Урок по литературному чтению 2 класс по системе занкова "именинный обед" В.Сухомлинский
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Савранская Елена Сергеевна

Конспект к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx19.53 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.5 МБ
Microsoft Office document icon marsh_list.doc41.5 КБ
Файл poslovitsy.docx12.73 КБ
Файл test_blizkie.docx13.43 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема: Нравственные проблемы в произведениях русских  писателей

Цели: Осмысление проблемы нравственности.

           Давать оценку поступков и взаимоотношений между близкими людьми.

Формировать представление о личности героев.

Задачи:

1. Формировать:

  • представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;
  • умение правильно оценивать себя и других, учить видеть положительные качества у людей, героев, персонажей.

2. Развивать устную речь, умения выражать ясно свои мысли.

3. Учить анализировать литературные тексты.

4. Воспитывать у детей такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость;

Сценарий урока:

  1. Орг. Момент
  2. Психологический настрой
  3. Шифровальщик
  4. Введение в тему урока и целеполагание

- Какой единой темой связаны слова: добро, милосердие, великодушие, сострадание?

Обратимся к словарю для толкования слова – нравственность. Я – безусловно, нравственный человек». Получается, что  есть определенные проблемы с духовными и душевными качествами у многих людей. Именно об этом наш сегодняшний урок.

- Сформулируйте тему нашего урока?

Нравственные проблемы в произведениях русских писателей.

- Какие цели мы ставим перед собой?

5. «Дерево предсказаний»

- Для того, чтобы наш урок прошел успешно, что можете предложить на сегодняшнюю работу.

- Обратите внимание на наше дерево и в листке оцените свой настрой на работу.

6. Работа по теме урока

- Сегодня на нашем уроке «Виртуальный гость.  Это - Василий Александрович Сухомлинский. Искренняя любовь к детям, романтическая устремленность личности, страстность и убежденность отличали выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского. Замечательный педагог - новатор, страстный публицист прежде всего заботился о проблемах детей, подростков. За два десятилетия он издал 35 книг и сотни научных статей – раздумий. Его истории – притчи мы с вами уже изучали этой осенью. («Я хочу сказать свое слово»).   Он до последнего дня оставался директором Павлышской школы, обычной сельской школы, в которой учились обыкновенные деревенские ребята.

- Сегодня мы познакомимся еще с одной историей – притчей «Именинный обед». Прежде, чем вы предвосхитите , о чем эта история, давайте выясним что такое притча. («При́тча — это малый поучительный рассказ в литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость). Близка к басне. В притче нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них».

- Как вы думаете: о чем эта притча? (ответы детей)

- Давайте прочитаем и проясним ваши предположения.

(Чтение учителем с прерыванием)

- Как вы думаете, что было дальше?

Оценка после первичного прослушивания

- Оцените поступок девочки, используя фразеологизмы по периметру класса. Давайте дадим им объяснения.

Не по себе – неловко.

Не поверить своим глазам – сильно удивиться.

Никуда не годится – очень плохой

Хвататься за голову – приходить в ужас, в отчаяние

Хоть бы что – безразлично

Так себе – ни плохо, ни хорошо

- Выберите и укажите на выбранный фразеологизм.

- Запомните свой выбор, он пригодится нам на подведении итогов.

7.  Радио спектакль

-  Прочитаем сейчас текст по ролям по группам. Вас 4 человека: 2 автора, мама и Нина. 1 автор читает до слов: Скоро день рождения Нины.

- Послушаем вторую часть истории со слов «Пришли гости…»

8. «Шесть шляп»

А сейчас приступаем к дискуссии. В этом нам помогут 6 шляп.

Шляпы у вас на партах, что делать – вы знаете. Повторим алгоритм работы в группах. Приступили к работе.

- Выслушиваем ответы спикеров. Дополнения только после выступления лидеров.

- Вернемся к фразеологизмам, изменились ли ваши мнения, оценивая поступок Нины?

- Определите одним словом поступок Нины. (предательство)

9.  Итоги работы

- Диагностика

- Поставьте + - да, - , если нет.

- Отметка на дереве предсказаний.

10. Оценка в маршрутном листе

11. Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения в 4 классе по теме «Спешите делать добро. Мы в ответе… В.Сухомлинский «Обыкновенный человек»» Учитель начальных классов МОУ «Гимназия №3» г. Ивантеевки Московской области Толоконникова Дарья Юрьевна

Слайд 2

«Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо…» Давайте поклоняться доброте! Давайте с думой жить о доброте: Вся в голубой и звездной красоте, Земля добра. Она дарит нас хлебом, Живой водой и деревом в цвету. Под этим вечно неспокойным небом Давайте воевать за доброту!

Слайд 3

Словарная работа. « Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям» . С.И.Ожегов «Словарь русского языка» С.И.Ожегов

Слайд 4

Тема урока «Спешите делать добро. Мы в ответе…»

Слайд 5

Василий Александрович Сухомлинский

Слайд 6

Словарная работа « При́тча — это малый поучительный рассказ в литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость). Близка к басне. В притче нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них». С.И.Ожегов «Словарь русского языка»

Слайд 7

Чтение притчи В.А.Сухомлинского «Обыкновенный человек» Стр. 62-63.

Слайд 8

Какое высказывание подходит к рассказу? « Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта» . Мигель Сервантес «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям». Жан Жак Руссо «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе». Вильям Шекспир «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добро в людях» . Блез Паскаль «Лучшее, что я храню в себе, это живое чувство к добрым людям». М. Пришвин

Слайд 10

Работа в парах Задание: вспомнить и записать, какие добрые дела можно совершить во благо других людей. ЗЛО ДОБРО ЗЛОСТЬ ЖЕСТОКОСТЬ РАВНОДУШИЕ ЖАДНОСТЬ ВРЕДНОСТЬ МСТИТЕЛЬНОСТЬ БЕЗРАЗЛИЧИЕ ВОЙНА ПРЕДАТЕЛЬСТВО ЛЖИВОСТЬ КОВАРСТВО ГРУБОСТЬ ХАМСТВО

Слайд 11

корень зла злость предательство жадность грубость равнодушие ДЕРЕВО ДОБРА ДОБРОТА ЗАБОТА Добро Внимательность к людям Помощь Отзывчивость Вежливость Верность Сердечность Порядочность Совестливость Благодушие Мягкосердечность Добрососедство Доброжелательность Любовь к людям Щедрость Взаимовыручка Уважение Понимание Улыбка Радость за других понимание

Слайд 12

Чтение притчи В.А.Сухомлинского «Обыкновенный человек» Стр. 62-63.

Слайд 13

Домашнее задание Подобрать пословицы о добре и зле, подходящие к притче. Подготовить письменно ответ на вопрос: что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист к уроку литературного чтения

Фамилия, имя -------------------------------------------------------------------------------------------

СОДЕРЖАНИЕ

отметка

1

 «Шифровальщик»

ЛОДЕСИМРЕИ       ТРОДОБА      КУШЕВИЛИДО       ТАДИСЕРСОАН

 

2

                                           «Дерево предсказаний»

 

 

3.

«Виртульный гость» - Кто был по профессии В.Сухомлинский?

 

 

4

Притча – это маленький …

 

5.

Фразеологизм

6.

 Радио спектакль  (оценивает группа)

 

7.

Примерка шляпы  (оценивает группа)  

 

8.

Диагностика + «Да», - «Нет»

9.

Собери пословицу (парная)

 КТО БАБУШКУ ИМЕЕТ,                                                ОНО ВСЁРАВНО К ТЕБЕ ВЕРНЁТСЯ              
ДОБРОЕ ДЕЛО СВЕРШИ И В МОРЕ   БРОСЬ            НАУЧИЛСЯ.    

МУДРЫМ НИКТО НЕ РОДИЛСЯ,                              ТОТ УТЕШЕНЬЕ ЗНАЕТ.                                                                                                                                                                      

10.

Зачеркните все буквы А и прочитайте пословицу: 

АСУАМЕАЛОБИАДЕАТЬ, АСУАМЕАЙИЗВАИНИАТЬСАЯ.

ОЦЕНИ СВОЮ АКТИВНОСТЬ НА УРОКЕ:                Общая отметка за урок:



Предварительный просмотр:

Народная мудрость гласит: « Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других». Каждый из нас хочет быть счастливым. Но ещё не каждый понимает: если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит ты сам в первую очередь к ним должен хорошо относится. Доброта творит чудеса. Очень много пословиц и поговорок есть о добре. На столах карточки, в которых написаны части пословиц. Ваша задача составить эти пословицы и уметь объяснить их смысл. (Работа в парах)

^ КТО БАБУШКУ ИМЕЕТ,                                             ДЕЛАЕТ СОВЕСТЬ.

МУДРЫМ НИКТО НЕ РОДИЛСЯ,                              ОНО ВСЁРАВНО К ТЕБЕ ВЕРНЁТСЯ,

ДОБРОЕ ДЕЛО СВЕРШИ И В МОРЕ БРОСЬ,          ТОТ УТЕШЕНЬЕ ЗНАЕТ.

ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ                                             А НАУЧИЛСЯ.

- Зачеркните все буквы А и прочитайте пословицу: 

^ АСУАМЕАЛОБИАДЕАТЬ, АСУАМЕАЙИЗВАИНИАТЬСАЯ.

- Можно ли эту пословицу отнести к прослушанному рассказу?



Предварительный просмотр:

 Предлагаю минутку на размышление, чтобы дать ответы на поставленные вопросы. Если ответ «ДА» - ставьте +, если «НЕТ»- ставьте -.

1. Если возникает необходимость задержаться в школе, на улице или внезапно уйти из дома - ставите ли вы родных в известность (запиской, по телефону, через знакомых)?
2. Бывают ли случаи, когда родители заняты какой-то большой работой в доме (генеральной  уборкой, стиркой, ремонтом), а ты идёшь на улицу или к друзьям, чтобы не крутиться под  ногами.
3. Отложи на минутку книжку или оторвись от телевизора, осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами. Есть ли в комнате вещи, которые лежат не на своём месте?
4. Можете ли вы назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки?
5. То, что необходимо тебе купить, ты хорошо знаешь. А известно ли тебе, какие вещи срочно необходимы отцу, матери, когда они собираются их купить?
6. Бывает ли так, что кроме поручений взрослых, ты выполняешь какую- нибудь работу от себя?
7. Родители угощают тебя бананами, пирожным, шоколадом. Всегда ли ты проверяешь,  досталось ли вкусненькое взрослым?
8. У родителей свободный вечер. Они собираются в гости. Показываешь ли ты своё нежелание оставаться дома?
9. В вашем доме взрослые гости.  Приходится ли родным напоминать тебе заниматься  каким  - нибудь тихим делом, не вмешиваться во взрослые разговоры, не мешать взрослым?
10.Не стесняешься ли ты дома или в гостях, а может в театре подать маме или сестре пальто, дать руку, когда выходите из транспорта.

-  Вот 10 вопросов. Если вы хорошие дети, то знаки должны стоять в такой последовательности:

+ - - + + + + - - -. Если же знаки расставлены не так, то вы должны серьёзно задуматься над тем, какими людьми вы растёте. Если же кое-что не совпадает, не печальтесь. Дело можно исправить, будьте внимательны к своим близким.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100", 3 класс I четверть

Презентация фотографий поэтов и писателей , их сборников произведений, дополнительные сведения в помощь учителю начальных классов для уроков литературного чтения по образовательной систем...

Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100", 3 класс II четверть

В презентации представлены фотографии поэтов и писателей, дополнительные сведения в помощь учителю начальных классов для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100" для 3 класс...

Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"

Вашему  вниманию  представлен  подробный  конспект  урока  по  литературному  чтению  с описанием  целей  деятельности  педагога, плани...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....