Урок обучения грамоте. Звуки [ д, д ’] и буква,которая их обозначает.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Гамзаева Анжела Гаджиевна

Урок обучения грамоте по программе " Школа 21 века" разработан с применением технологии проблемно- диалогического обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Урок обучения грамоте по программе «Школа 21 века»

Тема: Звуки [д, д’] и буква, которая их обозначает.

 Задачи: познакомить учащихся с новой буквой Д, д,  углубить знания о звуках [ д, д ’], учить распознавать звуки [ д, д ’],  и соответствующую букву ,совершенствовать умение составлять звуковую модель слова, формировать навыки правильного, выразительного чтения слов, предложений;  учить работать с текстом, развивать речь, умение работать индивидуально, в паре.

Универсальные учебные действия:

 Познавательные: распознавать звук и соответствующую букву, составлять звуковые    модели слов, формулировать ответы на вопросы; осознанно строить речевое высказывания в устной форме, читать слоги, слова и предложения.

 Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия.

 Коммуникативные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.

I. Эмоциональный настрой.

-Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Давайте настроимся на дружную работу, и пусть хорошее настроение поможет нам получать новые знания.

- Наш урок я хочу начать такими словами:

Слайд:

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

- Как мы готовимся с вами стать настоящими читателями? ( Изучаем звуки и буквы.)

II. Актуализация знаний.

Слайд.

-А чем буквы отличаются от звуков?

Слайд. АОГУЭ

-Назовите лишнюю букву.

-Почему она лишняя?

-Какие два звука она может обозначать?

-Как мы называем такие звуки? ( Парные по твердости- мягкости)

 

III.Артикуляционная гимнастика.

 « Соломинка », «Хомячок» .

-Послушайте скороговорку :  Дед Данила делил дыню.

-Повторите медленно, громко чётко, на одном дыхании быстро.

IV. Мотивационно - целевой этап.

-Какие звуки часто повторяются?

-Сформулируйте ТЕМУ урока.

На доске:

«Звуки [д, д ’] и буква, которая их  обозначает.»

- Какие ЦЕЛИ поставим на уроке? ( Говорят)

- Обобщим цели:

На доске: (читает ученик)

1.Узнать новые сведения о звуках.

2.Познакомиться с новой буквой.

3.Научиться писать печатную букву.

4.Читать слоги, слова, предложения с новой буквой.

- Какие цели вы поставите для себя?

- Что поможет достичь целей?

V. Работа по теме урока.

-К вам пришла внучка деда Данилы. ( картинка) Угадайте, как её зовут по первым звукам слов, которые я произнесу: ноты, арбуз, деревня, абрикос.( Надя)

-Надя просит вас помочь ей написать её имя.  На….я

-Произнесём вместе слово. Какой звук нам нужно заменить буквой?

1) Работа со звуковыми моделями

- Чтобы помочь Наде, будем работать в соответствии с целями. Прочитайте 1 цель.

- Для этого поработаем со звуковыми моделями.

-Дедушка любит загадывать внучке загадки.( Читает учитель)

Вот какой забавный случай!

Поселилась в ванне туча,

Дождик льётся с потолка мне на спину и бока. ( душ)

Кто в беретке ярко- красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит. стучит. ( дятел)

2) Работа по учебнику, с. 98 фронтальная.

- Составим звуковую модель слова дятел.

- Сколько звуков в слове?

-Произносим, выделяя первый звук, даем характеристику, обозначаем фишкой нужного цвета , выделяем второй звук и т.д. ( Обозначим фишкой зелёного цвета…)

( Дети на партах, учитель на доске)

  1. Работа в парах и индивидуально на доске с контролёром.

- Выложите звуковую модель слова душ в паре.( Сигнализируют домиком)

Проверка : сверить с моделью на доске.

-Прочитаем слова по моделям.

-Вернёмся к первым звукам. Произнесём их: [д, д ’].

-Что общего у этих звуков? ( согласные, звонкие)

-Докажите, что эти звуки согласные.

-Докажите, что они звонкие.

-Чем они отличаются?( один твёрдый, другой мягкий)

-Как их можно назвать?( парные по мягкости- твердости)

5) Физминутка.

4 человека – задание « поиск». (В разных местах класса разложены картинки)

Найти 5 картинок [д, д ’], распределить в 2 столбика

Класс: [д] - хлопок, [д’] - прыжок.

Дима, дача, дым, дерево, задача, дубок, девочка, трудный, Даша, подарки, идём, дорога, домашний, дикобраз, дети.

6) Проверка поисковой работы.

-Называем предмет, проверяем звук.

Дыня, дом, ведро.

Диван, девочка, дерево.

- Назовём два изучаемых звука: [д, д ’]

- Какое же новое сведение вы о них узнали?

7) Знакомство с буквой.

-Посмотрите на цели, что мы должны делать после работы со звуками?

Слайд:

- Два звука [д, д ’] обозначает буква Д.

- На что похожа буква Д?

- Для чего нужна печатная заглавная буква Д?

- О букве Д есть стихотворение:

(Читает хорошо читающий ученик.)

Буква Д – наш дружный дом,

В нём мы весело живем.

Каждый день по вечерам

В дом друзья приходят к нам.

6) Место на ленте букв.

-Найдите букву на ленте.( 1 ученик)

-Почему она стоит в верхнем ряду?

7) Письмо печатной буквы.

-После знакомства с буквой, что мы должны сделать? Посмотрите на цели.

У учеников лист для работы с буквой.

-Из каких элементов она состоит? ( Две прямых вертикальных , две горизонтальных и две коротких внизу)

(Образец учителя)

- Обведите буквы по пунктиру и напишите три заглавных печатных и три строчных.

 – Теперь мы знаем, какой буквой надо обозначать звук д?

- Вставьте в имя девочки нужную букву.( 1 ученик) ( Слово на карточке на доске: Надя)

- Читаем: Надя

9) ЧТЕНИЕ СЛОГОВ.

-Посмотрите на цели: что теперь мы можем делать?

Учебник,с.98

-Прочитаем слоги хором.

-Прочитаем первую строку шёпотом, вторую громко, третью с вопросительной интонацией.

-Прочитайте слоги с мягким звуком д’. 

-С твёрдым звуком д.

-Что мы читаем после слогов?

10) ЧТЕНИЕ СЛОВ по учебнику с .98

-Чтение слов дом, дома, дома по слогам, как написано.

-Прочитаем, как говорим, с ударением.

-Чем слова отличаются по значению?

-Составьте с каждым предложение.

-Прочитайте по столбикам.

-Прочитайте  слова хором по строчкам.

Индивидуально:

-Прочитайте слова из одного слога, из двух логов, из трёх.

-Прочитайте имена.

-Прочитайте слова с твёрдым звуком д..

-Прочитайте слова с мягким звуком д’.

11)ФИЗМИНУТКА.

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежали,
До лужайки добежали.
На лужайке, на лужайке,
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп! Мы немного отдохнём

И назад пешком пойдём.

12) ЧТЕНИЕ ТЕКСТА .

- Что мы можем читать после слов?

- Надя с подружкой часто ходят  в  лес. Собирают ягоды, наблюдают за птицами.

Дифференцированная работа.

1 группа:

-Сейчас 4 человека будут читать текст о птице, которая очень нравится Наде, а потом прочитают его нам.

А) Дятел, как врач, осматривает, выстукивает каждое дерево! Если в дереве  есть вредные личинки, дятел начинает долбить его. По следам работы дятлов можно узнать, заражён лес или здоров!

Б) Работы у дятла в лесу много. Он не только врач, но ещё и плотник. За свою жизнь он выдалбливает много дупел. Его дупла  служат домиками для скворцов, синиц и других птичек.

2 группа:

- Работаем по учебнику,с.99.

Чтение текста хором.

- Как зовут подружку Нади?

Чтение индивидуальное.

- Прочитайте вопрос в учебнике.

- Объясните, как узнать, на каком рисунке Лида, на каком –Надя?( по ягоде в корзинке)

- Прочитайте первое предложение. Понятно из него, где Надя, где,- Лида? ( нет)

- Прочитайте из второго предложения ту часть, где говорится о Лиде. Найдите на рисунке Лиду. Во что она одета?

- Прочитайте ту часть, где говорится о Наде. Найдите на рисунке Надю. Во что она одета?

Проверка индивидуальной работы.

- О какой птице вы читали текст?

- Что интересного узнали о дятле?

- Что можно сказать о дятле, это какая птица? ( полезная)

13) Работа в парах.

- Разгадайте ребус.  СРЕДА            АДРЕС

ПРОВЕРКА

-Прочитайте пару слов. Что такое среда? Что такое адрес?

VI.Рефлексия. 

 Вот кончается  урок,                                              

 И подводим мы итог!

- Как звучала тема урока?

- Какие цели мы ставили?

Слайд:

- А чего вы достигли сами? Поделитесь.

 Я знаю…

(-Какие новые сведения вы узнали о звуках  [д, д ’]?)

Я умею…

Я хочу похвалить…

- С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

Оценка учителя.

- Я хочу поблагодарить вас за ваше внимание, активность и дружную работу.

Слайд:

-Вы все сегодня (читаем) МОЛОДЦЫ!

-А  Надя говорит вам спасибо за то, что вы помогли ей написать имя, и дарит вам картинку дятла для раскрашивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Звук "щ". Буквы "Щщ"

На уроке дети знакомятся с новым звуком и буквами, обозначающими этот звук. Урок проходит в занимательной форме, которая способствует запоминанию буквы....

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Урок обучения грамоте . Звук и буква Щ

Конспект урока обучения грамоте в 1классе.   Учитель: Мошникова Татьяна Владимировна Тема урока:...

Урок обучения грамоте "Звуки [х],[х\'] и буква, которая их обозначает

На уроке представлена интересная фонетическая, словарная работы. Большое внимание уделяется развитию речи....

Урок обучения грамоте.Звук и буква З,з. Слоги и слова с буквами и звуком Зз"

Урок обучения грамоте в первом классе коррекционной школы...

Урок обучения грамоте: « Звуки [ ф ], [ ф`], Буквы Ф, ф (урок – путешествие).

В ходе морского путешествия учащиеся знакомятся с новыми звуками и буквами. Разнообразные упражнения направлены на совершенствование чтения первоклассников....