоклеткой художественного образа, поэтому воспитанная на уроках способность выделять в тексте и понимать художественные приемы - это первый шаг на пути к пониманию особенностей художественного образа.

  • На материале произведений живописи и графики показать школьникам особенности художественного образа в изобразительном искусстве. Сначала - на материале классических иллюстраций к конкретным фольклорным и литературным текстам: школьники смогут убедиться в том, что писатель (поэт) и художник могут поделиться сходным переживанием и что их оценка событий или героев может быть похожа, но выражена разным языком - языком литературы или языком живописи (графики); потом - на материале живописных произведений, не связанных с текстами тематически, но связанных сходством восприятия мира писателем (поэтом) и художником.
  • Создать условия (подбором текстов и системой вопросов) для интуитивного понимания отличия правды жизни от художественной правды. Художественная правда при этом понимается как правда чувств и отношений, которая может быть представлена в любых вымышленных обстоятельствах.

Идея третья. Необходимо учить младших школьников различать сначала жанры фольклора, потом жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.

  •  Несмотря на существующее жанровое деление, границы между жанрами как фольклора, так и литературы не строги и размыты. Прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельная песенка - закличку; рассказ - сказку и т. д. Если школьник с нашей помощью сумеет обнаруживать сложную природу текста, то его восприятие текста станет многомерным, он сумеет понять неоднозначность и авторского замысла, и мира фольклора, и литературы в целом.
  •  Границы между разными типами повествования (прозой, поэзией, драмой) и определенны, и условны одновременно: их объединяет не только единство мира ценностей, но и единство приемов, которыми пользуется каждый тип (способность прозы и драмы быть лиричными; способность поэзии быть эпичной, а также обрастать чертами драматического искусства). Это очень важно в дальнейшем, когда в основной школе учащиеся познакомятся с разными родами литературы (эпосом, лирикой и драмой), потому что ЭПОС - далеко не всегда прозаическое произведение (это может быть и поэма), а ЛИРИКА - далеко не всегда стихотворное. Важно, чтобы у школьника не сформировался неверный стереотип.

Идея четвертая. Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы. Если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.

  •  Не пользуясь специальной терминологией, создать условия для того, чтобы школьник почувствовал СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ тех особенностей поэзии, которые принято считать формальными: содержательность рифмы (парной, перекрестной, охватной); содержательность размера (последовательности ударных и безударных слогов в строчке + длины строчки); содержательность типа окончаний рифмы (мужское, женское, дактилическое) и т. д.
  •  На материале разных переводов одного и того же короткого стихотворения учить различать нюансы смысла, порождаемые разной ФОРМОЙ; анализируя особенности поэтической формы, учить видеть АВТОРА переводов, постигать особенности его восприятия мира и его творческого почерка.

Программа 4 класса, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искусства и явления художественной культуры, поднимает учеников на новую ступень общего и эстетического развития. Она впервые знакомит школьников с понятием «миф», а сложная природа мифа, объединяющего обрядовую практику и собственно текст, участвующий в проведении обряда, вводит в фольклор более широкий контекст явлений культуры. Особенностью работы в 4 классе является формирование общего представления о связи мифа с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка, и с такими малыми жанрами фольклора, как загадка, считалка, дразнилка, закличка. На материале фольклорных текстов (волшебной сказки и былины) школьникам показывается проникновение в устное народное творчество фабульных элементов истории (то есть географических и исторических названий, примет и особенностей быта людей письменной эпохи). Вместе с тем школьники убеждаются в том, что при этом жанровые особенности фольклорных произведений сохраняются. Выявление конкретно-исторических черт времени необходимо для формирования полноценных представлений о коренных отличиях народной литературы от авторской: время в народной литературе понимается как ПРИРОДА, как природный цикл, сезонный круг; время в авторской литературе - это история, историческое движение событий и развитие характеров. Главной ценностью в народной литературе является сохранение или восстановление природного и социального порядка; главной ценностью авторской литературы является конкретный человек с присущим ему миром переживаний. Программа 4 класса продолжает знакомить младших школьников с шедеврами отечественной и зарубежной живописи. Живописные произведения «Музейного Дома» каждый раз позволяют обратиться к обсуждаемым эстетическим и этическим проблемам на материале другого вида искусства. Это делает все обсуждаемые проблемы общими проблемами художественной культуры.

Программа продолжает углублять представления младших школьников о содержательной выразительности поэтической формы. На разнообразном поэтическом материале школьникам демонстрируется простота и фольклорная укорененность парной рифмы, ритмичность перекрестной и изысканная сложность охватной; энергичность мужских окончаний, спокойная уверенность женских окончаний и песенная протяжность дактилических окончаний. Школьники убеждаются в содержательности выбора поэтами длины строки; знакомятся с богатством возможностей онегинской строфы.

Развивается представление учащихся о разных типах повествования: школьники продолжают знакомство с прозаическими и поэтическими текстами и впервые знакомятся с драматическим произведением. Это является своеобразной пропедевтикой грядущего (в основной школе) знакомства с родовым делением литературы на эпос, лирику и драму.

Программа 4 класса предусматривает анализ объемных произведений, сложных по композиции и художественному содержанию, передающих целую гамму разнообразных чувств, доступных детям. Выявление авторской точки зрения на изображаемые события завершает формирование представлений об особенностях авторской литературы.

Решение проблемы «автора» и «точки зрения» программа предусматривает как решение:

  • проблемы выражения чувств в лирике;
  • проблемы несовпадения мировосприятия рассказчика и героя (программа предусматривает только случаи самоочевидного несовпадения авторской точки зрения и точки зрения героя, когда мир воспринят глазами собачки, волчицы или трехлетнего ребенка);
  • проблемы перевода (детям предлагаются для сравнительного анализа разные переводы одного и того же стихотворения: сначала с именами переводчиков, потом - без имен, чтобы дети попытались сами установить имена переводчиков).

Особенность четвертого года изучения литературы состоит в том, что этот год завершает формирование того элементарного инструментария, который будет необходим читателю основной школы для анализа и оценки произведений разных жанров фольклора и разных родов и жанров авторской литературы.

Итогом четвертого года обучения должны стать: начальные умения анализа литературного произведения, умения устного и письменного высказывания в рамках разных жанров (сочинение на свободную тему; сравнительный анализ двух произведений в заданном аспекте, отзыв о произведении); первичное интуитивное ориентирование в мире доступной детскому восприятию художественной литературы; эстетическое переживание ценности художественных произведений.

Количество часов в год - 102. Количество часов в неделю - 3.

Количество часов в   I четверти - 27.

Количество часов во II четверти - 21.        

Количество часов в   III четверти - 30.

Количество часов в   IV четверти - 24.

Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

1. Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире

13

2. Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а авторской сказке- интерес к миру чувств

12

3. Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.

12

4. Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас

14

5. Пытаемся понять, как на нас воздействует красота.

11

6. Приближаемся к разгадке тайны особого зрения

9

7. Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная, правда.

13

8. Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое  отечество.

11

9. Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее

7

Содержание тем учебного курса.

Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире (13 часов)

Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения человека с миром природы. Представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами; представления о тотемных животных и тотемных растениях как о прародителях человека.

Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (нарушение социального (природного) порядка как причина выхода героя из дома; дорога к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление социального (природного) порядка и справедливости).

Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках.

Былина как эпический жанр (историческое повествование). Характеристика эпического (исторического) героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями — торговлей или ратными подвигами — свое отечество).

Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).

Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а авторской сказке- интерес к миру чувств (12 часов)

Авторская сказка. Сохранение структурных (жанровых и сюжетных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы — к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).

Жизнь жанров фольклора во времени

Взаимоотношения обрядов и праздников.

Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство.

Народная и авторская сказка.

Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека. (12 часов)

Сказочная повесть. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя.

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова.

Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла: не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе нравственных принципов помогают Нильсу вернуть себе человеческий облик.

Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество.

Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора.

Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с онегинской строфой).

Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас. (14 часов)

Рассказ. Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рассказа:

а)  событие в рассказе — яркий случай, раскрывающий характер героя;

б) сложность характера героя и развитие его во времени;

в) драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче», Л. Улицкая «Бумажная победа»);

г) формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения;

д) выразительность художественного языка.

Пытаемся понять, как на нас воздействует красота. (11 часов)

Биография автора художественного произведения. Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника):

  1. роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения;
  2. участие воображения и фантазии в создании произведений;
  3. диалоги с современным московским детским писателем и современными художниками (авторами иллюстраций к учебнику); детские вопросы к авторам и ответы на них.

Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная, правда. (13 часов)

Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.

Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства: произведения сравниваются не на основе их тематического сходства, а на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).

Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество. (11 часов).

Библиографическая культура. Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по ее элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация. сведения о художниках-иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведений. Представление о собрании сочинений. Использование толкового и этимологического учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов, встречающихся на страницах литературных произведений.

 Представление о библиографическом словаре (без использования термина). Использование биографических сведений об авторе для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта.

Формирование умений выбирать книги в библиотеке на основе рекомендованного списка.

Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. (7 часов)

Умения и навыки чтения и говорения. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью.

Формирование культуры предметного общения:

  1. умений целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;
  2. способности критично относиться к результатам собственного творчества;
  3. способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Литературное чтение» к концу четвертого года обучения

Учащиеся должны знать/понимать:

  • содержание основных литературных произведений, изученных в классе, их авторов и названия;
  • названия 1-2 детских журналов и их основное содержание (на уровне рубрик);
  • основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам.

Уметь:

  • читать осознанно и выразительно про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;
  •  определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;
  • различать основные малые жанры фольклора; сказку о животных, волшебную сказку; басню, рассказ; отличать народные произведения от авторских;
  • характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;
  • читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них;
  • находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;
  • обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;
  • ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);
  • составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборник произведений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельного выбора книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему);
  • определения содержания книги по ее элементам («Оглавлению» или «Содержанию», аннотации, иллюстрациям);
  • самостоятельного чтения выбранных книг;
  • высказывания оценочных суждений о героях прочитанных произведений;
  • работы с разными источниками информации (включая словари разного направления).

Перечень учебно-методического обеспечения.

Программу обеспечивают:

  1. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2005, 2006.
  2. Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Хр./ Под редакцией Чураковой Н.А. – М.: Академкнига/Учебник, 2005, 2006.
  3. Борисенкова О.В., Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник, 2005, 2006.



Предварительный просмотр:

Календарно-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

(этап проектной или исследовательской

деятельности)

Кол-во часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки обучающихся

Элементы дополнительного (необязательного) содержания

Вид  контроля.

Измерители

Д/З

Дата прове-дения

план

факт

Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире (13 часов)

1

Как люди в древности представляли себе окружающий мир. Древнегреческое сказание «Персей»

1

Комбинированный

Определение жанра литературного произведения. Умение работать с книгой

Иметь представление о том, как люди в древности представляли себе окружающий мир; о литературном жанре «древнегреческое сказание».

Уметь: определять вид сказки (сказка о животных, волшебная сказка); перечислять русские народные сказки; определять особенность волшебного мира в сказках (лес, подземное царство, подводное царство, небесно-заоблачное царство); называть народные праздники, в которых до сих пор участвуют деревья; находить подтверждения в тексте своим предположениям; анализировать волшебные предметы литературного произведения

Древне-

греческое сказание

Вырази-

тельное

чтение

С. 6-16

3

Древнегреческое сказание «Персей». Поход в «Музейный Дом». Икона «Христос спускается в ад»

1

Комбинированный

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Знать понятие «герой волшебной сказки».

Иметь представление о тотемах разных народов мира в разные времена.

Уметь: изучать композицию на иконе «Христос спускается в ад»; находить горизонтальную композицию; определять, какими животными обозначен Верхний мир и Нижний мир; объяснять значение слова «тотем»; отвечать на вопросы клуба «Ключ и заря»; называть сказки, где животные обладают чудесными способностями и становятся волшебными помощниками героев; подтверждать характеристики героя волшебной сказки на примере сказок Ш. Пьерро

Пересказ текста по плану

С. 22-31

4

Русская народная

сказка «Сивка-бурка»

1

Комбинированный

Произведения устного народного творчества

Уметь: анализировать сказку; делить текст на смысловые части; высказывать предположения о дальнейшем развитии событий; объяснять название сказки; описывать внешний вид героя сказки; выбирать характеристики героя для Иванушки-дурачка; пользоваться библиотекой; сравнивать содержания якутской сказки «Приемыш-богатырь» с русской народной сказкой «Сивка-бурка»

Пересказ

текста по плану

С. 31-40

5

Русская народная

сказка «Крошечка-Хаврошечка»

1

Комбинированный

Произведения устного народного творчества

Уметь: объяснять имя главного героя; находить и отмечать характеристики, которые соответствуют понятию «герои волшебной сказки»; называть волшебных помощников в сказке (тотемное животное, тотемное растение); сравнивать содержание и прядок событий в сказках «Сивка-бурка» и «Крошечка-Хаврошечка»

Пересказ текста по плану

С. 41-45

6

Древнегреческое

Сказание «Персей».

Поход в «Музейный Дом». Икона с изображением Георгия

Победоносца

.

1

Комбинированный

Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Иметь представление о борьбе добра и зла в литературных произведениях разных народов мира; что народы мира одинаково изображали красоту и порядок в земном мире.

Уметь: находить в тексте ответы на вопросы; рассматривать фрагмент картины Пьеро ди Козимо «Персей и Андромеда»; сравнивать истории спасения царских дочерей; работать с толковым словарем; изучать композицию вышивок на русской праздничной одежде ХГХ века, композицию на египетском папирусе

Ответы

на вопросы

С. 16-21

6

Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»

1

Комбинированный

Произведения устного народного творчества

Уметь: находить в сказке волшебные числа; пользоваться библиотекой; давать характеристику герою волшебной сказки; подтверждать свое мнение примерами из сказки; называть тотемное животное в сказке

Ответы на вопросы

С. 45-51

7

Русская народная сказка «Морозко»

1

Комбинированный

Произведения устного народного творчества

Уметь: определять в сказке волшебный мир, его хозяина; читать по ролям разговор Морозко со стариковой дочкой, а затем со старухиной; сравнивать двух дочерей; доказывать, что старикова дочь обладает чертами героя волшебной сказки; подтверждать логику, свойственную волшебной сказке

Звукопись. Контраст

Вырази-

тельное

чтение

Хр., с. 6-11

8

Русская народная

сказка «Финист - ясный сокол»

1

Комбинированный

Произведения устного народного творчества

Уметь: сравнивать героев сказки; называть черты героя волшебной сказки; подтверждать свое мнение словами из текста; называть черты тотемного животного в избушке бабы-яги; сравнивать описание леса; анализировать отношение волшебного мира к Марьюшке

Повтор

Ответы

на вопросы

Хр., с. 11-16

9

Русская народная

сказка «Финист - ясный сокол».

Слушаем музыку. Музыкальная пьеса Анатолия Лядова «Баба-яга»

1

Комбинированный

Произведения устного народного творчества. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: называть волшебных помощников; пользоваться библиотекой; сравнивать изображение героев в литературном и музыкальном произведениях

Проверка

техники

чтения

Хр., с. 16-22

10

Русская народная сказка «Иван- царевич и серый волк»

1

Комбинированный

Произведения устного народного творчества. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя

Уметь: находить признаки волшебных предметов; давать характеристику герою сказки; называть тотемных животных произведения; пользоваться библиотекой

Чтение по ролям

Хр., с. 23-32

11

Башкирская народная сказка «Алтын-сака -

золотая бабка»

1

Комбинированный

Сказки разных народов мира

Уметь: работать с толковым словарем; доказывать, что эта сказка волшебная; называть волшебных помощников в сказке; сравнивать башкирскую сказку с русскими народными сказками; объяснять сходство мотивов в сказках и преданиях разных народов мира; доказывать, что сказка построена по всем сказочным законам

Выразительное

чтение

Хр., с. 32-44

12

Башкирская народная сказка «Алтын-сака -

золотая бабка»

1

Комбинированный

Сказки разных народов мира

Уметь: называть волшебных помощников в сказке; сравнивать башкирскую сказку с русскими народными сказками; объяснять сходство мотивов в сказках и преданиях разных народов мира; доказывать, что сказка построена по всем сказочным законам

Вырази-

тельное

чтение

Хр., с. 32-44

13

Обобщение по теме «Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире»

1

.

Обобщение

Сказки разных народов мира. Произведения устного народного творчества

Уметь создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы по прочитанному произведению

Ответы на вопросы

Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а авторской сказке- интерес к миру чувств (12 часов)

14

Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник»

1

Комбинированный

Различение жанров произведений. Оценочные высказывания о прочитанном произведении

Знать жанр «былина».

Уметь: работать с толковым словарем; читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине - это и человек-пленник, и одновременно чудо- юдо - получеловек- полуптица

Прием преувеличения

Вырази-

тельное

чтение

С. 52-58

15

Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины М. Врубеля «Богатырь»

1

Комбинированный

Произведения устного народного творчества. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными

произведениями

Уметь: читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине - это и человек-пленник, и одновременно чудо- юдо - получеловек- полуптица; выделять средства выразительности; доказывать, что богатырь и конь - это часть сказочного леса; сравнивать литературные произведения и произведения изобразительного искусства; пользоваться библиотекой; сравнивать богатырей и сказочных героев

Ответы

на вопросы

С. 58-64

16

Илья Муромец и Святогор.

Репродукция картины Виктора Васнецова «Богатырь»

1

Комбинированный

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: работать с фразеологическим словарем; подтверждать земное происхождение богатыря; сравнивать разговор Святогора с конем и разговор Ильи Муромца со своим конем; отвечать на вопросы строчками из былины; находить связь былины с авторскими сказками; определять, как художник показывает волшебную силу богатыря; сравнивать богатырей волшебного и земного происхождения

Выразительное

чтение

Хр., с. 45-56

17

Былина «Садко».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция

картины Н. Рериха «Заморские гости»

1

Комбинированный

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: анализировать произведение изобразительного искусства; читать былины нараспев; пользоваться библиотекой; сравнивать отрывки (описание бури и описание подводного царства); указывать связь былины с русской народной сказкой

Выразительное чтение

С. 65-71

18

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

1

Комбинированный

Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя

Знать творчество Г.-Х. Андерсена.

Уметь: сравнивать описание подводного царства Г.-Х. Андерсена с описанием подводного царства в русской народной сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» и в былине «Садко»; давать характеристику главному герою; сравнивать описание бури Г.-Х. Андерсена и в былине «Садко»; подтверждать свое мнение цитатами из текста; пользоваться библиотекой; рассказывать о творчестве Г.-Х. Андерсена

Пересказ

текста по плану

С. 71-80

19

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

1

Комбинированный

Зарубежные авторские сказки. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения

Пересказ текста по плану

С. 81-89

20

Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

1

Комбинированный

Различение жанров произведений. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя

Знать, что самое главное в народной сказке - способность героя выдержать испытания и восстановить нарушенную справедливость, а в авторской сказке - мир чувств и переживаний героя.

Уметь: работать с толковым словарем; называть законы волшебной сказки; сравнивать описание героев народных и авторских сказок; объяснять название сказки; подтверждать свое мнение цитатами из текста; сравнивать концовку народной и авторской сказки

Ответы

на вопросы

Хр., с. 56-67

21

Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

1

Комбинированный

Зарубежные авторские сказки. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения

Уметь: называть законы волшебной сказки; сравнивать описание героев народных и авторских сказок; объяснять название сказки; подтверждать свое мнение цитатами из текста; сравнивать концовку народной и авторской сказки

Пересказ текста по плану

22

Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». «История первая, в которой рассказывается о зеркале и его осколках». «История вторая. Мальчик и девочка»

1

Комбинированный

Различение жанров произведений

Уметь: отвечать на вопросы по содержанию сказки; цитировать нужный отрывок; выразительно читать диалог детей

Пересказ

Текста по плану

Хр., с. 67-77

23

Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». «История пятая. Маленькая разбойница». «История шестая. Лапландка и финка»

1

Комбинированный

Сходство и различие авторской и народной сказки

Знать, что в авторской волшебной сказке сила чувств важнее, чем сила волшебных предметов.

Уметь: анализировать содержание сказки; описывать внешний вид героини; сравнивать характеры Герды и маленькой разбойницы; называть географические названия мест, которые указывает автор

Вырази-

тельное

чтение

Хр., с. 77-86

24

Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». «История седьмая. Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом».

Слушаем музыку. Музыкальная пьеса «В пещере горного короля» Э. Грига

1

Комбинированный

Произведения зарубежной литературы. Герой произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: анализировать описание царства Снежной королевы; подтверждать свои ответы цитатами из текста; доказывать, что героине помогают не только люди, но и природные явления; называть авторские сказки, в которых любовь оказывается сильнее волшебства;

делиться своими впечатлениями при прослушивании музыкального произведения

Вырази-

тельное

чтение

Хр., с. 86-91

25

Обобщение по теме «Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке - интерес к миру чувств»

1

Обобщение

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Сходство и различие авторской и народной сказки

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

Отвечать на вопросы

Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека (12 часов)

26

В. Жуковский «Славянка», «Весеннее чувство».

Поход в «Музейный Дом». Репродукции

картин И. Левитана «Тихая обитель», «Тропинка в лиственном лесу. Папороники»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Знать, что выражать любовь к природе можно по-разному.

Уметь: работать с толковым словарем; доказывать, что стихотворение написано 200 лет назад; находить звуковые впечатления, которые поэт отразил в стихотворении; читать текст по цепочке; сравнивать впечатления поэта и художника от заката; сравнивать настроение поэта в двух стихотворениях; определять, как автор передает праздничное весеннее освещение; определять время написания стихотворения; сравнивать впечатления и чувства художника в разных картинах о природе; называть средства художествен-ной выразительности (композиция, цветовая гамма); определять, в каком музее хранятся картины

Выразительное

чтение

С. 90-100

27

 Давид Самойлов «Красная осень». Николай Заболоцкий «Сентябрь». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины М. Врубеля «Жемчужина»

1

Комбинированный

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: определять, с помощью какого цвета поэт передает свое переживание красоты осени; объяснять, почему поэт сравнивает отдельный лист с сердцем леса, а множество листиков - с полураскрытыми устами; делиться своими чувствами при чтении стихотворения; цитировать строчки, которые подтверждают высказывание; работать с толковым словарем; читать строки-описания непогоды; делиться своими впечатлениями при анализе произведения изобразительного искусства

Сравнение. Олицетворение

Чтение наизусть

 

С. 101-

105

28

Николай Заболоцкий «Оттепель»

1

Комбинированный

Произведения о природе

Уметь: выразительно читать стихотворения; анализировать сравнения поэта; читать строфы с пометами для выразительного чтения; определять, какое впечатление автор передает с помощью сочетания звуков

Звукозапись

Чтение наизусть

С. 106-

109

29

Иван Бунин «Нет солнца, но светлы пруды...», «Детство»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Уметь: определять, в каких двух строфах выражено главное переживание поэта; анализировать авторские сравнения; называть авторские главные жизненные ценности; определять героя стихотворения; подтверждать свое мнение строками из стихотворения

Чтение

наизусть

С. 110-

113

30

Владимир Набоков «Обида»

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения

Уметь: работать с толковым словарем; анализировать содержание литературного произведения; сравнивать поступки детей; зачитывать отрывки из текста; давать характеристику герою; выделять средства художественной выразительности при описании ягод черники

Вырази-

тельное

чтение

С. 113-

120

31

Владимир Набоков «Обида».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Эмили

Шанкс «Наём гувернантки»

1

Комбинированный

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: выделять средства художественной выразительности при описании ягод черники; сравнивать характеры героев, изображенных на картине

Отвечать на вопросы

С. 120-

127

32

Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею...»

1

Комбинированный

Произведения о взаимоотношениях людей. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героев

Уметь: сравнивать литературное произведение и произведение живописи; работать с толковым словарем; находить в стихотворении подтверждения того, что поэт подмечает малейшие подробности окружающего его мира; рассказывать о творчестве автора

Вырази-

тельное

чтение

С. 127-

130

33

Юрий Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!».

Поход в «Му-

зейный Дом».

Репродукция

картины С. Лу-

чишкина «Шар

улетел»

1

Комбинированный

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: работать с толковым словарем; объяснять название произведения; рассказывать о творчестве Юрия Коваля; определять жанр произведения

Вырази-

тельное

чтение

С. 130-

133

34

Виктор Драгунский «Красный шарик в синем небе»

1

Комбинированный

Высказывание оценочных суждений. Различение жанров произведений

Уметь: давать характеристику героям рассказа В. Драгунского; цитировать строки из произведения; объяснять приемы смешного; рассказывать о творчестве В. Драгунского

Вырази-

тельное

чтение

Хр., с. 91-98

35

Борис Сергуненков «Конь Мотылек». Репродукция картины В. Батенина «Голуби в небе»

1

Комбинированный

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: сравнивать произведения живописи и литературные произведения; анализировать содержание произведения; определять жанр произведения; сравнивать переживания героев Юрия Коваля и Бориса Сергуненкова

Отвечать на вопросы

С. 133-136

36

Джералд Даррелл «Землянично- розовый дом» (отрывок из повести «Моя семья и другие звери»). Репродукции картин Г. Захарова «Зимние разговоры» и «Пейзаж с карасями»

1

Комбинированный

Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Иметь представление об изготовлении офорта.

Уметь: анализировать картины Г. Захарова «Зимние разговоры» и «Пейзаж с карасями»; заканчивать высказывание героев учебника; называть средства художественной выразительности; анализировать содержание произведения

Пересказ

текста по плану

Хр., с. 98-108

37

Обобщение по теме «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека»

1

Обобщение

Высказывание оценочных суждений. Различение жанров произведений. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по изученным произведениям

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

Отвечать

на вопросы

Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас (14 часов)

38

Леонид Андреев «Петька на даче»

1

Комбинированный

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Уметь: работать с толковым словарем; высказывать свое мнение о главных героях; определять жанр произведения; цитировать строки произведения

Фантазия

Отвечать

на вопросы

С. 137-

141

39

Леонид Андреев

«Петька на даче»

1

Комбинированный

Произведения о детях. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Уметь: работать с фразеологическим словарем; определять, от какого лица ведется повествование; анализировать поступки героев

Характер героя, его поступки и их мотивы

Вырази-

тельное

чтение

С. 142-

146

40

Леонид Андреев

«Петька на даче».

Репродукции картин Н. Богданова- Бельского «Ученицы», «У дверей школы»

1

Комбинированный

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: цитировать строки из произведений; давать характеристику героям; анализировать содержание произведения; рассматривать и анализировать репродукции двух картин Н. Богданова-

Бельского «Ученицы», «У дверей

школы»

Пересказ текста по плану

С. 147-

152

41

Антон Чехов «Ванька».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Н. Богданова- Бельского «Визитеры», «Дети за пианино»

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: работать с фразеологическим словарем; описывать внешний вид героя; доказывать ответы строками из произведения; анализировать содержание произведения; сравнивать отрывки из писем героя; определять тему и основную мысль картины; сравнивать произведения живописи и литературные произведения

Вырази-

тельное

чтение

С. 152-

161

42

Антон Чехов «Мальчики»

1

Комбинированный

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

Уметь работать с толковым словарем; давать характеристику главным героям; определять жанр произведения

Небольшое письменное высказывание по литературному произведению

Выразительное чтение

С.

167

43

Антон Чехов «Мальчики»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Участие в диалоге при обсужде- нии прослушанного (прочитанного) произведения

Уметь: делить текст на смысловые части; пересказывать рассказ; определять главную мысль литературного произведения

Отвечать

на вопросы

С. 167-

172

44

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

1

Комбинированный

Высказывание оценочных суждений. Определение жанра литературного произведения

Уметь: работать с толковым словарем; подтверждать ответы строчками из текста; находить в тексте конкретно- исторические приметы времени; сравнивать рассказы А. Чехова «Ванька», Л. Андреева «Петька на даче», А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

Воображение и фантазия

Пересказ

Текста по плану

Хр., с. 108-

112

45

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

1

Комбинированный

Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях

Уметь выделять важные события в жизни героя

Пересказ

Текста по плану

Хр., с. 112-

117

46

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

1

Комбинированный

Высказывание оценочных суждений

Уметь: доказывать, что Чернушка не простая курочка, а персонаж волшебной сказки; отвечать на вопросы по содержанию

Характер героя, его

поступки и их мотивы

Вырази-

тельное

чтение

Хр., с. 118-

125

47

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

1

Комбинированный

События, составляющие основу произведения

Уметь: анализировать описание внешнего вида героя произведения; доказывать свое мнение; делить текст на смысловые части

Пересказ

текста по плану

Хр., с. 125-

133

48

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Уметь: выражать свое отношение к герою произведения; доказывать свою точку зрения, опираясь на текст

Отвечать

на вопросы

Хр., с. 133-140

49

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

1

Комбинированный

Восприятие и понимание переживаний героев

Уметь: анализировать характеры героев произведения; подтверждать свое мнение цитатами из текста

Характер героя, его

поступки и их мотивы.

Вырази-

тельное

чтение

Хр., с. 140-148

50

Обобщение по теме «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас»

1

Обобщение

Связь названия с темой текста, мысль текста

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

Характер героя, его поступки и их мотивы

Отвечать

на вопросы

51

Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Готовимся к олимпиаде

1

Обобщение

Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

Отвечать

на вопросы

С. 173-

176

Пытаемся понять, как на нас воздействует красота (11 часов)

52

Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы»

1

Комбинированный

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

Уметь работать в библиотеке; находить сведения о писателях; объяснять название рассказа; определять жанр произведения; подтверждать свое мнение словами из текста; давать характеристику героям произведения

Выразительное чтение

С.  6-

13

53

Людмила Улицкая «Бумажная победа».

Слушаем музыку Ф.Шуберта «Музыкальный момент №3, фаминор»

1

Комбинированный

Герои произведения связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: живописными и музыкальными произведениями

Уметь пользоваться толковым словарем; объяснять поведение героев; делить текст на части; слушать музыкальный фрагмент

Пересказ текста по плану

С.  14-

24

54

Людмила Улицкая «Бумажная победа». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины З.Серебряковой «Катя с натюрмортом»

1

Комбинированный

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: живописными и музыкальными произведениями

Уметь работать с иллюстрацией; отвечать на вопросы по содержанию текста; выразительно читать и пересказывать; выделять художественные приемы

Выразительное чтение

С.  14-

29

55

Сергей Козлов «Не улетай, пой, птица!»

1

Комбинированный

Связь названия с темой текста, мысль текста

Уметь смотреть на происходящее с разных точек зрения; давать характеристику героям произведения; отвечать на вопросы по содержанию

Отвечать на вопросы

С.  29-

32

56

Сергей Козлов «Давно бы так, заяц!»

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Ван Гога «Огороженное поле»

1

Комбинированный

Восприятие и понимание переживаний персонажей. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Знать: произведения Сергея Козлова для детей; что красота способна творить чудеса - преображать душу, делать ее Свободной и красивой.

Уметь: выразительно читать; работать с иллюстрацией; выделять средства художественной выразительности; сравнивать сказки С. Козлова; выделять в литературном произведении силу красоты; зачитывать строки из текста

Выразительное чтение

С. 33-36

57

Владимир Соколов «О умножение листвы на золотеющих дорожках!»

1

Комбинированный

Произведения о детях и для детей. Восприятие и понимание их переживаний. Герои

произведения

Уметь: читать наизусть; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; анализировать, какое чувство вызывает у героя сочетание золотой осени и наступающей зимы; читать, соблюдая знаки препинания; объяснять крылатые выражения

Отвечать

на вопросы

С. 37-39,

выуч.

наиз.

58

Борис Пастернак «Опять весна» (отрывок)

1

Комбинированный

Различение жанров литературных произведений

Знать понятия «ритм», «звукопись», «повторы слов», «строфа».

Уметь: находить и перечитывать первую строфу; выделять средства художественной выразительности (ритм, звукопись, повторы слов)

Ритм. Звукопись. Повторы слов

Чтение

наизусть

С.39-40

59

Владимир Соколов «Все чернила вышли, вся бумага, все карандаши»

1

Комбинированный

Восприятие на слух художественного произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Уметь: цитировать произведение; определять точку зрения поэта; сравнивать чередование тишины и ярких проявлений жизни; сравнивать произведение В. Соколова со сказкой С. Козлова «Пой, птица!»; определять тему и основное содержание литературного произведения

Вырази-

тельное

чтение

С. 41-43

60

Ирина Пивоварова «Мы пошли в театр»

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге о прочитанном произведении

Уметь: работать с толковым словарем; определять, чьими глазами автор смотрит на школьников, улицы и дома; называть имена героев; цитировать произведение; определять литературный прием, который использует автор с целью передать переживания героини

Проза и стихи

Вырази-

тельное

чтение

Хр., с. 149-

152

61

Сергей Козлов «Лисичка»

1

Комбинированный

Сходство двух текстов не на уровне сюжета, а на уровне главной мысли произведения

Уметь: объяснять название рассказа; цитировать строчки произведения; находить в тексте ответы на вопросы; сравнивать сказку С. Козлова «Лисичка» и рассказ И. Пивоваровой «Мы пошли в театр»; определять, как воздействует красота на героев данных произведений

Вырази-

тельное

чтение

Хр., с. 153-155

62

Обобщение по теме «Пытаемся понять, как на нас воздействует КРАСОТА»

1

Обобщение

Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

Отве-чать

на вопросы

Приближаемся к разгадке тайны особого зрения (9 часов)

63

Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

1

Комбинированный

Связь названия с темой текста, мысль текста

Уметь: анализировать содержание текста; объяснять прозвище героя; высказывать свое отношение к героям; определять жанр произведения

Отве-чать

на вопросы

С. 44-54

64

Сельма Лагерлёф

«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Уметь описывать внешний вид героев; объяснять слова героев в переносном

значении; делить текст на части

Вырази-

тельное

чтение

С. 54-62

65

Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

1

Комбинированный

Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания

Уметь: давать характеристику героям произведения; пользоваться библиотекой; выразительно читать текст; пересказывать по плану

Отвечать на вопросы

С. 63-70

66

Антуан де Сент- Экзюпери «Маленький принц»

1

Комбинированный

Произведения о детях. Герои произведения

Уметь: объяснять выделенные в тексте

слова; ориентироваться в тексте; подтверждать, что автор использует приемы олицетворения, сравнения и повтора, чтобы описание было выразительным; давать характеристику цветка

Характер героя, его поступки и их мотивы

Вырази-

тельное

чтение

С. 70-75

67

Антуан де Сент- Экзюпери «Маленький принц»

1

Комбинированный

Герой произведения. Эмоционально- нравственные переживания героев и автора произведения

Уметь: объяснять, что такое «настоящее богатство»; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; выразительно читать; пересказывать текст по плану

Вырази-

тельное

чтение

С. 75-81

68

Константин Паустовский «Теплый хлеб»

1

Комбинированный

Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам

Уметь: пользоваться толковым словарем; определять историческое время, описываемое в рассказе; объяснять поступки героев; находить в тексте описание метели; отвечать на вопросы по содержанию текста; выделять основную мысль

Характер героя, его

поступки и их мотивы

Отвечать

на вопросы

С. 156-

162

69

Константин Паустовский «Теплый хлеб»

1

Комбинирован-ный

Эмоционально- нравственные переживания героев и автора произведения

Уметь: дополнять слова учителя; цитировать произведение; зачитывать нужный фрагмент; определять, каким приемом пользуется автор при описании зимнего пейзажа

Вырази-

тельное

чтение

С. 163-

170

70

К. Паустовский «Теплый хлеб».

Поход в «Музейный Дом». Репродукции рисунков углем

В. Серова «Портрет Елизаветы Карзинкиной», «Портрет Клеопатры Обнинской». Слушаем музыку «Шутка» из Оркестровой  сюиты си-минор И.С. Баха

1

Комбинирован-ный

Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: доказывать снос мнение; объяснять название произведения; определять, если в названии произведения переносный смысл; выделять в рассказе реальные события; называть главную мысль произведения; работать с иллюстрацией; сравнивать портреты двух людей; анализировать музыкальные произведения

Вырази-

тельное

чтение

С. 171-

176

71

Обобщение по теме «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком»

1

Обобщение

Осмысление цели чтения. Различение жанров произведений

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

Характер героя, его поступки и их мотивы

Отве-чать

на вопросы

Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная, правда (13 часов)

72

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)». Заседание клуба «Ключ и заря», на котором присутствовал бы настоящий писатель

1

Комбинированный

Построение небольшого монологического высказывания

Уметь: работать с иллюстрациями; выделять средства художественной выразительности; рассказывать о творчестве писателей

Выразительное

чтение

С. 82-90

73

Мария Вайсман «Шмыгимышь».

Поход в «Музейный Дом». Репродукции картин П. Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунка «Крик», М. Шагала «День рождения»

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: пользоваться библиотекой; анализировать поведение героев; объяснять свою точку зрения; работать с толковым словарем; сравнивать живописные работы П. Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунка «Крик», М. Шагала «День рождения»

Выразительное чтение

С. 90-100

74

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Франца Марка «Птицы». В. Хлебников «Кузнечик»

1

Комбинированный

Эмоционально- нравственные переживания героев и автора произведения. Связь произведений литературы с произведениями других

видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: анализировать средства художественной выразительности; работать с толковым словарем; сравнивать стихотворные произведения; работать с иллюстрациями

Отвечать

на вопросы

С. 101-

104

75

А. Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной бывают дни такие...».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Натана Альтмана «Портрет Анны Ахматовой»

1

Комбинированный

Связь названия с темой текста, мысль текста. Герои произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: сравнивать стихотворные произведения; цитировать произведения; анализировать живописные произведения

Характер героя, его поступки и их мотивы

Чтение

наизусть

С. 104-107

76

А.Кушнер «Сирень».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины П. Кончаловского «Сирень»

1

Комбинированный

Эмоционально- нравственные переживания героев и автора произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: сравнивать литературное произведение Л. Кушнера «Сирень» и живописное произведение П. Кончаловского «Сирень»; доказывать свое мнение; находить и читать необходимые строфы; цитировать произведения

Чтение наизусть

С. 108- 111

77

В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

1

Комбинированный

Построение небольшого монологического высказывания

Уметь: выделять средства художественной выразительности; объяснять название стихотворения; выразительно читать

Выразительное

чтение

С. 112-114

78

Афанасий Фет «Это утро, радость эта...»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие и понимание их переживаний

Уметь: выделять средства художественной выразительности; перечитывать стихотворение; находить необходимые строфы; цитировать

Чтение

наизусть

С. 115-118

79

Федор Тютчев «Как весел грохот летних бурь...»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Знать понятие «рифма».

Иметь представление о кольцевой и охватной рифме.

Уметь: выразительно читать; определять рифму в стихотворении; выделять средства художественной выразительности

Темп стихотворения. Рифма

охватная,

кольцевая

Чтение

наизусть

С. 118-120

80

М. Лермонтов «Парус»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

Уметь: находить необходимые строфы; читать, соблюдая знаки препинания; подтверждать свою точку зрения

Чтение наизусть

С. 120-122

81

Максимилиан Волошин «Зеленый вал отпрянул и пугливо умчался вдаль...».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины И. Айвазовского «Девятый вал»

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь

произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: работать с толковым словарем; сравнивать литературное произведение и произведение живописи; выделять средства художественной выразительности

Вырази-

тельное

чтение

С. 122-

124

82

Самуил Маршак «Как поработала зима!»

1

Комбинированный

Произведения классиков детской литературы. Произведения для детей

Знать понятие «рифма».

Иметь представление о парной рифме, о перекрестной рифме, охватной рифме.

Уметь: выделять рифму; определять тип рифмы; выразительно читать стихотворные произведения

Рифма

Чтение

наизусть

С. 125-

127

83

А. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки): «В тот год осенняя погода», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Характер героя, его поступки и их мотивы

Чтение

наизусть

С. 128-

130

84

Обобщение по теме «Обнаруживаем, что у искусства есть своя, особенная, правда»

1

Обобщение

Различать жанров произведений. Герои произведения

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

Пересказ

Текста по плану

Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое  отечество. (11 часов)

85

Алексей Пантелеев «Главный инженер»

1

Комбинированный

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения

Уметь: анализировать содержание литературного произведения; сравнивать жизнь детей до войны и во время войны; анализировать поступки героев

Выразительное чтение

С. 130-139

86

Алексей Пантелеев «Главный инженер».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины А. Дейнеки «Окраина Москвы»

1

Комбинированный

Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств:

с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: работать с иллюстрациями; анализировать средства художественной выразительности; делить текст на смысловые части; пересказывать произведение; определять жанр произведения

Вырази-

тельное

чтение

С. 140-

146

87

Алексей Пантелеев «Главный инженер».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины П. Пикассо «Герника»

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: анализировать произведения живописи; доказывать свое мнение; выбирать приемы и средства художественной выразительности

Пересказ текста по плану

С. 147-

150

88

Анна Ахматова «Памяти друга»

1

Комбинированный

Герои произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события

Знать понятие «контраст».

Иметь представление о том, что контраст бывает цветовой и звуковой.

Уметь: работать с толковым словарем; подтверждать строками из текста; описывать пейзаж; определять главного героя стихотворения; выделять средство художественной выразительности - контраст

Характер героя, его поступки и их мотивы. Контраст

Чтение

наизусть

С 151-

152

89

Н.Рыленков «К Родине»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Уметь: работать с толковым словарем; подтверждать строками из текста; описывать пейзаж; определять главного героя стихотворения

Чтение наизусть

С.152-153

90

Николай Рубцов «Доволен я буквально всем!».

Слушаем музыку С. Рахманинова «Концерт № 2, Сочинение 18»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: делить стихотворный текст на смысловые части; цитировать строки; анализировать точку зрения героя; анализировать музыкальное произведение

Чтение

наизусть

С. 154-

155

91

Дмитрий Кедрин «Все мне мерещится поле с гречихою...».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины В. Попкова «Моя бабушка и ее ковер»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: определять главную мысль стихотворения; анализировать переживания героя; анализировать произведение живописи; определять главного героя стихотворения

Чтение

наизусть

С. 156-

159

92

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Б. Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот».

 Древнегреческий гимн природе. Государственный гимн Российской Федерации

1

Комбинированный

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Знать, что гимн - это древний вид стихотворного текста, адресованный силе, от которой люди чувствуют зависимость.

Уметь: сравнивать современную фотографию с видом Спасской башни и репродукцию картины Бориса Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот»; сравнивать два гимна: древнегреческий и современный российский; определять, кому обращен каждый гимн; сравнивать первые строфы в обоих гимнах; сравнивать содержание последних строк; объяснять значение выделенных слов

Выразительное чтение

С. 159-162

93

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины К. Брюллова «Последний

день Помпеи». Плиний Младший «Письмо Тациту»

1

Комбинированный

Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: сравнивать фотографию руин древней Помпеи и репродукцию картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»; рассказывать о творчестве художника; сравнивать содержание картины К. Брюлова и содержание произведения Плиния Младшего; цитировать произведение

Отвечать

на вопросы

С. 163-

167

94

А. Пушкин «Везувий зев открыл – дым хлынул клубом...»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Уметь: объяснять строки литературного произведения; определять, какой рифмой связаны первые две строчки стихотворения; рассказывать о творчестве А.Пушкина

Чтение

наизусть

С. 167-

169

95

Обобщение по теме «Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество»

1

Обобщение

Развитие сюжета произведения. Выразительное чтение. Произведения классиков детской литературы

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

Характер героя, его поступки и их мотивы

Отвечать на вопросы

Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее (7 часов)

96

Путешествие в Казань. В мастерской художника

1

Комбинированный

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)

Уметь рассказывать о творчестве художника

Выразительное чтение

Хр., с. 177-182

97

В мастерской художника. Поход в «Музейный Дом». Репродукции картин И. Колмогорцевой «Мост через Казанку», «Улица Муссы Джалиля», «Казанский кремль», «Ивановский монастырь», «Петропавловский собор»

1

Комбинированный

Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Иметь представление о работе художника; о гравюрах на металле, которые называют офортами.

Уметь: пересказывать; анализировать и сравнивать репродукции картин Ирины Колмогорцевой; выделять средства художественной выразительности

Офорты

Пересказ

текста по плану

С. 183-

192

98

Олимпиада «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие внутреннего мира героя

Знать выдающихся представителей русской литературы, классикой детской литературы, произведения современной отечественной и зарубежной литературы

I

Отвечать

на вопросы

С. 170-176

99

Олимпиада «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее»

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Знать творчество выдающихся представителей русской литературы, классиков детской литературы, произведения современной отечественной и зарубежной литературы

Выразительное чтение

С. 170-176

100

Олимпиада «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее»

1

Комбинированный

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

Знать творчество выдающихся представителей русской литературы, классиков детской литературы, произведения современной отечественной и зарубежной литературы

Характер героя, его поступки и их мотивы

Проверка

техники

чтения

С. 170-176

101

Обобщение по теме «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее»

1

Обобщение

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

Выразительное чтение

С. 170-176

102

Итоговое заседание клуба «Ключ и заря»

1

Обобщение

Понимание основного содержания услышанного произведения

Уметь писать письмо в клуб «Ключ и заря»

Письменное высказывание о литературном герое. Письмо в клуб «Ключ и заря»

Отве-чать на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно- тематическое планирование.Литературное чтение. 2 класс.

Рабочая программа 2 класс (3 часа в неделю) Автор: О. В. Кубасова...

календарно-тематическое планирование литературное чтение 3 класс

календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения по программе "школа России" для 3 класса...

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....

Календарно-тематическое планирование. Литературное чтение. 1 класс. Школа России

Календарно-тематическое планирование. Литературное чтение. 1 класс. Школа России...

Календарно-тематическое планирование литературное чтение 2 класс "начальная школа XXI век" по ФГОС

Календарно-тематическое планирование.  Литературное чтение 2 класс...

Календарно-тематическое планирование Литературное чтение 2 класс Кубасова О.В.

Календарно-тематическое планирование Литературное чтение 2 класс Кубасова О.В...