Главные вкладки

    Исследовательская работа. 2 класс. Тема: "Петушок золотой гребешок"
    творческая работа учащихся по чтению (2 класс) на тему

    Демидкина Ольга Викторовна

     

    Цель исследования: Изучение образа петуха.

    Задачи 1.Изучить материал о слове петух в справочной литературе.

     2.Рассмотреть роль петуха в произведениях устного народного  творчества, мифологии.

    3.Изучить мнение учёных, почему поёт петух.

    4.Установить роль петуха как птицы у разных народов.

    5.Создать книжку – малышку с данными исследования.

    Гипотеза исследования:

    Предположим, что своим пением петух сообщает своему хозяину пора вставать и приниматься за работу.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Киселевского городского округа

    «Средняя общеобразовательная школа № 28»

    Исследовательская работа

    «Петушок золотой гребешок»

                                                                  Выполнила:

                                            Попова Варвара

                                            обучающаяся 2 «В» класса

                                            МБОУ «СОШ № 28»

                                            Руководитель:

                                            Демидкина Ольга Викторовна

    Киселёвск 2013г.

    Содержание

    1.Введение……………………………………………………………………..…..3

    2.Литературный обзор……………………………………………………………3

    2.1. Слово петух в справочной литературе…...…………………………………3

    2.2. Роль петуха в произведениях устного народного творчества,

     мифологии…………………………………………………………………….…..5

    2.3. Мнение учёных «Почему поёт петух?»…...………………………………...6

    2.4. Роль петуха как птицы у разных народов……………………………...…...7

    3. Материал и методы исследования…………………………………………….8

    3.1. Анкетирование………..………………………………………………….…..8

    3.2.Эксперимент…….……………………………………….……………………9

    3.3. Наблюдение……….………………………………….………………………9

    4.Выводы………………………………………………………………………....10

    5. Заключение…………………………………………………………………....10

    6.Список литературы……………………………………………………………11

    Приложение

    Книжка малышка с данными исследования……….…………………………..12

    1.Введение.

                Часто, бывая у бабушки в деревне на каникулах, я по утрам  слышала пение петухов.  Бабушка рассказывала мне, что раньше в деревне  узнавали время по пению петухов. В старину, отправляясь в дорогу, крестьяне дожидались пения первых петухов. Крестьянки вставали поставить хлеб и подоить коров после вторых петухов. Вместе с третьими вся деревня приступала к работе. Читая на уроках литературного чтения прибаутку:

               Петя, Петя, Петушок

               Золотой гребешок.

               Что ты рано встаешь?

               Голосисто поёшь

                         Деткам спать не даешь?

                Я вспомнила слова бабушки,  и мне стало интересно узнать, почему именно с этой домашней птицей связано столько примет. Почему петух стал героем произведений устного народного творчества?

    Цель исследования: Изучение образа петуха.

    Задачи 1.Изучить материал о слове петух в справочной литературе.

     2.Рассмотреть роль петуха в произведениях устного народного  творчества, мифологии.

    3.Изучить мнение учёных, почему поёт петух.

    4.Установить роль петуха как птицы у разных народов.

    5.Создать книжку – малышку с данными исследования.

    Гипотеза исследования: 

    Предположим, что своим пением петух сообщает своему хозяину пора вставать и приниматься за работу.

    Методы исследования:

    1. Анализ (подумать самостоятельно)

    2. Изучение литературных источников.

    3. Изучение информации в сети Интернет

    4.Эксперимент

    5.Наблюдение

    6.  Социологический опрос.

    7. Литературный обзор

    2Литературный обзор.

    2.1. Слово петух в справочной литературе.

                Петух – домашняя птица, тело покрыто перьями. Они бывают разного цвета: белые, коричневые, пестрые. На голове у птиц красный гребень, а под носом красная бородка. Глаза широко расставлены, поэтому петух хорошо видит. Ушей не видно – они скрыты под перьями, но слух у петухов хороший. А вот свое пение, так же как и поющий глухарь,  не слышит. Нос острый, сжатый с боков. Хвост пышный. Петух может летать, но делает это неохотно. У него короткие ноги. На них есть шпоры. (Из энциклопедии)

                 Слово «петух», как оказалось, довольно молодое и появилось сравнительно недавно. Согласно словарю В. Даля, «петух»- это производное от глагола «петь». В старые времена, самцов кур и даже некоторых других птиц в различных областях России, в силу природной любви к пению, называли певел, пеун, певун, петун, петел, петька. Спустя некоторое время петун превратился в петуха. Петух буквально — «поющий»

                 Для определения точного лексического значения слова «петух», я обратилась к словарям.

    В толковом словаре С.И. Ожегова дается такое определение:

    Петух-. самец домашних кур и некоторых куриных. Ходить петухом (с гордым и важным видом) Петухом налететь на кого-нибудь, (бойко и задиристо). До петухов или с петухами (встать, подняться)  - очень рано, с зарёй.  Петушиный голос: (крикливый, резкий).

    В Толковом словаре  Д.Н. Ушакова говорится:

    «Петух -  домашняя птица, самец кур, с красным гребнем на голове и шпорами на ногах. Пение петухов, как признак определенного времени суток. Просидели всю ночь до петухов (до самой зари). Вставать до петухов (раньше, чем пропоют утром петухи). Ложиться с петухами (слишком поздно, к утру или, наоборот, рано вечером). Первые, вторые петухи пропели.

    Заглянув в словарь эпитетов  было выяснено, Что их очень много, они меткие и выразительные Петух боевой, бойкий, бойцовский, важный, величавый, вздорный, горделивый, горластый, громкоголосый, драчливый, жилистый, заботливый, задиристый, задорный, заливистый, заносчивый, звонкоголосый, злобный, злой, злопамятный, кичливый, крикливый, наглый, напористый, нахальный, неугомонный, ранний, резвый, сиплый, склочный, суетливый, хозяйственный. Именно этими качествами наделял народ петуха в произведениях устного народного творчества.  

                  Итак,  сравнив  статьи, было выяснено, что в словарях говорится о любви домашней птицы к утреннему пению.

    2.2. Рассмотреть роль петуха в произведениях устного народного творчества, в мифологии.

                Петух - любимый герой  произведений устного народного творчества. В сказках он имеет два образа.  Первый-это,  легкомысленный,  слабый и самоуверенный герой сказки. Его непослушание приводит к беде, примером является сказка «Петушок-золотой гребешок». Второй образ- петух имеет героический характер и приходит на помощь слабым он помощник друзьям.  Примером является сказка «Заюшкина избушка» Петух — древнейший символ рассвета, пробуждения, бдительности и  призыва к бою. Петуха издавна водружали на башни, чтобы он глядел во все стороны и предупреждал об опасности. Этот мотив звучит в "Сказке о золотом петушке" А. С.Пушкина.

              В пословицах и прибаутках Петушок разный – задорный, дерзкий, всегда готовый в бой. Его именем определили состояние некоторых людей – петушится.  Петухом называют задорного драчуна.      

             Загадки про петуха  в основном основываются на красивой внешности этой птицы.  За горделивую осанку и шпоры,  загадки приравнивают петушка к особам княжеского королевского рода.

             В основе мифологического образа петуха во многих традициях - его связь с солнцем. Как и солнце,  петух «отсчитывает» время. Австралийские аборигены иногда обозначают петуха как «птицу, которая смеётся на рассвете».  В большинстве традиций  петух связан с божествами утренней зари и солнца.  В  Китае петух «сопровождает» солнце на его пути.

               Итак,  проанализировав произведения фольклора , мифологию  можно сделать вывод петушок- это символ нового дня , света.  огня, красоты и бдительности.  Петух - это удивительная  русская птица символизирующая добро.    

    2.3. Изучить мнение учёных, почему поёт петух.

           Почему кричат петухи? Этот вопрос давно интересовал исследователей. И каждый толковал этот крик по-своему, и каждый был по-своему прав.   

          Ученые попытались связать петушиный крик с определенным расположением звезд на небе, и тут выяснилась интересная картина. "Первые петухи"(1 час ночи) оказывается, кричат, когда над горизонтом появляется звезда Конопус. А как только эта звезда скрывается за горизонтом, начинают кричать "вторые петухи". (2 часа ночи) Что заставляет кричать петухов третий раз, пока не выяснено, равно как и то, каким образом петухи "видят" звезду, находясь в темном курятнике". 

           А ведь именно благодаря своему  кукареканью петух стал домашним животным.  Известно, что дикие петухи были одомашнены как культовые животные в древней Индии (III...II тысячелетие до н. э). Крик петуха ученые -этологи связывают с его территориальным поведением в дикой природе. Кукареканье петуха – это своего рода вызов соперникам.. Петух заранее предупреждает соперников о том, что данный участок занят и они должны искать свободное "место под солнцем" При этом на кукареканье влияет социальный статус особи: первым приветствует солнце всегда самый главный петух, остальные ждут своей очереди.  Причем по крику можно выявить самца, поскольку каждый петух кричит всегда одинаково, колебания не превышают 0,5 тона. На кукареканье одного петуха со всех сторон отзываются его собратья. Но только если они все одного ранга, иначе подчиненный самец будет моментально атакован.  Человек способен услышать петушиный крик на расстоянии 2 км.     

    Были высказаны также предположения учёных, что кукареканьем петухов управляют их "биологические часы»  Привлекательно, что каждый петух утром начинает кукареканье в одно и тоже время, независимо от того может ли он наблюдать восход Солнца или нет.

    Таким образом, учёным удалось установить, что утреннее пение петуха  является более надёжным, чем использование будильника. Учитывая тот факт, что будильник может дать сбой, петух действительно  является надёжным утренним вариантом, поскольку у этой птицы прекрасно развит своеобразный «внутренний будильник»  

    2.4.Установить роль петуха как птицы у разных народов.
                У русских людей  петух считался опекуном хозяйства. Они полагали, что без него не будет водиться скот, у коровы станут безвкусными молоко и масло. Русские крестьяне любили, чтобы их петухи были бойкими и драчливыми.

    Бойцовские качества петухов высоко ценились еще в Древней Греции. Петух как символ победы изображался на щитах воинов. Предки французов выбрали петуха своим покровителем. Петух — один из национальных символов Франции. Был священным в Галлии.  Галлы носили изображение петуха на оружиях и знамёнах, позднее он стал эмблемой Галлии.               

    Петух — символ задирчивости и крови. У некоторых народов до сих пор существуют петушиные бои.

    У восточных славян одна из важнейших функций петуха как предвестника. Своим спевом спевший петух разгоняет нечисть до следующей ночи.  При вселении в новый дом петух играл роль «двойника» хозяина. Если петух благополучно  проводил в доме ночь можно было вселяться. Славяне при строительстве дома приносили в жертву чёрного петуха.

    В Китае красный петух изображается на стенах дома как талисман против огня. В китайской традиции петух с золотыми перьями, который поет трижды в день (на восходе солнца, пополудни и во время захода солнца), носит эпитет «небесный» и считается человеческим началом, знаком человеческой силы «Ян».

    Любопытный случай произошел в 1793г. с английским адмиралом Беркли. В плавании его постоянно сопровождал петух. Однажды флагман англичан "Мальборо" попал под обстрел противника. В критический момент сражения на сломанную мачту взлетел петух. Его клич поднял боевой дух англичан. Только поэтому, как утверждается, они одержали победу. 

    В Японии петух -  священное животное. Ему предоставлена полная свобода передвижения в храмах. Петух созывает верующих к молитве.
                 «Будимир» - так называют петуха в Украине. И это его свойство использовалось людьми не только в быту, но и в военных походах. А.В.Суворов использовал петуха в качестве будильника. По утверждению современников полководец часто брал петуха с собой в поход.

    Как самая бойкая из птиц служит символом борьбы и боя. В геральдике при изображении петуха могут выделяться особой краской гребень и бородка, открытый клюв (поющий петух) Петух с поднятой  ногой означает готовность принять бой.

    Петушиное пение звучит в разных странах по-разному. Раньше я думала, что «ку-ка-ре-ку!» на всех языках звучит одинаково, однако это не так. В Германии петухи поют «ки-ке-ри-ки!» А вот в Турции поют — «ко-ко-ри-ко!» Голландские петухи поют — «ку-ке-лу-ку!» В Швеции - "ку-ке-ли-ку", в Италии - "чи-ки-ри-чи", во Франции - "ко-ко-ри-ко", в Испании и Чехии - "ки-ки-ри-ки", в Польше - "ку-ку-ри-ку", в Болгарии и Румынии - "ку-ку-ри-гу", в Японии - "ко-кэ-кок-ко". А англичане услышали в пении петуха нечто вроде "Петька-дурачок" ("кок-э-дудл-ду").

    Петухи наших соседей - марийцев поют - «ку-ку-ку-рук!», у татар – «ки-кри-кук!» А вот чувашские петухи поют - « ки-ки-ри- кик!»

    Такая разноголосица происходит потому, что в каждой стране люди приспосабливают звуки, издаваемые животными, к произношению на своем родном языке.

    3. Материал и методы исследования.

    3.1 Анкетирование        

     Мне интересно было узнать мнение учащихся  класса   по данной теме.  В процессе исследовательской работы было проведено анкетирование моих одноклассников, это дети 8 лет. Всего прошли анкетирование  25 человек.

    Вопрос

    Петух

    Не знаю

    Какая домашняя птица поёт на рассвете?

    22

    3

    Вопрос

    Будит людей

    Не знаю

    Почему поёт эта птица?

    17

    8

    Вывод

            Большая часть моих одноклассников живут в многоэтажных домах, но пение петухов слышали летом, когда жили на даче или были на каникулах у бабушки в деревне. Анализ анкет показал, большинство анкетированных знают, что петух - птица поющая на рассвете. Среди детей ответ «не знаю» дали только три человека, а вот на вопрос,  почему поёт петух 17 ребят убедительно ответили, чтобы разбудить людей и лишь 8 человек ответили, не знаю.

    3.2 Эксперимент   

          Когда я жила у бабушки я решила сама провести эксперимент: в первом случае петух находился 24 часа при ярком освещении, во втором при тусклом освещении. В обоих случаях петух начинал петь в одно и тоже  время — за два часа до рассвета, даже если рассвета не видел. Поэтому я склонна думать, что наш петух кричит ку-ка-ре-ку не для того, чтобы нас разбудить, а  потому, что это у него заложено природой.

    3.3   Наблюдение

          Наблюдая за Нашим Петей, я заметила, что кукарекать он  особенно любит взлетев на забор или с другого какого-нибудь возвышенного места и как только Петя запоёт, как тут же со всех окрестных дворов,  слышится ответное кукареканье. Значит, петухи перекликаются между собой.

         Моя бабушка всегда говорит: «Чем дольше поет петух, тем он ценнее». А петь молодые петушки начинают с трехнедельного возраста. Наш красавец любит взлетать на сеновал, вытянет шею и как закричит! Его крик я узнаю издалека. Наш Петя очень любит крошки хлеба, пшеницу и вареный картофель с комбикормом. Если Петя найдёт что-нибудь, сам не ест, а позовет кур. Он очень заботится о них и никогда не подпустит к ним соседского петушка.

          Куры удаляются от Пети на открытое пространство не более чем на 50 м, а двор для Пети являются его участком, о чём он и напоминает своим "Ку-ка-ре-ку" периодически в течение дня, а соседские петухи подают ответный клич.

    4.Выводы.

        В ходе своей работы я изучила литературу и сведения сети Интернет по данному вопросу, провела социологический опрос, эксперимент, наблюдение. В результате чего я много узнала нового.  Было выяснено, что петух - это удивительная русская птица, обладающая положительными качествами, символизирующая добро, благополучнее, порядок. Даже мифология, ассоциирует петуха с пожаром, солнцем и молнией.  С этой домашней птицей связано много обычаев, примет, поверий, т. к. петух с глубокой древности живет рядом с человеком. Петух стал героем народных сказок, загадок и пословиц за свой весьма разносторонний характер, за необычные поступки и, несомненно, красоту. На Руси крестьяне за временем следили в основном по петушиному крику. Так что, как говориться в пословице: «Петух – не часы, а время указывает». В наше время это не актуально.

    5.Заключение

    В процессе работы я выяснила, что  единого мнения по  вопросу кому предназначена песня петуха нет.

    Мне кажется более убедительной мнение, что песня петуха предназначена не для нас. Если петушиный крик перевести на наш язык, то это звучит примерно так: «Это территория моя, а это мои куры. А другим петухам, здесь делать нечего. Если сунетесь, то вам не поздоровиться. Вот посмотрите, какой я сильный и красивый!» Пусть всегда поют петухи. Петухи пели, поют и будут петь, а люди не будут опаздывать на работу, так как есть другие «будильники», поэтому наша гипотеза не верна.

    Список литературы:

    1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (Электрон. Ресурс), 2004г.
    2 Гершун В.И.  Домашние животные. – М.: Педагогика, 1999г.

    3.Журнал. Вокруг света. №11. ноябрь 2011г.

    4. Мир птиц. Информационный бюллетень Союза охраны птиц России август 2003 – июнь 2004гг. № 3-1(27-28).

    5.  Пожарицкая Н. Путешествие к домашним животным. Рассказы. /Н. Пожарицкая. Москва. Детская литература. 1985 г./ 30с.

    6.Топоров В. Н. Мифологический образ петуха // Мифы народов мира: Энциклопедия. — 2-е изд. — М., 1992. — Т. 2. — C. 309—310.

    7.Энциклопедия для детей. Биология. /Москва. 1994 г./ 70-76с

    Ссылки:
    1. http://potka.ru/pochemu-krichat-petuxi.html

    2. http://www.fozet.com/readarticle.php?article_id=79 
    3. http://otvet.mail.ru/question


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие с элементами исследовательской работы 3 класс Тема: "Вода — бесценный дар природы"

    Ресурс представляет собой ознакомление учащихся со значением экологически чистой воды в жизни человека.Донести до сознания школьников понимание бережного отношения к воде как жизненно важному ре...

    Занятие по развитию исследовательских умений/ 2 класс

    Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий....

    исследовательская работа 4 класс "Стихи о детях и для детей"

    Исследовательская работа содержит материал о знакомстве с творческой деятельностью  для  детей учителя - логопеда нашей школы, а также наблюдения детей и их выводы....

    Исследовательская работа 1 класс

    Сергеева УльянаМБОУ «СОШ № 1»Руководитель: Русская Н.А.«Необычные слова»Моя бабушка — учитель русского языка. Однажды она рассказала мне про необычные слова  - злато, берег, глас. У них есть пары...

    Исследовательская работа 1 класс

    Миняев МаксимМБОУ «СОШ №1»Руководитель: Русская Н.А.«Что такое ветер?»Практически ежедневно мы сталкиваемся с таким природным явлением как ветер. Но что такое «ветер»? Каковы причины его возникновения...

    Исследовательская работа 1 класс

    Москалева АнастасияМБОУ «СОШ №1»Руководитель: Русская Н.А.«Растения в жизни человека»«Растения занимают очень важное место в жизни человека. Берегите растения» - так говорят нам с самого рождения. А т...

    Конспект урока по литературному чтению 2 класс М.Пришвин "Золотой луг"

    Конспект урока по литературному чтению 2 класс  М.Пришвин "Золотой луг" УМК Перспективная начальная школа...