Нестандартные уроки литературного чтения в образовательном процессе
статья по чтению на тему

Плотникова Елена Николаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_statya_statya.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Нестандартные уроки литературного чтения в образовательном процессе
Плотникова
 ЕН.

Необычные уроки, как в преподавании литературного чтения, так и любого другого предмета  повышают  интерес к учебе и тем самым повышают  эффективность обучения. Такие уроки  нередко выходят за рамки программы и предполагают творческий подход со стороны учителя и обучающегося. Творческие принципы таких  уроков: 1) создание интеллектуального фона класса, 2) осуществление личностного подхода, 3) отказ от шаблона и рутины, 4) вовлечение обучающихся в энергичную работу,  5) поддержка многовариантности  мнений, 6) развитие функции общения, 7) «Скрытая» дифференциация учащихся по учебным возможностям. Нестандартные
  уроки  должны  проводиться  в системе как комплекс взаимосвязанных уроковНо их проведение возможно нечастотак как не всегда содержание темы  можно  представить  в необычной форме.  Я по мере возможности стараюсь использовать их  при преподавании литературного чтения.
Например
,  урок – творческий отчет по рассказу АПЧехов «Каштанка»
На
 первом уроке даются задания по группам с целью заинтересовать обучающихся работой над рассказомНа последнем уроке проводится творческий отчет1Конкурс «Знатоки рассказа» (отвечают на вопросыподготовленные учащимися), 2Конкурс капитанов («Узнай этого героя»), 3Конкурс «Литературная рулетка» (разгадываются кроссвордысоставленные детьми), 4Конкурс «Суперчитатель» - вспоминаем ключевые эпизоды рассказа,  соединяем их  перечень с подходящими цитатами из рассказа5Конкурс «Сочини новую  страницу рассказа», 6Конкурс рисунков7Конкурс чтецов8) «Премьера» - инсценировка отрывковНаграждение победителей.
Урок
 – вернисаж по теме «Золотой поэт России» (о АПушкинеСЕсенине)  Первый гид  рассказывает о личности поэта и жизни поэтавторой  гид  делает обзор основных тем творчества.
Театрализованный урок. Творческие группы определяют фрагменты для постановки, готовят декорации и реквизит,  приглашают зрителей. На примере сказок «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка». Дети уже в 4 классе берут более сложные произведения .  Дети с удовольствием ставили спектакли по басням Крылова, эпизодов из «Сказки о потеряном времени» Е . Шварца, "Что любит Мишка " В. Драгунского, эпизодов из сказок А. С. Пушкина.
Урок – заочная экскурсия. При изучения биографии художника , учитель вводит их в особый эмоциональный мир, оживляет воспоминания, создаёт своеобразный «эффект присутствия». Поэтому  обязательно использование альбомов, открыток, иллюстраций, портретов, слайдов, диафильмов и кинофрагментов.
Урок
 – выпуск живой газетыДаю группам учеников  темы для самостоятельной подготовки иллюстрированных стенгазетНапримерк 9 мая -  тема ВОВ в русской литературеОбучающиеся  готовят  сообщениярисунки,  фотоОни по очереди выступают и после каждого рассказа вывешивают свою стенгазету. («Курские писатели и поэты о войне», «Обоянские поэты о войне».    Урок КВН по теме: «В стране литературного чтения». Были предложены задания1Узнай героя и произведение 2Крылатые литературные выражения 3) «ОхБасни – смерть моя!» 4) «Театр уж полон» команды представляют  мини – спектакли по произведениям.  5Литературный салонигра в «новые цитаты». Нужно продолжить строчку из стихотворения известного поэта своей строчкой в рифму7) «Мультфильммультфильммультфильм» - показ отрывков из мультфильмов по произведениям – нужно назвать автораназваниегероев и проанализировать  ситуацию8Книжная выставка – создание за несколько минут точной аннотации по заданной книге.
Интересен
  урок – конкурс «Природа и мы», который содержит задания познавательногоинтеллектуального  и творческого характера по изученным произведениям.
Урок
 – семинарЕго можно проводить как итоговое занятие по темепо сказке П.П.Ершова «Конёк-горбунок» класс делят на группы 1Литературоведы – готовят сообщение об авторе2Переводчики -  занимаются изучением устаревших слов3)Актёры - инсценируют отрывок из сказки4)Знатоки – готовятся к ответам на вопросы по сказке.
Урок
 – размышлениеТемаМамин – Сибиряк «Подкидыш». Назначаем экспертов 1Хранитель времени2)Эксперт - оптимист3Эксперт – критикРаботая с текстоммы можем посмотреть на одну и ту же ситуацию с разных сторонуслышать разные мнения и по размышлять о смысле жизни , одиночествапреданности и т.д.
Урок
 - панорама  «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…» Освещалась  войны 1812 г., нашли отражение этой темы в живописи и музыкепровели анализ тескта.  Итог:  «Нет величия тамгде нет простотыдобра и правды».
Форма
 урока – диалогв котором на равных участвуют учителя и ученикиОбучающиеся  приобретают  навыки дискуссионного  диалога.  Напримерурок по теме РФраерман «Девочка с камнем». Цель урока – продолжить разговор о качествах характера человекаиспользуя произведение РФраерман «Девочка с камнем».
Урок
 – литературный портрет героя .
Способствует  моделированию понятия «литературный портрет героя» при работе с главой текста, на основе технологии деятельностного метода с использованием приёмов критического мышления

Урок жизни - обсуждение насущных жизненных проблем на примере литературы.
Урок –
 суд «Личность Геракла»  В процессе  урока благодаря ролевому участиюучит умению сопереживать герою художественного произведения,  дети  защищают личную точку зренияПри этом ученики учатся слушать и принимать другие мнения.
Урок
 – исследованиеОбучающимся предлагается  план по  теме с указанием вопросов и списком литературыГлавное  – это совместный поиск и собственные открытия.  «Все мы родом из детства» (на примере стихотворения СЕсенина «Бабушкины сказки»), "Баба или бабушка".


Урок
 – диспут именно эти формы организации читательских восприятий обеспечивают наибольшую активность и самостоятельность суждения учащихся.
Беседуя с учащимися о прочитанном, учитель может поставить перед учениками сложные этические и эстетические проблемы и решать их, учитывая степень подготовки и возрастные особенности учащихся.

Таким образом,  мы видим, что необычный  урок для  обучающихся -положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, возможность развивать свои творческие способности , оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук.                                                                                                                  Для учителя не совсем обычный урок, с одной стороны возможность лучше узнать и понять обучающихся, оценить их индивидуальные особенности,  это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.  Нестандартный урок –
 пусть не такая уж и частаяно совершенно необходимая форма работы в преподавании как литературытак и любого другого предмета.
Литература
:
• « Учебный проектего возможности» Н.Пахомова.
• « Что нужно помнить учителю при подготовке урока чтения» О.В.Чиндилова.
• «Не стандартные уроки в начальной школе» Сычева Г.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100", 3 класс I четверть

Презентация фотографий поэтов и писателей , их сборников произведений, дополнительные сведения в помощь учителю начальных классов для уроков литературного чтения по образовательной систем...

Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100", 3 класс II четверть

В презентации представлены фотографии поэтов и писателей, дополнительные сведения в помощь учителю начальных классов для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100" для 3 класс...

Презентация "Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе «Школа 2100» 3 класс"

Презентация к урокам литературного чтения в 3 классе составлена в помощь учителю, работающему по УМК "Школа 2100"....

Нестандартные уроки литературного чтения в образовательном процессе

Нестандартные уроки литературного чтения в образовательном процессе...