«С.Дрожжин «Зимний день»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

продолжить знакомство с поэтическими произведениями о зиме на примере творчества С.Дрожжина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit.cht_.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения по системе Н.Ф.Виноградовой «Начальная школа 21 века»

           по теме «С.Дрожжин «Зимний день»

 Цели:

  1. продолжить знакомство с поэтическими произведениями о зиме на примере творчества С.Дрожжина;
  2. познакомить с пословицами, поговорками, приметами, связанных с зимой; учить отгадывать загадки; развивать речь; чувство прекрасного через поэзию, изобразительное искусство, музыку;
  3. прививать любовь к природе и своей малой Родине.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному плану.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные действия:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; выразительно читать.

Личностные результаты

 Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; высказывать свое отношение к прочитанному

Оборудование:

  1. портрет С. Дрожжина;
  2. репродукции картин: А.А.Пластов «Первый снег», И.Э.Грабарь «Февральская лазурь», Д.Я.Александров «Зимняя сказка», И.Э.Грабарь «Зимний пейзаж»;
  3. пословицы, поговорки о зиме, зимних месяцах;
  4. диск с презентацией, проектор, компьютер, магнитофон, диск с записью песни «Три белых коня»;

Ход урока.

1. Организационный момент.

2.Вступительная беседа

 - Дорогие  друзья! Сегодня у нас необычный урок. Мы нашу встречу посвятим одному из прекраснейших времен года. Что же это за время года?

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?                    (зимой)

- «Матушка» - так в старину русский человек называл зиму. Не весну - красну, не лето теплое, не осень сытую, а именно зиму с её холодами, снегами, метелями и буранами. Может быть, потому, что зима, словно родная матушка, прикрывает всю землю снежным одеялом, защищая от лютых морозов.

- А какие прекрасные стихотворения написаны поэтами о зиме. Кто из вас может вспомнить строки? Давайте послушаем. (Никитин «Встреча зимы»,  Суриков «Зима», Тютчев «Чародейкою зимою…», Фет «Чудная картина» и т.д.)

- И художники в стороне от зимней темы не остались. Посмотрите на репродукции картин. (Показать слайд-шоу).

3.Работа по теме урока

1.Знакомство с творчеством Дрожжина.

Спиридон Дмитриевич Дрожжин (1848-1930) родился в деревне на Волге. Семья жила бедно, поэтому Дрожжин проучился в школе всего две зимы. Но он много читал, особенно близких ему А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова.  Вся жизнь С.Д.Дрожжина прошла в деревне, где он писал стихи о родной природе, о труде крестьян. Некоторые его стихи стали народными песнями.

( презентация об авторе)

2.Чтение стихотворения учителем

3.Проверка первичного восприятия:

- Какую картину рисует поэт?

- Какое время суток изобразил поэт?

4.Словарная работа:

Задворье – задний двор, место позади двора.    

 Божий храм – церковь.

5.Вторичное чтение

Самостоятельное чтение учащихся

Чтение учащихся вслух (3-4 человека);

6.Ответы на вопросы, беседа по содержанию(учебник)

- Как автор описывает наступление дня?

- Рассмотрите иллюстрацию. Сравните пейзажи на иллюстрации и в стихотворении.   Выборочное чтение подходящих строк.

Физминутка.

7.Работа в рабочей тетради (Стр. 11, №1-5)

– Молодцы, хорошо справились с заданиями!                        

 8. Работа над сказками

- Ребята, а сколько придумано загадок о зиме (чтение загадок)

- Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче,

всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем Новый год.                        (Декабрь)

- Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадёт,

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?                      (Январь)

- Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ногам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?                      (Февраль)

Поработать над текстом загадок, найти сравнения, олицетворения, эпитеты.

- Эти месяцы сравнивают в песне с 3 белыми конями. Давайте с вами вспомним песню. (Поют песню).

4. Итог урока:

- Что нового узнали на уроке?  

- С творчеством какого поэта познакомились?

5.Оценивание учащихся.

6.Домашнее задание: стр.14-15, наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение-музыка.С.Дрожжин "Зимний день"

 Интегрированный урок литературного чтения - музыки по системе Н.Ф.Виноградовой "Начальная школа ХХI века" по теме "С. Дрожжин "Зимний день"....

Презентация к уроку чтения-музыки по теме "С.Дрожжин. Зимний день.

Презентация "Зимушка - зима" подготовлена к интегрированному  уроку литературного чтения - музыки по теме "С,Дрожжин. Зимний день". Может быть использована и на других уроках по зимней тематике. ...

Кроссворд "Зимний день"

Кроссворд по зимней и новогодней тематике....

Конспект логопедического занятия по теме: «Описание картины «Зимний день»

Конспект логопедического занятия с учащимися 3-х классов по теме :«Описание картины «Зимний день»...

Презентация к уроку С.Дрожжин"Зимний день"

продолжить знакомство с поэтическими произведениями о зиме на примере творчества С.Дрожжина....

Урок технологии "Сова в зимний день"(2 класс)

Урок разработан по новым требованиям. Идея поделки взята с рабочей тетради по технологии по УМК "Планета знаний". Сам урок можно провести в любом УМК в разделе "Комбинированные технологии"...