Звуки [т] [т`], буква Т,т УМК Перспектива Климанова Л.Ф.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Звуки [т] [т`], буква Т,т УМК Перспектива Климанова Л.Ф. Урок с мультимедийным приложением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                      Белокопытова Марина Николаевна,

                                                            учитель начальных классов,

    МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП»,

                                                                п.г.т.Анна, Воронежской обл.

Тема: Звуки [т] — [т`], буква Т,т.

Класс:1

Уровень: базовый

Тип урока: ОНЗ

Вид урока: изучение нового материала

           Цель: Познакомить учащихся с согласными звуками [т] — [т`], их особенностями и  

                      буквой Т, т.

             Задачи: формировать умение выделять звуки из слов, характеризовать их,      сравнивать, обозначать буквой, читать слоги, слова и текст с изученными буквами; развивать фонематический слух, познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах, группах; воспитывать культуру поведения при работе в парах, группах.

Используемые методы и приемы: дидактическая игра, постановка учебной проблемы, наглядность, ИКТ, метод упражнений, «Снежный ком», деятельностный метод, релаксация, словесное стимулирование учащихся.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, цветные кружки для составления схем слов, карточки с изображением предметов для групповой работы, «пазлы» с изображением буквы Т, клей, учебник  Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева «Азбука», карточки для самостоятельной работы, доска + цветные маркеры у каждого ребёнка.

Ход урока:

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: формирование самооценки готовности  к уроку; создание положительного эмоционального фона; мотивировать к предстоящей деятельности на уроке.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: активизировать знания, умения и навыки по теме урока; фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности.

III. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема).

Цели: организация постановки цели урока.

 

IV. Реализация построенного проекта. 

Цели: организовать составление плана действий в соответствии с поставленной задачей.

Физкультминутка

Прозвенел звонок весёлый.

Все готовы?  Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

Дети: Все готовы. Стол в порядке.

          Наши ушки на макушке,

          Глазки широко открыты,

          Слушаем, запоминаем,

          Ни минуты не теряем!

- Ребята прочитайте пословицу.

- Скажите, как вы  понимаете её смысл? Выделите главные слова. (Дети: слушает да разумеет) Слайд№2

- Вы правы, внимательный и жаждущий новых знаний человек быстрее научится всему, чем тот, который считает, что уже всё знает. А зачем я вас познакомила с этой пословицей? (Ответы детей)

- Я думаю, что сегодня на уроке вы все будете меня внимательно слушать, активно принимать участие в обсуждениях и откроете для себя много нового и интересного.

- Ребята, с чего мы всегда начинаем работу на уроке?

(Дети: С повторения пройденного.)

- А для чего мы это делаем?

(Дети: Чтобы  закрепить пройденный материал и применить его при выполнении новых заданий.)

- Назовите буквы, которые мы с вами изучили. (Дети работают на индивидуальных досках.) (Слайд №3)

- Сравните с эталоном. (Эталон высвечивается на экране)

- На какие группы можно их разбить? (Буквы, которые обозначают гласные звуки и согласные.)

- Обведите гласные буквы красным маркером.

 - На какие  группы можно разбить гласные буквы? (Дети: На буквы, которые обозначают мягкость согласных на письме и твёрдость.)

- Назовите букву, обозначающую мягкость согласных на письме.

- Какая гласная лишняя? Почему?

(Дети: ы - только строчная.)

- Среди согласных букв, какая лишняя? Почему? (Дети: С -  обозначает глухие согласные звуки.) 

- Что вы сейчас делали? (Повторяли.)

- Ребята,  что вы сейчас повторили? Какое задание будет следующим? (На слайде появляется «звуковичок».) (Дети: Составить схему слова.)

 (Слайд №4)

- Чем это задание отличается от предыдущего? (Дети: Мы работали с буквами, а теперь со звуками.) 

- Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему?

- Что же мы сегодня будем «открывать»? (Новые звуки и буква, которой они обозначаются на письме.)

- Отгадайте загадки:

Над рекой, над долиной

Повисла белая холстина. (Туман)

На свету к нам льнёт,

 Без нас и шагу не шагнёт,

 Но лишь настанет тёмный час -

 И сразу покидает нас. (Тень)

(Слайд №5)

 - Проведем небольшую исследовательскую работу. Что же это за звуки?

- Разбейтесь на группы.

- Давайте вспомним правила работы в группах. (Ответы детей).

- I группа составляет схему слова: тень и даёт характеристику первому звуку;  II - составляет схему слова: туман и характеризует первый звук; III группа -  Логическое упражнение «Найди общий звук» рассмотреть предметы, выделить общий звук и охарактеризовать его; IV группа – написать слова тень, туман.

Отчёт групп.

- Какое задание было дано? У кого возникли затруднения при выполнении? (III, IV группа) Какие? Как вы нашли выход из затруднения? (III группа: Подсказала разрезная картинка. Если группа не выполнила задание, коллективно находят решение проблемы.)

 - Так какие же звуки у нас сегодня в центре внимания? (Слайд №6)

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко

Мы походим на носочках,

А потом на пяточках.

Пойдем мягко, как лисята,

И, как мишка косолапый,

И, как заинька трусишка.  

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся,

Ёжик сладко потянулся. (Слайд №7)

-Ребята, почему IV группа не справилась с заданием? (Дети: не знаем, как пишется буква т.)

- Так какой  же следующий шаг в открытии нового знания?

  1. Знакомство с новой буквой.
  2. Чтение слогов, слов.
  3. Работа с предложением.
  4. Работа с текстом.
  5. Пишем букву.

  Работа в парах. Задание: если вы правильно сложите пазлы, то узнаете, как будет выглядеть новая буква.

- Напомните правила работы в парах.

- Проверка по эталону.

- Каждая пара сработала хорошо.

 - Вы узнали, как выглядит новая буква? - Смогли вы преодолеть затруднение?

- На что похожа буква Т?

-Посмотрите на рисунки и назовите слова, в которых есть [т'], [т]. (Слайд №8)

- Где находится этот звук: в начале, в середине или в конце слова? Какой буквой обозначим на письме эти звуки? Почему букв две? Когда пишем заглавную букву? Назовите чьи имена у нас в классе пишутся с заглавной буквы Т? (Толя)

«Снежный ком». Послушайте стихотворение и назовите слова, в которых есть [т'], [т] сначала в парах, а затем спросите у каждого члена вашей группы, какие он запомнил слова, и назовите все слова от группы. (Слайд №9)

- Какой следующий шаг  мы должны сделать? (Поработать самостоятельно).

- Для чего мы это будем делать?

(Чтобы не допускать ошибок, чтобы проверить себя.)

- У вас у каждого на парте карточки. Вам нужно обвести в кружок  букву Т.

Самостоятельная работа учащихся.

- Проверяем по эталону.

- У кого возникло затруднение при выполнении задания? Поставьте рядом знак «?».

- Поднимите руки, у кого задание не вызвало затруднений? Поставьте себе за работу знак «+».

Познавательные УУД:

1) осмысление алгоритма фонетического анализа звука; установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его;

2) умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

4) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

5) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД: 

1) формирование умений слышать и слушать собеседника, обосновывать и доказывать собственное мнение;

2) договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

3) формируем умение работать в группе, паре. 

Регулятивные УУД: 

1) принимать и сохранять учебную задачу;

2) планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; 

3) освоение способов выделения согласного звука и фонетического анализа звука;

4) освоение способов сравнения своей работы с эталоном, способов нахождения и исправления ошибок.

Личностные УУД:

1) формирование индивидуального стиля деятельности; 

2) проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству;

3) используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

4) понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться.

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:  научить читать слоги, слова с изученной буквой.

Физкультминутка

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: организовать самостоятельную работу по применению нового знания, учить адекватно реагировать на оценку  одноклассника.

VII. Рефлексия. Оценивание.

Цель: учить оценивать собственную деятельность, организовать фиксацию неразрешённых затруднений.

  - Пришло время научиться читать слоги и слова с новой буквой.  

Дифференцированная работа.

  1. Задание для читающих детей: прочитать рассказ с. 84 и ответить на вопросы: Кто главный герой? Чем он занимается? Как называется его профессия?
  2. Задание для нечитающих детей: чтение слогов и слов на слайде: хором, по цепочке, индивидуально, слоги и слова с твёрдым звуком, с мягким звуком; по парам, группами. Объясняют значение слов и их написание. (Слайд № 10 – 12).

  Работа со всем классом: чтение слов на доске. Работа над лексическим значением, многозначностью слов: труба, лист.

- Как мы  можем узнать значение незнакомого слова? (источники: интернет, у  взрослых, в словаре)

Проверка работы 1 группы. Вопросы по тексту.

Сколько предложений вы прочитали?(5)

- Прочтите их.

- Связаны ли они между собой по смыслу? Как называем такие предложения? (текст)

-Назовите, кто упоминается в нем?

- Почему слово Антон написано с заглавной буквы?

- Какого героя можно заменить  словом  она, он? (ворона, Антон)

- Как называется профессия Антона?

- Вы знаете, что такое талантливый человек?

Художник-невидимка

 По городу идет:

 Всем щеки нарумянит,

 Всех за нос ущипнет.

 А ночью он, пока я спал,

 Пришел с волшебной кистью

 И на окне нарисовал

 Сверкающие листья. Н. Нищева

(Маршируют с высоким подниманием колена. Останавливаются, трут щеки ладонями. Щиплют себя за нос. Идут на цыпочках друг за другом. Останавливаются, «рисуют» листья воображаемой кистью.)

- Как стать талантливым человеком?

- Необходимо большое трудолюбие, постоянно узнавать что-то новое, применять знания на практике, в действии.. И мы с вами, ребята, не будем терять времени и закрепим умение читать слова с буквой Т. 

Самостоятельная работа по карточкам, с последующей взаимопроверкой.

Задание: подчеркнуть слоги, слова из 1 слога, поделить на слоги слова в которых 2, 3 слога; назвать имена собственные, объяснить значение слов.

Взаимопроверка, проверка по эталону.

- У кого возникло затруднение при выполнении задания? Поставьте рядом знак «?».

- Поднимите руки, у кого задание не вызвало затруднений? Поставьте себе за работу знак «+».

Есть нам над чем поработать?

- Вспомним, какие цели ставили вначале урока.

- Достигли ли мы этих целей?

– С какой буквой познакомились?

-Что узнали о звуках [т] — [т`]?

- Какой буквой на письме они обозначаются?

- Похлопайте в ладоши, кто доволен своей работой?

- Что интересного расскажите дома о нашем уроке?

-Значения,  каких новых слов узнали?

- Поднимите руку, кому было не очень понятно, и случались ошибки.

- Какую работу мы можем выполнить на следующем уроке?

Вот и кончился урок.

Снова прозвенел звонок,

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.

Используемые источники информации:

  1. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс. – М.: изд-во «Просвещение», 2012г.
  2. Климанова Л.Ф. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: изд-во «Просвещение»,  2011г.
  3. Детские загадки в кроссвордах. – М.: изд-во «Знание», 1993г./Под ред.Фоминой И.А.
  4. http://baby-scool.narod.ru/media/games/fizminutki/fiz_vrem_goda.html - физминутка «художник-невидимка»
  5. http://zagadochki.ru/zagadka-na-svetu-k-nam-lnyot.html  - загадка тень
  6. http://pogovorki.net/cat20/p2.html  - пословица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте (литературное чтение) "Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б" УМК "Перспектива"

Познакомить с новыми буквами Б, б, обозначаемыми ими звуками и формирование умения читать её в словах в составе предложений, текстов...

Технологическая карта урока русского языка в первом классе "Звуки [л], [л`]. Буквы Л, л" УМК "Перспектива"

Цель урока: Создание условий для успешного освоения звуков [л], [л`] и соответствующих букв Л,л.Задачи : способствовать формированию навыка чтения; развивать навык написания (печатания) букв...

Конспект обучения грамоте. Тема урока:"Знакомство со звуком [ч’] и буквами Ч,ч». УМК "Перспектива.

Материал к уроку открытия знаний по УМК "Перспектива"  на тему "Буквы Чч"...

Конспект урока по развитие речи "«Звук [у] и буква «у». Письмо строчной буквы «у»" 1 класс , УМК "Перспектива"

Конспект урока по русскому языкуТема: «Звук [у] и буква «у». Письмо строчной буквы «у».Цели деятельности учителя: формирование умений распознавать звук [у] и соотве...

Технологическая карта урока обучения грамоте и письму «Звуки [к], [к\']. Буквы К, к» (УМК «Перспектива», 1 класс)

Цель урока: формирования представлений о согласных звуках [к], [к,] и букве К, к, совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.Задачи урокаДидактические: Формировать ум...

Технологическая карта урока русского языка обучения грамоте "Согласные звуки [р], [р,]. Буквы Р,р" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цель урока: формирование знаний учащихся о согласных звуках [р], [р’] и букве Р ; совершенствование навыка слогового и орфоэпического чтения.Задачи урокаДидактические:1.    Научит...

Технологическая карта урока по обучению грамоте, письму "Звуки [т], [т\'], буква Т, т" ( УМК «Перспектива» 1 класс)

Цель урока: формирование представлений у учащихся о звуках [т], [т'] и буквами Т, т и написании букв.  Задачи урокаДидактические: Познакомить учащихся с произношением звук...