Рабочая программа по литературному чтению, 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса общеобразовательных школ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2klass._literaturnoe_chtenie._rabochaya_programma.docx60.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

                                                                          основная общеобразовательная школа д.Кочкино

                                                                               Верхнекамского района Кировской области

                                                            «Согласовано»                                                       «Утверждаю»

                                                            Зам. директора по УВР                                     Директор школы

                                                             _________/Капустина Е.В/                               _________/Попонина Н.В./

                                                            «__»_____2013г                                                Приказ

                                                                                  Рабочая программа по литературному чтению

                                                                                                      2 класс    

                                                                           

                                                                                                                                           Составитель: учитель Орлова Галина Николаевна

                                                                                                              2013-2014уч.г.

                                                                                  Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе

.

Общая характеристика курса

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель[1]), во 2—4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

     Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

    Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

    На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

                         СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

         Виды речевой и читательской деятельности

 Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

 Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным,

учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Планируемые результаты обучения учащихся 2 класса

Ученик научится:

  • осознанно воспринимать содержание текста, определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению;
  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на текст;
  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета;
  • работать со словом(распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность);
  • читать со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного;
  • читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • использовать простейшие приемы анализа: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их;
  • передавать содержание текста в виде пересказа;
  • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текстили собственный опыт;
  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, самостоятельно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике , по желанию;
  • читать по ролям литературное произведение;
  • создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин, по серии иллюстраций;
  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • распознавать особенности построения фольклорных форм(сказки, загадки, пословицы).

Ученик получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • осмысливать нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное мнение;
  • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
  • доказывать и подтверждать фактами(из текста) собственное суждение;
  • работать с детской периодикой;
  • творчески пересказывать текст, дополнять текст;
  • создавать иллюстрации по содержанию произведения;
  • работать в паре, в группе, создавая инсценировки по произведению, проекты;
  • определять позиции героев и автора художественного текста.

                                                                                             Тематическое планирование

урока

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Дата

план

Факт

1

Введение.  Знакомство с учебником

Ориентироваться в учебнике. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение. Предполагать на основе названия содержания главы. Пользоваться словарем в конце учебника.

2

Любимые книги. Герои любимых книг. Проверка техники чтения

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением.

Представлять выставку книг, прочитанных летом.

Представлять любимую книгу, любимых героев.

Ориентироваться в пространстве библиотеки. Находить нужную книгу по тематическому каталогу.

Участвовать в коллективном проекте «О чем может рассказать библиотека».

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Подготовить сообщение о старинных книгах для одноклассников.

Обсуждать в паре и группе высказывания великих людей о книге и о чтении.

3

Старинные и современные книги

4

Проект «О чем может рассказать библиотека»

5

Р.Сеф «Читателю»

6

Устное народное творчество

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Читать, выражая настроение произведения.

Читать выразительно, опираясь на ритм произведения.

Объяснять смысл пословиц.

Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом.

Придумывать рассказ по пословице; соотносить содержание рассказа с пословицей.

Находить созвучные окончания слов в песне.

Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме.

Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества.

Анализировать загадки.

Соотносить загадки и отгадки.

Распределять загадки и пословицы по тематическим группам.

Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок.

Называть другие народные сказки; перечислять героев сказок.

Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план.

Рассказывать сказку( по иллюстрации, по плану, от лица другого героя сказки).

Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками.

Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

Контролировать свое чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.

7

Русские народные песни

8

Русские народные потешки и прибаутки

9

Скороговорки, считалки, небылицы

10

Загадки, пословицы, поговорки

11

Народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идет…»

12

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»

13

Р.н.с. «У страха глаза велики»

14

Р.н.с. «Лиса и тетерев»

15

Р.н.с. «Лиса и журавль»

16

Р.н.с. «Каша из топора»

17

Р.н.с. «Гуси-лебеди»

18

Р.н.с. «Гуси-лебеди»

19-20

Обобщение по теме «Устное народное творчество». Оценка достижений

21

Люблю природу русскую. Осень

Прогнозировать содержание раздела. Читать стихи, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему.

Различать стихотворный и прозаический текст.  Сравнивать их.

Сравнивать художественный и научно-познавательный текст.

Находить средства художественной выразительности; объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста.

Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; сравнивать звуки, описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением.

Оценивать свой ответ.

Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения

22

Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

23

К. Бальмонт «Поспевает брусника…», А.Плещеев «осень наступила…»

24

А.Фет «Ласточки пропали…»

25

«Осенние листья» - тема для поэтов

26

В Берестов «Хитрые грибы»

27

М.Пришвин «Осеннее утро», И.Бунин «Сегодня так светло кругом»

28

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень». Оценка достижений

29

А.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»

Прогнозировать содержание раздела.

Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Сравнивать авторские и народные произведения.

Отличать басню от стихотворения и рассказа. Знать особенности басенного текста. Соотносить пословицы и смысл басенного текста. Характеризовать героев басни с опорой на текст.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Определять в тексте красочные яркие определения(эпитеты). Придумывать свои собственные эпитеты; создавать на их основе небольшие тексты-описания, тексты-повествования. Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Пересказывать текст подробно, выборочно.

Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое.

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Выбирать книги по авторам и по темам.

30

А.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»

31-33

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

34

Обобщение по теме «Сказки А.С.Пушкина»

35

И.Крылов  «Лебедь, Рак и Щука»

36

И.Крылов «Стрекоза и Муравей»

37

Л.Толстой «Старый дед и внучек»

38-39

Л.Н.Толстой «Филипок»

40

Л.Н.Толстой «Правда всего дороже», «Котенок»

41-42

Обобщение по теме «Русские писатели». Оценка достижений

43

О братьях наших меньших

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением, выбирать виды деятельности.

Читать вслух; воспринимать на слух прочитанное.

Сравнивать рассказы и сказки о животных.

Определять последовательность событий. Составлять план. Пересказывать подробно по плану.

Определять героев произведения; характеризовать их.

Давать нравственную оценку поступкам героев.

Оценивать свой ответ.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы.

44

Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…»,  И.Пивоварова «Жила-была собака»

45

В.Берестов «Кошкин щенок»

46-47

М.Пришвин «Ребята и утята»

48-49

Е.Чарушин «Страшный рассказ»

50

Б.Житков «Храбрый утенок»

51

В.Бианки «Музыкант»

52

В.Бианки «Сова»

53-54

Обобщение по разделу «О братьях наших меньших».

55

Из детских журналов

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Придумывать свои вопросы по содержанию.

Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью.

Отличать журнал от книги.

Ориентироваться в журнале.  Находить интересные и нужные статьи в журнале.

Участвовать в проекте ; распределять роли; находить и обрабатывать информацию.

Участвовать в работе пары и группы.

Создавать собственный журнал устно. Описывать его оформление.

Рисовать  иллюстрации для собственного журнала.

Писать свои рассказы и стихи для детского журнала.

Оценивать свои достижения.

56

Д.Хармс «Игра»

57

Д.Хармс «Вы знаете?..»

58

Д.Хармс, С.Маршак «Веселые чижи»

59

Д.Хармс «Что это было?»

60

Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

61

Ю.Владимиров «Чудаки»

62

А.Введенский «Ученый Петя», «Лошадка»

63

Защита проектов «Мой любимый детский журнал»

64

Люблю природу русскую. Зима

Прогнозировать содержание раздела. Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника.

Соотносить загадки и отгадки.

Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.

Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему.

Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть.

Понимать особенности были и сказочного текста.

Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать антонимы для их характеристики.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок

65

Стихи о первом снеге. И Бунин «Зимним холодом пахнуло…», К.Бальмонт «Светло-пушистая снежинка белая…», Я.Аким «Утром кот…»

66

Ф.Тютчев Чародейкою Зимою…»

67

С.Есенин Поет зима- аукает…»,  «Береза»

68

Сказка «Два Мороза»

69

С.Михалков «Новогодняя быль»

70

А.Барто «Дело было в январе»

71-72

Обобщение по теме «Люблю природу русскую. Зима.». Проверка техники чтения

73

Писатели - детям

Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.

Воспринимать на слух художественный текст.

Определять смысл прочитанного.

Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения.

Объяснять лексическое значение слов на основе словаря учебника и толкового словаря.

Определять особенности юмористического произведения.

Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним.

Пересказывать текст подробно на основе картинного плана.

Читать тексты в паре, организовать взаимоконтроль, оценивать свое чтение.

74

К.Чуковский «Путаница»

75

К.Чуковский «Радость»

76-77

К.Чуковский «Федорино горе»

78

С.Маршак «Кот и лодыри»

79

С.Михалков «Мой секрет», «Сила воли»

80

С.Михалков «Мой щенок»

81

А.Барто «Веревочка»

82

А.Барто «Мы не заметили жука» «В школу»

83

А.Барто «Вовка – добрая душа»

84

Н.Носов «Затейники»

85-86

Н.Носов «Живая шляпа»

87-88

Н.Носов «На горке»

89

Обобщение по разделу Писатели – детям»

90

Я и мои друзья

Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения.

Определять последовательность событий в тексте.

Придумывать продолжение рассказа.

Соотносить основную мысль рассказа с пословицей.

Объяснять нравственный смысл произведения.

Объяснять и понимать поступки героев.

Составлять план, пересказывать по плану.

Составлять короткий рассказ на предложенную тему.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

91

В.Берестов «За игрой», В.Лунин «Я и Вовка»

92

Н.Булгаков «Анна, не грусти!»

93

Ю.Ермолаев «Два пирожных»

94-95

В.Осеева «Волшебное слово»

96

В.Осеева «Хорошее»

97-98

В.Осеева «Почему?»

99

Обобщение по разделу «Я и мои друзья»

100

Люблю природу русскую. Весна

Прогнозировать содержание раздела.

Читать стихи и загадки выразительно, передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса.

Наблюдать за жизнью слова.

Соотносить отгадки с загадками.

Представлять картины весенней природы.

Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Сравнивать стихи о весне разных поэтов.

Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению.

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Контролировать и оценивать свое чтение. Оценивать свои достижения.

101

Ф.Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенние воды»

102

А.Плещеев «Весна», «Сельская песенка»

103

А.Блок «На лугу»

С.Маршак «Снег теперь уже не тот…»

104

И.Бунин «Матери»

105

А.Плещеев «В бурю»

106

Е.Благинина  «Посидим в тишине»

107

Э. Мошковская «Я маму мою обидел»

108

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна»

109

И в шутку и всерьез

Прогнозировать содержание раздела. Планировать виды работ с текстом.

Читать произведения вслух, наращивая темп.

Понимать особенности юмористического произведения.

Анализировать заголовок произведения.

Сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки.

Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов.

Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них.

Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов.

Пересказывать веселые рассказы.

Придумывать собственные веселые рассказы.

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

110

Б.Заходер «Товарищам детям», «Что прекрасней всего?»

111

Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха»

112-113

Э.Успенский «Чебурашка»

114

Э.Успенский «если был бы я девчонкой…»

115

Э.Успенский «Над нашей квартирой», «Память»

116

В.Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»

117

И.Токмакова «Плим», «В чудной стране»

118-119

Г.Остер «Будем знакомы»

120-121

В. Драгунский «Тайное становится явным»

122

Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез»

123

С.Васильев «Белая береза»

Участвовать в проектной деятельности

124

Проект «Экскурсия к памятнику славы в родном селе»

125

Литература зарубежных стран

Прогнозировать содержание раздела. Выбирать книгу для самостоятельного чтения.

Читать вслух, увеличивая темп.

Сравнивать песенки разных народов.

Объяснять значение незнакомых слов.

Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок.

Давать характеристику героев.

Придумывать окончание сказок.

Определять последовательность событий.

Пересказывать подробно сказку.

Участвовать в проектной деятельности.

Находить книги зарубежных сказочников в школьной библиотеке.

Проверять себя, сверяя ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения.

126

«Бульдог по кличке Дог», «»Перчатки», «Храбрецы»(американские и английские народные песенки)

127

«Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»(французская и немецкая песенки)

128-129

Ш.Перро «Кот в сапогах»

130

Ш.Перро «Красная Шапочка»

131

Г.Андерсен «Принцесса на горошине»

132-133

Э.Хогарт «Мафин и паук»

134

Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран».

Проект «Мой любимый писатель-сказочник»

135-136

Проверка техники чтения.

Аудирование.

Комплексная контрольная работа

                                      Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция

  • Планируемые результаты начального общего образования/ под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  • Сборник рабочих программ «Школа России». – М.: Просвещение, 2011.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г. / М-во образования и науки Рос. Федерации, - М.: Просвещение. 2011.
  • Литературное чтение. 2 класс. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2ч./Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др./ - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
  • Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.  Литературное чтение. Поурочные разработки. 2 класс. – М.: Просвещение, 2012.

Печатные пособия

  • Портреты поэтов и писателей

Технические средства обучения

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
  • Телевизор.
  • Компьютер.

Оборудование класса

  • Ученические двухместные столы с комплектом стульев.
  • Стол учительский с тумбой.
  • Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
  • Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

[1] Курс литературного чтения вводится после завершения обучения грамоте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...