Главные вкладки

    Урок литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100" 3 класс Лия Гераскина "В стране невыученных уроков"
    план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

    Урок закрепления знаний. Построен в соответствии с новыми ФГОС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 3_klass_liya_geraskina_v_strane_nevyuchennyh_urokov.doc70.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения в 3 классе.

                        Тема урока:  Лия Гераскина «В Стране невыученных уроков».

    Цели урока:

    развивать умения самостоятельно прогнозировать содержание текста, находить в тексте материал для характеристики героя, высказывать своё отношение к прочитанному, видеть в художественном произведении средства выражения чувств и внутреннего состояния героев;

    развивать общеучебные навыки: сотрудничество при работе в группах, работа в паре, работа с учебником;

    воспитывать эмоционально-положительное отношение к познавательной деятельности;

    Ход урока.

    1. Индивидуальная работа.

    Расположить события по порядку.(1 ученик за доску)

    1. Дыхательная гимнастика(стоя).

                                                                       (Глубоко вдохнём и выдыхать будем постепенно,   себе считая)

                                              3)        Скороговорка.

    Кошка-крошка на окошке кашку кушала по крошке.(Читаем глазами, вслух, чётко проговаривая звук /ш/.

                                         4)  Над каким произведением работаем?

         

         ----Как думаете, какова тема урока?

         ---А цель нашего урока?(Должны попытаться ответить на проблемный урок, который мы ставили вначале произведения).

          ---Давайте перечитаем наш проблемный вопрос.

               Наказали Витю учебники или спасли?

                           --- Какие цели поставит себе каждый на урок?

         ---Чему каждый хочет научиться на уроке?

     (Научиться выразительно читать, составить характеристику героя, голосом буду передавать интонацию внутреннего переживания героя).

       

    ----Чтобы нам попасть в эту сказочную страну, давайте проговорим заклинание:       (глазами, хором)

    Ты лети, футбольный мяч, /

        Не вприпрыжку и не вскачь,//

                                                        Не сбивайся на пути, /

             Прямо в ту страну лети,                 

                                                                    Где живут ошибки Вити, /

    Чтобы он среди событий,

    Полных страха и тревог, /

     Сам себе помочь бы смог! //

                              5) Проверим инд. работу за доской.

    Давайте вспомним краткое содержание прочитанных частей.

     а) Из прочитанных глав сказочной повести «В Стране невыученных уроков» я узнал о мальчике Вите Перестукине, который был ленивым, не хотел учить уроки, не слушал учителя, плохо относился к своим учебникам. Учебники ожили, как в сказке, и решили его наказать. Они решили отправить Виктора в «Страну невыученных уроков».

    Сопровождать его туда вызвался кот Кузя, который вдруг заговорил человеческим голосом, как в сказке.

            б) Чтобы попасть в сказочную страну, Витя и Кузя следуют за футбольным мячом. В этой стране Витя должен был встретиться со своими ошибками и помочь самому себе исправиться.

            в) И вот они уже у ворот волшебной страны. Но попасть туда нелегко: нужно выполнить задания Вопросительного и Восклицательного знаков: правильно написать суффиксы в словах замок и ключик.

    Виктор впервые в жизни напряг свои мозги, подумал и вспомнил правило: если в Родительном падеже гласная выпадает, то пишем суффикс - чек, а если не выпадает – чик. Так Вите и Кузе удалось попасть в замок.

            г) Витю и Кузю встречают Глагол Повелительного Наклонения и сгорбленная старушка Запятая. Запятая потребовала документы и в зал внесли тетрадь Вити по русскому языку в плачевном состоянии. В ней было много ошибок и клякс. Тетрадь жалобно стонала. Вите стало стыдно. Уши и щёки его горели.

           д) Витя попросил Глагола разрешения идти дальше, но Запятая потребовала доказать, что он знает правописание безударных гласных. Она предложила ему вставить пропущенную букву в слове «собака». Витя быстро вписал туда букву «а». Запятая расхохоталась, Глагол хмурил седые брови. Восклицательный заохал и заахал. Собака оскалилась и зарычала на него. Витя догадался, что неправильно вставил букву; вернулся к доске, стёр «а» и написал «о».

            е) Тогда Запятая предложила вставить пропущенную букву в слове «солнце». Виктор сказал: «Зачем же вставлять лишние буквы, когда здесь все буквы на месте?»

    Запятая расхохоталась как сумасшедшая. Восклицательный знак плакал и ломал ручки. Глагол хмурился всё больше и больше. Солнце скрылось, стало темно.

    «Мальчишка рассердил солнце!»,- гневно гремел Глагол. И тут Витя вспомнил, как учительница советовала изменять слова, чтобы все сомнительные и скрытые согласные вылезли наружу. Изменив слово, он понял, что в нём пропущена буква «а». Солнце снова вернулось.

           ж) После этого Глагол сурово сказал, что: «прибывший ученик 4 класса Виктор Перестукин обнаружил редкое безобразное невежество. Проявил презрение и нелюбовь к родному языку. За это он будет сурово наказан»,- и приказал заключить Виктора Перестукина в квадратные скобки.

           з) У арестованного Виктора Вопросительный знак поинтересовался: «Нет ли у него какой-нибудь просьбы?»,- и объяснил, что он получит всё, если правильно напишет своё желание. Для начала Виктор написал слово «хлеб» через «п».

    «Написано неправильно», - закричали знаки и хлеба не принесли. Тогда Виктор написал слово «кал-ба-са». «Неправильно»,- завопили Знаки. Витя стёр и написал «кал-бо-са» и ещё раз Витя написал «кол-бо-са». Знаки заорали.

    Тогда Витя вспомнил слово, которое мог написать правильно «лук». Точки внесли на блюде очищенный лук. Очень хотелось есть и они с Кузей стали жевать лук. Из глаз потекли слёзы.

          к) Восклицательный и Вопросительный знаки стали успокаивать Витю, сказав, что есть ещё надежда.

    Вопросительный спросил: «Как Витя относится к запятой?». Виктор сказал, что она ему вовсе не нужна. Читать можно и без неё.

    Тогда Вопросительный сказал: «Запятая может решить судьбу человека!». Но Перестукин с Кузей в это не поверили.

          л) В зал вошли Запятая и несколько Точек. Они внесли приговор по делу невежды Виктора Перестукина.

    На листке бумаги было написано 3 слова «Казнить нельзя помиловать».

    Запятая сказала, что Виктора Перестукина за невежество, лень и незнание родного языка надо казнить! Знакам было жаль мальчика и они стали упрашивать Запятую хоть чем-нибудь помочь несчастному. Запятая сказала, что он сам может себе помочь, если правильно поставят запятую. И пусть он, наконец, поймёт, какое значение имеет запятая, что она может даже спасти человеку жизнь!

     

    6). Итак, сейчас жизнь Виктора Перестукина в его собственных руках. Он сам должен будет себе вынести приговор: быть казнённым или остаться помилованным.

                             __Предположите, сможет себя спасти Витя или его казнят?

       __Прочитайте 11 ч. про себя и узнайте, подтвердятся ли ваши предположения и   составьте вопросы друг другу.

       __Подготовьтесь задать вопросы друг другу.

    Вопросы:

        – Для чего появились огромные часы?

        – Почему Вите казалось, что часы стучат слишком громко и быстро?

        – Как вёл себя Кузя?

    __Что значит «обомлел» и «сдрейфил»?(перечитайте из тетради)

      __Что помогло Вите избежать смерти?

     __В какой момент у вас появилось чувство уважения к нему? Найдите этот момент в тексте. ( Я зажмурил глаза и стал быстро- быстро рассуждать  - с. 165).

      __ Очень напряжённой была 11 часть. Решалась судьба героя.

    В литературе такой самый напряжённый момент развития действия художественного произведения называется ---кульминацией произведения.

      __Повторите это слово с доски с правильной интонацией.

                        __Давайте перечитаем этот напряжённый момент.

     __ Какие чувства мы должны передать интонацией голоса (напряжение, страх, волнение, переживание). Смотр. стр. 163-164.

    .

    7).Сейчас поработаем в группах.

      __Найдите в прочитанном отрывке глаголы, которые передают внутреннее состояние героев и напишите их на листке. Из них мы составим фонтан эмоций наших героев.

      1 группа—глаголы, характеризующие состояние Знаков препинания; (Заплакал, завизжал). Почему?

       2 группа __глаголы, характеризующие состояние кота Кузи (умолял, завопил). Почему?

     3 группа  __глаголы, характеризующие душевное состояние Вити Перестукина (обрадовался, обомлел- оцепенел от страха).

    (Дети выставляют свои слова на фонтане).

        ___ У нас получился фонтан эмоций наших героев.

        ___А сейчас мы ещё раз переживём эти события вместе с героями повести и перечитаем 11 ч. по ролям, передавая голосом внутреннее состояние героев. (Читают подготовленные дети по ролям).

       ___Читая, подумайте: получил ли Виктор Перестукин урок? Если получил, то какой?

    ___Кому особенно удалось передать чувства героев? Дайте оценку.

    ___Возвращаемся к вопросу: получил ли Витя Перестукин урок? Какой? (Каждый должен презирать опасность, не бояться трудностей, а стремиться её преодолеть).

     ___Как мы назовём такой урок? (Урок жизни!)

    ___Почему это урок жизни? Чему он учит?

    ___Что вы почувствовали, когда часы пробили 12 ч. и вы закончили читать 11 ч.?

    ___В народе говорят: «Гора с плеч свалилась!».

    ___Как понимаете это выражение?

                                                                    8). Физкультминутка.

                                            Руки вперёд, вверх, потянулись, в стороны, вниз(2 раза).

    Руки за спинку, головки назад.

    (закрыть глаза, расслабиться)

         Глазки пускай в потолок поглядят

           (открыть глаза, посмотреть вверх)

          Головки опустим, на парту глядим.

            И снова наверх - где там муха летит.

    Глазами повертим, поищем её

    И снова читаем немного ещё.

    9) А как дальше могут развиваться события? Как поведут себя наши герои?

    А сам Витя?(Узнаете, прочитав до конца 12 ч. дома)

     Чтение 1 и 2 абзаца 12 ч.

     ___Оправдались ли ваши предположения?

     ___ Как вы поняли слова Запятой? ( Ты обязательно найдёшь правильное решение, если будешь рассуждать, давать голове своей работу).

    ___ Прочитай последние 2 предложения на с. 165.

    ___ Какое обещание дал Витя?

    ___ Выполнит ли он свое обещание?

    10). Работа в парах.

     ___ Мы прочитали как Витя поступил в очень ответственные моменты своей жизни.

     ___А сейчас мы посмотрим как вы, используя свой жизненный опыт, выйдите из сложной ситуации и выполните задание:

    из слов, лежащих на парте, составьте предложение.

    завтра    поучусь  а   сегодня  погуляю

    ___Что получилось?

    ___ Как думаете, какую из этих фраз наиболее часто употреблял Витя, когда мы с ним познакомились?

    ___Каким жизненным правилом будет пользоваться Витя теперь?

    Прочитаем хором.

    ___А мы воспользуемся этим правилом?

    Это жизненно необходимо, это еще один урок жизни!

    10) Обобщение.

     ___Перечитаем наш проблемный вопрос, который мы ставили вначале урока.

     ___Почему Вите удалось преодолеть трудности и испытания?

     ___Интересно ли было вам читать повесть? Почему?

     ___Как автор относится к своему герою?(верит, что его герой непременно возьмется за ум и исправиться. Автору хотелось донести до читателя огромную пользу школьных занятий).

      ___ А вот удастся ли Вите Перестукину закалить свою волю, воспитать характер, вы сможете узнать, если прочтёте всю книгу Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков».

       

    11). Релаксация.(треугольник с магнитиками)

         Активно работал, развивал умения прогнозировать, выразительно читал, сумел ответить   на         проблемный вопрос, вынес урок жизни.

        Доволен работой на уроке, научился видеть главное в произведении, ставить вопросы по           прочитанному.

         Научился выразительно читать, активно работал в паре и группе.

         С удовольствием читал повесть, активно работал на уроке.

         Испытал удовольствие от чтения повести. Старался отвечать на вопросы учителя.

    Я рада, что состоялся сегодня ваш успех. Всех поздравляю. Всем спасибо.

    12). Оценки за урок. Урок окончен.

     

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100", 3 класс I четверть

    Презентация фотографий поэтов и писателей , их сборников произведений, дополнительные сведения в помощь учителю начальных классов для уроков литературного чтения по образовательной систем...

    Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100", 3 класс II четверть

    В презентации представлены фотографии поэтов и писателей, дополнительные сведения в помощь учителю начальных классов для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100" для 3 класс...

    Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

    Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

    Презентация "Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе «Школа 2100» 3 класс"

    Презентация к урокам литературного чтения в 3 классе составлена в помощь учителю, работающему по УМК "Школа 2100"....

    Технологическая карта урока ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ по теме "Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран»", 2 класс, УМК ШР

    Технологическая карта урока ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  по теме "Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран»", 2 класс, УМК ШР...

    «Особые образовательные потребности для слабовидящих и слепых детей на уроках литературного чтения в начальных классах».

    laquo;Особые образовательные потребности для слабовидящих и слепых детей на уроках литературного чтения в  начальных классах»....