Главные вкладки

    Урок литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100" 3 класс Г. Х. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"
    план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

    Урок разработан в соответствии с новыми ФГОС.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Ганс Христиан Андерсен  «Стойкий оловянный солдатик».

    Цели урока:

    а) Формировать способность к восприятию произведения: сопереживать героям, понимать авторский замысел, видеть динамику эмоций, воспроизводить прочитанное, размышлять над мотивами поступков, обстоятельствами героев, оценивать поступки героев.

    б) Формировать умение анализировать прочитанное, развивать общие учебные умения, навыки и способы деятельности (компетенции) в познавательной деятельности, речевой, в работе с информацией, в организации деятельности.

    в) Умение ставить цели, подбирать средства и способы получения результата, оценивать его, анализировать, рефлексировать.

    г) Развивать интерес к чтению, желание и умение учиться.

    д) Воспитывать волевые качества, эстетические чувства.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

        – Скажем «здравствуйте» нашим гостям.

        -Я вижу у многих хорошее настроение, тогда приглашаю вас на урок литературного чтения. Пусть этот урок принесёт вам радость общения, наполнит ваши сердца прекрасными чувствами.

    2. Артикуляционная разминка.

    Раз-------- скорее улыбнись

            Два------------ язык опустим вниз

           Три---------язык наверх потянем

    На четыре-------- поболтаем

             Пять----------по зубкам постучим

                      Шесть--------------на лошади поскачем

        Семь--------- как горка язычок

          Восемь ---------сделаем грибок

                              Девять ------------ротик на замок.       (сели)

    1. Считалка.

    - Прочитайте считалку про себя, затем- вслух, передавая интонацию голосом:

    1 вариант- ритмичность

    2 вариант- интонацию вопросительных и повествовательных предложений.

            Аты – баты - шли солдаты.

    Аты – баты - на базар.

         Аты – баты - что купили?

                                              Аты – баты - самовар.       (поменять варианты)

    - Почему я выбрала считалку о солдатах, как думаете?

     (Работаем над сказкой Г. Х. Андерсена.)

    4. Сформулируйте тему урока.

    - Посмотрите на портрет Андерсена.

    -Вам приятно смотреть на автора? Почему?

    (У него доброе лицо и грустные глаза)

    - Сформулируйте тему урока.

     ( Мы продолжаем работать над сказкой Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»  -открыть на доске)

              Сказка в гости к нам пришла.

      В мир фантазий повела.

    Свои знания покажем.

                  Всё про сказку мы расскажем.

         Будем вместе мы читать,

     Цель урока достигать!

    -Сейчас повторим всё, что мы знаем о сказках.

    5. Индивидуальная работа.

    - Для работы за доской пойдёт 1 ученик и восстановит план нашей сказки.

    6. Работа в парах и группах.

    А мы будем работать в группах и в парах.

    Задание первой группе:                  

    Распределите сказки на группы по виду и по авторству. Лишние не писать.                                                                                                                    

                           

                                волшебные

                                бытовые

                                о животных

                                литературные

                                народные

                                поучительные

                                богатырские

                                смешные

    - Оцените свою работу в группе.

                       

    Задание для второй группы:

    Выберите из предложенных формулировок правильное определение сказки.

    а) Сказка- это научно- фантастическое произведение.

    б) Сказка- это произведение, в котором разговаривают животные.

    в) Сказка- это произведение о вымышленных героях и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

    - Оцените свою работу.

    Работа в парах.

    Перечислите особенности сказок.

     ( зачин, троекратный повтор, волшебные предметы, волшебные герои, вымысел, концовка, добро побеждает зло, отрицательные и положительные герои)

    7.Отчёт о проделанной работе.

          Начинает 2 группа - определение сказки. 

    (Наша группа работала как единая команда.)

     

         1 группа - виды сказок. (Мы поддерживали и помогали друг другу.)

           Работа в парах - особенности сказки. (Мы принимали решение вместе.)

     

    Перед нами произведение Г.- Х. Андерсена.

    - Какая наша сказка по виду? (бытовая)

    - По авторству? (литературная)

    - Обратите внимание на название сказки.

    У вас было задание: узнать по толковому словарю лексическое значение слова «стойкий»------             а) стойкий, неослабевающий;

                                           б) непоколебимый, упорный, твёрдый;

    -  Какое значение слова нам подходит?(второе)

    -  Почему второе?(сделан из олова- прочного материала)

    - Оловянный солдатик Андерсена- это игрушка, но сказочник оживляет его, наделяет душой, мыслями, чувствами, характером.

    - Как называется такой приём в литературе?( метафора)

    8. Проблемный вопрос.

    - Вспомним проблему, которую поставили на предыдущем уроке.

       О чём эта сказка: о стойкости оловянного солдатика или о любви?

    - У кого какое уже сложилось мнение?

    - Мы не пришли к единому мнению.

    - Сформулируйте цель урока.

    ( Попытаться  решить на сегодняшнем уроке: О чём эта сказка: о стойкости солдатика или о любви.)

     --Что вы предлагаете для этого сделать?

     (проанализировать сказку, выбрать слова для характеристики героев, их чувств)

    9.  Целеполагание.

    - Сформулируйте свои цели на урок. Выберите   цели из  предложенных вам:

                                 

    1. понять авторский замысел
    2. проследить динамику эмоций героев
    3. научиться анализировать прочитанное
    4. правильно строить ответы
    5. анализировать сказку
    6. уметь оценивать поведение героев с точки зрения морали и этики
    7. выразительно читать вслух
    8. умение оценивать поступки героев (личностные)
    9. выражать эмоциональное отношение к произведению

    10)уметь задавать вопросы по тексту и отвечать

    11) умение работать в паре и группе (коммуникативные)

    12) понимать смысл целей и заданий (регулятивные)

    13) умение оценивать свою работу на уроке (личностные)

    14) объяснить выбор автором языковых  средств в произведении для описания героев, их поступков

     

               10. Работа над текстом.

         - Проверим инд. работу. Оцени свою работу.

    ( Мне было задание: правильно расположить последовательность событий, происходящих в сказке. Я с работой справился ….)

    -Кратко перескажем сказку ( 5 человек).

         - Грустная или весёлая сказка Андерсена?

    (Грустная, потому что и солдатик и танцовщица сгорают. Радостная, потому что и после гибели солдатика и танцовщицы остается маленькое оловянное сердечко- символ любви героев. Радостно  и интересно от  сказочных чудес).

    -В русских народных сказках всегда счастливый конец, любовь побеждает зло. Почему же в сказке Андерсена печальный конец? Почему герои гибнут? Мы постараемся ответить и на эти вопросы при повторном чтении сказки.

    1 часть, стр. 24.

    -Чтение 1 абзаца, с. 24.    

           - Какими были солдатики в сказке Андерсена?

    (ружьё на плече, голова прямо, красный с синим мундир - ну прелесть что за солдаты)

          - Из чего были сделаны солдатики?

    ( из олова, оловянный –выставить)

          - Как названа ложка, из которой сделаны солдатики?

    ( родные братья по матери- старой оловянной ложке)

          - Чем был интересен 25 солдатик?

    (с. 24,Все солдатики были одинаковые, кроме одного, который был с одной ногой. Его отливали последним, и олова немножко не хватило) -----слайд

          - Почему он оказался самым замечательным?- ( выставить)

    ( Именно с ним происходят всякие невероятные приключения.)

          - Как относится к нему мальчик и Андерсен?

    ( Мальчик играл с ним, он не выбросил испорченную игрушку. Солдатик стоял стойко на своей одной ноге. Андерсену нравился солдатик, поэтому в сказке он и оказался самым замечательным из всех)

          - Что сказочного вы увидели в том, что прочитали?

    ( солдатики видели, слышали всё, что происходило)

          - Прочитайте, как выглядела танцовщица.

    (Милее всего была барышня, стоявшая на самом пороге дворца………, сверкала розетка величиною с лицо самой барышни)-----слайд

           - Что сближало солдатика и танцовщицу?

    ( другую ногу подняла так высоко, что солдатик не увидел её и решил, что красавица тоже одноногая, как он)

           -Какими словами называет её автор?

    (Она - красавица, прелестная танцовщица - выставить слова)

            - О чём мечтает наш солдатик? Прочитайте мечту солдатика.

    (с.25, вот бы мне такую жену!...но познакомиться всё же  не мешает)

             - Почему Андерсен написал «Но познакомиться всё же не мешает», а не «Пойду познакомлюсь».

    ( Солдатик чувствует себя, наверно, не достойным красавицы, боится с ней сразу знакомиться. Думает, что «она из знатных»,; он «притаился» и только наблюдает за барышней).

             - Каким в этой части мы видим солдатика?

     (Он - серьёзный, скромный, стеснительный– выставить к иллюстрации)

             -  Какие чувства одолевают солдатиком?

    (любит танцовщицу)

                   - Кто из героев других сказок Андерсена чувствовал себя таким же непохожим на других, «недостойным»?

    ( гадкий утёнок, Дюймовочка среди жуков, Русалочка среди людей)

    Ганс Христиан Андерсен вышел из бедняков. В его жизни было много огорчений, связанных с его происхождением. Над его «мужицкой кровью» насмехались, не принимали. Но у Андерсена были и друзья, которые ценили его талант.

             2 часть, с. 25.

          -Что делали  игрушки, когда в доме все ложились спать?

    Прочитайте про себя и найдите слова, которыми автору удалось передать шум и гам, неразбериху.

    (Глаголы: принялись стучать, кувыркался, плясал, проснулась, заговорили)

     Авторы часто используют глаголы, чтобы передать движение и быструю смену действий. Это тоже художественный приём в литературе.

          - А что происходило с солдатиком и танцовщицей?

    (Она была единодушна с солдатиком и не участвовала в общем шуме. А он «не сводил с неё глаз. Может, это была любовь? И барышня заметила солдата?»)

           - Кто такой тролль и почему он стал угрожать солдатику?

    Прочитайте.

    (злой волшебник, с. 25)------слайд

           - Почему он может не нравиться читателям, ведь он выпрыгнул из такой красивой шкатулки?

    (Тролль запрещает смотреть на танцовщицу, злой, мысли его злые).

           - Такие люди часто встречались в жизни Г-Х Андерсена.

    «Всё хорошее во мне втоптали в грязь», говорил о себе Андерсен.

           - И солдатик оказывается в грязи. Как? Почему?

    ( он упал из окна на грязную мостовую)

            - Какие испытания проходит солдатик?

    (стоит вниз головой, простирая к небу единственную ногу, а мундир не позволяет ему кричать)  

           - Какие слова выберем для характеристики солдатика?

                (Он - стойкий, терпеливый, воспитанный - на доску вынести)

    Физминутка.

                   Встали. 1,2,3,4,5-руки вверх……

                    Поиграем в артистов театра.

                    Попробуем изобразить солдатика, как он стоит на часах с ружьём и танцовщицу (дети изображают фигуры)

    3 часть, с.26.

          Прочитайте 3 часть самостоятельно и поставьте вопросы друг другу.

      Примерные вопросы:

     - Кто нашёл солдатика?

     - Что значит «уличные мальчишки»?

     -Куда мальчишки отправили солдатика?

     -Какие опасности подстерегали солдатика?

     -Как солдатик переносил все трудности?

     - Что потребовала Крыса от солдатика?(пошлина- денежный взнос)

     -Какие чувства испытал солдатик при встрече?

    ( страх, он мечтает увидеть танцовщицу, он преодолевает чувство страха при одной мысли о танцовщице)

     - Как вы думаете, почему в этой части так много восклицательных предложений? (много опасностей)

      -Прочитаем эту часть, передавая  интонацией, описание опасностей, которые выпали на долю солдатика.

     -А какие чувства испытали вы, читая 3 часть?

    (переживания за солдатика)

     - Так каким мы видим его в этой части, чтобы добавить к его характеристике.

    ( мужественный, храбрый – на доску)

    4 часть, с. 27.

      - Прочитаем 4 часть по «цепочке» и подумаем: Какие чувства испытывает солдатик, о чём думает?

    ( погибает, но думает о танцовщице)

      - Сочувствует ли автор своему герою? Из каких слов это видно? (называет его «бедняга»)

      - Какие чудеса произошли?

    (Как награда за все испытания. Он оказался волей судьбы в той же комнате, где чудесный дворец с прелестной маленькой танцовщицей)

      - Автор восклицает: Вот так стойкость!

       - Что этим хотел сказать Андерсен?

    ( Солдатик восхищается упорством балерины, ведь она стояла всё это время на одной ноге. Автор восхищается солдатиком, его стойким характером.

         Благодаря стойкости духа, приключения солдатика закончились удачно.     Осуществилась его мечта – увидеть  снова танцовщицу.  Себя солдатик не считает стойким.)

     - Какое чувство испытал наш герой при встрече с танцовщицей?

    ( «тронут встречей и чуть не заплакал», «Он смотрел на неё, она на него, но они не обмолвились ни словом»).

      - О чём это говорит?

    (о  любви солдатика  и танцовщицы)

    5 часть, с. 28.

    11. Выборочное чтение.

     - Прочитайте, что чувствовал солдатик, оказавшись в печке?

    (с.28, жарко от огня или от любви - он и сам не знал)

    - Что же барышня?

    ( ветер её подхватил, и она попала в огонь к солдатику).

     - Что осталось от танцовщицы и  от солдатика?

    (оловянное сердечко, розетка. Теперь солдатика и танцовщицу будут вспоминать, как самых необычных игрушек)

    12. Итог.

     - Итак, мы завершили работу над сказкой, составили характеристику героев, проследили за их эмоциональным состоянием .( вернуться к написанному!!!!)

    Синквейн - Какие слова приходят вам на ум после чтения сказки?

    (сострадание. сопереживание, сочувствие ,жалость, тревога, желание помочь радость, светлая улыбка, любовь)- открыть на доске !

    .

     Давайте попытаемся ответить на проблемный вопрос:

    О чём сказка Андерсена: о стойкости оловянного солдатика или о любви?

    Сильное настоящее чувство любви солдатика к танцовщице, помогло ему преодолеть все трудности и испытания.

    Автор даёт нам понять, что любовь сильнее смерти. Солдатик объединился с танцовщицей после смерти.

    Стойкость солдатика- это сила духа и «подпитывалась» она любовью к танцовщице.

     Сказка Андерсена грустная, но мы прочувствовали, светлую улыбку автора- любовь победила. СЕРДЕЧКО- символ любви.

    13. Сведения об авторе сказки.

    Родился Андерсен 2 апреля 1805года в датском городе Оденсе, расположенном на острове Фюн, в семье сапожника. Семья жила очень бедно. (1 ученик)

    Маленький Ганс с детства придумывал свои сказки и стихи. Мечтал стать актёром. В 14 лет уехал учиться в Копенгаген- столицу Дании. Из-за бедности он стал обучаться в гимназии, когда ему было 18 лет. Несмотря на бедность, Андерсен окончил не только гимназию, но и университет.( 1 ученик)

    Всемирная известность пришла к Андерсену после издания первого сборника сказок. В России интерес к творчеству сказочника возник при его жизни, когда были переведены на русский язык некоторые сказки. Андерсен писал переводчице: «Я рад, что мои произведения читаются в России».( 1 ученик)

     

    - - - В Копенгагене есть памятник Русалочке из сказки Андерсена. А какие памятники другим героям сказок Андерсена вы бы поставили?

    14. Домашнее задание.

    - Дома нарисуйте этот памятник и обоснуйте свой выбор .

    Подготовьте выразительное чтение к любой иллюстрации из сказки.

    15. Самооценка.

     - Поднимите руки, кто сумел осуществить свою цель на уроке.

     16. Рефлексия

    -И закончить этот урок я предлагаю так:

         если это произведение оставило след в ваших сердцах, и вы хотели бы поделиться впечатлениями о нём, то выберите жёлтый кружок. Если остались равнодушны, то выберите розовый. (Дети поднимают выбранные квадратики)

          17. Оценки за урок.

       Оценки за работу на уроке. Урок окончен.    

     

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100", 3 класс I четверть

    Презентация фотографий поэтов и писателей , их сборников произведений, дополнительные сведения в помощь учителю начальных классов для уроков литературного чтения по образовательной систем...

    Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100", 3 класс II четверть

    В презентации представлены фотографии поэтов и писателей, дополнительные сведения в помощь учителю начальных классов для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100" для 3 класс...

    План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

    Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

    Презентация "Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе «Школа 2100» 3 класс"

    Презентация к урокам литературного чтения в 3 классе составлена в помощь учителю, работающему по УМК "Школа 2100"....

    Нестандартные уроки литературного чтения в образовательном процессе

    Нестандартные уроки литературного чтения в образовательном процессе...