Урок обучения грамоте "Звуки [х],[х'] и буква, которая их обозначает
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Чекмарёва Анна Юрьевна

На уроке представлена интересная фонетическая, словарная работы. Большое внимание уделяется развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_bukva_kh_kh.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»

        Урока обучения грамоте в 1 классе

             на тему «Звуки х, [х’] и буква,

                  которая их обозначает.»

                                                        Подготовила учитель начальных классов

                                                             Чекмарёва Анна Юрьевна

                                         Зубова Поляна 2013 год.

ЦЕЛЬ:  познакомить учащихся со звуками [х], [х’] и буквой, которая их обозначает; учиться отличать звуки [х] и [х’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой;

развивать фонематический слух, речь, логическое мышление;

воспитывать бережное отношение к хлебу.

ОБОРУДОВАНИЕ:   иллюстрация на тему «Сельские мотивы», иллюстрация «В магазине «Хлебобулочные изделия», картинки с изображением зерна, колоса, муки, хлеба и теста, этикетки с буквами, карточки со словами, тексты на листах, условные обозначения для звуков.


                                           Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Мобилизующий этап.

     На доске картинки с изображением зерна, колоса, муки, хлеба и теста.

У.  Назовите предметы, изображённые на картинках.

Д.  Зерно, мука, хлеб, колос, тесто.

У.  Расположите картинки в смысловой последовательности, составив рассказ с использованием этих слов так, чтобы ни одно слово, обозначающее действие предмета, не повторялось.

Д.  Сначала располагаем колос, а затем зерно, т.к. зерно созревает в колосе. Из зерна получают муку. Из муки приготавливают тесто. А из теста пекут хлеб.

             3.  Формулирование темы и цели урока учащимися.

У.  Мы не случайно начали наш урок с разговора о хлебе.

Сегодня всё, о чём мы будем говорить на уроке, связано с ролью хлеба в нашей жизни.

У.  Ребята, а как вы понимаете смысл слова «хлеб»?

Д.  Хлеб – пищевой продукт, выпекаемый из пшеничной или ржаной муки.

У.  А из чего получают муку?

Д.  Из зерновых культур: пшеницы и ржи.

У.  Где можно увидеть, как растут зерновые культуры: в городе или в селе?

Д.  Зерновые культуры выращивают сельские жители.

У.  Давайте на несколько минут перенесёмся на окраину села, где начинается пшеничное поле.

На доске иллюстрация.

У.  Жизнь в селе начинается рано.

У.  Кто это идёт по дороге?

Д. Это пастух.

У.  А кто это голосисто приветствует пастуха, сидя на заборе?

Д.  Это петухи.

У.  Произнесите ещё раз названные слова. Найдите в них незнакомые нам звуки и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Д.  В словах пастух и петухи мы услышали звуки [х] и [х’]. Значит тема урока – «Звуки [х], [х’] и буква, которая их обозначает».

У.  Учитывая тему, сформулируйте цель нашего урока.

Д.  Цель урока:  *познакомиться со звуками [х], [х’] и буквой, которая их       обозначает;  *учиться отличать звуки [х], [х’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв;  *учиться читать слоги, слова с новой буквой.

4.  Знакомство с новыми звуками.

У.  Ребята, цель урока поставлена, приступим к работе над ней и вернёмся к словам пастух и петухи.

У.  Произнесите слово пастух, выделяя в нём последний звук.

Д.  Пастух-х-х-х.

У. Это звук [х].

У.  Ещё раз произнесите звук [х] и дайте ему полную характеристику.

Д.  При произнесении звука [х] воздух встречает преграду. Значит, он согласный. При произнесении звука [х] слышится только шум. Значит, он глухой. Звук произносится твёрдо, значит он твёрдый.

У.  Выберите условные обозначения, которые соответствуют характеристике звука [х] и обоснуйте свой выбор.

Д.  Я выбираю молоточек, т.к. звук [х] – глухой и синий квадратик т.к. он твёрдый.

У.  Дайте короткую характеристику звука [х].

Д.  Звук [х] – согласный, глухой, твёрдый.

У.  Произнесите слово петухи по слогам.

Д.  Пе-ту-хи.

У.  Произнесите третий слог в этом слове, выделяя первый звук.

Д.  Х-х-хи.

У.  Произнесите выделенный звук.

Д.  Это звук [х’].

У.  Дайте подробную характеристику звука по известной вам схеме.

Д.  При произнесении звука [х’] поток воздуха встречает препятствие. Значит, он согласный. При произнесении звука [х’] слышится только шум. Значит, он глухой. За звуком [х’] следует звук [и], который обозначает мягкость стоящего перед ним согласного. Значит, звук [х’] – мягкий.

У.  Выберите условные обозначения, которые соответствуют характеристике звука [х’], обосновав свой выбор.

Д.  Я выбираю молоточек, т.к. звук [х’] – глухой, и зелёный квадратик, т.к. он мягкий.

У.  Дайте короткую характеристику звука [х’].

Д.  Звук [х’] – согласный,глухой,мягкий.

У.  А теперь охарактеризуйте оба звука.

Д.  …………………………………………  .

У.  Ответьте на мои вопросы, выбирая для ответа одно из данных слов и обосновывая свою точку зрения. Не забывайте при этом о теме урока.

Задание выполняется с опорой на иллюстрацию.

У.  Но прежде, чем приступить к выполнению задания, вспомните, кто такой хлебороб.

Д.  Хлебороб – сельский житель, выращивающий хлеб.

У.  Рано утром проснулся врач или хлебороб?

Д.  Проснулся хлебороб, т.к. в этом слове есть звук [х].

У.  В какую комнату он отправился: в гостиную или на кухню?

Д.  Он отправился на кухню, т.к. в этом слове есть звук [х].

У.  Хлебороб решил позавтракать. Где он нашёл хлеб: на тарелке или в хлебнице?

Д.  Хлеб он нашёл в хлебнице, т.к. в этом слове есть звук [х].

У.  Что он положил в чай: сахар или варенье?

Д.  Хлебороб положил сахар, т.к. в этом слове есть звук [х].

У.  Перекусив, хлебороб вышел на крыльцо и стал любоваться ромашками или подсолнухами, растущими в саду.

Д.  Любовался подсолнухами, т.к. в этом слове есть звук [х].

У. На заборе звонко пели соловьи или петухи?

Д.  Пели петухи, т.к. в этом слове есть звук [х’].

У.  Хлебороб отправился на работу. По дороге он встретил шофера или пастуха?

Д.  Пастуха, т.к. в этом слове есть звук [х].

У.  А теперь, вспомнив тему урока, ответьте на вопрос: «Какое настроение было у хлебороба? Почему?»

Д.  Настроение у хлебороба было хорошее, т.к. в этом слове есть звук [х].

У.  Составьте рассказ с использованием выбранных слов.

5. Физкультминутка. 

У.  Сейчас мы попытаемся представить, как растёт хлеб. Если я произношу слово, в котором нет звука [х] или [х’], вы приседаете. Если я назову слово, в котором есть эти звуки, то вы медленно встаёте, поднимаете руки вверх и качаете ими из стороны в сторону, изображая, как растёт и качается на ветке колосок.

     Зерно, хлебушек, земля, хлебец, солнце, хлебороб, вода, хлебохранилище, трактор, хлебопёк, машина, хлебопродукты.

6. Знакомство с новой буквой.

У.  А сейчас мы переносимся в город. Не пора ли нам заглянуть в магазин «Хлебобулочные изделия» и вспомнить, какие продукты выпекают из муки? (Рассматривание картины на доске.)

У.  Сейчас я вам буду показывать этикетки на разные хлебопродукты. На этикетках напечатаны только первые буквы названий продуктов. Если вы знакомы с этими буквами, то называете их. Когда увидите букву, которая обозначает звуки [х] и [х’], то поприветствуйте её.

Учитель показывает карточки с буквами П,Х,Р,Т,Б.

У.  Кто знает, как называется эта буква?

Д.  Это буква «ха».

У.  Почему этикетка с этой буквой окрашена в сине-зелёный цвет?

Д.  Потому, что буква Х обозначает два звука: твёрдый и мягкий.

7. Чтение слогов с новой буквой.

У.  Мы познакомились с новой буквой. Чем займёмся дальше?

Д.  Мы будем читать слоги и слова с новой буквой.

У.  Перед вами столбик гласных букв и этикетки с буквами из магазина «Хлебобулочные изделия»

            А

            У

            О          Х     П     Р

            И

            Е

Сформулируйте задание с гласными буквами и буквой Х.

Д.  Надо поставить этикетку с буквой Х перед гласными и прочитать слоги – слияния.

У.  Сформулируйте ещё одно задание с этой этикеткой и гласными буквами.

Д.  Прочитать эти слоги справа налево.

Чтение слогов детьми.

У.  Сформулируйте новое задание с этикеткой с буквой П.

Д.  Надо поставить букву П перед согласной буквой Х и прочитать получившиеся слоги.

У.  Какое задание будет следующим?

Д.  Поставить этикетку с буквой Р после гласных и прочитать получившиеся слоги.

Чтение слогов хором.

8. Чтение слогов с новой буквой.

На доске слова: колхозники, хищник, хорёк, выращивали, хитрый, хлеб.

У.  Прочитайте напечатанные слова.

У.  Составьте из данных слов два предложения, в каждом из которых одинаковое количество слов.

Д.  Колхозники выращивали хлеб.

     Хорёк – хитрый хищник.

9. Чтение предложений.

У.  Посмотрите на данную запись и сформулируйте своё задание с этими предложениями.

………… - всему голова.

Худ обед, когда ……… нет.

Д.  Надо вставить подходящие по смыслу пропущенные слова и прочитать пословицы.

У.  Прочитайте эти пословицы.

Д.  Хлеб – всему голова.

     Худ обед, когда хлеба нет.

У.  Какой общий смысл имеют данные пословицы?

Выводы детей.

У.  Как надо относиться к хлебу?

     (Обсуждается этот вопрос).

У.  Прочитайте текст № 1 про себя.

У.  Прочитайте текст вслух (по предложению).

Умей беречь хлеб.

     С любовью и заботой выращивают люди рожь и пшеницу. Большой труд они вкладывают. В холод, дождь и жару они работают в поле. В трудную пору жатвы им помогают школьники. Каждый колосок надо сохранить.

     На столе лежит душистый свежий хлеб. В нём сила рабочих рук, тепло сердец. Хлеб – это сама жизнь. Умей его беречь!

У.  А сейчас посмотрите на текст № 2 и сформулируйте задание к нему.

Д.  Прочитайте текст, вставив пропущенные буквы и слова.

Умей беречь хлеб.

          С любовью и заботой выращивают люди рожь и пш..н..ц.. . Большой труд они вкладывают. В …… , …… и жару они работают в поле. В трудную пору ж..тв.. им помогают школьники. Каждый колосок надо ………

.

     На столе лежит душистый свежий ……б. В нём с..л.. рабочих рук, тепло сердец. ………– это сама жизнь. Умей его беречь!

У.  Почему надо беречь хлеб?

10. Итог урока.

У.  С какими новыми звуками и новой буквой мы познакомились на уроке?

Д.  Мы познакомились со звуками  [х] и [х’] и буквой Х.

У.  Охарактеризуйте звуки [х] и [х’].

Д.  Звук [х] – согласный, глухой, твёрдый.

      Звук [х’] – согласный, глухой, мягкий.

11. Самооценка детей (закрашивание колоска).

У.  А сейчас я бы хотела узнать, как вы оцениваете наш урок, нашу работу. На столе у каждого из вас лежат листы с не закрашенными колосками. Вы должны «оживить» картинку, закрасив колосок. Если вы довольны уроком, то воспользуйтесь жёлтым карандашом, если не понравился урок – зелёным.

Подведение итогов самооценки.


Список используемых источников:

Г.А. Бакулина  Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка, ВЛАДОС, 2007 г.

О.И. Дмитриева  Поурочные разработки по русскому языку в 3 классе, Москва «ВАКО», 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обучения грамоте и краеведение. Филин в помощь звукам [ф] и [ф´] и букве, которая их обозначает.

Познакомиться c новыми звуками   и с буквой Ф поможет дядя Фёдор из деревни Простоквашино и филин....

Конспект урока обучения грамоте и краеведение "Филин в помощь звукам [ф] и [ф´] и букве, которая их обозначает."

Данный урок соответствует новому образовательному стандарту второго поколения....

Урок обучения грамоте "Знакомство с согласной буквой М м, звуками [м], [м,]. Письмо заглавной и строчной букв М м"

Цель урокаПознакомить со звуками [м  м,], буквой М м. Научить писать заглавную и строчную букву М м.Основные понятия темыСтрочная буква, заглавная буква, гласный звук...

Урок обучения грамоте и краеведение. Птица тупик поможет изучить звуки [т] и [т´] и букву, которая их обозначает.

На данном уроке учащиеся познакомятся с братьями Тимом и Томом, которые пригласят в гости северную птичку тупик. В результате младшие школьники познакомятся с ноыми звуками и буквой Т....

Урок обучения грамоте и краеведение. Звуки [ш] и буква, которая его обозначает. Шикша.

 Урок обучения грамоте по УМК «Школа России»  составлен в соответствии с новыми образовательными стандартами второго поколения. На уроке представлены задания для читающих учащихся...

Урок обучения грамоте. Звуки [ д, д ’] и буква,которая их обозначает.

Урок обучения грамоте по программе " Школа 21 века" разработан с применением технологии проблемно- диалогического обучения....

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: «Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает» , УМК «Перспектива» (1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представления учащихся о звуках [х] ,[х’] и о букве, которая их обозначает.Задачи урокаДидактические:Научить отличатьзвук...