Урок литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100" 3 класс Г. Х. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Урок разработан в соответствии с новыми ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ганс Христиан Андерсен  «Стойкий оловянный солдатик».

Цели урока:

а) Формировать способность к восприятию произведения: сопереживать героям, понимать авторский замысел, видеть динамику эмоций, воспроизводить прочитанное, размышлять над мотивами поступков, обстоятельствами героев, оценивать поступки героев.

б) Формировать умение анализировать прочитанное, развивать общие учебные умения, навыки и способы деятельности (компетенции) в познавательной деятельности, речевой, в работе с информацией, в организации деятельности.

в) Умение ставить цели, подбирать средства и способы получения результата, оценивать его, анализировать, рефлексировать.

г) Развивать интерес к чтению, желание и умение учиться.

д) Воспитывать волевые качества, эстетические чувства.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

    – Скажем «здравствуйте» нашим гостям.

    -Я вижу у многих хорошее настроение, тогда приглашаю вас на урок литературного чтения. Пусть этот урок принесёт вам радость общения, наполнит ваши сердца прекрасными чувствами.

2. Артикуляционная разминка.

Раз-------- скорее улыбнись

        Два------------ язык опустим вниз

       Три---------язык наверх потянем

На четыре-------- поболтаем

         Пять----------по зубкам постучим

                  Шесть--------------на лошади поскачем

    Семь--------- как горка язычок

      Восемь ---------сделаем грибок

                          Девять ------------ротик на замок.       (сели)

  1. Считалка.

- Прочитайте считалку про себя, затем- вслух, передавая интонацию голосом:

1 вариант- ритмичность

2 вариант- интонацию вопросительных и повествовательных предложений.

        Аты – баты - шли солдаты.

Аты – баты - на базар.

     Аты – баты - что купили?

                                          Аты – баты - самовар.       (поменять варианты)

- Почему я выбрала считалку о солдатах, как думаете?

 (Работаем над сказкой Г. Х. Андерсена.)

4. Сформулируйте тему урока.

- Посмотрите на портрет Андерсена.

-Вам приятно смотреть на автора? Почему?

(У него доброе лицо и грустные глаза)

- Сформулируйте тему урока.

 ( Мы продолжаем работать над сказкой Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»  -открыть на доске)

          Сказка в гости к нам пришла.

  В мир фантазий повела.

Свои знания покажем.

              Всё про сказку мы расскажем.

     Будем вместе мы читать,

 Цель урока достигать!

-Сейчас повторим всё, что мы знаем о сказках.

5. Индивидуальная работа.

- Для работы за доской пойдёт 1 ученик и восстановит план нашей сказки.

6. Работа в парах и группах.

А мы будем работать в группах и в парах.

Задание первой группе:                  

Распределите сказки на группы по виду и по авторству. Лишние не писать.                                                                                                                    

                       

                            волшебные

                            бытовые

                            о животных

                            литературные

                            народные

                            поучительные

                            богатырские

                            смешные

- Оцените свою работу в группе.

                   

Задание для второй группы:

Выберите из предложенных формулировок правильное определение сказки.

а) Сказка- это научно- фантастическое произведение.

б) Сказка- это произведение, в котором разговаривают животные.

в) Сказка- это произведение о вымышленных героях и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

- Оцените свою работу.

Работа в парах.

Перечислите особенности сказок.

 ( зачин, троекратный повтор, волшебные предметы, волшебные герои, вымысел, концовка, добро побеждает зло, отрицательные и положительные герои)

7.Отчёт о проделанной работе.

      Начинает 2 группа - определение сказки. 

(Наша группа работала как единая команда.)

 

     1 группа - виды сказок. (Мы поддерживали и помогали друг другу.)

       Работа в парах - особенности сказки. (Мы принимали решение вместе.)

 

Перед нами произведение Г.- Х. Андерсена.

- Какая наша сказка по виду? (бытовая)

- По авторству? (литературная)

- Обратите внимание на название сказки.

У вас было задание: узнать по толковому словарю лексическое значение слова «стойкий»------             а) стойкий, неослабевающий;

                                       б) непоколебимый, упорный, твёрдый;

-  Какое значение слова нам подходит?(второе)

-  Почему второе?(сделан из олова- прочного материала)

- Оловянный солдатик Андерсена- это игрушка, но сказочник оживляет его, наделяет душой, мыслями, чувствами, характером.

- Как называется такой приём в литературе?( метафора)

8. Проблемный вопрос.

- Вспомним проблему, которую поставили на предыдущем уроке.

   О чём эта сказка: о стойкости оловянного солдатика или о любви?

- У кого какое уже сложилось мнение?

- Мы не пришли к единому мнению.

- Сформулируйте цель урока.

( Попытаться  решить на сегодняшнем уроке: О чём эта сказка: о стойкости солдатика или о любви.)

 --Что вы предлагаете для этого сделать?

 (проанализировать сказку, выбрать слова для характеристики героев, их чувств)

9.  Целеполагание.

- Сформулируйте свои цели на урок. Выберите   цели из  предложенных вам:

                             

  1. понять авторский замысел
  2. проследить динамику эмоций героев
  3. научиться анализировать прочитанное
  4. правильно строить ответы
  5. анализировать сказку
  6. уметь оценивать поведение героев с точки зрения морали и этики
  7. выразительно читать вслух
  8. умение оценивать поступки героев (личностные)
  9. выражать эмоциональное отношение к произведению

10)уметь задавать вопросы по тексту и отвечать

11) умение работать в паре и группе (коммуникативные)

12) понимать смысл целей и заданий (регулятивные)

13) умение оценивать свою работу на уроке (личностные)

14) объяснить выбор автором языковых  средств в произведении для описания героев, их поступков

 

           10. Работа над текстом.

     - Проверим инд. работу. Оцени свою работу.

( Мне было задание: правильно расположить последовательность событий, происходящих в сказке. Я с работой справился ….)

-Кратко перескажем сказку ( 5 человек).

     - Грустная или весёлая сказка Андерсена?

(Грустная, потому что и солдатик и танцовщица сгорают. Радостная, потому что и после гибели солдатика и танцовщицы остается маленькое оловянное сердечко- символ любви героев. Радостно  и интересно от  сказочных чудес).

-В русских народных сказках всегда счастливый конец, любовь побеждает зло. Почему же в сказке Андерсена печальный конец? Почему герои гибнут? Мы постараемся ответить и на эти вопросы при повторном чтении сказки.

1 часть, стр. 24.

-Чтение 1 абзаца, с. 24.    

       - Какими были солдатики в сказке Андерсена?

(ружьё на плече, голова прямо, красный с синим мундир - ну прелесть что за солдаты)

      - Из чего были сделаны солдатики?

( из олова, оловянный –выставить)

      - Как названа ложка, из которой сделаны солдатики?

( родные братья по матери- старой оловянной ложке)

      - Чем был интересен 25 солдатик?

(с. 24,Все солдатики были одинаковые, кроме одного, который был с одной ногой. Его отливали последним, и олова немножко не хватило) -----слайд

      - Почему он оказался самым замечательным?- ( выставить)

( Именно с ним происходят всякие невероятные приключения.)

      - Как относится к нему мальчик и Андерсен?

( Мальчик играл с ним, он не выбросил испорченную игрушку. Солдатик стоял стойко на своей одной ноге. Андерсену нравился солдатик, поэтому в сказке он и оказался самым замечательным из всех)

      - Что сказочного вы увидели в том, что прочитали?

( солдатики видели, слышали всё, что происходило)

      - Прочитайте, как выглядела танцовщица.

(Милее всего была барышня, стоявшая на самом пороге дворца………, сверкала розетка величиною с лицо самой барышни)-----слайд

       - Что сближало солдатика и танцовщицу?

( другую ногу подняла так высоко, что солдатик не увидел её и решил, что красавица тоже одноногая, как он)

       -Какими словами называет её автор?

(Она - красавица, прелестная танцовщица - выставить слова)

        - О чём мечтает наш солдатик? Прочитайте мечту солдатика.

(с.25, вот бы мне такую жену!...но познакомиться всё же  не мешает)

         - Почему Андерсен написал «Но познакомиться всё же не мешает», а не «Пойду познакомлюсь».

( Солдатик чувствует себя, наверно, не достойным красавицы, боится с ней сразу знакомиться. Думает, что «она из знатных»,; он «притаился» и только наблюдает за барышней).

         - Каким в этой части мы видим солдатика?

 (Он - серьёзный, скромный, стеснительный– выставить к иллюстрации)

         -  Какие чувства одолевают солдатиком?

(любит танцовщицу)

               - Кто из героев других сказок Андерсена чувствовал себя таким же непохожим на других, «недостойным»?

( гадкий утёнок, Дюймовочка среди жуков, Русалочка среди людей)

Ганс Христиан Андерсен вышел из бедняков. В его жизни было много огорчений, связанных с его происхождением. Над его «мужицкой кровью» насмехались, не принимали. Но у Андерсена были и друзья, которые ценили его талант.

         2 часть, с. 25.

      -Что делали  игрушки, когда в доме все ложились спать?

Прочитайте про себя и найдите слова, которыми автору удалось передать шум и гам, неразбериху.

(Глаголы: принялись стучать, кувыркался, плясал, проснулась, заговорили)

 Авторы часто используют глаголы, чтобы передать движение и быструю смену действий. Это тоже художественный приём в литературе.

      - А что происходило с солдатиком и танцовщицей?

(Она была единодушна с солдатиком и не участвовала в общем шуме. А он «не сводил с неё глаз. Может, это была любовь? И барышня заметила солдата?»)

       - Кто такой тролль и почему он стал угрожать солдатику?

Прочитайте.

(злой волшебник, с. 25)------слайд

       - Почему он может не нравиться читателям, ведь он выпрыгнул из такой красивой шкатулки?

(Тролль запрещает смотреть на танцовщицу, злой, мысли его злые).

       - Такие люди часто встречались в жизни Г-Х Андерсена.

«Всё хорошее во мне втоптали в грязь», говорил о себе Андерсен.

       - И солдатик оказывается в грязи. Как? Почему?

( он упал из окна на грязную мостовую)

        - Какие испытания проходит солдатик?

(стоит вниз головой, простирая к небу единственную ногу, а мундир не позволяет ему кричать)  

       - Какие слова выберем для характеристики солдатика?

            (Он - стойкий, терпеливый, воспитанный - на доску вынести)

Физминутка.

               Встали. 1,2,3,4,5-руки вверх……

                Поиграем в артистов театра.

                Попробуем изобразить солдатика, как он стоит на часах с ружьём и танцовщицу (дети изображают фигуры)

3 часть, с.26.

      Прочитайте 3 часть самостоятельно и поставьте вопросы друг другу.

  Примерные вопросы:

 - Кто нашёл солдатика?

 - Что значит «уличные мальчишки»?

 -Куда мальчишки отправили солдатика?

 -Какие опасности подстерегали солдатика?

 -Как солдатик переносил все трудности?

 - Что потребовала Крыса от солдатика?(пошлина- денежный взнос)

 -Какие чувства испытал солдатик при встрече?

( страх, он мечтает увидеть танцовщицу, он преодолевает чувство страха при одной мысли о танцовщице)

 - Как вы думаете, почему в этой части так много восклицательных предложений? (много опасностей)

  -Прочитаем эту часть, передавая  интонацией, описание опасностей, которые выпали на долю солдатика.

 -А какие чувства испытали вы, читая 3 часть?

(переживания за солдатика)

 - Так каким мы видим его в этой части, чтобы добавить к его характеристике.

( мужественный, храбрый – на доску)

4 часть, с. 27.

  - Прочитаем 4 часть по «цепочке» и подумаем: Какие чувства испытывает солдатик, о чём думает?

( погибает, но думает о танцовщице)

  - Сочувствует ли автор своему герою? Из каких слов это видно? (называет его «бедняга»)

  - Какие чудеса произошли?

(Как награда за все испытания. Он оказался волей судьбы в той же комнате, где чудесный дворец с прелестной маленькой танцовщицей)

  - Автор восклицает: Вот так стойкость!

   - Что этим хотел сказать Андерсен?

( Солдатик восхищается упорством балерины, ведь она стояла всё это время на одной ноге. Автор восхищается солдатиком, его стойким характером.

     Благодаря стойкости духа, приключения солдатика закончились удачно.     Осуществилась его мечта – увидеть  снова танцовщицу.  Себя солдатик не считает стойким.)

 - Какое чувство испытал наш герой при встрече с танцовщицей?

( «тронут встречей и чуть не заплакал», «Он смотрел на неё, она на него, но они не обмолвились ни словом»).

  - О чём это говорит?

(о  любви солдатика  и танцовщицы)

5 часть, с. 28.

11. Выборочное чтение.

 - Прочитайте, что чувствовал солдатик, оказавшись в печке?

(с.28, жарко от огня или от любви - он и сам не знал)

- Что же барышня?

( ветер её подхватил, и она попала в огонь к солдатику).

 - Что осталось от танцовщицы и  от солдатика?

(оловянное сердечко, розетка. Теперь солдатика и танцовщицу будут вспоминать, как самых необычных игрушек)

12. Итог.

 - Итак, мы завершили работу над сказкой, составили характеристику героев, проследили за их эмоциональным состоянием .( вернуться к написанному!!!!)

Синквейн - Какие слова приходят вам на ум после чтения сказки?

(сострадание. сопереживание, сочувствие ,жалость, тревога, желание помочь радость, светлая улыбка, любовь)- открыть на доске !

.

 Давайте попытаемся ответить на проблемный вопрос:

О чём сказка Андерсена: о стойкости оловянного солдатика или о любви?

Сильное настоящее чувство любви солдатика к танцовщице, помогло ему преодолеть все трудности и испытания.

Автор даёт нам понять, что любовь сильнее смерти. Солдатик объединился с танцовщицей после смерти.

Стойкость солдатика- это сила духа и «подпитывалась» она любовью к танцовщице.

 Сказка Андерсена грустная, но мы прочувствовали, светлую улыбку автора- любовь победила. СЕРДЕЧКО- символ любви.

13. Сведения об авторе сказки.

Родился Андерсен 2 апреля 1805года в датском городе Оденсе, расположенном на острове Фюн, в семье сапожника. Семья жила очень бедно. (1 ученик)

Маленький Ганс с детства придумывал свои сказки и стихи. Мечтал стать актёром. В 14 лет уехал учиться в Копенгаген- столицу Дании. Из-за бедности он стал обучаться в гимназии, когда ему было 18 лет. Несмотря на бедность, Андерсен окончил не только гимназию, но и университет.( 1 ученик)

Всемирная известность пришла к Андерсену после издания первого сборника сказок. В России интерес к творчеству сказочника возник при его жизни, когда были переведены на русский язык некоторые сказки. Андерсен писал переводчице: «Я рад, что мои произведения читаются в России».( 1 ученик)

 

- - - В Копенгагене есть памятник Русалочке из сказки Андерсена. А какие памятники другим героям сказок Андерсена вы бы поставили?

14. Домашнее задание.

- Дома нарисуйте этот памятник и обоснуйте свой выбор .

Подготовьте выразительное чтение к любой иллюстрации из сказки.

15. Самооценка.

 - Поднимите руки, кто сумел осуществить свою цель на уроке.

 16. Рефлексия

-И закончить этот урок я предлагаю так:

     если это произведение оставило след в ваших сердцах, и вы хотели бы поделиться впечатлениями о нём, то выберите жёлтый кружок. Если остались равнодушны, то выберите розовый. (Дети поднимают выбранные квадратики)

      17. Оценки за урок.

   Оценки за работу на уроке. Урок окончен.    

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100", 3 класс I четверть

Презентация фотографий поэтов и писателей , их сборников произведений, дополнительные сведения в помощь учителю начальных классов для уроков литературного чтения по образовательной систем...

Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100", 3 класс II четверть

В презентации представлены фотографии поэтов и писателей, дополнительные сведения в помощь учителю начальных классов для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100" для 3 класс...

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

Презентация "Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе «Школа 2100» 3 класс"

Презентация к урокам литературного чтения в 3 классе составлена в помощь учителю, работающему по УМК "Школа 2100"....

Нестандартные уроки литературного чтения в образовательном процессе

Нестандартные уроки литературного чтения в образовательном процессе...