Дидактический материал по чтению для формирования читательских умений «Памятки по чтению»
учебно-методический материал (чтение, 3 класс) по теме

Усенко Елена Сергеевна

Памятки по чтению для обучающихся 1-4 классов. Можно использовать в работе со всеми УМК в качестве дидактического материала для формирования читательских умений на уроках литературного чтения. Памятки являются алгоритмом работы с произведениями разных жанров.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лангепасское городское муниципальное

бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Гимназия №6»

Нижневартовского района Тюменской  области

Ханты-Мансийского округа-Югры

Дидактический материал по чтению для формирования читательских умений

«Памятки по чтению»

подготовила

учитель начальных классов

Усенко Елена Сергеевна

г. Лангепас

 2013

  1. Не берите книги грязными руками.
  2. Читайте, сидя за учебным столом.
  3. Держите книгу не более 30-40 см от глаз, с наклоном.
  4. Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом. Пользуйтесь закладкой.
  5. Следите, чтобы освещение падало с левой стороны, и было достаточным.
  6. Не читайте на ходу и при движении транспорта.
  7. Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.
  8. Храните книги в закрытых полках.

  1. Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых были допущены ошибки.
  2. Прочитайте несколько раз эти слова.
  3. Выясните значение все непонятных слов по словарю или спросите у взрослых.
  4. Прочитайте текст повторно, перескажите.

Учитесь читать правильно

  1. Следите за словами на строчке, не переставляйте их.
  2. Старайтесь понять то, о чём читаете.
  3. При чтении будьте внимательны к каждому слову.
  4. Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.
  5. Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.

  1. Как называется сказка? Кто её сочинил?
  2. Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?
  3. Кто в сказке действует? Какие это герои?
  4. Какие события описываются в сказке?
  5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
  6. Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.
  7. Как относится автор сказки (если она авторская) к своим героям?
  8. Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?

  • Как называется басня? Кто её автор?
  • Прочитайте басню. Какие события в ней описываются?
  • Кто действует в басне?
  • Какими показаны герои в басне? Прочитайте, как описывает их автор.
  • Что осуждается в басне?
  • Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?
  • Что должен понять из этой басни читатель?
  • Какое выражение из басни стало крылатым?

  • Помнете, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его.
  • Старайтесь мысленно представить себе то, о чём читаете.
  • Определите своё отношение (и автора) к событиям, героям и постарайтесь при чтении его показать интонацией.
  • Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).
  • Читайте, чётко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения между абзацами и частями текста.
  • Выделяйте голосом важные места.

  • Назовите  стихотворение и его автора.
  • Прочитайте стихотворение. О чём рассказывает поэт?
  • Перечитайте стихотворение ещё раз. Попробуйте нарисовать словесные картинки к стихотворению. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под этими картинками?
  • Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения?
  • Какие чувства выразил поэт в стихотворении?
  • Что вам понравилось в стихотворении?
  • Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Работа над лирическим стихотворением

  • Прочитайте стихотворение.
  • Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?
  • Какие чувства автор выразил в этом стихотворении?
  • Какими образными словами автору удалось передать свои чувства?

  • Запомните, как называется статья и кто её автор.
  • Прочитайте статью. Какие слова, выражения вы не поняли?
  • О ком или о чём эта статья?
  • О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?
  • Разделите статью на части. Что самое главное в каждой части? Озаглавьте каждую часть. Составьте план.
  • Какова главная мысль всей статьи? Найдите в тексте отрывок или предложение, где автор говорит о самом главном.
  • Что нового вы узнали из прочитанного?
  • Что вы читали об этом раньше?

  • Как называется рассказ? Кто его написал?
  • Прочитайте рассказ. Выясните, когда происходит действие, которое в нём описывается?
  • Назовите действующих лиц. Что вы о них узнали?
  • Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц понравился вам и чем именно?
  • О чём вы думали, читая рассказ?

Выделение главной мысли рассказа

  • Внимательно прочитайте рассказ.
  • Выберите непонятные слова и образные выражения, сами объясните их или задайте вопрос о том, что вам непонятно.
  • Ответьте на вопросы, напечатанные в конце рассказа.
  • Определите главную мысль рассказа.

  1. Разделите рассказ на части.
  2. Мысленно нарисуйте картину к каждой части.
  3. Озаглавьте каждую часть своими словами или словами текста, запишите заголовки.
  4. Перескажите прочитанное: близко к тексту, кратко.

Выработка умения пересказывать полно

Задание. Подготовьте подробный пересказ небольшого рассказа.

  1. Прочитайте рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать последовательность событий).
  2. Наметьте его основные смысловые части (картины).
  3. Подберите заголовки к частям (своими словами из текста).
  4. Перескажите весь рассказ по плану при закрытой книге.
  5. Проверьте себя по книге, бегло просматривая  рассказ.

Выработка умения пересказывать кратко

Задание. Составьте сжатый пересказ по плану.

  1. Перечитайте текст.
  2. Составьте план (определите части, выделите в них главные предложения, озаглавьте их).
  3. Расскажите о главном в каждой части.
  4. Перескажите рассказ сжато, используя план, отразите самое главное в нём и главное в каждой части.
  5. Проверьте, нельзя ли пересказать рассказ ещё короче, но не пропуская главного. Сравните подробный и сжатый пересказы (если они были ранее составлены).

Задание. Ответьте на вопросы.

  1. Прочитайте вопросы (вопросы даются заранее, чтобы дети целенаправленно читали текст).
  2. Прочитайте рассказ (необходимо думать об ответах и отмечать в тексте места, важные для ответа на вопросы).
  3. Проверьте себя: закройте книгу и ответьте (про себя) на все вопросы.

(или выборочный рассказ по одной сюжетной линии)

Задание. Составьте рассказ о герое.

  1. Перечитайте про себя произведение, отметив галочкой текст, относящийся к данному действующему лицу (событию).
  2. Определите, о чём говорится в каждом отрывке.
  3. Расположите отрывки по порядку, подумайте, как их можно объединить (поставьте порядковые номера).
  4. Продумайте порядок своего рассказа, ещё раз перечитав отмеченные отрывки.
  5. Подумайте, какое отношение вызывает у вас этот персонаж.
  6. Составьте рассказ про себя.
  7. Проверьте себя, не упустили ли вы что-нибудь важное.
  8. Расскажите, пользуясь своими пометками или коллективно составленным планом.

Список использованной литературы:

  1. Пирогова М.    Памятки по чтению.  «Начальная школа №23», 1997
  2. Андрюхова Л.Л., Шевердина Н.А. Уроки развития речи в начальной школе. Методика и практика преподавания/ Серия «Книга для учителя». – Ростов –н/Д: Феникс, 2003.
  3. Синицина В. А. Путь к слову/ Из записок учителя. Пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников/ - М.: АО «Столетие», 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»

Родительское собрание «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»...

Экспериментальная работа на тему: «РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ И ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СТАНОВЛЕНИЯ ДУХОВНОГО МИРА ШКОЛЬНИКА»

 Программа направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры, что способствует формированию любви к Родине, патриотизма, вызывает чувство гордости за свою Родину...

Роль уроков внеклассного чтения для формирования читательской активности обучающихся с интеллектуальными нарушениями

В данной методической разработке представлен материал по проведению уроков внеклассного чтения в 3-4 классах специальных (корекционных) школ VIII вида....

Формирование читательских компетенций. Урок литературного чтения в 1 классе по системе Занкова с применением технологий Базарного (2013-2014 уч.г.).

Материал содержит пояснительную записку, подробный конспект урока чтения в 1 классе с применением здоровьесберегающих технологий Базарного....