Главные вкладки

    Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме В.Сутеев "Мешок яблок" (УМК "Начальная школа ХХI века")
    план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

    Прохорова Ольга Николаевна

      В конспекте представлены развернутые цели урока, метапредметные умения. Указаны этапы урока, примерное время и цели каждого этапа урока. Показана работа по формированию навыка само- и взаимооценки в процессе парной работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_v_1_klasse_2003_1.doc66.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок  литературного чтения (уроки слушания) в 1 классе

    Учитель: Прохорова О.Н.

    УМК  «Начальная школа ХХI века»:  Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса»

    Тема:  Сутеев В. «Мешок яблок»

    Цели урока:

    1. Обучающие:
    • Учить характеризовать героев (выделять признаки)
    • Учить воспроизводить текст посредством составления схематического плана и пересказа одной из частей
    • Учить правильно называть произведение, используя моделирование обложки
    • Учить делить текст на части и составлять план
    1. Развивающие:
    • Формировать умение выражать свое отношение к положительным и отрицательным поступкам героев через ответы на поставленные вопросы и выполнение заданий по содержанию текста
    • Развивать специальные читательские умения: правильно называть произведение, находить и называть фамилию автора и заголовок, определять тему и жанр произведения посредством моделирования
    • Развивать навыки самостоятельной деятельности с помощью использования различных форм и видов работ на уроке (при работе в парах, моделировании, выборочном чтении)
    • Развивать навыки самооценки и самоконтроля через различные способы оценивания своих работ
    1. Воспитывающие:
    • Формировать понятии я о дружбе, доброте и отзывчивости

    Общеучебные умения и навыки, отрабатываемые на данном уроке:

    • Умение принимать и решать учебную задачу
    • Умение анализировать прослушанное произведение
    • Умение строить различные модели (в соответствии с содержанием учебного материала)
    • Умение правильно оценивать выполнение чужой и собственной работы

    Ход урока

    № этапа

    Время (мин)

    Цель этапа

    1.Организационный момент

    0,5

    Организовать детей на урок

    -  Добрый день! Я рада вас видеть, очень хочу начать работу с вами!

    -  Какими должны быть ученики на уроке, чтобы он получился интересным и эффективным? (внимательными, доброжелательными, собранными, активными)

    2. Введение в тему урока. Знакомство с планом.

    2

    Познакомить с планом урока, вывести учебную задачу урока

    -  Какой  у нас урок?

    -  Чему мы учимся на уроках литературного чтения?

    -  Посмотрите на пункты плана, и вы поймете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.

    План урока (можно использовать и картинный план):

    1. Организационный момент. Постановка учебной задачи.
    2. Слушание произведения.
    3. Физкультминутка
    4. Ответы на вопросы и выполнение заданий к тексту:
    • Составление плана
    • Моделирование обложки
    • Работа с иллюстрациями
    1. Физкультминутка
    2. Упражнение в чтении
    3. Итог урока

    -  Попробуем сформулировать учебную задачу урока (учитель выслушивает ответы детей, обобщает их и открывает запись)

    Учебная задача: учиться работать с моделями; рассказывать, о чем прочитали; правильно читать.

    3.Слушание произведения. Выявление первичного восприятия. Физкультминутка

    9

    1

    Формировать первоначальные умения анализа произведения

    - Какова цель слушания произведения?  Слушайте  (Произведение рассказывается и читается учителем одновременно. Отрывок сказки, отмеченный в хрестоматии *, представляет  хорошо читающий ученик)

    - Что запомнилось в произведении?

    - Кто из героев вам понравился?

    - Что показалось веселым?

    -  Когда было страшно?

    - Сегодня на уроке мы должны ответить на контрольный вопрос, который задает персонаж изучаемого произведения – Ворона:  «Как могло из пустого мешка столько добра появиться?»

    4. Работа по содержанию произведения. Упражнения по формированию специальных умений. Физкультминутка

    15

    1

    1.Привлечь внимание детей к тексту, к авторскому слову. Учить выражению своего отношения к произведению и его героям.

    2. Учить детей правильно называть произведение, определять его тему и жанр

    3. Учить давать характеристики героям произведения

    1. Анализ произведения.   Введение «заместителей» героев.

    -  Зачем Заяц пошел в лес?

    -  Почему возмущалась Ворона?  (Что ее не устраивало?)

    -  Кого  угостил Заяц?

    -  Составим план-схему, введя «заместителей» героев.

    -  Почему Зайцу пришлось вернуться в лес,  к яблоне?

    -  Какие подарки принесли звери зайчатам?

    -  Почему они это сделали?

    -  С каким настроением вернулся Заяц домой?  Почему?

    2.  Моделирование обложки

    (У каждого ученика ¼ листа бумаги, цветные карандаши)

    -  Чему учимся, составляя модель обложки?

    -  Самостоятельно составьте модель обложки.

    Проверка:  - Сравните свои работы с образцом. У кого так? (Учителем допущены 2 ошибки)

    -         - С чем вы не согласны?

                                                              - Почему нарисовали круг?

                                                             -  Докажите, что вы читала сказку.

                                                             - Что в этом произведении вымысел, а что – правда?

                                                             -  Назовите заголовок этой сказки.  

     - Назовите правильно произведение, с которым мы работаем на уроке.

    -  Оцените выполнение своей работы   (Дети оценивают свои работы на листочках по предлагаемым критериям)

       

    БЕЗ   ОШИБОК

    1  ОШИБКА

    БОЛЕЕ  1  ОШИБКИ

    -  Поднимите руку, кто справился с моделированием обложки.

    3. Работа с иллюстрациями учебника-хрестоматии (с. 140). Словарная работа

    -  Сейчас будем учиться рассказывать о героях сказки (какие они), давать им характеристику. Помогут нам иллюстрации учебника и Толковый словарь.

    -  Расскажите, кого вы видите на иллюстрации.

    -  Рассмотрите внимательно Зайца. Как художник показал его состояние?

    -  Послушайте отрывок из произведения к этой иллюстрации. Постарайтесь найти и запомнить слово, которое передает чувство Зайца во время встречи с Медведем  (Учитель читает отрывок из сказки, дети слушают и ищут слово)

    -  Объясните, как вы понимаете значение этого слова? (обомлел)

    -  Где найти точное толкование значения слов?   (Хорошо читающий ученик читает статью в Толковом словаре)

    -  Почему же Заяц обомлел (ослаб от неожиданности)?

    - Как он поступил?

    -  Что о нем можно сказать?  ( На доске выписаны несколько прилагательных, характеризующих Зайца:  пугливый, заботливый, добрый, трусливый)

    -  Рассмотрите 2-ю иллюстрацию ( стр.141)  Как вы думаете, что чувствуют  Зайчиха с зайчатами и Ёж? Почему?

    -  Рассмотрите 3-ю картинку. Как художник передал настроение всех членов заячьей семьи?

    -  Чему они радуются?

    -  Вернемся к контрольному вопросу. Как вы ответите на него?

    Физкультминутка

    5.Упражнение в чтении

    4

    1.Упражнение в чтении слов и предложений из текста

    2. Обучение чтению молча

    1.Работа по учебнику

    -  О чем должны помнить, читая отдельные предложения и тексты?

    -  Что значит правильно читать?

    -  Какие «помощники»  для чтения есть в учебнике? (пробелы между словами, указание ударения, дополнительные пометы-дужки)

    • Индивидуальное чтение вслух по вызову учителя
    • Чтение в парах (перед чтением учитель дает критерии оценивания чтения  в парах:

                     

    ПЛАВНО ПО СЛОГАМ, БЕЗ ОШИБОК, СОБЛЮДАЯ ПАУЗЫ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    1  -  2 ОШИБКИ

       

    БОЛЕЕ 2-Х ОШИБОК

    2.Работа в тетради на печатной основе (Учитель читает задание № 1, дети повторяют учебную задачу: чтение молча с целью нахождения ответа на вопрос)

    Оценивание самостоятельной работы (на доске  или  экране напечатан отрывок из сказки, после того, как 70 % детей справятся с работой, учитель открывает запись с подчеркнутым ответом на вопрос. Дети оценивают правильность выполнения знаком «+»)

    - Какую учебную задачу выполняли?   Какова ее цель?

    6. Подведение итога урока

    2

    Подведение итогов проделанной работы

    - Вспомним учебную задачу урока.

    - Назовите произведение, изучаемое на уроке.

    -  Можем ли мы сказать, что выполнили учебную задачу?

    - Какие вопросы и задания показались вам наиболее интересными?

    - Что вызвало затруднения?  

    -  Каково ваше настроение от урока. Поднимите значок (солнышко, облачко). Объясните, почему вы выбрали такой знак.

    -  Мы заканчиваем наш урок.  Благодарю за активную работу.

    7.Рекомендации

    0,5

    Рекомендации по самостоятельной работе дома (по желанию)

    -  Прочитать 1 часть сказки о том, как Заяц угощал лесных зверей яблоками, и рассказать ее по составленному на уроке плану.

    -  Прочитать 2-ю часть сказки о том, как звери отблагодарили заячью семью, и рассказать ее по картинному плану, данному в тетради на печатной основе


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе по теме: "Знакомство с буквой Н,н".

    Урок по литературному чтению по теме "Знакомство с буквой Н, н". УМК: "Начальная школа XXI века"....

    Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме: "Звук о. Буквы О,о" ПНШ

    Данный конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС, поможет провести урок даже начинающему педагогу....

    Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе по теме: «Буквы М,м и звуки[ м], [ м’]».

    познакомить учеников с буквой М, м; учить выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; познакомить с понятием «дружба»; развивать фонематически...

    Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме: «Жили-были буквы»

    Цель: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению, речевых умений, фонематического слуха....

    Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме "И.Мазнин "Давайте дружить"

    Конспект урока по литературному чтению поможет любому учителю начальных классов при разработке и подготовки своего....

    Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме Гласные и согласные звуки

    Урок закрепление в 1 классе по теме Гласные и согласные звуки по УМК "Гармония"...

    Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме: С. Михалков "Аисты и лягушки".

    Целью данного урока является  знакомство с творчеством С. Михалкова, с его сказкой “Аисты и лягушки”; совершенствование умения определять жанр произведений и их тему, правильно н...