Нестандартные уроки литературного чтения в образовательном процессе
статья по чтению на тему
Предварительный просмотр:
Нестандартные уроки литературного чтения в образовательном процессе
Плотникова Е. Н.
Необычные уроки, как в преподавании литературного чтения, так и любого другого предмета повышают интерес к учебе и тем самым повышают эффективность обучения. Такие уроки нередко выходят за рамки программы и предполагают творческий подход со стороны учителя и обучающегося. Творческие принципы таких уроков: 1) создание интеллектуального фона класса, 2) осуществление личностного подхода, 3) отказ от шаблона и рутины, 4) вовлечение обучающихся в энергичную работу, 5) поддержка многовариантности мнений, 6) развитие функции общения, 7) «Скрытая» дифференциация учащихся по учебным возможностям. Нестандартные уроки должны проводиться в системе как комплекс взаимосвязанных уроков. Но их проведение возможно нечасто, так как не всегда содержание темы можно представить в необычной форме. Я по мере возможности стараюсь использовать их при преподавании литературного чтения.
Например, урок – творческий отчет по рассказу А. П. Чехов «Каштанка»
На первом уроке даются задания по группам с целью заинтересовать обучающихся работой над рассказом. На последнем уроке проводится творческий отчет: 1) Конкурс «Знатоки рассказа» (отвечают на вопросы, подготовленные учащимися), 2) Конкурс капитанов («Узнай этого героя»), 3) Конкурс «Литературная рулетка» (разгадываются кроссворды, составленные детьми), 4) Конкурс «Суперчитатель» - вспоминаем ключевые эпизоды рассказа, соединяем их перечень с подходящими цитатами из рассказа. 5) Конкурс «Сочини новую страницу рассказа», 6) Конкурс рисунков, 7) Конкурс чтецов, 8) «Премьера» - инсценировка отрывков. Награждение победителей.
Урок – вернисаж по теме «Золотой поэт России» (о А. Пушкине, С. Есенине) Первый гид рассказывает о личности поэта и жизни поэта, второй гид делает обзор основных тем творчества.
Театрализованный урок. Творческие группы определяют фрагменты для постановки, готовят декорации и реквизит, приглашают зрителей. На примере сказок «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка». Дети уже в 4 классе берут более сложные произведения . Дети с удовольствием ставили спектакли по басням Крылова, эпизодов из «Сказки о потеряном времени» Е . Шварца, "Что любит Мишка " В. Драгунского, эпизодов из сказок А. С. Пушкина.
Урок – заочная экскурсия. При изучения биографии художника , учитель вводит их в особый эмоциональный мир, оживляет воспоминания, создаёт своеобразный «эффект присутствия». Поэтому обязательно использование альбомов, открыток, иллюстраций, портретов, слайдов, диафильмов и кинофрагментов.
Урок – выпуск живой газеты. Даю группам учеников темы для самостоятельной подготовки иллюстрированных стенгазет. Например, к 9 мая - тема ВОВ в русской литературе. Обучающиеся готовят сообщения, рисунки, фото. Они по очереди выступают и после каждого рассказа вывешивают свою стенгазету. («Курские писатели и поэты о войне», «Обоянские поэты о войне». Урок КВН по теме: «В стране литературного чтения». Были предложены задания: 1) Узнай героя и произведение 2) Крылатые литературные выражения 3) «Ох! Басни – смерть моя!» 4) «Театр уж полон» команды представляют мини – спектакли по произведениям. 5) Литературный салон: игра в «новые цитаты». Нужно продолжить строчку из стихотворения известного поэта своей строчкой в рифму. 7) «Мультфильм, мультфильм, мультфильм» - показ отрывков из мультфильмов по произведениям – нужно назвать автора, название, героев и проанализировать ситуацию. 8) Книжная выставка – создание за несколько минут точной аннотации по заданной книге.
Интересен урок – конкурс «Природа и мы», который содержит задания познавательного, интеллектуального и творческого характера по изученным произведениям.
Урок – семинар. Его можно проводить как итоговое занятие по теме: по сказке П.П.Ершова «Конёк-горбунок» класс делят на группы 1) Литературоведы – готовят сообщение об авторе, 2) Переводчики - занимаются изучением устаревших слов. 3)Актёры - инсценируют отрывок из сказки. 4)Знатоки – готовятся к ответам на вопросы по сказке.
Урок – размышление. Тема: Мамин – Сибиряк «Подкидыш». Назначаем экспертов 1) Хранитель времени. 2)Эксперт - оптимист. 3) Эксперт – критик. Работая с текстом, мы можем посмотреть на одну и ту же ситуацию с разных сторон, услышать разные мнения и по размышлять о смысле жизни , одиночества, преданности и т.д.
Урок - панорама «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…» Освещалась войны 1812 г., нашли отражение этой темы в живописи и музыке, провели анализ тескта. Итог: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
Форма урока – диалог, в котором на равных участвуют учителя и ученики. Обучающиеся приобретают навыки дискуссионного диалога. Например, урок по теме Р. Фраерман «Девочка с камнем». Цель урока – продолжить разговор о качествах характера человека, используя произведение Р. Фраерман «Девочка с камнем».
Урок – литературный портрет героя .
Способствует моделированию понятия «литературный портрет героя» при работе с главой текста, на основе технологии деятельностного метода с использованием приёмов критического мышления
Урок жизни - обсуждение насущных жизненных проблем на примере литературы.
Урок – суд «Личность Геракла» В процессе урока благодаря ролевому участию, учит умению сопереживать герою художественного произведения, дети защищают личную точку зрения. При этом ученики учатся слушать и принимать другие мнения.
Урок – исследование. Обучающимся предлагается план по теме с указанием вопросов и списком литературы. Главное – это совместный поиск и собственные открытия. «Все мы родом из детства» (на примере стихотворения С. Есенина «Бабушкины сказки»), "Баба или бабушка".
Урок – диспут именно эти формы организации читательских восприятий обеспечивают наибольшую активность и самостоятельность суждения учащихся.
Беседуя с учащимися о прочитанном, учитель может поставить перед учениками сложные этические и эстетические проблемы и решать их, учитывая степень подготовки и возрастные особенности учащихся.
Таким образом, мы видим, что необычный урок для обучающихся -положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, возможность развивать свои творческие способности , оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук. Для учителя не совсем обычный урок, с одной стороны возможность лучше узнать и понять обучающихся, оценить их индивидуальные особенности, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей. Нестандартный урок – пусть не такая уж и частая, но совершенно необходимая форма работы в преподавании как литературы, так и любого другого предмета.
Литература:
• « Учебный проект: его возможности» Н.Пахомова.
• « Что нужно помнить учителю при подготовке урока чтения» О.В.Чиндилова.
• «Не стандартные уроки в начальной школе» Сычева Г.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100", 3 класс I четверть
Презентация фотографий поэтов и писателей , их сборников произведений, дополнительные сведения в помощь учителю начальных классов для уроков литературного чтения по образовательной систем...
Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100", 3 класс II четверть
В презентации представлены фотографии поэтов и писателей, дополнительные сведения в помощь учителю начальных классов для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100" для 3 класс...
Урок литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100" 3 класс Г. Х. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"
Урок разработан в соответствии с новыми ФГОС....
Урок литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100" 3 класс Лия Гераскина "В стране невыученных уроков"
Урок закрепления знаний. Построен в соответствии с новыми ФГОС....
Проектирование современного урока Практическая работа в рамках семинара «Организация образовательного процесса в контексте федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Урок литературного чтения. 1 кл
Проектирование современного урока Практическая работа в рамках семинара «Организация образовательного процесса в контексте федеральног...
Презентация "Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе «Школа 2100» 3 класс"
Презентация к урокам литературного чтения в 3 классе составлена в помощь учителю, работающему по УМК "Школа 2100"....
Нестандартные уроки литературного чтения в образовательном процессе
Нестандартные уроки литературного чтения в образовательном процессе...