конспект урока литературного чтения по теме: Такой хрупкий и такой прочный мир чувств. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Лазарева Галина Анатольевна

Урок литературного чтения по теме: "Такой хрупкий и такой прочный мир чувств" по сказке Андерсена "Стойкий оловянный солдатик"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Сказка Г.-Х. Андерсена “Стойкий оловянный солдатик”. Такой хрупкий и такой прочный мир чувств»

Цели:

  • Ознакомить с содержанием сказки, ее особенностью.
  • Помочь понять настроение автора. Познакомить детей с биографическими фрагментами из жизни писателя.
  • Направить воспитательный акцент на различие доброго и злого, на утверждение общечеловеческих ценностей.

Оборудование:

  • Портрет Г.-Х. Андерсена.
  • Выставка рисунков “Город сказок”.
  • Мультфильм “Стойкий оловянный солдатик”.
  • Выставка книг-сборников со сказками Андерсена.
  • Презентация к уроку

Ход урока

I. Введение в урок.

- Мы продолжаем путешествие по стране сказок. Перед вами портрет великого сказочника.

- Узнали ли вы его? Чей это добрый, мудрый, грустный взгляд?

- Какие сказки Г.-Х. Андерсена вы читали? А знаете ли вы. Что Андерсен написал 170 сказок?!

- Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете сказки Андерсена.

Викторина

  1. Какой предмет помог королеве выяснить, настоящая ли перед ней принцесса?
  2. Как называется сказка о храбром солдате?
  3. Какое имя дал принц эльфов Дюймовочке? (Майя)
  4. В кого превратился гадкий утенок?
  5. Как звали мальчика из сказки «Снежная королева»?
  6. Кем на самом деле был человек, который пас свиней в сказке «Свинопас»?
  7. Как звали сестру 11 принцев из сказки «Дикие лебеди»?(Элиза)

II. Сообщение кратких биографических фрагментов из жизни Андерсена.

- Мы услышали отрывки из замечательных сказок Андерсена, а что вам известно о самом писателе, его жизни, творчестве?

Рассказ ученицы (подготовить заранее):

Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля в 1805 году в старом датском городе Оденсе (показывается на карте страна Дания) в семье сапожника. Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько вазонов на окнах. В них цвели тюльпаны. Мальчик рано узнал сказки своего народа и еще в детстве стал придумывать свои сказки и стихи. Ганс всегда стремился учиться. Но из-за бедности стал обучаться в гимназии, когда ему было уже 18 лет. Несмотря на постоянную нужду, Андерсен окончил не только гимназию, но и университет.

Продолжает учитель:

Сказки датского писателя Ганса Христиана Андерсена стали достоянием всего мира и вошли в детские книги народов всей Земли.

1975 год (год 170-летия со дня рождения писателя) был объявлен Международным годом Андерсена. 2005 год тоже отмечался во всем мире как год Ганса Христиана Андерсена. Почему именно 2005 год? Вы подсчитали, да?

Сказки этого писателя учат доброте, любви, человечности. Для каждого читателя знакомство со сказками Андерсена – это праздник. Вот что пишет К.Паустовский в своем рассказе “Великий сказочник” “… около елки лежала толстая книга – подарок от мамы. Это были сказки Христиана Андерсена… Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную елку. Прежде всего, я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом - сказку о снежной королеве. Удивительная, и как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги…”.

III. Сообщение темы урока.

Мы сегодня прочитаем эту сказку. Сказку про стойкого оловянного солдатика. Возможно, толчком к тому, чтобы появилась эта сказка, послужил один случай на улице в Копенгагене (столица Дании).

Ученик читает отрывок из рассказа “Великий сказочник”. Дети инсценируют фрагмент.

“… Маленький мальчик играл на подоконнике в старом копенгагенском доме. Игрушек было не так уж много, - несколько кубиков, старая бесхвостая лошадь из папье-маше и сломанный оловянный солдатик.

Мать мальчика – молодая женщина сидела у окна и вышивала. В это время в глубине пустынной улицы… показался высокий и очень худой человек в черном. Он быстро шел несколько скачущей, неуверенной походкой, размахивая длинными руками, и говорил сам с собой…

Женщина за пяльцами подняла голову и сказала мальчику: “Вот идет наш поэт, господин Андерсен. Под его колыбельную песню ты так хорошо засыпаешь.” Мальчик посмотрел исподлобья на незнакомца в черном, схватил своего единственного хромого солдатика, выбежал на улицу, сунул солдатика в руку Андерсену и тотчас убежал. Это был неслыханно щедрый подарок. Андерсен понял это. Он воткнул солдатика в петлицу сюртука рядом с веточкой мяты, как драгоценный орден, потом вынул платок и слегка прижал его к глазам, - очевидно недаром друзья обвиняли его в чрезмерной чувствительности…”

- Может быть именно для этого щедрого детского сердца написал Андерсен свою сказку.

IV. Чтение сказки “Стойкий оловянный солдатик” (учитель – ученик).

- Что остается от сказки потом – после того, как ее рассказали?..

- Постарайтесь уловить, понять настроение автора.

Выяснение непонятных слов.

V. Беседа после прочтения.

- В каком настроении вы остались после прочтения? Почему вам стало грустно?

- Кто передал вам эту грусть? (Автор)

- Кто понравился в этой сказке?

- Кто вызвал антипатию? Почему?

- Встретили ли вы кульминационные моменты при чтении?

- Почему испытывали тревогу за солдатика?

VI. Выборочное чтение.

- В какие приключения попадает наш герой сказки?

- Почему Андерсен называет солдатика “замечательным путешественником”? Ответьте словами текста.

VII. Дискуссия.

- Согласны ли вы, что солдатик был действительно стойкий?

- Чтобы вы еще добавили в характеристику нашего героя? (Выдержанный, смелый, отважный, верный своим чувствам, скромный).

- Кого в сказке можно назвать отрицательным героем?

- Каким мы видим тролля? (Злым, бессердечным, завистливым).

- Чему завидовал тролль? (Светлому чувству солдатика, его стойкости).

VIII.  Физминутка. Танец.

- Почему герой сказки решил, что женитьба на балерине невозможна?

- Солдатик и танцовщица не обмолвились ни одним словом. Как же они поняли друг друга? Что говорило об их чувствах? (Глаза, выражение лица).

Вот если бы танцовщица танцевала, она посредством танца могла бы поведать солдатику о своих чувствах.

. (Исполняется танец. Учитель и ребята благодарят исполнителей.)

IX. Просмотр фрагмента мультфильма “Стойкий оловянный солдатик” (по тексту – последняя глава).

После просмотра учитель перечитывает последний абзац сказки:

“… На другой день горничная выгребала из печки золу и нашла маленькое оловянное сердечко…”.

Почему автор оставляет сердечко нерасплавленным? Это сердечко влюбленного солдатика. Авторской печалью овеян конец повествования. История оловянного солдатика и его трагической любви к погибшей вместе с ним в пламени танцовщице заставляет думать о настоящих жизненных драмах. Андерсен творил не только для детей, но и для взрослых. И через десять и через двадцать лет вы с интересом будете перечитывать сказки Андерсена, находя в них новый смысл, особый лиризм и изящество. 

Сообщение про олово.

Ученики: В 1910 году английский полярный исследователь капитан Роберт Скотт снарядил экспедицию с целью добраться до Южного полюса.

Много трудных месяцев продвигались отважные люди по снежным пустыням, оставляя на своем пути небольшие склады с продуктами и керосином - запасы на обратную дорогу.

Но большая беда поджидала Скотта на обратном пути. Ни на первом, ни на втором складах не оказалось керосина. Причина таинственного исчезновения керосина оказалась простой. Жестяные банки с керосином были запаяны оловом.

Путешественники не знали, что на морозе олово "заболевает". Блестящий белый металл сначала превращается в тускло-серый цвет, а затем рассыпается в порошок.

Это явление называется "оловянной чумой".

В cредние века невежественные церковники считали, что "оловянная чума" вызывается наговорами ведьмы, и поэтому многие ни в чем не повинные женщины были сожжены на "очистительных" кострах.

Учитель. Итак, когда олово попадает в холод, что с ним происходит?

Я хочу еще добавить, что почти половина всего добываемого в мире олова расходуется сегодня на производстве белой жести для изготовления консервной банки. В одной банке его примерно полграмма. Рано или поздно каждая консервная банка попадает на мусорную свалку, но олову не грозит быть здесь погребенным.

Отделить олово от жести несложно. Олово хорошо растворяется в щелочах, а из щелочного раствора его извлекают с помощью электрического тока.

Человек заботится о том, чтобы извлечь ценный металл и вновь использовать для своих нужд.

X. Домашнее задание.

Прочитайте дома эту сказку своим родителям и нарисуйте иллюстрацию к выбранному отрывку из сказки.

Посмотрите, как много замечательных рисунков появилось на нашем стенде с начала работы по разделу “…и кот ученый свои мне сказки говорил…”

Учитель обращает внимание на некоторые рисунки, ребята выражают свое одобрение.

- Сколько света, добра, творчества в ваших рисунках!

- Спасибо вам за этот свет и веру в добрый хороший мир.

XI. Итог.

- Какая это сказка? Грустная или веселая?

- Можете ли вы назвать другие сказки Андерсена, при чтении которых улавливалась та же авторская светлая грусть? (“Гадкий утенок”, “Дикие лебеди”, “Девочка со спичками”).

Эта светлая чистая грусть заставляет и нас, читателей, быть светлее душой, добрее сердцем и мудрее умом. И мы ему, этому вдохновенному ловцу человеческих душ, благодарны.

Учитель: Ребята, а почему эта сказка помещена в раздел такой хрупкий и такой прочный мир чувств. Мир чувств называется хрупким, поскольку человек или любое живое существо очень ранимы, человека очень легко обидеть. Мир чувств называется прочным, поскольку сильные настоящие чувства ничего не боятся, ни разлуки, ни даже смерти.

Вам понравилась сказка?

И мне понравилась, а особенно оловянный солдатик, за то, что он такой мужественный. А вам за что?

“Несмотря на частые невзгоды, Андерсену выпало на долю подлинное счастье быть обласканным своим народом. Он был поэтом бедняков, несмотря на то, что короли считали за честь пожать его сухощавую руку” (К.Паустовский). И в наши дни сказки Андерсена остаются любимыми сказками. Полное издание сказок Г.-Х. Андерсена вы можете найти в этом двухтомнике “Сказки и истории”. Составитель Л.Брауде.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Такой хрупкий и такой прочный мир чувств.

Слайд 2

Ганс «В цветущей Дании, где свет увидел я, Берет мой мир свое начало.» Ганс Христиан Андерсен

Слайд 3

Родился Г.Х.Андерсен 2 апреля 1805г. в старом датском городе Оденсе.

Слайд 4

Дом, где родился и вырос Г.Х.Андерсен.

Слайд 7

Осыпался. Но в сердце будет цвести всегда Этот пион. Бусон .

Слайд 8

Ол о в о - мягкий, серебрито-белый металл. Т а б а керка - коробочка для хранения табака. Тро лл ь –сверхъестественное существо, злобное по отношению к человеку. Булыжник - круглый камень на мостовой. Пучина – морская бездна. Кухарка – работница на кухне.

Слайд 12

Характеристика героев. Положительный персонаж . Выдержанный Смелый Отважный Верный чувствам Скромный Отрицательный персонаж. Злой Бессердечный Завистливый

Слайд 14

Оловянные солдатики.

Слайд 15

Настоящие чувства ничего не боятся. Ни разлуки, ни даже смерти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения на тему: В.Осеева "Хорошее"

Данный урок проводится в 3 классе по учебнику Л.Ф.Климановой "Литературоное чтение"....

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные":  В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....

Урок литературного чтения по теме «Образ солдатика в сказке Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»» 4 класс УМК Л.В. Занкова, учебник В.Ю. Свиридовой

Конспект урока может быть использован на уроках литературного чтения в начальной школе. В конспекте используются методы и приемы технологии  деятельностного подхода....

Конспект урока литературного чтения по теме : "П.П. Бажов «Серебряное копытце» Сравнение содержания народной и литературной сказок.»

Продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выра...