Стихотворение в прозе
статья по чтению по теме

Михуткина Марина Геннадьевна

Стихотворение в прозе отличается от прозы отсутствием сюжета и установки на информацию или повествование, но отличается и от поэзии отсутствием сколько-нибудь строгой метрики, ритмики, строфики и отчетливой, регулярной рифмы. В этом плане, стихотворения в прозе не нужно путать ни с ритмической прозой (например, Андрея Белого), ни со свободным стихом (верлибр), широко распространившимся в ХХ в. Вместе с тем, для стихотворений в прозе характерны повышенная метафоричность, эмоциональность языка, упор на передачу субъективных впечатлений, которые обычно характеризуют лирическое высказывание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_knigi.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Михуткина М.Г

г. Чебоксары.

 Жанр стихотворение в прозе

Стихотворение в прозе отличается от прозы отсутствием сюжета и установки на информацию или повествование, но отличается и от поэзии отсутствием сколько-нибудь строгой метрики, ритмики, строфики и отчетливой, регулярной рифмы. В этом плане, стихотворения в прозе не нужно путать ни с ритмической прозой (например, Андрея Белого), ни со свободным стихом (верлибр), широко распространившимся в ХХ в. Вместе с тем, для стихотворений в прозе характерны повышенная метафоричность, эмоциональность языка, упор на передачу субъективных впечатлений, которые обычно характеризуют лирическое высказывание.

Как правило, рождение жанра стихотворений в прозе связывают с Францией и романтизмом. Становление стихотворений в прозе стоит связывать с распадом классицистской эстетики и художественными поисками новых форм выражения образов и чувств, не вмещающихся в классицистский канон – прежде всего, переживаний самостоятельной личности, проявлений «нового героизма повседневности» (Бодлер), интереса к чужому, необычному, странному.

Таким образом, прозаический стих – это термин, которым обозначают небольшие прозаические произведения, напоминающие по своему характеру лирические стихотворения, но лишенные стихотворной организации речи и поэтому точнее характеризуемые термином «лирика в прозе». Типическими признаками стихотворении в прозе является их краткость, рудиментарный, а иногда и вовсе отсутствующий сюжет, изображение характера в отдельном его проявлении, а не в относительно законченном кругу событий, повышенная выразительность повествовательного строя речи и, наконец, как часто полагают, ритмичность речи. Стихотворение в прозе представляется своеобразным сочетанием признаков стиха и прозы, чем и объясняется его оксюморонное наименование: обычно мы называем прозой как раз такие формы речи, которые по своей организации полярные стиху. Легко заметить, что в стихотворении в прозе мы сталкиваемся с характерными чертами лирики. Действительность в нем отражается не столько путем непосредственного изображения объективных явлений, как в эпосе, сколько путем изображения субъективного переживания, вызванного тем или иным явлением жизни.

Что в произведениях, обозначаемых этим парадоксальным термином, идет «от стиха» и что «от прозы»? «От стиха» здесь все признаки лирического жанра (который, как известно, гораздо чаще разрабатывается в стихах, чем в прозе): общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания; круг образов, мотивов, идей, характерных для поэзии данного времени (здесь – французского позднего романтизма); обычно бессюжетная композиция, повышенная эмоциональность стиля, небольшой объем, членение на малые абзацы, подобные строфам.

Все эти признаки лиризма традиционны в поэзии, но не традиционны в прозе и поэтому в ней особенно ощутимы и действенны. Нет здесь лишь тех признаков стиха, которые собственно и делают стих стихом: членения на соизмеримые отрезки; подчеркивающих это членение рифм; облегчающих это соизмерение метра и ритма. Именно поэтому форма таких произведений остается прозаической: «от стиха» в них смысловое содержание и словесный стиль, «от прозы» – звуковая форма. Иногда кажется, что в ней больше ритмичности или благозвучия, чем в обычной прозе. С точки зрения стиховедческой, «стихотворения в прозе» – это проза, и только проза.

Сам термин в кратком энциклопедическом словаре объясняется так: «Стихотворение в прозе - лирическое произведение в прозаической форме. Для стихотворения в прозе характерны все признаки лирического стихотворения, за исключением метра, ритма, рифмы, небольшой объем, разбиение на мелкие абзацы, подобные строфам, повышенная эмоциональность стиля, круг образов, мотивов, идей, характерных для поэзии данного времени, обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания. Стихотворение в прозе представляет собой промежуточную форму между поэзией и прозой по стилистическим, тематическим и композиционным, но не по метрическим признакам». Все же форма стихотворения в прозе распространяется в эпоху Возрождения, период романтизма. В это время были развиты новые жанры, и поддерживался культ лирики. Главный источник формирования жанра в Европе – библейская лирика в прозе. Начиная с Псалтыря и заканчивая молитвами и мистическими произведениями в средних веках. Другой источник – французские традиции, которые наблюдаются в прозаических переводах. В основном переводились стихи других стран. По-другому их называли «мнимым переводом». 1;106

В русской литературе жанр стихотворения в прозе достиг своего поэтического совершенства в творчестве И.С.Тургенева. В его стихах наблюдаются ритмико-синтаксические конструкции, но рифм не было, потому что все стихи были написаны в прозаическом духе. С одной стороны их можно было сравнить с маленьким рассказом или частью одного большого произведения. Несмотря на то, что поэты выражали свои мысли в небольших абзацах, все же эти мысли были глубокие и нужные. Жизнь, в общем, и целом, эпоха, душевные переживания и сердечные муки – вот главные темы, которые волновали поэта.

Сделаем анализ стихотворение в прозе И.Тургенева «Собака».

«Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. И я тоже гляжу ей в глаза. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… И конец! Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой». 105;36

Повествование в данном стихотворении ведется от первого лица. Стихотворение представляет собой философские размышления о жизни и смерти. Тема произведения, находящая на поверхности, рассказ автора о нем самом и его собаке. Субтема произведения - одиночество, размышления о незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор автором лексики: употребляются слова "смерть", "жизнь", "огонек" (в значении "жизнь"), "конец". В произведении можно выделить следующие микротемы: погода ("на дворе воет страшная, неистовая буря"), собака. В тексте присутствуют тавтологии, которые способствуют организовать композицию прозаического стихотворения: "гляжу в глаза", "она сама себя не понимает - но я ее понимаю", "две пары одинаковых глаз" и "в каждой из этих пар". Во втором случае повторение глагола "понимать" используется как стилистический прием, который подчеркивает некую незримую связь между человеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять друг друга. Также имеют место плеоназмы. Словосочетания "она немая" и "она без слов" близки по смыслу, в данном случае это также стилистический прием, используемый для усиления экспресии. Словосочетания "нет никакой разницы" и "мы тожественны" также близки по смыслу и являются плеоназмами, используются в качестве стилистического средства, чтобы подчеркнуть равноценность жизни человека и собаки перед лицом смерти. Также для выявления данной тождественности в тексте несколько раз повторяется словосочетание "один и тот же" (одно и то же чувство, один и тот же огонек, одна и та же жизнь).  Выбор автором слов также служит основной идее произведения. Чтобы подчеркнуть различие и одновременно тождественность автора и его собаки, И. Тургенев ставит рядом слова "человек" и "животное". Для выражения основной идеи произведения используется также ряд синтаксических средств экспрессивной речи. Для усиления эмфатической интонации в последнем предложении используется эпифора. "Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И каждой и этих пар, в животном и в человеке, - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой." Другим примером экспрессивного синтаксиса являются нарушения замкнутости предложения. "Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…" В данном месте имеет место незавершенность фразы. Синтаксис в данном произведении используется для противопоставления: "Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю". Восклицания используются для усиления напряженности, они заключают в себе особую экспрессию. "И конец!"- подчеркивается необратимость, безвыходность. "Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…" - восклицательный знак используется для усиления отрицания. Кроме того, в тексте имеется еще одно синтаксическое средство экспрессивной лексики: риторический вопрос. "Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?". Данный вопрос не требует ответа, так как из всего произведения ясно, что ответ на него отрицателен. При чтении текста создается впечатление отрывистости, некоторой хаотичности. Таким образом, И.Тургенев при помощи синтаксических средств экспрессивной речи передает течение мыслей человека.

В России линию И.Тургенева продолжил И. Анненский; своеобразные опыты в этом жанре оставила Е. Гуро. В более поздние годы замечательные образцы стихотворений в прозе дали В. Козовой и Г. Сапгир. Еще более недавним образцом жанра явились опубликованные в 2000 г. «прозостихи» А. Кудрявицкого.

Для И.С. Тургенева и последующих авторов характерно построение композиции прозаического стихотворения на основе использования таких стилистических приемов, как тавтология, риторические вопросы и восклицания, которые придают особую выразительность тексту. И. Тургенев объединяет свои прозовики в циклы, не делит их композицию на абзацы, в них лирический герой ведет повествование от первого лица. Так как его творчество тяготеет к прозе, то и в прозаическом стихе наблюдается преобладание прозаического начала над лирическим.

В условиях взаимопроникновения традиций и новаторства нашло отражение не только в содержании поэтических произведений, но и в их формальной стороне, где внешняя организованность стиха стала постепенно сменяться более глубокой, внутренней, способствующей изображению современного человека.  Изменения в принципах и формах произведения связаны с общими тенденциями развития современной поэзии, с расширением диапазона образно-выразительных средств стиха. Явления аналогичного характера обнаруживаются в литературах разных народов, что является свидетельством закономерности и исторической обусловленности процессов, происходящих и в чувашской поэзии.

Передающиеся испокон веков жизненные каноны каждого народа, особенности восприятия мира, природы, гармонии определяют его характер, менталитет, в том числе и литературу. Изучение своеобразия жанра стихотворения в прозе как одной из главных проблем поэтики является подтверждением стремления раскрыть уникальность национальной поэзии.

1. Краткая литературная энциклопедия. М.: 1972. С. 286.

  1. Тимофеев Л. И. Проблемы стиховедения. М., 1931. С. 61.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения К. И.Чуковский «Доктор Айболит» (произведение в прозе).

Задачи: - расширить знания ребят о жизненном пути и творческом наследии К. И. Чуковского- вызвать интерес ребят к предложенной книге, являющемся лучшими образцом детской литературы, привлечь их к акти...

детские сказки в прозе

детские  работы (сочинения - сказки в прозе)...

Презентация "Проза периода Великой Отечественной войны"

Творчество Платонова, Гроссмана, Толстого...

Практикум "Учусь читать художественную прозу" Л.Н.Толстой "Косточка"

Тема: Практикум «Учусь читать художественную прозу»Цели:• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из ...

Презентация к уроку "Стихи и проза. Ритм, рифма, смысл"

Презентация к уроку "Стихи и проза. Ритм, рифма, смысл"...

Конспект урока русского языка 4 класс Тема: Сжатое изложение по материалам стихотворения в прозе "Воробей" И.С. Тургенева

Представлен материал по обучению учащихся 4 класса написанию сжатого изложения...